sotrud.ru 1

Педагогическая поддержка в основе саморазвития и самоопределения личности


Заседание МО январь Мусина Т.Г.


Какой идеальный тип человека современности и ближайшего будущего?

- Самостоятельный

- Предприимчивый

- Ответственный

- Коммуникабельный

- Толерантный

- Способный видеть и решать проблемы автономно, в группах

- Способный постоянно учиться

- Находить и применять нужную информацию

- Работать в команде

Большую часть перечисленных качеств личности развивает и формирует исследовательская деятельность учащихся на уроке. Формы учебного исследования могут быть самые разные: урок-исследование, проект, игра, семинар и т. д. Не обязательно тратить на исследование весть урок, можно на уроке проводить мини – исследование, используя для этого работу с документами, словарями, справочной литературой и т. д.

Внедрение исследовательской деятельности способствует развитию познавательного интереса у обучающихся, обеспечению взаимосвязи процесса обучения с жизнью. Обучающиеся с удовольствием знакомятся с методикой проведения опытов и экспериментов, если изучаемый объект вызывает у них интерес. А интересные факты, сведения об изучаемом объекте они находят из различных источников информации. Для знакомства с хвостатыми земноводными – тритонами на уроках биологии 7 класса, например, целесообразно использовать справочник определитель А.Г.Банникова. Один из разделов этой книги посвящен классу земноводных. Автор описывает внешнее строение хвостатых земноводных, распространение, образ жизни. Исследование по данной теме можно организовать по изучению влияния частоты сердечных сокращений (ЧСС) и количества подъёмов к поверхности воды тритонов в зависимости от объёма ёмкости, в которой они находятся. Ученики применяют метод наблюдения и сравнения. Дополнением к выведению вывод по проведенной работе может служить рекомендация по содержанию земноводных в домашних условиях, данная в книге И.П. Сосновского "Амфибии и рептилии леса". Исследовательскую деятельность обучающихся целесообразно организовать таким образом, что получение необходимых знаний и применение их на практике происходило посредством познавательной деятельности самостоятельно. Развитие познавательной исследовательской активности у обучающихся следует начинать с ознакомления их с классической цепочкой исследовательского процесса. На стадии формирования опыта самостоятельной исследовательской активности обучающихся необходимо ознакомить с характеристикой каждого из этапов исследования. Важно объяснить, что обязательным условием эксперимента является его многократное повторение, обратить внимание обучающихся на условия проведения эксперимента. В процессе практической деятельности ученик постепенно овладевает методикой проведения экспериментальной части исследования, обработки результатов исследования и постановки выводов. Таким образом, у обучающихся первоначально формируется представление о последовательности деятельности, способах её реализации. Освоив на практике этапы учебного исследования, школьники переходят на другой уровень самостоятельности. Постепенно ученик становится всё меньше зависимым от поддержки педагога. На следующем этапе развития опыта самостоятельной исследовательской познавательной активности учитель формирует у обучающихся навыки самостоятельной постановки проблемы, что способствует интеллектуальному развитию личности. На этом этапе развиваются навыки формулирования цели исследования, задач и выдвижения гипотезы. Обучающиеся приобретают опыт моделирования своей деятельности. Выдвижение гипотезы, постановка цели и задач у них вызывают меньшие трудности. Они могут самостоятельно находить нужную информацию для решения проблемы, моделируют способы её разрешения. Чем интереснее и значимая для школьников тема исследования, тем более она активизирует их деятельность.


Современные школы оснащены оборудованием, которое позволяет активно внедрять в образовательный процесс исследовательскую деятельность. Большую поддержку учителю в организации этой деятельности могут оказать цифровые ресурсы. Применяемые в современной школе цифровые микроскопы на уроках биологии способствуют мотивации к обучению, развитию интереса и к самому предмету, и к исследованию как методу познания окружающего мира. Известно, что продуктивный способ усвоения знаний способствует усвоению способов овладения познавательной деятельности и умению их применять творчески.

Исследовательскую деятельность можно организовать при изучении различных объектов на уроках биологии. Например, изучение строения плесневого гриба мукора в 7 классе можно организовать как небольшое исследование с помощью цифрового микроскопа. Проблемным вопросом при изучении плесневого гриба мукора может быть нахождение разницы и выявление её причины между рассмотренными временными микропрепаратами плесневого гриба мукор развивающегося на субстрате в начальном периоде развития и во время созревания спор. Обучающиеся рассматривают готовый микропрепарат культуры мукора. Далее следуя инструкции карточки, готовят временный микропрепарат плесени. Обучающиеся выполняют работу на своих рабочих местах с использованием светового микроскопа. Учитель демонстрирует микропрепараты с помощью цифрового микроскопа и Интерактивной доски. Для изучения обучающиеся готовят два микропрепарата. На одном микропрепарате обучающиеся знакомятся со строением плесневого гриба мукора, развивающегося на субстрате в начальном периоде развития, а на другом - во время созревания спор. Таким образом, на современном этапе развития школьного образования у учителя имеются возможности и необходимость внедрения продуктивных методов обучения.

Использование элементов исследовательских, эвристических методов обучения делает процесс обучения более продуктивным. Развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе, мотивировать их на достижение более высоких результатов.