sotrud.ru 1


ПАМЯТКА РУКОВОДИТЕЛЮ СМИ.


1. Согласно ч. 1 ст. 56 Федерального закона от 18.05.2005 № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее – Закон) агитационный период начинается со дня выдвижения политической партией федерального списка кандидатов в депутаты Госдумы.

Предвыборная агитация на каналах телерадиовещания и в периодических печатных изданиях (в СМИ) в соответствии с ч. 2 ст. 56 начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования.

Размещение агитационных материалов политической партии в СМИ осуществляется в рамках предоставленного ей по итогам проведения жеребьевок эфирного времени, печатной площади (как бесплатно, так и за плату) в соответствии с договором, заключенным в письменной форме с организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания до предоставления указанных эфирного времени, печатной площади (ч. 15 ст. 57 Закона).

Платные эфирное время, печатная площадь подлежат оплате исключительно за счет средств избирательных фондов политической партии, ее региональных отделений в полном объеме до момента их предоставления в порядке и сроки, установленные Законом (п. 21 ст. 58, п. 12 ст. 59 Закона).

Согласно ч. 2 ст. 10 Закона под предвыборной агитацией понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей голосовать за федеральный список кандидатов или против него, за кандидата (кандидатов), включенного (включенных) в указанный список, или против него (них).

В период проведения избирательной кампании предвыборной агитацией признаются (ч. 1 ст. 55 Закона):

1) призывы голосовать за федеральный список кандидатов или против него, либо за кандидата (кандидатов) или против него (них);

2) выражение предпочтения какой-либо политической партии, кандидату (кандидатам), в частности, указание на то, за какую политическую партию, какой федеральный список кандидатов, какого кандидата будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с ч. 2 ст. 53 Закона);


3) описание возможных последствий допуска того или иного федерального списка кандидатов к распределению депутатских мандатов;

4) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о какой-либо политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах) в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

5) распространение информации о деятельности кандидатов, не связанной с их профессиональной деятельностью или исполнением своих служебных обязанностей;

6) деятельность, способствующая формированию положительного или отрицательного отношения избирателей к политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидату (кандидатам).

Действия, совершаемые при осуществлении представителями организаций, осуществляющих выпуск СМИ, профессиональной деятельности и указанные в п. 1 ч. 1 ст. 56 Закона, признаются предвыборной агитацией в случае, если эти действия совершены с целью побудить избирателей голосовать за федеральный список кандидатов или против него, либо за кандидата (кандидатов) или против него (них), а действия, указанные в п. 2 - 6 ч. 1 ст. 56 Закона, - в случае, если эти действия совершены с такой целью неоднократно.

Следовательно, отнесение материалов СМИ к агитационным зависит от цели, с которой происходило распространение таких материалов.

2. В соответствии со ст. 3 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» одним из основных принципов деятельности Правительства РФ является принцип гласности.

В ст. 35 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ) установлено, что государственные СМИ обязаны публиковать сообщения и материалы федеральных органов государственной власти, а ст. 11 Федерального закона от 13.01.1995 № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» обязывает государственные аудиовизуальные СМИ предусматривать в публицистических, информационных и информационно-аналитических программах всестороннее и объективное информирование телезрителей и радиослушателей о работе федеральных органов государственной власти, о программе деятельности Правительства РФ.


Кроме того, согласно п. 5 ч. 1 ст. 55 Закона распространение информации о деятельности кандидатов, связанной с их профессиональной деятельностью или исполнением ими своих служебных обязанностей, не имеющей целью побудить избирателей голосовать за федеральный список кандидатов политической партии, не может считаться предвыборной агитацией.

В этой связи при размещении фрагментов выступлений Председателя Правительства РФ в СМИ следует руководствоваться законодательством РФ о СМИ, о порядке освещения деятельности органов государственной власти, законодательством о выборах: если выступление не носит агитационного характера, а относится к непосредственной деятельности должностного лица, оно может быть размещено в СМИ на бесплатной основе, поскольку является информированием о работе федеральных органов государственной власти.

II. 24.09.2011 Президент РФ Д.А.Медведев дал свое согласие возглавить федеральный список кандидатов Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» (далее – Партия) на выборах в Госдуму. На данный момент Д.А.Медведев имеет статус зарегистрированного кандидата, включенного в федеральный список кандидатов, выдвинутого Партией. В связи с этим необходимо разделять его агитационные выступления (содержащие формы предвыборной агитации, установленные ч. 1 ст. 55 Закона) от выступлений, связанных с реализацией им должностных полномочий. Информирование о таких выступлениях, их фрагменты размещаются бесплатно в соответствии с Законом о СМИ и Федеральным законом «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации».

III. Информационное освещение избирательной кампании.

Согласно ч. 2 ст. 51 Закона информационные материалы, размещаемые в СМИ, должны быть объективными, достоверными, не должны нарушать равенство прав политических партий. СМИ, свободны в своей деятельности по информированию избирателей, осуществляемой в соответствии с Законом.


В информационных теле- и радиопрограммах, публикациях в периодических печатных изданиях сообщения о проведении предвыборных мероприятий политическими партиями должны даваться исключительно отдельным информационным блоком, без комментариев (например, в рубрике «Выборы – 2011). Такие информационные блоки не оплачиваются политическими партиями, кандидатами. В них не должно отдаваться предпочтение какой бы то ни было политической партии, не должна допускаться дискриминация (умаление прав) какой бы то ни было политической партии, в том числе по времени освещения проводимых ею предвыборных мероприятий, объему печатной площади, отведенной для таких сообщений.

При этом организации, осуществляющие выпуск СМИ, не лишены права высказывать свое мнение, давать комментарии по поводу проведения избирательной кампании, кампании референдума, но только за пределами информационных блоков (в частности, в аналитических программах и публикациях).

Президент РФ и Председатель Правительства РФ могут проводить предвыборную агитацию, но только в то время, когда они не исполняют свои должностные обязанности и не используют преимущества должностного положения. Например, в отпуске, до начала или после окончания рабочего дня они вправе участвовать в публичных агитационных мероприятиях Партии. Их высказывания о Партии, ее кандидатах, сделанные в ходе агитационного мероприятия Партии, можно давать в СМИ без ограничений с учетом вышеизложенных норм.

Распространение СМИ агитационных высказываний этих должностных лиц не является нарушением, если в ходе такого распространения у организаций СМИ отсутствует агитационная цель и оно осуществляется в соответствии с вышеприведенными положениями Закона.

Также следует учитывать, что п. 8 ч. 7 ст. 55 Закона запрещает представителям организаций, осуществляющих выпуск СМИ, при осуществлении ими профессиональной деятельности проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы.