sotrud.ru 1 2 ... 5 6

  1. Предмет, задачи и проблемы современной психологии


  2. Этапы развития психологической мысли

  3. Методология и методы психологии

  4. Понятие сознания и самосознания

  5. Бессознательное. Неосознаваемые процессы.

  6. Индивидные свойства личности.

  7. Личность как субъект деятельности.

  8. Психологическая структура личности.

  9. Классификации теорий личности

  10. Развитие личности в теории З.Фрейда.

  11. Деятельность, ее психологическая структура.

  12. Мотивация человека (описание структуры, краткая хар-ка мотивов).

  13. Ощущения как основа чувственного познания,

  14. Закономерности ощущений

  15. Виды восприятия, их развитие

  16. Свойства восприятия,

  17. Виды и характеристики внимания, его функции

  18. Память, виды памяти.

  19. Закономерности памяти, ее индивидуальные особенности и развитие

  20. Мышление: виды, формы.

  21. Развитие мышления в онтогенезе

  22. Виды интеллекта и качества ума

  23. Виды умственных (мыслительных) действий,

  24. Особенности творческого мышления

  25. Речь как инструмент общения и мышления. Требования к речи специалиста

  26. Воображение, его функции.

  27. Характеристика эмоциональной сферы личности

  28. Волевые свойства личности

  29. Развитие волевых качеств, их значение в деятельности

  30. Темпераментальные качества личности, их учет в процессе деятельности специалиста.

  31. Характер как интегральное качество личности

  32. Способности. Развитие способностей.

  33. Человек как член социума. Социализация.

  34. Понятие социальных ролей и статусов

  35. Общение как источник социально-психологических явлений.

  36. Виды общения, их функции


  37. Психологическая структура общения

  38. Средства общения





  1. Предмет, задачи и проблемы современной психологии

Пси – наука о закономерностях, механизме и фактах психич жизни человека и животных.

Наука психологи имеет тысячелетнюю предысторию. Происходит от мифа об Амуре и Психее. Психея – символ души, ищущей свой идеал. Термин «пси» - образован от греч слов (душа, смысл, разум, познание, изучение) т.е. Пси – это знание о психике, наука изучающая её. В ходе истор развития понятие о пси явлениях и о её предметах изучения- менялись. Сначала пси была наукой о отношениях с окруж миром, затем как наука о душе, затем о поведении, и наконец о психике.

Основные задачи пси: изучение психики в филогенетическом (рассматривает развитие биологического вида во времени / эволюция в качестве процесса)и онтогенетическом (индивидуальное развитие организма от рождения до смерти.)развитии чел-а и животных. Пси изучает процессы, состояние и св-ва чел-а на конкретных этапах ег развития, а также закономерности формирования чел-а как активного деятеля соц процесса. Чел изучается как: представитель биологич вида, как член общества, как субъект деятельности.

Предмет психологии не внутренний мир человека сам по себе, а отражение во внутреннем мире внешнего мира, то есть активное взаимодействие человека с реальностью. Предметом психологии являются закономерные связи субъекта с природным и социокультурным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих действовать, а также в самих действиях, переживаниях своего отношения к другим людям и к самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы. Изучение психологических возможностей человека в связи с требованиями, предъявляемыми ему сложными видами трудовой деятельности, характеризует важную роль современной психологии.


Общая пси- изучает общие закономерности психич деятельно чел. Возрастная – закономерности пси развит чел-а в зависимости от возраста. Педагогич – психологич особен-ти воспитания. Инженерная – взаимодействие чел-а и машины. Исскуства – деятельность направленную на создан искусства , закономерности восприятия эти творений. Военная – состояние чел-а в военной обстановке. Социальная – различные соц общности, характер взаимоотношений людей в группах. Срвнительная – сопоставляет психику животн и людей, причины сходств и различий. Медицинская – вопросы психотерапии, процесс общения врача и больного.



  1. Этапы развития психологической мысли

1 этап (VI до н. э.- V н. э.)– психология как наука о душе (все непонятные процессы человека обусловлены деятельностью души)Психология – наука о душе (Демокрит).

Платон – «Истинным бытием обладают лишь идеи. Мир идей более реален, чем те чувственные вещи, которые чел. Имеет перед собой.»

