sotrud.ru 1

Глава 8

ПАУТИНА ЖИЗНИ



Реинкарнация свидетельствует, что все в жизни взаимосвязано и переплетено, что настоящий мо­мент времени связан с другим в далеком прошлом или отдаленном будущем. Реинкарнация напомина­ет о существовании глубинных течений, проклады­вающих свой путь через историю, траектория кото­рого охватывает сотни и тысячи лет. Она внедряет наше настоящее в историю более обширную, чем та, в которой наши физические тела могли бы участво­вать. Она напоминает, что мы, по сути, духовные существа, чьи контуры проступают лишь тогда, ког­да мы заглядываем за границы физического тела и всматриваемся в глубину истории, за пределы само­го времени.


Однако взаимосвязанность, о которой говорит ре­инкарнация, не только простирается сквозь жизни, но и пронизывает нашу настоящую жизнь. В первом слу­чае ее можно представить как вертикаль, во втором — как горизонталь.


Это наша связь с определенными людьми, места­ми и обстоятельствами. Она охватывает «данности» рождения и «случайности» истории, которые, пересекаясь, создают нашу личную судьбу. Эти горизонталь­ные переплетения я называю сетью жизни, или пау­тиной жизни.


Паутина жизни — это паутина энергии, лежащей в ее основе и подпитывающей другие причинные свя­зи. Это духовно причинная матрица, внутри которой находятся наши физические жизни, энергетическое созвездие замыкающихся друг на друге кармических сценариев. Паутина жизни включает всех людей, ко­торые связан с нами и с которыми связаны мы. В ней наши родители, братья, сестры, жены, мужья, дети и друзья, с которыми мы идем через всю жизнь, а так­же давние враги и многие другие люди, возникающие в ней в стратегические моменты. В нее входят все, кто имеет на нас влияние и на кого влияем мы. Она мо­жет включать в себя даже водителя машины, который через двадцать пет проедет на красный свет и поло­жит конец этому циклу моего существования.

Хотя мы склонны думать о себе как о находящих­ся в центре этой паутины, на самом деле в ней нет центра. Или лучше сказать, здесь множество цент­ров и нет абсолютного центра. Каждый из нас — центр собственной сети, но одновременно мы нахо­димся на внешней границе другой сети. Мы можем по-разному втягиваться в жизнь друг друга. С неко­торыми мы рядом всю жизнь, тогда как пребывание с нами других очень кратковременно. Карма этих вза­имодействий весьма сбалансированна. Меня не бу­дет в вашей жизни, а вас не будет в моей, если кар­мическое притяжение не взаимно. Чтобы свести нас вместе, кармическая нить должна связывать оба кон­ца. Поэтому бессмысленно говорить «моя сеть» или «твоя сеть». Возможно, это оправдано, если мы хо­тим представить частную модель, но в целом мета­фора сети не позволяет делать такие разграничения. Она, напротив, подчеркивает большие модели жиз­ни, в которые мы включены. И это вовсе не смут­ные, аморфные поля, но точные и четко очерченные отношения. Нет ничего неопределенного ни в кар­ме, ни, следовательно, в частных паутинах индиви­дуумов.



Паутина жизни — это метафора, которая может помочь создать новую концепцию не только нашего внедрения в общественную жизнь, но и взаимодей­ствия со временем. Если мы думаем о себе как о нахо­дящихся в центре энергетического созвездия, притя­гивающего определенных людей, определенные места и определенные события, у нас может возник­нуть ощущение, будто мы живем вне этого опреде­ленного момента, так сказать, развертываемся во вре­мени. Если люди и события, решающие для моего раскрытия, уже влекутся ко мне какой-то непости­жимой силой взаимного притяжения, тогда я могу думать о себе как о живущем вне временных преде­лов сегодняшнего дня. Если часть моего кармическо­го сценария — найти определенного человека, влю­биться в него и создать с ним семью, значит, часть меня уже сейчас прорывается сквозь время, чтобы привлечь эту личность в мою жизнь, и наоборот. Сле­довательно, по крайней мере, часть моей энергии, если хотите, часть меня не ограничена энергией данного двадцатичетырехчасового периода, а вырывается за его пределы, устремляясь в будущее, которое в опре­деленном смысле неизбежно. Если моя энергия вырывается за пределы настоящего, значит, в какой-то степени и я вырываюсь за эти границы. Тогда я уже существую не только в сегодняшнем дне.

Точно так же мы можем использовать понятие па­утины жизни, чтобы пересмотреть концепцию нашей пространственной тождественности и начать думать о себе как о находящемся вне определенного физиче­ского пространства, где разместилось наше тело. Если моя жизнь связана с жизнями, отделенными от меня не только временем, но и огромными расстояниями, то само мое существование должно позволять мне эти связи. В конце концов, неестественно разделять энер­гию, которая составляет меня, и энергию, создающую отношения, ключевые для моего будущего развития. Я не просто твердое «тело», связанное с другими те­лами нитями энергии. Скорее, я существую как жи­вая энергия, которая вместе с другими центрами жи­вой энергии образует материю энергии, называемую здесь паутиной жизни.



Оценивая взаимосвязанность с другими людьми, мы приходим к расширению концепции существ, ге­нерирующих эту связь. Если наши паутины преодо­левают время и пространство, значит, мы тоже делаем это. В пространственно-временной точке здесь и сей­час пойманы только наши тела и наиболее связанная с ними часть мозга. Духовная сторона нашего существа в значительной степени свободна от такого ограниче­ния. Следовательно, мы можем думать о наших телах и сознании, как о кристаллизациях во времени—про­странстве большей жизненной формы, которая уже сейчас существует за пределами времени—прост­ранства.

ПАУТИНА — ЖИВАЯ


Как видно из предыдущей главы, кармические сценарии не настолько предопределены, чтобы вы­теснить из жизни все выборы. Они, скорее, тщатель­но собирают вместе людей и обстоятельства, чтобы создать лучшие условия обучения. От того, какие выборы мы совершим в пределах этих возможнос­тей, зависит не только наше кармическое будущее, но и настоящее. Это подводит нас к самому важно­му свойству паутины: она живая. Паутина жизни обладает сознанием и реакцией. Она откликается, причем очень искусными способами, находящими­ся за пределами нашего понимания причинных про­цессов. Она проявляет творческий разум, отзываясь на наши выборы, совершаемые нами на протяжении жизни. Поток событий, в котором мы существуем, тоже очень чуток к ним.

Как странно звучит для нас эта мысль! Практиче­ски невозможно, проучившись двенадцать лет в шко­ле, затем в колледже, занимаясь профессиональной де­ятельностью, не стать глубоко убежденным в том, что природа — огромная безжизненная машина. Кван­товые физики могут говорить о том, что частицы по­рой ведут себя так, будто обладают сознанием, но большинство научных и общественных дисциплин все еще придерживаются концепции Вселенной, ос­нованной на механических ньютоновских терминах. Следовательно, образовательные институты учат нас различать только те причинные связи, которые мож­но определить количественно и свести в математиче­ские уравнения. Мир, который можно просчитать, по своему разумен, но это разум более низкого порядка, чем человеческий. Он не думает и не совершает вы­боров, как это делаем мы.



То, что справедливо для природы, справедливо и для истории. Хотя подсчеты исторических причин и следствий — более тонкое дело, чем природных, их тоже надо рассматривать как бесцельные. Если мы и извлекаем из истории уроки, то только потому, что, как разумные существа, хорошо обучаемы, а не пото­му, что история припасла для нас какой-то ценный опыт.


Привыкнув думать в такой интеллектуальной сре­де, мы неизбежно приходим к точке зрения, что по­ток событий, несущий нас по жизни, лишен всякого личностного значения. Согласно такому мировоззре­нию, мы существуем как наполненные воздухом мо­лекулярные цепи, наталкивающиеся друг на друга в атомном мире бессмысленных связей. Случайность слепо проносится сквозь ткань жизни, заставляя нас приспосабливаться или совершать героические по­ступки. Предложить что-нибудь другое в современ­ных условиях — значит, по мнению интеллектуалов, погрязнуть в религиозных предрассудках, и все-таки именно это другое я и хочу вам предложить.


Существует очень древняя мысль, что ритмы на­шей жизни выражают цели, далеко выходящие за рамки молекулярных, электромагнитных или гене­тических процессов, что в них содержится предна­меренность, которая откликается не только на вы­боры, сделанные в предыдущих жизнях, но и на осуществляемые сейчас. И хотя мы не можем коли­чественно определить эти отклики или

удовлетворительно объяснить это явление, но мы можем на­блюдать их, если быть предельно внимательными и знать, куда смотреть1.

---------------------

1 Используя метафору паутины, я хочу обратить ваше внимание на проявляющиеся в жизни модели. Я вовсе не предполагаю, что мы много знаем о разуме или механизмах, создающих эти модели. Я использую образ паутины, «чувствующей и откликающейся» на наши выборы, чтобы описать вполне реальные взаимодействия, а не призрачные вещи. Конечно, нам хотелось бы больше знать об ответственных за эту взаимосвязь механизмах (или посредниках), но неполнота наших знаний не должна мешать различать сами модели.



РАБОТАЯ С ПАУТИНОЙ


Ключ к работе с паутиной жизни — понимание ритмов нашей жизни как постоянно идущего диало­га, помогает личному развитию. Паутина живая, она реагирует. Мы делаем выборы, а она откликается на них. Она меняет свою конфигурацию, окружая нас но­выми условиями, осуществляя обратную связь с на­шими выборами. Когда китайцы обращаются к «Книге перемен» («И Цзин»), чтобы лучше понять, чему хо­чет научить их в данной ситуации жизнь, они гово­рят, что «советуются с Мудрецом». Некоторые мудре­цы живут в горных ущельях или отдаленных скитах. Этот же Мудрец всегда под рукой. Это поле, внутри которого мы живем и дышим, вечно меняющийся контекст нашей жизни здесь и сейчас.


Карл Юнг, знаменитый швейцарский психиатр, в своей терапевтической практике часто наблюдал сле­дующее: когда его пациенты вовлекались в то, что он называл архетипическим уровнем психики, в их жиз­ни нередко начинали наблюдаться случаи синхрони­зации. Юнг определяет синхронизацию как «закон причинной связи», который гласит, что два события могут быть значимо связаны, даже если между ними нет физической связи. (Я бы не стал называть такие связи апричинными; на мой взгляд, их причинность проявляется скорее нефизически, чем физически.) Когда пациенты Юнга достигали такого глубокого уровня раскрытия и самоисцеления, окружающий мир нередко начинал вести себя как магический, ка­ковым он и является на самом деле. Многозначи­тельных «совпадений» в их жизни становилось все больше и больше. Это выглядело так, будто сама Все­ленная решила помочь им в поисках целостности. Юнг предположил, что такие выходы на архетипические уровни психики высвобождают или задейству­ют мощные энергии, способные каким-то непости­жимым образом управлять даже физическими событиями2.

---------------------

2 См. книгу Карла Юнга «Синхронизация: закон апричинной связи». Хорошим вторичным источником может служить книга по синхронизации Айры Прогофф «Юнг, синхронизация и человеческая судьба».



Синхронизация происходит во многих контекстах и может принимать различные формы. Примеры ее встречаются чаще, чем мы предполагаем. Многие люди просыпались среди ночи от того, что им снилось, будто к ним приходили близкие люди и проща­лись с ними. Они уверяли, что все хорошо, они доволь­ны, а затем уходили. Утром же приходило известие о неожиданной смерти появившегося во сне человека. Одна из моих студенток описала подобное в своем дневнике: «Недавно я играла в гольф, и вдруг меня пронзило всепоглощающее ощущение, будто про­изошло нечто страшное. Я не могла точно сказать что, но знала: случилось несчастье. Вернувшись домой, я узнала от мужа, что ему позвонили и сообщили о смерти очень близкого нашего друга из Северной Каролины». Ни одна из известных ныне причинных связей не соединяла внезапный сдвиг в настроении женщины со смертью ее друга, и тем не менее слу­чившееся — проявление подобной связи.


Или другой пример. Допустим, мы работаем над важным проектом и зашли в тупик. События словно сговорились не дать нам завершить проект. Тогда мы отступаем и стараемся заново оценить ситуацию. Сто­ит нам изменить отношение к проекту, как неприс­тупные двери вдруг начинают распахиваться, а упор­но молчащий телефон — звонить. В такой ситуации предположить, что существует связь между измене­ниями внутри нас и изменением отношения к нам внешнего мира, вовсе не означает принимать желае­мое за действительное.

Когда в наши жизни входит синхронизация, это Вселенная разговаривает с нами. Она или привлекает наше внимание, или указывает особое направление. Синхронизации возникают в очень важные, решаю­щие моменты жизни. Иногда они помогают увидеть, какой следует избрать путь, иногда предупреждают о спрятанных на нем ловушках, в которые мы попадем, совершив определенный выбор, иногда подсказыва­ют неожиданные повороты на предстоящем пути. Они могут возникнуть после того, как мы примем трудное решение, словно высказывая свое мнение о сделанном нами выборе.



Не так давно одна из студенток поделилась со мной своим опытом, относящимся к последней категории. Это женщина чуть за тридцать, разведен­ная, воспитывающая двоих детей. В своем дневнике она записала:


«На этой недели у меня был опыт, доказавший кое-что, о чем я и до этого знала, но все же сомневалась. Когда человек идет правильной дорогой, он не может прийти не туда. Я всегда повторяла это, но не до конца верила, может быть, потому моя реакция была такая: «Ого! Это работает!» Попробую изложить суть проис­шедшего в нескольких словах.


Три недели назад я разорвала длительные отноше­ния с некогда близким мне человеком, после того как поняла, что он не хочет развивать их дальше, вклады­ваться в них. Я чувствовала, что оставить все без изме­нений невозможно, это противоречило бы складу моей натуры и было бы слишком болезненно. Но с финан­совой точки зрения этот разрыв был для меня крахом. Я учусь на четвертом курсе, получаю стипендию и грант, но мне надо содержать дом и растить детей. Тог­да я сказала себе: «Если я сделаю то, что считаю пра­вильным, и возвращусь на верный путь, то, уверена, о моих нуждах позаботятся». Я верила в это уже несколь­ко лет, но легко верить в то, что тебе никогда не при­дется проверить на себе.


Итак, я порвала с тем человеком, и следующие две недели были кошмаром — мне пришлось съехать с квартиры. Не единожды повторяла я слова, которые привела выше (наверное, от отчаяния). Как бы то ни было, но вчера мой преподаватель сказал, что мне бу­дут оплачивать участие в исследованиях, в которых я ассистировала. И неожиданно после длительной задол­женности пришли алименты.

Кто-то может спросить: а какое отношение все это имеет к реинкарнации? Большое. Мы — духовные существа, живущие в физическом мире и склонные по­падать в ловушки, забывая, кто мы есть, не помня о большей картине нашего существования. Так вот, мне напомнили об этой картине и, поддержав, вдохновили на то, чтобы соответствовать ей.



Когда я готовил окончательный вариант этой кни­ги, мне на глаза попался отрывок из работы Джозефа Кэмпбелла. Поразительно, но он был почти коммен­тарием к опыту этой женщины. В нем говорится:


«Если у человека есть ощущение Призыва — он чув­ствует, что должен совершить нечто рискованное, — но не следует ему и остается в обществе - поскольку так спокойнее и безопаснее, тогда жизнь идет впустую. В зрелости такой человек понимает: да, он достиг вер­шины лестницы, но лестница-то приставлена не к той стене.


Если у вас хватит мужества рискнуть, жизнь начи­нает открывать, открывать, открывать перед вами все границы. Я не суеверен, но ощущаю то, что можно на­звать духовной магией. Если следовать тому, что я на­зываю личным «благословением», — тому, что напол­няет тебя мужеством и что ты ощущаешь в своей жизни, — двери откроются. Это правда! Так проис­ходило в моей жизни и во многих известных мне жизнях»3.

---------------------

3 Этот отрывок заканчивается следующим образом: «У Шопенгауэра есть замечательная работа «Явная целенаправленность человеческой судьбы», в которой он утверждает, что если в определенном возрасте – в котором я нахожусь сейчас – оглянуться и посмотреть на свою жизнь, то она может показаться романом. Действительно, жизнь часто закручивает события так, словно мы читаем роман Диккенса: случайная встреча внезапно оборачивается главной сюжетной линией, а то, что казалось ошибкой, со временем оказывается поворотным моментом. Рассуждая об этом, Шопенгауэр спрашивает: «Кто же написал этот роман?» (Из книги «Открытая жизнь» – Джозеф Кэмпбелл в беседах с Майклом Томсом, с. 24-25).

Даосские мудрецы говорят, что мы можем быть вполне уверены в правильности данного пути, если он «идет под гору, куда течет вода». Когда мы действу­ем по кармическому сценарию, создается впечатление, будто наши жизни текут, как сбегающая с гор вода. Вещи становятся на свои места без особого напряже­ния. Это может сопровождаться ощущением, что «мы в любом случае должны были это сделать». Таким об­разом, даосизм учит нас следовать своей судьбе и идти по пути наименьшего сопротивления. Это не означа­ет, что поиски своего пути и следование но нему не требуют работы или жертв. Скорее, это значит, что если мы нашли настоящую дорогу, то она должна выглядеть как естественный наш путь, и, следователь­но, на нем все предусмотрено: путь не окажет нам осо­бого сопротивления.



Так как все мы инкарнируем, чтобы учиться через принятие вызовов, нам не найти «горы, откуда течет вода», без отклика на проблемы, внедренные в наши жизни. Самые впечатляющие случаи синхронизации, свидетелем которых мне довелось быть, происходи­ли, когда кто-то бился над какой-то важной пробле­мой, определяющей ход жизни на значительный пе­риод времени. Именно эта борьба делает наши жизни такими разными. Выбор велик: какую карьеру из­брать? Простить обиду или мстить? Стоит ли риск­нуть и поменять работу? Перечислять выборы — все равно что читать молебен по людским драмам. Поло­жить конец браку или попытаться наладить отноше­ния? Смириться ли с тем, что я наркоман? Смогу ли я быть мужественным, когда начнется стрельба? Иног­да такие переломные ситуации возникают внезапно, как в случае со Стивом Логэном, когда ему за секунду надо было решить, простить отца или дать ему уме­реть. Однако более типичны ситуации, складывающи­еся постепенно и возникающие неоднократно. Обыч­но над самыми важными кармическими выборами, которые нам предстоит сделать, мы бьемся многие годы.

У меня сложилось впечатление, что, когда все ска­зано и сделано, мы остаемся с горсточкой извлечен­ных уроков. За всеми деталями нашей жизни, всеми причинами и следствиями, касаются ли они карьеры, семьи или здоровья, встают одни и те же немногочис­ленные проблемы, с которыми мы сражаемся всю жизнь. Это по-настоящему большие проблемы, или блоки, ограничивающие нас и не дающие нам дви­гаться дальше. «Если бы я мог расслабиться и не быть таким зажатым»; «если бы я мог принять себя таким, какой я есть»; «если бы я мог справиться со своей раз­дражительностью»; «если бы я перестал контролиро­вать жизнь окружающих людей»; «если бы я мог по­верить в творческое начало, прорастающее во мне»; «если бы я мог завершить то, что начал». Что бы мы ни внесли в этот список, мы знаем: разреши мы данную проблему, и нам откроется новая жизнь. Эта одна-единственная мешающая нам «вещь» является одним-единственным «ключевым бревном», как называют лесо­рубы то бревно, которое создает затор и не дает продвигаться по реке остальным бревнам. Если мы протолкнем это «бревно», все остальное в наших жиз­нях снова «потечет».



Эти основные противостояния выводят нас на большую сцену и предоставляют редкую возможность изменить свои судьбы. Изменения могут быть не на­столько очевидными, чтобы открыться невниматель­ному наблюдателю, как это было со Стивом, попав­шим в аварию на велосипеде, но со временем их можно заметить. Мы делаем трудный, но, по нашим ощущениям, правильный выбор, и обстоятельства неожиданно меняются к лучшему. Мы принимаем решение взять на себя ответственность или пойти на риск — и вдруг все становится на свои места. Я видел и обратные примеры. Однажды я был свидетелем, как человеку представилась уникальная возможность профессионального роста, но он отклонил ее. После этого ему не поручили важную работу, для которой он, казалось, идеально подходил. Мы никогда не зна­ем, как толковать подобное, но я часто задавал себе вопрос: что произошло бы, если бы человек принял предыдущий вызов?


