sotrud.ru 1

Некоторые аспекты преподавания минералогии в 6 классе вальдорфской школы

Кристалл, что в темноте горы возник,

Ты к солнцу подними. Увидишь вмиг

Как свет в нем засияет неземной

И радуга возникнет над землей.

Взрослей, и станешь ясен, как кристалл,

Чтоб мир в тебе красою засиял!

Для ребенка, который приходит в этот мир очень важно каким он его себе представляет, в какие взаимоотношения с окружающими вступает. Поэтому все предметы, направленные на изучение внешнего мира и взаимосвязи с ним человека, занимают в вальдорфской школе центральное место. Одним из таких предметов является минералогия. После рассмотрения мира животных и мира растений в младших классах, в 6 классе можно перейти к изучению минералов.

Вальдорфская педагогика опирается на один из основополагающих принципов антропософии заключающийся в том, что учебный материал подбирается соответственно возрасту, чтобы пробудить дремлющие в ребенке силы познания и мышления. Само существо ребенка подсказывает содержание преподавания в каждом конкретном возрасте. На двенадцатом-тринадцатом году начинается полное обособление собственной личности от внешнего мира.

Наша задача – приблизить мир к ребенку, в противовес тому чувству одиночества, что начинает в нем возникать. Человек должен быть «поставлен» на Землю, связан с нею. Это определяет отношение к другим людям. Если нет связи с Землей – нет понимания других людей. Минералогия помогает понять, что происходит с Землей; как образуются горы и каньоны, пещеры и балки, горные породы и минералы. Само рассматривание, ощупывание минерала дает ребенку ощущение взаимосвязи с минеральным миром. Конечно, мы не говорим ребенку, что твои кости и зубы это то же, что и камни перед тобой. Но, ощущая рост костей внутри себя, через тяжесть, а иногда и боль, и ощущая твердость камня в своих руках, ребенок соотносит одно с другим.


В программах по географии для 6 класса общеобразовательных школ на изучение минералогии выделено небольшое количество часов, но такого времени и объема учебного материала не достаточно для выполнения поставленной задачи.

Примерно с 12 лет дети готовы воспринимать что-то невидимое, абстрактное, но закономерно-духовное, природное. Начиная с 6 класса важно использовать способность ученика строить причинно следственные связи. Минералогия – прекрасная почва для этого. Что служит причиной разрушения и преобразования горных пород и минералов? Почему образуются овраги и балки? К чему приводит необдуманная хозяйственная деятельность человека по использованию минералов? Это вопросы для обсуждения с детьми, которые помогут почувствовать им свою сопричастность к миру. Здесь и внутренняя работа ребенка, и осознание внешнего мира. При этом задействуются творческие силы и учителя, и детей.

Такие беседы помогают воспринимать природные феномены не только при помощи воображения, но и посредством активного мышления. В результате таких бесед приходит понимание природных явлений, формирующих облик Земли: землетрясений, извержений вулканов, цунами, тайфунов, лавин, селей. В старших классах эти явления и причины их возникновения будут рассмотрены подробнее.

В учениках 6 класса глубоко живет тоска по порядку: пункты и правила поведения – это то, что может возникнуть в этом возрасте, и здесь приходит понятие классификации горных пород и минералов, как упорядочивание их многообразия в минералогии. Строение и форма кристаллов, которые, у одного минерала всегда одинаковы, тоже подкрепляют понятие закономерности. Работа по составлению обобщающих таблиц даст возможность применить свою волю к созданию порядка.

Важно помнить о духовно-образном преподавании. Детям необходимы живые понятия, через которые они посредством интереса учителя развивают свой интерес. Понимать можно не только умом, но и чувством, сердцем. В воображении можно пережить гораздо больше того, что дают нам органы чувств. Поэтому очень важно, чтобы дети знакомились с законами природы, достигали тайны бытия при помощи живых образов, а не сухих рассудочных понятий. Живые интересные рассказы о горах и равнинах, минералах и горных породах, истории о геологических открытиях, о различных применениях минералов в жизни человека затрагивают чувства детей и помогают лучше понять излагаемый учебный материал.


Например, начать тему «Горы и горообразование» можно со стихотворений и художественного описания гор. Это оставит в душе ребенка более глубокий след, чем сухое определение. Таким образом, через чувства ребенка, работу его воображения в его памяти дольше сохранятся образы, которые приведут его к понятиям.

