sotrud.ru 1



Пояснительная записка

Подготовительная к школе группа

Пояснительная записка составлена по образовательной области «Познание» «Формирование элементарных математических представлений» для детей подготовительной к школе группы.

Образовательная деятельность «Формирование элементарных математических представлений» проводится 8 раз в месяц длительностью не более 30 минут, годовой объём -72. Диагностика проводится 2 раза в год: вводная (сентябрь- октябрь), итоговая (май).

Содержание образовательной области «Формирование элементарных математических представлений» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:

Количество

-Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Познакомить со счетом в пределах 20.

-Познакомить с числами второго десятка.

-Закреплять умение называть числа в прямом и обратном порядке (уст­ный счет), последующее и предыдущее число.

-Познакомить с составом чисел от 0 до 10.

- Познакомить с монетами достоинством 1, 5,10, 50 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей .

-Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметичес­кие задачи на сложение и на вычита­ние; при решении задач пользоваться знака­ми действий: плюс (+), минус (-) и знаком отношения равно (=).

Величина

-Закреплять умение делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета (бумаги, ткани и др.), а также используя условную меру.

-Развивать уме­ние измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку).

-Закреплять умение детей измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры.

-Дать представления о весе предметов и способах его измерения. Закреплять умение сравнивать вес предметов (тяжелее — легче) путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами.


-Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.

Форма

-Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вер­шины, углы, стороны) и некоторых их свойств.

-Дать представление о многоугольнике (на примере треугольника и че­тырехугольника), о прямой линии, отрезке прямой.

-Закреплять умение распознавать фигуры независимо от их пространст­венного положения.

Ориентировка в пространстве

-Учить детей ориентироваться на ограниченной территории.

-Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой.

Ориентировка во времени

-Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, пе­риодичности, необратимости, последовательности дней недели, месяцев, времен года.

-Формировать умение определять время по часам с точностью до 1 часа.

Для решения этих задач использую примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы « От рождения до школы». М; Мозаика – Синтез 2010.

Введение технологии В.П. Новиковой «Математика в детском саду» М.:Мозаика-Синтез,2007 обосновано тем, что она отличается новым, инновационным подходом как в содержании, так и в форме подачи материала. Учебный материал строится в виде проблем, побуждающих детей к самостоятельному поиску, «открытию», а они выявляют существенные признаки предметов и создают условия для дальнейшего продвижения вперёд. В ходе занятий широко используются дидактические игры, творческие задания, занимательные задачи и вопросы.

Образовательная деятельность «Формирование элементарных математических представлений» тесно связана с другими областями:

1. Коммуникация

- Развивать построение высказывания. Помогать детям более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.


-Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.

- Приучать детей к самостоятельности суждений.

2. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора. - Продолжать расширять и уточнять представления детей о мире предметов

- Углублять представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов.

-Расширять представление об элементах экономики (деньги, их история, значение для общества, бюджет семьи).

-Закреплять умение обобщать и систематизировать представления о временах года.

-Закреплять умение применять разнообразные способы обследования пред­метов (наложение, приложение, сравнение по количеству и т. д.).

3. Сенсорное развитие

-Совершенствовать координацию руки и глаза; продолжать развивать мелкую моторику рук.

-Закреплять умение сравнивать предметы по форме, величине, строению, положению в пространстве, цвету.

4. Социализация

-В дидактических играх развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.

-Совершенствовать умение сравнивать предметы по внешним признакам.

5.Развитие трудовой деятельности.

-Закреплять привычку самостоятельно готовить материалы и пособия к занятиям, без напоминания убирать их; после игр убирать на место игрушки.

6.Ручной труд.

Закреплять умение складывать лист бумаги разной формы в разных направлениях; делать разметку с помощью шаблона, работать по выкройке, по образцу.

Требования к уровню подготовки воспитанников подготовительной к школе группы по образовательной деятельности «Формирование элементарных математических представлений»

1.Умеет считать до 10 и дальше ( количественный и порядковый счет в пределах 20), знает предыдущее и последующее число.

2.Соотносит цифру(0-9) и количество предметов.

3.Составляет и решает задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользуясь цифрами и арифметическими знаками.