Иногда блокирующие жизнь проблемы находятся вне нас и отражают обстоятельства, вроде бы нам не­подвластные. Национальная экономика приводит наш бизнес к банкротству. Засуха губит наш урожай два года подряд. Автокатастрофа разрушает нашу се­мью. Тяжелая болезнь час за часом уносит нашу жизнь. Но если карма, реинкарнация и кармический сценарий — заслуживающие доверия концепции, та­кие события тоже являются частью курса обучения. Мы поместили себя в подобные обстоятельства по причине, которую знаем только мы. Какими бы непо­стижимыми ни казались они в настоящем, эти пере­живания зачем-то были нужны. Они содержат нечто, из чего мы можем извлечь необходимый урок, иначе их не было бы в нашей жизни. Не обязательно понимать необходимость такого опыта, главное — отклик­нуться на возникшие обстоятельства так истово, как вы только можете. Наш ответ на вызов — использо­вать этот опыт, извлечь из него то, что для нас жизнен­но необходимо, и следовать за ним, куда бы он ни вел.

Что-то внутри нас притянуло к нам этот опыт. В нем спрятан для нас ключ. Если мы сможем найти его и при­менить, произойдет одно из двух. Иногда после пово­рота ключа внешние обстоятельства начинают менять­ся. Темные тучи, собравшиеся на горизонте, постепенно рассеиваются. Бывает и по-другому: внешние условия продолжают оставаться прежними, но при этом изме­няемся мы. Порою судьба просто не позволяет нам оставаться прежними — она создает такие обстоятель­ства, которые безжалостно перемалывают наше старое Я в пыль. Возможно, мы не доживем до того, чтобы увидеть своих детей взрослыми, или мы не смогли вос­пользоваться благоприятными обстоятельствами, или у нас никогда не было того, чего мы хотели в жизни больше всего. Иногда, повернув ключ, мы обнаружи­ваем, что свободны от этого, Оно (что бы ни скрыва­лось за ним, что бы мы ни считали самым необходи­мым в жизни для ее завершенности) нас больше не мучает, мы чувствуем свою полноту и без него. Иног­да, только отобрав то, что мы хотим больше всего, жизнь покажет, что мы больше той личности, какой воспринимаем себя. Мы больше, чем наши страстные желания, даже самые лелеемые.



Есть особое ощущение, которое приходит, когда мы отыскиваем и используем этот ключ. Как бы все пос­ле этого ни сложилось, мы знаем — мы сделали то, что от нас требовалось, завершили часть своей судьбы. Ощущение, что мы на своем пути, что прошли через главное испытание и сделали правильный вы­бор, не спутаешь ни с чем. Оно приносит умиротво­рение, совершенно независимое от внешних обстоя­тельств. Именно оно имеется в виду, когда в «И Цзин» говорится, что «высшее благо в жизни — жить без упрека». Жить без упрека — значит, выполнять свой кармический сценарий. Только чувство выполнения своего предназначения вносит в жизнь умиротворе­ние. В конце концов не имеет большого значения, как много страданий в нашей жизни, поскольку само по себе страдание не может уничтожить умиротворение, так же как отсутствие страдания не может его даро­вать. Имеет значение только то, насколько правильно мы используем страдание, да и вообще все, что при­ходит к нам.

Как я уже отмечал в главе 4, не думаю, что каждая деталь нашей жизни кармически предопределена. Воз­можно, даже отдельные главные трудности, с которы­ми мы сталкиваемся в жизни, — не центральные в нашем кармическом сценарии. Может быть, их надо воспринимать как неудобства, которые мы сами спла­нировали, или риск, через который мы добровольно готовы пройти, чтобы воспользоваться другими воз­можностями, предлагаемыми нам. Но вполне вероят­но, что эти трудности вообще не были предусмотре­ны. В конце концов, это не так уж важно, поскольку непредвиденные (заранее не спланированные) собы­тия могут быть точно так же использованы для лич­ного развития, как и спланированные. Важно не то, что случается с нами, а насколько эффективно мы это используем. Спрашивать: «Почему со мною?» — намного непродуктивнее, чем спросить: «Как я могу максимально эффективно откликнуться на это собы­тие?» Ни одно из наших усилий не пропадает даром. Мы получим все ответы и поймем причины, когда обучение закончится, и, несомненно, кое-какие сюр­призы нас ожидают. То, что кажется значимым в до­лине, может не оказаться таковым на вершине холма, и нечто значительное откроется там, где мы совершен­но не ожидали это обнаружить.


ИЗМЕНЕНИЯ В ПАУТИНЕ


Кармические причинные связи — это вариации на тему развития. Мы делаем выборы в пределах поля возможностей, и паутина откликается на них. Эти изменения могут проявляться внезапно или посте­пенно. Внезапные изменения проще заметить, но, подозреваю, обычно такие изменения проявляются постепенно, поэтому мы можем не сразу заметить их прихода или не связать с предыдущими выборами.


Чтобы увидеть причинные ритмы наших жизней, мы должны рассматривать большие блоки времени. Чтобы распознать связи между сделанными выбора­ми и изменениями в обстоятельствах, надо развить способность воспринимать свои жизни как целое. Жизнь — органический процесс величайшей слож­ности. Следовательно, он имеет тенденцию развивать­ся постепенно. У каждой жизни — своя траектория, которая придает ей неповторимые свойства и отно­шения. Эта траектория выражает наш кармический импульс во времени—пространстве. Данный импульс определяется нашими отношениями, карьерой, тем, где мы живем, и прочими условиями. Этот импульс не может измениться вдруг. Однако изменения в жиз­ни проявляются, и их корни уходят глубоко в мате­рию наших выборов. Когда поворотный момент воз­никает неожиданно, они выступают кумулятивным выражением множества сравнительно мелких выбо­ров, которые мы делали в течение многих лет.