М.Ю. Лермонтов

Что на земле прекрасней пирамид

Природы, этих гордых снежных гор?

Не переменит их надменный вид

Ничто: ни слава царств, ни их позор;

О ребра их дробятся темных туч

Толпы, и молний обвивает луч

Вершины скал; ничто не вредно им.

Кто близ небес, тот не сражен земным.

Гималаи

«Эти места так величественны и так чисты, что здесь могут проживать только Боги» писал Редьярд Киплинг о Гималаях.

Гималаи - это нечто невообразимое и завораживающее своей мощью и красотой. Представьте себе, что высоко-высоко над облаками висят, как бы паря и не касаясь земли, гигантские ослепительно белые, снежные вершины гор. Острые взмывающие вверх вершины и широкие ярусы разнообразной растительности предгорий.

«Прекрасны краски! Белые великаны… многие остроконечные снеговые пики и желтые взгорья. … За ними фиолетовые и бархатно-коричневые скалы. Направо уходит река и крутятся облака снежной пыли. Небо неспокойно. Молочно-белые тучи густыми волокнами лезут из-за гор. Все так многообразно и щедро, и обширно. Синее небо граничит с чистым кобальтом, а бестравные купола-своды отливают золотом, а далекие пики кажутся ярко-белыми конусами. Вереница каравана не нарушает безмолвия самой высокой дороги мира.» по Н.Рерих «Алтай-Гималаи»

Тибет

Разреженный прозрачный воздух, красновато-желтоватые холмы и округлые горы на плоской, как стол, равнине, отсутствие растительности. Тибет – это пустота, это камни, это руины буддийских монастырей на вершинах холмов и гор.


Здесь ярко-синее небо днем и ярко-звездное небо ночью. Здесь луна светит на небе даже в полдень, – так разрежен воздух над плоскогорьем. Здесь темно-синяя вода в красивейшем озере Ямдрок-Со в оправе из рыжих гор.

Тибет - это огромная высотная равнина, на которой стоят, большей частью, не остроконечные, а округлые, невысокие горы. Тибет – это пыль дорог, это много воды в виде рек и озер.

Крым

Жаркое пронзительное солнце, яркое голубое небо, белое кружево гор – это Крым. Он такой маленький и одновременно такой большой. Идя по Крыму можно за день успеть подняться на вершину, спуститься с нее и добраться до следующей. Но какие они разные эти горы. Грузный, придавленный своим весом к земле, иногда мрачный Чатырдаг. Вся изрезанная трещинами Демерджи, отряхнувшая с себя громадные глыбы. Невысокий покатый Аюдаг, припавший к морю. И взметнувшиеся ввысь зубцы Ай-Петри.


Как и в других предметах, в минералогии всегда следует исходить из целого и от него идти к частностям. Например, вначале мы приходим к пониманию, что такое горы; затем показываем, чем вулканические горы отличаются от гор, сложенных осадочными породами. Далее показываем ребенку составные части горной породы: гранита или известняка. Обращаем его внимание на то, что горная порода не однородна, внутри есть различные составляющие. И после этого даем понятие о минералах.

Именно на занятиях минералогией можно перейти от целого к составляющим, от строения гор к видам минералов. Это полезно ребенку для понимания целостности мира.

Затем, связывая минералогию с деятельностью человека, мы говорим о хозяйственном применении горных пород и минералов.

Для второго семилетия очень важно понимание того, что «мир прекрасен». Разнообразие форм и расцветок кристаллов, их совершенная форма уже дает детям возможность это почувствовать. К этому можно добавить радость от сотворения прекрасного, если на уроках живописи «вырастить» свои кристаллы акварельной лессировкой или же цветной пастелью. На главном уроке можно сделать с детьми кристаллы из цветной кальки, применив геометрические построения. А на уроках лепки – вылепить кристаллы, ракушки, сформировать складчатые горы и осадочные породы.


Минералогия также тесно переплетается с физикой, изучая минералы, мы рассматриваем преломление света в кристаллах, рост кристаллов, физические процессы по разрушению горных пород и минералов. При изучении разрушения горных пород ученики знакомятся также с некоторыми химическими реакциями.

