sotrud.ru 1










ПОМНИ:

Во взаимодействии и взаимоотношениях с воспитанниками должно быть меньше формализма, больше человеческого общения.


  • Относись к ученикам по – человечески, доброжелательно;

  • Никогда не унижай, не оскорбляй детей – своё негативное отношение к тому или иному поступку лучше выразить в доброжелательном, уважительном разговоре; дети, в большинстве своём очень ранимы и самолюбивы, поэтому неприятный разговор для ребёнка лучше отложить до индивидуальной беседы, в ходе которой надо дать понять ребёнку, что несмотря на случившееся, в него верят, надеются на него.

  • Начиная работу с классом, постарайся как можно больше узнать о каждом ребёнке и о классе в целом, а затем постоянно интересуйтесь жизнью детей, их проблемами;

  • Старайся как можно больше времени проводить с классом: бывать с ребятами на разных уроках, на экскурсиях, в музеях, ходить с ними в походы, просто разговаривать. Это даёт возможность получить подробную информацию о воспитанниках, значительно сплачивает класс и, что немаловажно, помогает создать тёплые, доверительные отношения между воспитанниками и классным руководителем;

  • Стремись понять расстановку сил в своём классе, определи микрогруппы класса, выясни, кто является лидером. Если в классе есть лидер, который, очевидно. оказывает негативное влияние на класс, то не стоит вступать с этим лидером в борьбу, а стоит постараться повернуть его лицом к себе, перетянуть его на свою сторону, сделать своим единомышленником;

  • Работай со сложными (в поведении) ребятами в активном сотрудничестве с их родителями;


  • Поощряй детскую самостоятельность с умом, учи их этой самостоятельности;

  • Не бери на себя больше, чем ты в состоянии сделать;

  • Старайся отталкиваться от положительных черт характера каждого конкретного ребёнка, отмечай успехи и положительные сдвиги в учёбе, организованности, каком – либо деле. Особо отмечай индивидуальные достижения ребёнка, формируя у него уверенность в своих силах и знаниях. Всегда знай, что твои поддержка и одобрение есть выражение веры в силы ученика;

  • Учись сомневаться в себе, всё время задавай себе вопрос: «Почему я так уверена, что он или она должны быть похожи на меня? У них своя дорога, формирующуюся личность надо уважать, а не давить». Не позволяй ребятам приспосабливаться к требованиям, давай больше свободы, «воздуха»;

  • Будь гибким в отношениях с ребятами , умей определять, где нужно быть строгим, а где можно и посмеяться. Не повышай голос никогда, потом всё равно будет стыдно. Старайся все замечания делать с юмором;

  • Стремись быть справедливым ко всем и во всём, никогда не доводи ситуацию до конфликта;

  • Люби каждого своего подопечного так, чтобы радоваться его успехам, разделять его огорчения и верить в его будущее. Если не можешь полюбить, то хотя бы посочувствуй, в то же время не влюбляй в себя детей – пожалеешь;

  • Развивай в детях чувство благодарности, тогда через некоторое время и они будут тебе благодарны;


ИМЕЙ В ВИДУ:

Главное: не воспитывать ребят, а жить с ними совместной деятельностью тот отрезок времени, который вам выпало быть вместе. При этом к воспитанникам относись так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.



ПОМНИ:

Учащиеся, не нашедшие подтверждения своих способностей к обучению хотя бы по одному предмету, теряют интерес к школе вообще.


Уделяй серьёзное внимание учебной работе класса.


  • Наладь хорошие отношения с учителями, работающими в классе, стремись к максимальному единству взглядов среди малого педсовета;

  • Введи систему проверки дневников и требуй от родителей обязательной отметки, контроль за успеваемостью лучше вести еженедельно. По его итогам можно провести индивидуальную беседу с учеником, посетить урок по данному предмету, позвонить родителям с целью выработки наилучшего способа решения проблемы;

  • Осторожно оценивай неудачи ученика, Ведь он и сам болезненно к ним относится, и имей в виду, что ребёнок не должен уходить из школы обиженным на учителя;

  • Веди повседневный контроль за посещаемостью и справками, заведи отдельный конверт для справок и записок;

  • Научись своевременно и чётко заполнять журнал;

  • Чаще бывай на уроках других учителей в своём классе, наблюдай на различных уроках за ребятами, вырабатывай навыки ответственности и самостоятельности с первого дня, веди строгий контроль за дежурством по школе, по классу и добивайся от всех выполнения обязанностей;





ИМЕЙ В ВИДУ:

Лучше больше хвалить и меньше ругать, исповедай педагогику успеха – она приносит хорошие результаты.