Если мы отвергаем возможность развития, им­пульс к изменению немного ослабевает. Если мы по­вторно отвергаем такую возможность, потери стано­вятся еще больше. Если мы постоянно делаем это, возможность развития полностью утрачивается, наши жизни могут превратиться в бесконечную по­вседневную рутину. На горизонте не возникает ничего нового: никаких волнений, никаких вызовов. Наша жизнь замирает на самой низкой точке эволюционно­го пути. Мы начинаем ощущать ее как место, где мы прозябаем, вместо того чтобы активно создавать свою жизнь. Хуже всего, что нам кажется, будто мы ничего не можем сделать, чтобы изменить обстоятельства.



Но если мы начинаем настойчиво стремиться к раз­витию, даже если просто жаждем его, возможность изменения, поначалу не совсем осознанная, притянет­ся к нам. Она может появиться, чтобы обменять то, что у нас есть, на неизвестное. Обычно мы должны отказаться от прежнего, причем, как правило, то, что нужно отдать, видится более ясно, чем то, что дают взамен. Чем бы оно ни было, оно — другое и чего-то от нас требует. Если мы отдадим требуемое, развитие пойдет быстрее. Если бы мы могли со стороны наблю­дать за процессом, то увидели бы, что тут же появи­лась другая возможность. Вселенная заинтересована в продолжении нашего развития. Она не может по­мочь иначе, чем откликнуться на наши усилия, на­правленные на развитие. Как гласит пословица, Бог помогает тем, кто сам себе помогает.


Каждый раз, когда мы принимаем возможность развития, происходящие изменения вносят в наши жизни больше движения. Если мы открыты для лич­ностного роста, возникающие возможности будут указывать нам направление этого развития. То, что требуется от нас, будет становиться все труднее, про­тивостояние — все более вызывающим, а награда — большей. Это происходит потому, что развитие — ес­тественный порядок вещей. Выбирая развитие, мы становимся в один ряд с Природой и начинаем полу­чать от нее большие внимание и поддержку.


Когда мы принимаем вызов, начинается определен­ный расцвет. Форма его проявления может быть внут­ренней или внешней или той и другой одновремен­но. Человек начинает ощущать, как поправляется его материальное положение, или у него возникает хруп­кое, но безошибочное внутреннее чувство удовлет­воренности, которое может создать основу дальней­шего развития. Внешне жизни могут выглядеть проблематичными, наполненными трудностями, но именно эти испытания помогают привлечь карму и высвободить ее.

Поскольку эти процессы развиваются по своим за­конам, они в определенной степени предсказуемы, но, конечно, это не та предсказуемость, которую мы про­гнозируем с помощью экспериментов. В лаборатории мы упрощаем природу, исключая из опыта как мож­но больше переменных величин, чтобы отследить одну единственную, которая нас заинтересует. Одна­ко, изучая природу вне стен лабораторий, мы редко располагаем идеальными условиями. Кармическая предсказуемость больше похожа на геологические предсказания землетрясений или извержений вулка­нов. Мы с разумной определенностью можем сказать, что землетрясение произойдет скоро, но точную дату назвать не можем. Существуют теоретические перемен­ные, которые мы еще не установили, и факторы, кото­рые мы еще не можем просчитать. И все же мы в со­стоянии отслеживать давление в месте разлома и довольно точно предсказать, когда в «ближайшем бу­дущем» плиты, разрываясь, начнут расходиться.



Паутина может привлечь к нам людей, информа­цию или возможности именно в то время, когда мы особенно нуждаемся в них, при условии, что мы при­мем на себя определенное обязательство — исполь­зовать их с пользой. Я так часто наблюдал подобные вещи, что перестал удивляться этому. Еще раз я стол­кнулся с этим перед написанием данной главы. Окон­чив предыдущую, я почувствовал, что мне необходи­мо проветрить голову, и устроил себе свободный день, дабы отдохнуть от работы и обследовать побережье близ Орегона, где я тогда жил. В туристическом агент­стве небольшого прибрежного городка я разговорил­ся с очаровательной леди, работающей за стойкой. На лице, тронутом годами, светились молодые ясные гла­за. Дав мне нужную информацию, она спросила, чем я занимаюсь. Слово за слово, и когда обнаружилось, что я преподавал психологию религии, она, просияв, сказала, что тоже длительное время изучала данную область знаний и это были лучшие годы ее жизни. Они дали ей время и мужество принять на себя обязатель­ства обучения и развития, которые она так ценила. Затем женщина спросила, знаком ли мне один автор (я его не знал), и стала рассказывать, как недавно книга этого человека, случайно попав ей в руки, дала инфор­мацию, нужную для следующего шага в личностном развитии. Я улыбнулся и кивнул, соглашаясь, женщи­на же сказала, что в последнее время с ней часто стали происходить подобные вещи. Немного помолчав, она добавила: «Это окончательно заставило меня полно­стью доверять жизни. Никогда прежде у меня не было такого ощущения. Теперь же я доверяю ей, и это ве­личайший дар». По ее молчанию и выражению лица я понял, насколько важно для нее это изменение от­ношения к жизни.