Аристотель – (дуалист - одновременно признавал идеально и материальное) «душа и тело едины и неотделимы. Душа – суть тела, она движет им, а также решением и мыслью. Есть 3 вида души: растительная, животная и разумная(включ разум и волю, кот даны божествен замыслом) »

*Причины перехода – Развитие учений о душе в рамках философских учений и на базе мед знаний. Развитие учения о душе в подтекстах анатомо-физиологич знаний + открытий. Пересмотр отношения к душевнобольным. Отказ от души как от предмета объяснит принципа душевных заболеваний. Итог: выявление проблем, формулирование важных вопросов, описание множества проявлений души.

2 этап (XVI – XVII -- сер XIX) – психол стала наукой изучающ сознание. Способность думать, чувствовать, желать и называли сознанием. Основной метод из-я сознания – наблюдение чел-а за самим собой (интроспекация).

Рене Декарт – (картезианство) пси – это то что осознается т.е. это состояние когда я знаю, что я мыслю или переживаю.


Джон Локк – 2 источника идей: объекты ощущения и внутреннее восприятие действий т.е. все идеи происходят от ощущения или рефлексии.

*Причины перехода – кризис науки, разделение на точные и гуманитарные, стремление психологии стать точной наукой, работы исследователей.

3 этап (развитие пси) – пси как наука о поведении и эксперементальная пси. В начале 2 в задача пси – ставить эксперименты и наблюдать за поведением, поступками, реакцией чел-а.

Вильгельм Вунд – изучает элементы сознания в психологич лаборатории. Исследует ощущения, а также представления у чувства (инструментарий – тахистоскоп и метроном) бихевиаризм.

*Причины перехода – дискуссии. Учение о рефлексе. Концепция Фрейда (пси сноведений, введение в психоанализ). Возникновение новых направлений в пси. Фрейд говорил о 2-х источниках энергии: Эрос- сексуальной и Танатас – разрушительной.

4 этап (с начала 20 гг 20 в - ***) психология как наука, изучающая объективные факты, закономерности, проявления и механизмы психики. Пси определяют как научное исследование поведения и внутр психич процессы, а так же практическое применение полученных знаний.



  1. Методология и методы психологии

Три принципа построения пси исследования: 1. Принцип объективности – предполагает, что изучение чел-а должно происходить как в естественных условиях, так и не в естеств , чтобы определить, зависит ли какое-нить проявление психики чел-а от внешних факторов. Этот м. требует внимания ко всем получаемым данным, особенно тем, что протеворечат первому впечатлению. 2. Принцип досконального изучения всех пси явления в их развитии – предпол. Изучение воздействия на чел-а. Важен не только результат но и сам процесс. Выделяются не только актуальные но и потенциальные возм-ти исследуемого индивидуума. 3. Аналитико-синтетический принцип – изучаются отдельные проявления психики в разн условиях. Отмечается синтетич подход т.е. изучается связь отдельных проявлений меж собой.


*В основе каждого из методов пси используется 1 из принципов, это определяет индивидуальные особенности каждого метода: Лонгитюдный способ – неоднократное исследование на протяж долгого времени. Сравнительный с – изучение нескольких чел по одной проблеме. Комплексный с – включает достоинства и недостатки первых двух способов. Цель каждого из методов сбора материала в пси – раскрытие закономерностей и механизмов психики и поведения чел-а.

Метод Наблюдение – древнейший метод познания. Его примитивной формой – житейскими наблюдениями – пользуется каждый человек в своей повседневной практике.

Набл м.б. прямым (изучает реакции чел-а на раздражитель или поведение в группе (мб активным пассивным или обычн)) и косвенным (в ситуациях, когда мы хотим с помощью объектных методов изучить психич процессы, поддающиеся прямому наблюднию )

Процессы наблюдения:

определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);2. выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?); 3. выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?); 4. выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?); 5. обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).

Наблюдение входит в беседу к эксперимент.

Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности. Виды бесед: сбор анамнеза, интервью, вопросники и психологические анкеты. Анамнез (лат. по памяти) – сведения о прошлом изучаемого, получаемые от него самого или – при объективном анамнезе – от хорошо знающих его лиц. Интервью – ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные вопросы. В этом случае, когда вопросы и ответы представляются в письменной форме, имеет место анкетирование.