ПОМНИ:

Силы и время, потраченные на организацию насыщенной классной жизни, на культурное развитие учеников, никогда не будут потрачены напрасно:


  • Старайся, не жалея сил, организовать как можно больше внеклассных мероприятий: посещение театров, просмотров кинофильмов с их обсуждением (хотя бы по дороге), экскурсии, походы, поездки;

  • Говори с учениками обо всём, что вызывает удивление, тренирует память, развивает аналитический склад ума, вызывает желание повторить или придумать что-то подобное;

  • Не избегай игры (она должна быть обязательным элементом в работе), но при этом помни, что у неё должны быть начало и конец, а желательно – и скромное награждение победителей, но при этом не должно быть обиженных;

  • Не отказывайся от проведения классного часа, хотя бы ради возможности обсудить текущие проблемы и поговорить с ребятами об интересующих их проблемах, будь постоянно готовым к этому, стремись ориентироваться в текущей ситуации в политике, в спорте, в искусстве, будь готовым к дискуссиям и оценкам;

  • Постарайся обязательно найти какое-то общее дело, продолжительное по времени подготовки: это сплачивает коллектив и развивает инициативу;

  • Стремись создавать традиции, в том числе традицию празднования Дня рождения класса с выездом за город, но при этом имей в виду, что любое традиционное дело надо тщательно готовить;

  • Привлекай учеников класса не только к участию в школьных делах, но и к созданию собственного классного микроклимата;

  • Работай в тесном содружестве с классными руководителями параллельных классов: это экономит время, позволяет помогать друг другу и делает жизнь детей интереснее;

  • Старайся задействовать всех детей во внеурочной работе, дай возможность каждому ребёнку проявить себя;


ИМЕЙ В ВИДУ:

Главное – найти какое-либо интересное дело, в которое ты можешь вовлечь детей, стать им интересным, тогда они будут к тебе прислушиваться, им будет интересно с тобой, а тебе – интересно с ними.


ПОМНИ:

Родитель ребёнка не твой ученик, не твой враг, а друг, советник, единомышленник.


  • Стремись наладить деловые связи с родителями

  • Активно привлекай родителей к воспитательной работе с детьми, опирайся на их помощь;

  • На первом родительском собрании определи для родителей дела на весь год – и сразу увидишь, на кого можно опереться, а кто будет всегда в стороне;

  • На общих родительских собраниях говори о планах, проблемах всего класса, а не некоторых детей;

  • Старайся постепенно создать работоспособный родительский комитет, это очень помогает в решении практически всех вопросов классной жизни;

  • Никогда не говори родителю, что его ребёнок плохой, не ругай детей в присутствии других родителей, тем более на родительских собраниях.

  • Будь открытым всем, но не вступай с родителями в дружеские близкие отношения;

  • Не старайся угодить всем родителям сразу, иначе они поймут, что в тебе нет принципиальности, твёрдости характера;




ИМЕЙ В ВИДУ:

Лучшая форма взаимоотношений с родителями: дети – родители – учитель – семья.