Эта случайная встреча, если, конечно, она была слу­чайной, вновь напомнила мне о том, что главные ис­тины — часть нашей жизни и открываются тем, кто открыт им. В них нет ничего тайного или эзотериче­ского. Эти истины — то, как ведет себя жизнь, если мы позволяем себе увидеть это. С реинкарнационной точки зрения подобные события имеют вполне опре­деленный смысл. Так как само по себе человеческое существование — это обучение, не стоит удивляться, что жизненные процессы поддерживают наше стрем­ление учиться.



Если мы не отвергаем предложенный нашими ду­ховными руководителями план, мы вступаем в жизнь с кармическим сценарием. С самого начала мы оказы­ваемся помещенными в определенную сеть отношений. По мере того как наше сознание развивается, мы на­чинаем осуществлять свои выборы, и с этого момента между ними и сетью-паутиной возникает диалог. Он ведется независимо от того, сознаем мы это или нет. Если мы осознали, что происходит, то можем исполь­зовать предоставляемую паутиной обратную связь с большей эффективностью, внимательнее прислуши­ваться к ее отклику и учиться через него с большей пользой для себя. Поняв однажды правила игры, мы можем стать более сознательными игроками, а посколь­ку цель этой игры — учиться, у нас есть возможность стать и более сознательными учениками.

ВНУТРЕННИЙ КОМПАС


Программа нашего обучения абсолютно индиви­дуальна. Контракт зависит только от соглашения с на­шим большим Я. Никто, кроме него, не может ска­зать, о чем наш сценарий, — ни родители, ни учителя, ни друзья, ни священники, ни врачи. Он может при­вести нас к религии, тогда как вызов другого челове­ка — уйти из религии для исполнения каких-либо иных обязательств. Моей задачей может быть осво­бождение от традиционных ценностей, тогда как за­дача другого — научиться им. Нет никаких внешних правил, которым надо следовать, чтобы пройти через самые трудные и суровые испытания, встречающие­ся на жизненном пути. В такие моменты нас должен вести только еле уловимый внутренний голос, глубин­ное ощущение того, где лежит наш истинный путь.

Я иногда прошу своих студентов подумать, что бы они, будь у них такая возможность, выбрали: карту своего кармического сценария или внутренний ком­пас, по которому можно ориентироваться в жизненном странствии. С картой они знали бы общие особенности тропы, по которой идут, в то время как с компасом было бы ясно, по своей тропе они идут или нет. Как ни соблазнительно иметь карту жизни, все же лучше выбрать компас. Даже с картой мы мо­жем потеряться, с компасом же никогда. Наш внут­ренний компас — сознание того, что мы следуем кармическому сценарию. Если мы знаем, как им пользоваться, он всегда подскажет, правильную до­рогу мы выбрали или сбились с пути, отстаем от гра­фика или опережаем его. Это внутреннее знание, которое может быть развито в высокочувствитель­ную систему руководства. Это стандартная тема в школе Земли4.


---------------------

4 Развитие нашего внутреннего компаса – интуиции – широко обсуждается в литературе нового времени. См. например книгу Шакти Гавэйн «Жить в свете».


Фрейд сослужил нам плохую службу, убеждая в том, что сознание — это просто наше суперэго, а суперэго — просто интернализация родительских запретов. Эти родительские сценарии — лишь поверхностный слой более глубокого живого голоса. Концепция со­знания сама по себе слишком поверхностна, чтобы отдать должное внутреннему знанию. Это жизненно важный путь к нашей Сверхдуше, и ему доступна ин­формация, недоступная рациональному уму. Этот го­лос не ограничен ни временем, ни пространством, как наш ум, что дает ему возможность по-другому вос­принимать вещи и проблемы. А самое главное — он знает наш кармический сценарий. Это тихий голос, ведущий нас к тем противостояниям, которые мы, прежде чем родиться, сами спланировали для себя, и проводящий нас через них. У него есть доступ ко всей информации, которая нам нужна, чтобы осуществить свои самые буйные желания и даже сверх того.

ЖИВЯ В НАСТОЯЩЕМ

Реинкарнация учит нас взаимосвязанности, кото­рая тянется сквозь века и выходит за рамки нашей жизни. И чем глубже мы понимаем эту связь, тем боль­ше способны сосредоточиться на моменте, называемом «здесь и сейчас». Все, что важно для нас, вновь и вновь проходит через наше настоящее, пока не получит сво­его разрешения. Если мы хотим развиваться духовно, то нам нужно сосредоточить свои энергии на настоя­щем, какое оно есть, а не на том, каким оно должно быть по нашим представлениям. Правильно управлять настоящим — вот ключ к исправлению нашей жизни. Именно это лежит в основе понимания реинкарнации и паутины жизни. Она советует делать то, что мы и де­лаем: жить своей жизнью, какой она является сейчас, — но делать настолько сознательно, насколько мы спо­собны. Понимая огромное значение осуществляемых нами выборов, она учит сначала взвешенно оценивать их, а затем уверенно следовать избранному пути. Наше развитие зависит от того, насколько сознательно мы делаем выборы, насколько внимательно следим за по­стоянно меняющимся настоящим.