Разновидность наблюдения – самонаблюдение, непосредственное либо отсроченное (в воспоминаниях, дневниках, мемуарах человек анализирует, что он думал, чувствовал, переживал). Главный метод П исследования - эксперимент – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Лабораторный эксперимент, он протекает в специальных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента может не знать. Эксперимент многократно проводится с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие математико-статистически достоверные закономерности развития психических явлений.


Метод тестов – метод испытаний, установления определенных психических качеств человека. Тест – кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяются наличие и уровень развития определенных Пх качеств человека. Тесты могут быть прогностическими и диагностирующими.



  1. Понятие сознания и самосознания

Сознание – это такое отражение действительности, в котором выделяются ее объективные, независимые от субъективного состояние св-ва и формируется устойчивая картина мира.

Высщий уровень психики, свойственной человеку формирует сознание.

Функ-я сознания – формирование всех целей деятельности, предварительном осмысленном построении действий и анализе их результатов. Именно это обеспечивает разумное регулирование в поведении и деятельность чел-а. В сознание каждого чел-а вложено определенное отношение к окр среде, людям. Типы сознания: 1. Бытийное (сознание для бытия) – включает биодинамические св-ва движений и чувственные образы. 2. Рефлективное – сознание для сознания. * существуют методы формирования сознания у чел, они заключаются в: обучении (целенаправленный процесс деятельности препода и учащ-ся, заключ в передаче и степени усвоения знаний, умений и опрдел навыков.), воспитании (целенаправленный процесс формирования и равития интеллекта, физич и духовн сил личности, подготовки лич-и к жизни и участию в труд деят-ти), образовании (достигнутый результат(среднее, высшее, бакалавр и тд)).

Самосознание - сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, переживаний, действий.1. Первой его формой, которую иногда называют самочувствием, является элементарное осознание своего тела и его вписанности в мир окружающих вещей и людей. 2. более высокий уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего тому или иному человеческому сообществу, той или иной социальной группе. 3. Самый высокий уровень развития этого процесса – возникновение сознания «Я» как совершенно особого образования, похожего на «я» других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого.


* Однако самосознание – это не только разнообразные формы и уровни самопознания. Это также всегда и самооценка и самоконтроль. Самосознание предполагает сопоставление себя с определенным, принятым данным человеком идеалом «я», вынесение некоторой самооценки – как следствие – возникновение чувства удовлетворения или же неудовлетворения собой. Самосознание рождается не в результате внутренних потребностей изолированного сознания, а в процессе коллективной практической деятельности и межчеловеческих взаимоотношений. Явные формы самосознания, когда те или иные феномены сознания становятся предметом специальной аналитической деятельности субъекта, носят название рефлексии. Рефлексия - размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины, своей внутренней духовной жизни. Не рефлексируя, человек не может осознать того, что происходит в его душе, в его внутреннем духовном мире. Уровни рефлексии, могут быть весьма разнообразными — от элементарного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, его нравственным содержанием. Важно отметить, что рефлексия – это всегда не просто осознание того, что есть в человеке, а всегда одновременно и переделка самого человека, попытка выйти за границы того уровня развития личности, который был достигнут.Важно подчеркнуть, что самосознание не только возникает в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми и генетически связано с отношением к себе с «точки зрения другого», но и что оно постоянно проверяется, корректируется, исправляется и развивается в ходе включения человека в систему межчеловеческих отношений.



  1. Бессознательное. Неосознаваемые процессы.

Бессознательное - совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания. Экспериментальная разработка понятия бессознательного была начата З. Фрейдом, который показал, что многие действия, в реализации которых человек не отдает себе отчет, имеют осмысленный характер и не могут быть объяснены за счет действия инстинктов. Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах, в творчестве. В дальнейшем понятие бессознательного было существенно расширено. Выделяется несколько основных классов проявлений бессознательного:


1. Неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами;

2. Поведенческие автоматизмы и стереотипы, действующие в привычной ситуации, осознание которых излишне в силу их отработанности;

3. Подпороговое восприятие, которое в силу большого объема информации не осознается.