Описание внешнего вида минералов и их свойств, проведение опытов, экскурсии позволяют детям научиться делать точные наблюдения. Это требует также точных рисунков, чертежей и таблиц.

Основное содержание предмета исходит от учителя. Но дети уже могут выполнять небольшие самостоятельные работы. Например: подобрать сообщение о том или ином минерале, написать сочинение о вулканах, отчет об экскурсии, составить обобщающую таблицу, описать опыт, нарисовать иллюстрации к эпохе.

В возрасте 11-12 лет состояние и поведение мальчиков и девочек становятся различными. Их активность направлена на завоевание окружающего мира. Но проявления такой активности у мальчиков и девочек отличаются. Важно направлять высвобождающиеся силы. Иначе в классе возникает множество конфликтных ситуаций. Походы, выезды в лес, лагеря на природе могут помочь в решении этого вопроса.

Минералогия дает хорошую возможность для организации выездных уроков и выездной эпохи. Жизнь в походе, где все зависят от действия каждого, дает возможность реализовать волевые импульсы. Для мальчиков – это возможность проявить себя сильными, выносливыми, помогающими слабым. Для девочек – необходимость проявлять терпение и терпимость по отношению к другим, принимать помощь со стороны мальчиков и взрослых.

В отличие от выездов на природу для отдыха и развлечения, выездной урок или эпоха имеет конкретные обучающие цели, которые организуют и направляют усилия детей, создают деловой настрой в группе. При этом второстепенные цели – организация быта и жизнеобеспечения – решаются проще и эффективнее.

В наше время, согласно статистике, все больше детей воспринимают информацию визуально или кинестетически. Поэтому увидеть и потрогать предмет исследования для них очень важно. Но если на уроке в школе это ограниченное число образцов минералов и горных пород, и они не связаны с материнской породой, то во время уроков на природе детям доступно все окружающее. На уроках мы часто создаем искусственные феномены в виде опытов, на выездной эпохе эти феномены окружают детей со всех сторон. Это развивает в детях умение наблюдать, дар исследования. Природный феномен больше побуждает к исследованию и размышлению, поиску причины-следствия.


Урок на природе более обширный и насыщенный. Он дает пищу для наших ощущений. Очень важно, что дети могут через ощущения прочувствовать высоту гор и крутизну склонов, рыхлость и твердость почвы под ногами, тяжесть и легкость камней, отодвигаемых с тропы. Такой урок дает возможность не только воспринять и запомнить учебный материал, но и «прожить» его.


В 6 классе Днепропетровской вальдорфской школы перед началом эпохи была подготовлена выставка горных пород и минералов. В ней были представлены образцы, которые дети впоследствии описывали на практических работах. Это были как широко распространенные горные породы и минералы: гранит, базальт, соль, известняк, так и те, которые не встречаются в обычной жизни: малахит, хрусталь, гипс, самородное золото и другие. Эта выставка вызвала у детей огромный интерес. Всю эпоху они рассматривали то одни, то другие образцы, приносили свои камни.

Во время практических работ ученики внимательно обследовали камни, пробовали их на твердость, измельчали, рассматривали в микроскоп, описывали их свойства, зарисовывали образцы. Также дети наблюдали опыты, которые показывал учитель, некоторые опыты ученики проводили сами в классе или дома. Эта работа понравилась даже тем детям, которые вначале смотрели на все скептически.

Теоретический материал давался на уроках в разных формах. Это были образные рассказы учителя, постановка эвристических вопросов, подведение детей к выводам после наблюдения опытов и практических работ, многие дети сами могли дополнить рассказ учителя некоторыми фактами. Рассказывание в конце урока историй, связанных с минералами, людьми, которые их находили, применением минералов и горных пород, еще больше оживляли материал и пробуждали в детях живой интерес к предмету.

Практические работы и опыты – это сфера волевой деятельности. Возможность самим поставить опыт, пронаблюдать и описать его задействует волю ребенка. Раскалывание и измельчение образца помогает детям через физическую работу прочувствовать твердость и мягкость камня. Опыты также позволяют увидеть силу текучей воды при ее замерзании, пронаблюдать, что самые тяжелые породы опускаются на дно, а самые легкие остаются внизу. Практические работы и опыты побуждают детей к выдвижению гипотез, к развитию самостоятельного мышления. От волевой деятельности через образное представление теоретического материала, дети приходят к мышлению и пониманию причинно-следственных связей.