В учении Дзэн есть история, иллюстрирующая эту мысль. Однажды император попросил учителя Дзэн написать манускрипт для своего двора, изложив в нем суть мудрости Будды, секрет его учения. Учитель бы­стро нарисовал иероглиф «Внимание» и вручил императору свиток. Тот удивился и сказал: «Уверен, там должна быть большая мудрость». Учитель покорно забрал свиток и под первым иероглифом вновь вы­вел: «Внимание». Тогда император, думая, что над ним насмехаются, рассердился и стал настаивать, чтобы учитель выполнил его приказ, иначе поплатится жиз­нью. Учитель вновь взял кисть и в последний раз на­писал: «Внимание». Больше ему нечего было добавить.


Духовные наставники всегда говорили нам, что ключ к нашим жизням лежит у нас под носом. Духов­ное странствие начинается там, где мы находимся сей­час. Суть духовности — жить полностью погружен­ными в настоящее. Это значит, во-первых, выполнять свой кармический сценарий, созданный для духовно­го пробуждения. Многие якобы экзотические прак­тики, которые мы связываем с духовностью, являют­ся просто техниками для углубления способности переживать настоящий момент полно и без искажения. Буддистская медитация випассана, японская кип-кин (прогулочная медитация) и христианская практика присутствия Бога — все фокусируют наше внимание на моменте переживания. Настоящее — это двери, ве­дущие к конечной духовности. Мы с рождения нахо­димся на духовном пути, с первого дня ведем диалог с Мудрецом. Поняв однажды, как действует паутина, мы сможем вести этот диалог более сознательно. Мы хотим проживать свои жизни, зная правила игры и что лежит на кону.

Реинкарнация учит нас, что жизнь — это обуче­ние, а внешние атрибуты наших жизней — декора­ции, помогающие в этом обучении. Наша карьера, наши обязанности, наши трагедии, наши личности, наши дела — все это лишь декорации. На самом деле никто не является таковым, каким мы видим его, на­ходясь в долине. Мы глубоко уверены, что та или дру­гая сторона жизни исключительно важна, что имен­но это настоящее — мои дети, моя болезнь... Но ничего и никого не было бы в нашей жизни, если бы они не играли своей роли в большем процессе разви­тия. Помните, что мы можем быть внедрены в жизнь в любом месте планеты, можем войти в любую семью, любое тело, любую культуру, нацию или историче­скую эпоху по своему желанию. Мы в этом времени, в этом месте, с этими людьми проживаем этот кар­мический сценарий, чтобы помочь своей эволюции, и такое можно сказать о каждом. Все в нашей жизни настоящее, со своей собственной правдой, на своем месте, и каждый человек, находящийся рядом с нами, преследует цели своего образования, но в конечном смысле они — не настоящие. Мы — действующие лица в сценарии друг друга и декорации на сцене друг друга. Мы не реальны по-настоящему, пока существу­ем здесь, в этой долине. Когда ее время заканчивает­ся, мы все поднимаемся на гору и обретаем истинную индивидуальность. Все окружающее нас здесь, вни­зу — декорации. Даже смерть — декорация, возмож­но, величайшая из всех.



Именно это имеют в виду индусы, называя мир «майя» - иллюзия. Вещи в действительности не та­кие, какими кажутся. Говоря, что мир — иллюзия, они не унижают жизнь, просто хотят напомнить о том, что она не ограничивается физической Вселенной. Наша амнезия в долине настолько полная, мы так за­хвачены личными жизненными уроками, что призыв вспомнить другой мир вначале кажется смехотвор­ным. Нам трудно отвлечься от своего сценария, вспомнить, о чем нам говорят и что имеют в виду. Наши жизни — лишь курс обучения в земной школе. Есть и другой мир — мир духа, нелинейного време­ни. Из этого мира мы пришли и в него в конце кон­цов уйдем. Как ни велика физическая Вселенная, но духовная, по словам тех, кто помнит забытое нами, еще обширнее. Прекрасен наш физический мир, но духовный — прекраснее. Как бы нас ни удовлетворя­ла жизнь здесь, она не может идти ни в какое сравне­ние с тем, что ждет нас по завершении нашей работы. Все, что есть здесь, — часть большой пьесы.


Мудрецы говорят, что, участвуя в этой пьесе, нуж­но только «обращать внимание». Просто обращать внимание на то, что происходит перед нами и с нами, и совершать правильные выборы. Мы находимся именно там, где надо. Нет причин идти куда-нибудь еще, просто обращайте внимание. В другое время, когда мы понимали больше, чем сейчас, и могли вос­пользоваться преимуществом мудрого совета, мы выбрали эту жизнь, выбрали события, которые при­вели нас к этому моменту, и надо доверять своему ре­шению. Мы должны доверять всему, что входит в него, и в целом всей системе, которая делает возможным и те или иные события. Мы можем верить в благожела­тельность Вселенной и не сомневаться в полной сво­ей безопасности. Мы никогда не узнаем смерти, и жизнь с этого момента становится только лучше.

Какой бы выбор мы ни сделали, паутина отреаги­рует на него должным образом. Ее отклик — не маги­ческий, а вполне естественный. Мы прикреплены к паутине жизни коллективной энергией прошлых выборов. Как только наши нынешние выборы изменят равновесие этой энергии, паутине придется снова его восстановить. В следующей главе мы рассмотрим дан­ный вопрос более подробно.