Предостережения:

  • Не давай оценок детям, наблюдая их только в учебном процессе;

  • Не бойся быть простым и человечным, однако сохраняй дистанцию между собой и учениками – установить её снова будет гораздо труднее;
  • Не играй роль небожителя – у тебя тоже есть недостатки, твоё преимущество лишь в том, что ты знаешь, как их преодолеть, и стремишься к этому;


  • Не планируй мероприятия, которые детям не под силу (умственно или физически);

  • Не будь чрезмерно активным – иногда детям надо дать отдохнуть от мероприятий;

  • Не старайся сделать всё без помощи родителей, иначе потом всё оставшееся время будешь делать всё сам;

  • Не позволяй не лесных отзывов о своих коллегах при родителях, иначе через некоторое время о тебе будут говорить так же, только за глаза;

  • Не отчаивайся, если тебе кажется, что твои усилия напрасны, не жди прямых и скорых результатов;

  • Не забывай на открытых мероприятиях или выпускных вечерах напоминать родителям и детям о тех учителях, которые их учили раньше, - это оценят и ученики, и родители, и коллеги;


ИМЕЙ В ВИДУ:

Главное - не жди прямых актов благодарности: тогда не будет разочарований.


ПОМНИ:

Дети в классе – твоё отражение: старайся постоянно работать над собой.

  • Постарайся быть авторитетом в своей профессиональной деятельности – это закрепит твоё право оценивать, подсказывать выходы из разных ситуаций, советовать;

  • Не становись для своих учеников идолом, олицетворением лозунга «Учитель всегда прав!». Это далеко не всегда так. Будь человеком, а если получится, то человеком с большой буквы;
  • Не стесняйся признаваться в собственных ошибках, просчётах, умей анализировать их и делать выводы. Умение собственные ошибки анализировать, признавать и исправлять станет хорошим «учебным пособием» для воспитанников. Не стесняйся учиться. Учёба – это освоение неизвестного, непознанного, поэтому не бойся действовать и совершать ошибки. Учись думать, беседовать, прислушиваться к мнению другого, следовать хорошим, добрым советом;


  • Тщательно продумай принципы своей воспитательной работы и старайся следовать им, но не навязывать детям. К принципам можно отнести следующие:

    1. быть честным с детьми;

    2. быть добрым, но не добреньким, не заигрывай с детьми;

    3. быть требовательным и справедливым, объяснять детям свои требования;

    4. не давать обещаний, которые не можете выполнить, но, пообещав, всегда исполняй;

    5. быть оптимистом, стараться себя ставить на место детей и сопереживать им;

    6. быть заинтересованным в детях и в их делах, уметь защищать их, когда необходима;

    7. не делать ничего формально;

    8. быть последовательным и объективным;

    9. быть артистом в своей профессии владеть ораторским искусством, воздействовать словом убедительно и эмоционально;

    10. быть самим собой, работать без профессиональной маски, оставаясь в ладу со своим чувствами, сочетая искренность с требовательностью и добротой;

    11. быть активным и инициативным , заинтересованным в своей работе;

    12. быть примером пытливости и знаний искать новое, критически осмысливать свою работу, не останавливаться и идти вперёд.



  • Умей отдавать себе отчёт в том, к формированию каких человеческих качеств приводят те условия, которые созданы. «Ребёнка учит то, в чём он живёт», поэтому, если вы учите терпимости и мудрости, а сами готовы быстро дать оценку событий вместо анализа их, ваши воспитанники вряд ли научатся терпимости;


  • Не торопитесь, поскольку воспитывается Личность: быстро её можно только сломать и далее «творить по образу и подобию своему», на что у одного человека в отношении другого права нет.

  • Не жди от детей благодарности, умей прощать и забывать, ведь ребёнок ещё изменится, а ты нет, умей начинать всё сначала, умей смеяться над собой, разрушать свой собственный культ, признаваться в слабостях;

  • Помни, что дети не только наше будущее, но и наше прошлое. Почаще вспоминай, каким ты был в детстве (это поможет лучше понять ребёнка). А с другой стороны, наши дети растут в совершенно другое время, нежели мы. Самое трудное – внушить им, вложить в их души вечные ценности, но сделать это так, чтобы они полноценно и комфортно ощущали себя в сегодняшнем дне и могли реализовать свой потенциал.


ИМЕЙ В ВИДУ:


Главное – сохраняй молодость души на долгие годы, тогда тебе легче будет понять юных, рядом с которыми должна состояться твоя счастливая профессиональная карьера.