4.Различает величины: длину (ширину, высоту), объём, массу и способы их измерения.

5.Измеряет длину предметов, отрезки прямых линий, объёмы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер.

6.Знает и называет: отрезок, угол, геометрические фигуры, сравнивает их.

7.Ориентируется в пространстве и на плоскости листа.

8.Знает состав чисел первого десятка из единиц и состав чисел первого пятка из двух меньших.

9.Знает монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1,2, 5 рублей.

10.Называет месяц года, последовательность всех дней недели, времён года; время по часам.


Месяц

Тема

Федеральный компонент

Компонент ДОУ

Сентябрь

№1

Формировать общие представления о действии сложения как объединении частей в еди­ное целое, об отношении и зависимости части от целого.

Закрепить представление о равенстве и неравенстве: воссоздавать равное (и неравное) ко­личество предметов по образцу и заданному числу.

Учить самостоятельности при выборе способа (приема) сопоставления групп предметов.


Воспитывать интерес к занятиям математикой.




№2

Развивать общее представление о действии вычитания как части из целого, о взаимосвя­зях и взаимозависимостях целого и частей.

Закрепить знания состава числа из двух меньших (в пределах 5) на конкретном мате­риале


Закрепить названия геометрических фигур.

Воспитывать активность на занятиях.




№3

Повторить образование чисел второго пятка.

Рассмотреть образование двух чисел (например, 6-из 5 и 1, 6 без 1 равно 5).

Закрепить понятие:

  • об образовании последующего числа добавлением единицы к предыдущему;

-об образовании предыдущего числа удалением единицы из последующего

Развивать логическое мышление.

Воспитывать интерес к занятиям.


№4

Закрепить навыки количественного счета в пределах 10.

Учить считать в любом направлении: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу верх и независимо от формы расположения предметов.


Учить называть слово, противоположное предложенному по смыслу.

Воспитывать активность на занятиях.

Сентябрь

№5

Закрепить умение сопоставлять не только совокупности разных предметов, но и разбивать группы на подгруппы и сопоставлять друг с другом.

Упражнять в подсчете клеток в тетради, рисовании отрезков длиной в 5 клеток (и т. д.).

Развивать координацию движений рук и глаз.


Познакомить детей с тетрадью и её назначением.

Воспитывать интерес к занятиям математикой.

Сентябрь

№6

Закрепить умение сравнивать предметы, отличающиеся каким-либо одним признаком; устанавливать количественные соотношения между ними.


Учить группировать предметы по 2-3 разным признакам (размер, форма, расположение и т. д.).


Воспитывать активность на

занятиях.

Познакомить детей с многоугольником, его признаками: сторонами, углами, вершинами.

Сентябрь

№7

Закрепить понятия «поровну», «не поровну», «больше», «меньше».

Учить находить способы, с помощью которых удобнее и быстрее считать предметы в зависимости от характера их расположения.


Упражнять в счете в пределах 10.

Воспитывать активность на занятиях.

Сентябрь

№8

Формировать понятие числа при счете не только реальных предметов и изображений, но и звуков, движений.

Учить определять количество предметов по осязанию (на ощупь).


Познакомить детей со способами рисования многоугольника в тетради.

Воспитывать интерес к математике.

Октябрь

№9

Формировать понятие о том, что число (количество предметов) не зависит от формы расположения предметов, расстояния между ними, цвета, формы, размера и направления счета.

Закрепить понятие о том, что число изменяется только в том случае, если к группе добавляются предметы или удаляются из нее.


Продолжать учить понимать количественные отношения между числами в пределах 10.

Воспитывать логическое мышление.

Октябрь


№10

Познакомить со счетом в пределах 20, особенностью образования двузначных чисел (11-20).


Закрепить:


  • знание о составе чисел из единиц первого пятка;

  • умение сопоставлять численность множеств предметов разного размера (длинных и коротких, широких и узких, красных и синих и т. д.).




Воспитывать интерес к занятиям.




№11

Упражнять в устном счете в пределах 20.

Закрепить знания об особенностях образования двузначных чисел в пределах 20.


Учить составлять фигуру из восьми треугольников; закрепить названия геометрических фигур.

Воспитывать внимание.




№12

Формировать понятие числа (в пределах.20) не только реальных предметов и изображений , но и звуков, движений. ;.. :....

Учить определять количество предметов по осязанию (на ощупь).


Закреплять понятия: «быстрее», «медленнее»; закрепить названия времён года.




№13

Формировать понятие о том, что количество предметов можно узнать, не только сосчитав их, но и глядя на цифры.

Учить:

  • соотносить цифру и количество предметов;

  • рисовать цифру в воздухе, обводить пальцем изображение цифры.
    Познакомить с цифрой 0.




Закрепить временные представления.

Воспитывать активность на занятиях.

Октябрь

№14

Формировать умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.

Ознакомить с цифрами 1,4 и 7.

Обратить внимание на конфигурацию этих цифр.

Учить сравнивать их начертание, устанавливать сходство и различие, рисовать их в воздухе, обводить пальцем изображение цифр.


Учить классифицировать геометрические фигуры по разным признакам: величине, форме, цвету.

Воспитывать интерес к математике.




№15

Формировать умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.

Ознакомить с цифрами 2 и 5.

Обратить внимание на конфигурацию этих цифр.

Учить сравнивать их начертание, устанавливать сходство и различие, рисовать их в возду­хе, обводить пальцем изображение цифр.


Упражнять в ориентировке на листе бумаги: учить ставить точку на пересечении линий.

Развивать логическое мышление.




№16

Формировать умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.

Ознакомить с цифрами 3 и 8.

Обратить внимание на конфигурацию этих цифр.

Учить сравнивать их начертание, устанавливать сходство и различие, рисовать их в воздухе, обводить пальцем изображение цифр.



Упражнять детей в ориентировке в пространстве.

Воспитывать интерес к занятиям.


Ноябрь

№17

Формировать умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.

Учить сравнивать их начертание, устанавливать сходство и различие, рисовать их в воздухе, обводить пальцем изображение цифр,

Упражнять в прямом и обратном счете. Учить составлять фигуры из счетных палочек, а затем преобразовывать их.


Ноябрь

№18

Закрепить знание о количественном составе чисел из единиц (в пределах 5)

Ознакомить с цифрами 6 и 9.

Обратить внимание на конфигурацию этих цифр.


Упражнять в прямом и обратном счете; в счете на слух.

Воспитывать интерес к занятиям.




№19

Познакомить с количественным составом числа 6.

Закрепить представление о цифре 6.


Упражнять в счете в пределах 20.

Учить называть дни недели с любого дня.




№20

Ознакомить с количественным составом числа 7 из единиц.

Закрепить представление о цифре 7.


Упражнять в счете на слух.

Упражнять в ориентировке в пространстве на листе бумаги.

Воспитывать интерес к счету.




№21

Ознакомить с количественным составом числа 8 из единиц.

Закрепить представление о цифре 8.


Упражнять в счете в пределах 20, учить называть «соседей» названных чисел.





№22

Ознакомить с количественным составом числа 9 из единиц.

Закрепить представление о цифре 9.


Учить различать и называть цифры по порядку; учить отсчитывать количество предметов по заданной цифре.




№23

Ознакомить с количественным составом числа 10 из единиц

Закрепить представление о цифрах 1, 0.


Учить составлять геометрическую фигуру из счетных палочек.

Закреплять навыки счета в пределах 10.

Ноябрь

№24

Закрепить:

  • навыки порядкового счета (в пределах 10);

  • понятие порядкового значения числа и порядковых отношений.
    Уточнить знание вопросов: «Сколько?», «Какой?», «Который?».




Закреплять знания о геометрических фигурах.

Воспитывать внимание на занятиях.

Декабрь

№25

Закрепить представление о взаимном расположении предметов в ряду. Учить:

  • пользоваться в речи предлогами и наречиями, обозначающими пространственно - временные отношения (перед, за, между, рядом, сначала, потом, до, после, раньше);

  • определять последовательность всех дней недели.




Воспитывать интерес к математике.




№26

Формировать умение называть последующее и предыдущее число для каждого числа натурального ряда в пределах 10.

Упражнять в установлении соответствия между количеством предметов и цифрой в пределах 10.


Упражнять в счете в пределах 10.