Во время эпохи дети совершили экскурсию на Монастырский остров, где могли увидеть выходы гранита на берегах Днепра, по Набережной, которая отделана гранитным камнем, а на газонах стоят скульптуры из известняка. Но самое большое впечатление на них произвел минералогический музей. После экскурсии в музей дети написали сочинения о своих впечатлениях. По отчетам можно было сделать выводы об интересах детей и их характерах. На многих произвела впечатление история об огромном куске малахита, сохраненном во время войны от фашистов, других заинтересовали ископаемые останки мамонта и бизонов.

Наиболее интересно наблюдать за детьми во время выездных уроков. В необычной обстановке дети больше раскрываются и легче увидеть их истинные качества, которые в обычных условиях скрываются за маской типичных ситуаций.

Первый выездной урок был проведен в Сухачевской балке. Сухачевская балка – это уникальное геологическое образование – ледяной купол, образовавшийся на самой южной в Европе оконечности ледникового языка последнего всемирного оледенения. Впоследствии лед растаял, и холм из осадочных пород оказался изрезан глубокими оврагами. В отличие от обычных оврагов, овраги Сухачевской балки становятся глубже и шире не к краям холма, а к его середине. На обрывах очень хорошо видны слои плодородной почвы и различных осадочных пород. На дне балки попадаются конгломераты, принесенные ледником и не встречающиеся в основной породе Днепропетровской области. На склонах балки проводились антиэррозионные работы.

Сложный рельеф и наличие подробных карт этого района позволило детям закрепить знания по ориентированию и чтению карт, полученные на эпохе географии. Также двенадцатикилометровый поход выходного дня, стал «генеральной репетицией» многодневной выездной эпохи.

С начала похода у детей появился интерес к наблюдениям, который возрастал по мере появления новых феноменов. К средине похода у многих детей стали появляться вопросы и гипотезы. К концу похода весь класс с увлечением исследовал склоны балки, дети спорили между собой, доказывая правильность своих предположений.


Второй выездной урок проходил в конце эпохи в Рыбальском карьере. К этому времени у детей уже была хорошая теоретическая база по минералогии, что позволило им увидеть большее количество природных феноменов. Изменился характер вопросов, дети стали обосновывать свои гипотезы и пытались делать выводы. На склоне карьера они обнаружили выходы гранита разного цвета, дальнейшие исследования позволили детям найти куски породы с крупными вкраплениями слюды и кварца. Эти находки позволили им без помощи учителя увидеть минералы, составляющие гранит и почувствовать связь отдельных камней с материнской породой. Было задано много вопросов о технологии добычи камня, функционировании самого карьера, буро-взрывных работах. Поездка в карьер принесла открытия не только детям, но и нам. Исследуя высокие крутые склоны с меловыми осыпями, дети обнаружили окаменелые остатки древних растений и животных, о которых мы не знали. Заинтересовавшись этим, мы нашли информацию о том, что эти отложения являются уникальными в масштабах Украины и склоны Рыбальского карьера предполагается объявить геологическим заказником.

Наиболее подходящим районом для проведения выездной эпохи является Крым. Многообразие рельефа, различных по происхождению гор, флоры и фауны, исторические достопримечательности, расположенное на ограниченной територии – все это делает Крымский полуостров уникальным. К тому же из Днепропетровска легко добраться до Симферополя, а оттуда в любой горный район.

Маршрут от горы Южная Демерджи через долину Сотеры, водопад Джур-Джур и Долгоруковскую яйлу до Красной пещеры позволяет увидеть разнообразные минералогические феномены. Это диабазовые, известняковые, конгломератные породы; разрушение гор под воздействием сил выветривания; образование каменных грибов; разнообразные водопады и пороги; реки и каньоны; карст и пещеры.

С точки зрения педагогических задач 6 класса, эпоха минералогии является одной из важных составляющих процесса обучения и воспитания. Она сочетает в себе образность и осязаемость объекта изучения с необходимостью выдвижения гипотез и обоснования выводов. При этом более важна практическая часть занятий, которая дает основу для самостоятельного мышления детей. Выездные уроки требуют больших затрат на подготовку, но они дают большой эффект в реализации педагогических и особенно воспитательных целей.