Учить составлять геометрическую фигуру из счетных палочек.

Воспитывать интерес к математике.


№27


Упражнять:

  • в назывании последующих и предыдущих чисел;

  • в сравнении рядом стоящих чисел.




Закрепить временные представления.

Воспитывать логическое мышление.




№28

Закрепить умение называть последующее и предыдущее число.

Побуждать, используя наглядный материал, доказывать, что 8 меньше 9 на 1, а 9 больше 8 на 1, между ними находится число 7.


Упражнять в счете в пределах 10, учить пользоваться цифрами и

Знаками

Развивать внимание.

Декабрь

№29

Учить формулировать свое высказывание, правильно использовать знаки «>», «<» и отношение «=».


Продолжать учить считать в пределах 20, различать и называть цифры по порядку; упражнять в ориентировке в пространстве, на листе бумаги.




№30

Закрепить:

  • умение сравнивать рядом стоящие числа;

  • умение уравнивать множества.

Учить самостоятельно выбирать способ доказательства, что одно множество больше другого: путем составления пар, расположения напротив друг друга, соединения стрелками или замещения реальных предметов символами.


Упражнять в счете в пределах 20, учить называть «соседей» названных чисел, различать и называть числа по порядку.

Воспитывать дисциплину на занятиях.




№31

Учить называть числа в прямом и обратном порядке на конкретном предметном материале пределах 10.


Закрепить знание о составе чисел из единиц первого пятка и определение количественного состава чисел из единиц второго пятка.


Упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10.

Учить отсчитывать количество предметов по заданной цифре.




№32

Закрепить:

- знание о назывании чисел в прямом и обратном порядке на наглядном материале;

- знание о количественном и порядковом значении числа в пределах 10.
Учить называть числа в прямом и обратном порядке без наглядного материала.


Воспитывать активность на занятиях.

Продолжать учить считать в пределах 20.

Январь

№33

Познакомить с особенностью образования двузначных чисел (11-20).

Закрепить умение считать в пределах 20.

Упражнять:

  • в назывании предыдущего и последующего числа к названному числу или обозначенному цифрой (в пределах 10);

  • в назывании пропущенного при счете числа;

  • в понимании выражений «до» и «после».



Воспитывать самостоятельность при работе с раздаточным материалом.




№34

Закрепить:

  • знания об отношении целого и его частей;

Упражнять в делении и составлении целой фигуры, работая с листом бумаги, квадратом, кругом.


Развивать логическое мышление и мелкую моторику рук.




№35

Закрепить:


  • знания об отношении целого и его частей;

представление о делении целого

  • на четыре равные части.
    Познакомить:

  • с делением на восемь равных частей;

  • с понятиями «одна четвертая часть», «одна восьмая часть».
    Упражнять в делении листа бумаги.




Развивать логическое мышление и мелкую моторику рук.




№36

Закрепить умение делить целый предмет на 2, 4, 8 равных частей и сравнивать эти части.

Рассмотреть зависимость размера каждой части от общего количества частей.

Показать, чем больше частей получится при делении целого, тем меньше каждая его часть, и наоборот.

Учить находить по части целое и по целому его часть.

Дать представление о том, что при сравнении частей фигур разного размера получаются не­равные части.


Воспитывать самостоятельность при работе с бумагой.

Развивать мелкую моторику.


Январь

№37

Формировать представление о составе числа из 2 меньших.

Учить раскладывать число на 2 меньших и получать из двух меньших одно большее число.



Развивать логическое мышление.

Упражнять детей в делении предмета на 8 равных частей путем складывания по диагонали.




№38

Систематизировать знания о числе 6 и цифре 6. Формировать представление о составе числа 6 из двух меньших.

Учить раскладывать число 6 на два меньших и получать из двух меньших одно большее число.

Учить называть «соседей» данного числа; учить ориентироваться на листе бумаги.

Воспитывать интерес к занятиям.





№39

Систематизировать знания о числе 7 и цифре 7.

Формировать представление о составе числа 7 из двух меньших.

Учить раскладывать число 7 на два меньших и получать из двух меньших одно большее число.


Закрепить название дней недели.

Воспитывать активность на занятиях.




№40

Систематизировать знания о числе 8 и цифре 8.

Формировать представление о составе числа 8 из двух меньших.

Учить раскладывать число 8 на два меньших и получать из двух меньших одно большее число.


Упражнять детей в ориентировке в пространстве.

Развивать логическое мышление.

Февраль

№41

Систематизировать знания о числе 9 и цифре 9.

Формировать представление о составе числа 9 из двух меньших.

Учить раскладывать число 9 на два меньших и получать из двух меньших одно большее число.


Воспитывать самостоятельность при работе с раздаточным материалом.

Февраль


№42

Систематизировать знания о числе 10 и цифрах 1, 0.

Формировать представление о составе числа 10 из двух меньших.

Учить раскладывать число 10 на два меньших и получать из двух меньших одно большее число.

Развивать логическое мышление.

Познакомить детей с четными и нечетными числами.






№43

Познакомить с монетами достоинством в 1, 2, 5, 10 рублей и 10 копеек.

Ввести понятия «деньги», «монеты», «рубль», «копейка». Учить устанавливать соответствие между монетами и числами. Закрепить знания о составе числа из единиц и из двух меньших чисел.

Учить составлять разные наборы из имеющихся монет (до 6 рублей).

Развивать логическое мышление.

Воспитывать интерес к математике.




№44

Закрепить знания о составе чисел из единиц и из двух меньших чисел.

Учить составлять разные наборы из имеющихся монет достоинством до 10 рублей.

Закрепить знание о монетах, их названиях, наборах и размене.

Воспитывать интерес к математике.




№45

Дать представление об арифметической задаче. Познакомить со структурой задачи.

Учить:

-различать части: условие (о чем говорится в задаче) и вопрос (о чем спрашивается в задаче).

- Понимать: для того, чтобы ответить на вопрос задачи, надо ее решить.
Формировать умение рассуждать.

Воспитывать внимание.

Февраль

№46

Закреплять умение находить в задаче условие и вопрос.

Продолжать формировать умение рассуждать. Учить формулировать арифметическое действие.

Упражнять:

  • в составлении задач на сложение с использованием наглядного материала;
  • в составлении задач не только на наглядной основе, но и по числовым данным.


Учить составлять и решать задачи с использованием монет достоинством в 1,2 и 5 рублей.

Развивать логическое мышление.

Воспитывать умение внимательно слушать.




№47

Познакомить с задачами на нахождение суммы (целого).

Учить:

-решать задачи на нахождение суммы;

  • записывать арифметическое действие, используя знак «+»;

  • моделировать описанные в задаче взаимосвязи между данными и искомыми с использованием не только наглядного материала, но и разного вида схематических изображений.




Воспитывать активность на занятиях.




№48

Продолжить знакомство с задачами на нахождение суммы (целого).

Учить:

  • моделировать описанные в задаче взаимосвязи между данными и искомыми с использова­нием не только наглядного материала, но и разного вида схематических изображений.




Воспитывать активность на занятиях.

Март

№49

Познакомить с задачами на нахождение части.

Учить решать задачи на нахождение части, используя арифметический знак «-».

Закреплять умение видеть в задаче условие и вопрос.


Воспитывать интерес к занятиям.

Март


№50

Продолжать учить:


  • решать простые арифметические задачи;

  • формулировать арифметические действия вычитания и сложения;

  • записывать арифметические действия, используя карточки с цифрами и знаками «+», «- » и отношения «=».

Учить выбирать нужное арифметическое действие.


Развивать логическое мышление.

Воспитывать интерес к математике.




№51

Познакомить с задачами на увеличение числа на несколько единиц.

Учить решать задачи на увеличение числа на несколько единиц.

Закреплять умение правильно выбирать арифметическое действие и формулировать его.


Воспитывать активность на занятиях.




№52

Познакомить с задачами на уменьшение чисел на несколько единиц.

Учить решать задачи на уменьшение числа на несколько единиц.

Закреплять умение правильно выбирать арифметическое действие и формулировать его.


Воспитывать внимание и активность на занятиях.

Март

№53

Закреплять умение:

  • понимать условие и вопрос задачи;

  • выбирать правильное решение.

Продолжать учить составлять задачи по картинкам и условным обозначениям. Систематизировать знания и умения:

  • составлять простые арифметические задачи;

  • различать условие и вопрос;

  • выделять числовые данные и устанавливать отношение между ними;

  • правильно выбирать и формулировать арифметическое действие, находить его результат;
  • давать развернутый ответ на вопрос задачи.





Воспитывать внимание и интерес к математике.




№54

Закреплять навыки счета и отсчета предметов.

Познакомить с приемами быстрого счета однородных предметов, когда за единицу от­счета принимаются два предмета.


Учить детей считать двойками.

Воспитывать внимание.




№55

Закреплять умение формировать группы из однородных предметов, перестраивать их.

Учить устанавливать связь между количеством групп и количеством предметов в группе.

Упражнять в количественном счете парами, тройками, пятками.


Развивать логическое мышление.

Учить различать четные и нечетные числа.

Март

№56

Закреплять умение сравнивать длины предметов с помощью непосредственного нало­жения.

Формировать представление о том, что для сравнения каких-то предметов, их надо из­мерить.

Познакомить с меркой и способами измерения меркой.

Учить выбирать мерки для измерения длины предмета.

Подвести к пониманию того, что результат измерения зависит от величины мерки.

Закреплять умение измерять длины предметов с помощью условной мерки.


Воспитывать самостоятельность

при измерениях.

Апрель

№57

Упражнять в измерении с помощью условной мерки.

Учить сопоставлять и упорядочивать предметы по одному измерению, отвлекаясь от других измерений. Развивать глазомер, зрительную память, внимание.



Воспитывать внимание на занятиях.




№58

Учить:

  • рисовать равные и неравные отрезки на бумаге в клетку;

  • сравнивать результаты.

Упражнять в измерении отрезков прямых линий с помощью подсчета клеток.

Продолжать учить измерять предметы разными мерками.

Формировать понятие зависимости результата измерения длины от величины мерки.


Развивать мелкую моторику, глазомер, самоконтроль.

Упражнять в работе с тетрадью.

Упражнять в измерении длины с помощью линейки.




№59

Учить:

  • измерять сыпучие вещества;

  • следить за полной меркой;

  • понимать, что от этого зависит результат измерения.



Воспитывать аккуратность и самостоятельность

при измерениях.

Апрель

№60

Учить с помощью условной мерки определять объем.

Повторить правила измерения конкретными мерками.


Уточнить представления детей о годе, как временном отрезке; сформировать представления о необратимости времени; уточнить знания детей о календаре.




№61

Упражнять в измерении жидкости с помощью составной мерки.

Развивать понимание зависимости результата измерения объема от величины мерки.



Учить составлять число 10 из двух меньших.

Воспитывать аккуратность при работе с жидкостью.






№62

Формировать представление о понятиях «тяжелее», «легче» на основе непосредственного сравнения предмета.

Учить сравнивать предметы «по тяжести», подбирать равные и неравные по весу.


Развивать логическое мышление.

Познакомить с весами.

Закрепить временные представления.




№63

Показать неизменность длины, объема, веса в случае действий перемещения предметов с места на место, пересыпания количества крупы, переливания жидкости из одной посуды в другую.


Воспитывать аккуратность и самостоятельность при измерениях.




№64

Уточнить представление о геометрических фигурах: треугольнике, квадрате, прямоугольнике, круге, овале - и их основных признаках.

Упражнять в анализе различных свойств фигур: равенство и неравенство сторон, соотношение углов и вершин.


Развивать как наглядно-образное мышление, так и абстрактное.

Воспитывать интерес к математике.


Май

№65

Уточнить представление о четырехугольнике и его свойствах.

Закрепить понятие «многоугольник».

Продолжать знакомить с его признаками: сторонами, углами, вершинами.

Учить видеть форму геометрической фигуры и отдельных ее частей.



Развивать геометрическую зоркость.

Упражнять в составлении фигур из множества частей.




№66

Познакомить с геометрическими задачами-головоломками на выкладывание контура геометрических фигур.

Закреплять знания о геометрических телах и их свойствах.

Учить:

  • видеть знакомые геометрические фигуры в предметах реального мира;

  • конструировать их по выкройкам и чертежам;

  • создавать геометрические фигуры по описанию, видоизменять их по условию;

  • делать доступные обобщения.




Упражнять в видоизменении геометрических фигур.

Развивать наблюдательность и логическое мышление.




№67

Закреплять и развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью услов­ных обозначений (стрелок-указателей движения), планов, маршрутов, схем.

Учить определять направление движения объектов, отражать в речи их взаимное располо­жение; моделировать пространственные отношения с помощью плана, схем.


Воспитывать внимание и наблюдательность.





№68

Закреплять умение правильно ориентироваться в пространстве.

Уточнить понятия «вверху - внизу», «слева - справа», «выше - ниже», «правее - левее».

Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.


Воспитывать дисциплину на занятиях.




№69

Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.

Учить находить точку, строчку, столбец на клетчатой бумаге по описанию их места: (пра­вый (левый), верхний (нижний) край листа; левый верхний (нижний), правый верхний (нижний) углы.


Упражнять в составлении композиций (орнаментов).


Развивать мелкую моторику рук.

Воспитывать умение внимательно слушать.




№70

Закреплять представление о последовательности дней недели, времен года, месяцев.

Развивать чувство времени.

Упражнять в дифференцировании длительности различных временных интервалов.


Познакомить детей с историей возникновения часов.

Учить узнавать время по часам.

Воспитывать интерес к математике.




№71

Формировать понимание временных отношений «сначала - потом», «до - после», «рань­ше - позже», «в одно и то же время».

Учить пользоваться этими понятиями в жизни.

Познакомить с часами и их назначением.


Продолжать учить детей узнавать время по часам.

Воспитывать интерес к занятиям.




№72

Формировать и закреплять понятия о движении времени, его периодичности, сменяемости и в то же время необратимости.

Закреплять умения определять время по часам с точностью до одного часа, устанавливать время на макете часов с циферблатом, использовать часы в играх.


Продолжать учить детей слышать и понимать.

Воспитывать желание учиться новому.













Список литературы

Методические пособия:


1. Арапова – Пискарёва Н.А. «Формирование элементарных математических представлений» - М. Мозаика- Синтез, 2006- 2010.

2. Примерная основная общеразвивательная программа дошкольного образования « От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой. М Мозаика- Синтез, 2010

3.В.П.Новикова «Математика в детском саду» - М. Мозаика – Синтез,2007.

4. И.А.Осина и др. «Развернутое перспективное планирование по программе под ред. М.А.Васильевой. Подготовительная группа» Волгоград-Учитель 2010.

Для детей рабочие тетради:

1. Денисова Д. « Математика для дошкольников. Подготовительная к школе группа» - М. Мозаика- Синтез, 2006- 2010

2. Петерсон Л.Т, Холина Н.П. « Раз – ступенька, два – ступенька. Математика для детей 6-7 лет. Ч. 1- 2.» М. Ювента 2011.

3.Тетради в клетку, карандаши простые и цветные.

Список средств обучения

1 Наглядно - дидактические пособия

Плакаты:

Цвет.- М.Мозаика - Синтез, 2010

Форма – М. Мозаика - Синтез, 2010

Цифры- М. Мозаика - Синтез, 2010

Картинки для формирования временных представлений.

2. Демонстрационный материал:

Геометрический материал – круги, квадраты, треугольники разного цвета и размера.

Кубики, конусы, шары разного размера;

Игрушки пластмассовые и резиновые.

Цилиндры разной высоты.

Наборы картинок для фланелеграфа: листочки, зайчики, кошечки, ёжики, грибки, цветы.

Карточки с зайчиками и морковками для приложения и наложения.

Ленты одинаковой ширины разного цвета и длины.

Полоски бумаги по длине и ширине.

Палочки по толщине.

Cчеты.

Календарь года, часы.

Карточки с цифрами.

3.Раздаточный материал:

Геометрические пеналы, полоски по длине и ширине; счётные палочки; шары разных размеров и разных цветов; матрёшки; ёлочки; пирамидки; карточки с двумя полосками, магнитные азбуки.

4. Телевизор и ДВД с дисками «Уроки тётушки Совы».

5. Фланелеграф.

6. Магнитная доска с магнитами.