Бессозн у Фрейда: многие действия, в реализации которых человек не отдает себе отчет, имеют осмысленный характер и не могут быть объяснены за счет действия влечений. Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах и творчестве. Известно, что главным регулятором человеческого поведения служат влечения и желания субъекта. неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих анализантов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.

Несозноваемые процессы:

*1 тип бессознательных явлений можно обозначить как «предсознание». Сюда относится в частности информация, которая попала в организм, но не дошла до сознания (слабые подпороговые ощущения). 2 тип бессознательного - автоматизированные двигательные навыки (движения, которые ранее осуществлялись под контролем сознания, а затем стали выполняться автоматически. Функция контроля в этом случае переходит от двигательной коры больших полушарий к структурам стриопаллидарной системы полосатое тело + бледный шар). Примером является вождение автомобиля. Вязание на спицах и работа на клавиатуре опытной наборщицы. К этому же типу можно отнести навязчивые привычки и навязчивые действия (жесты, ритуалы, движения). Особым классом второго типа является сомнамбулизм («лунатизм») 3 тип , самый обширный тип явлений бессознательного) - бессознательные явления личности. Он состоит из трех основных классов явлений: Неосознанные генетические программы (инстинкты), самым известным из которых является либидо Зигмунда Фрейда. Негативные явления, вытесненные из сознания (обиды, оскорбления и пр.); Неосознанные программы поведения, установленные другими людьми (родительские программы, внушение и гипноз, идеологические установки, реклама и т. д.) 4тип бессознательного - особые психические состояния, характеризующиеся ослабленным контролем сознания (сон, гипноз, транс, аффект, наркотическое и алкогольное опьянение и т. д.) Наконец, 5 тип бессознательного – это так называемые «надсознательные» процессы - высокоэффективные неосознаваемые мыслительные процессы: интуиция, инсайт (творческое озарение), вдохновение, сатори и пр.




  1. Индивидные свойства личности

*Возраст – разные периоды сензитива, Возрастные периоды напрямую связаны с получаемым опытом, ростом физиологическим и умственным. С возрастом мы становимся способны не только овладевать новыми типами работы,

* пол - Половая адекватная роль не данность, а результат развития». Следовательно, именно воспитание принадлежности к определённому полу, а не сам факт рождения, во многом будет являться предопределяющим для дальнейшего развития индивида.

*праворукость-леворукость – различие в развитии полушария и обустроенности предметов и интерьера,

* темперамент- Темперамент – это некий тип человека, концентрация неповторимых душевных свойств и качеств характера. Это то, как человек ведет себя в окружающем мире и то, как он осознает себя. Иными словами, темпераментом можно считать особую модель протекания и интенсивности нервных процессов у человека. Темперамент придает человеку неповторимость,

*телесная конституция- представляет собой генетический потенциал личности, который реализуется под влиянием социально-экономических условий, питания, физической активности и перенесенных болезней. Это свойство влияет на способности, желания и потребности человека, сказывается в его предпочтениях в образе жизни, в духовных установках, в поведении, в эмоциях и воле. Типы строения тела: астенический – слабый,тощий, вялый, атлетический – крепкое телосложение, накачанность, пикнический – тучные люди, любящие поесть, диспластический -бесформенным строением и различными деформациями телосложения.

*** дополнить самому рассказ



  1. / (11 билет) Личность как субъект деятельности. (деятельность, её психологич структура)

(от неофита до мастера) – человек развивается сам только благодаря деятельности, деят чел-а направлена на преобразование самого себя.

Деят – непосредственное взаимодействие чел-а с окружающей средой, в кот он стремится достигать поставленной перед собой цели.

Цель появляется, когда у чел появляется потребность в чём-либо, мотив к определённым действиям. Мотивы цели не всегда совпадают: то, почему чел совершает определённые дейст-я, часто не совпадает с тем, для чего он таким образом действует.

Чел-я деят делится на: 1. Ориентировочно-мотивированная, 2. Операционально-исполнительная, 3.рефлексивно-оценочная. При отсутствии или невыскоком уровне формировнии рефлексии становится нелегким развитие творческих способностей у чел-а, находится под риском успешность его деят-ти, возможность ее корректировки.

Психологич структура деят (основные понятия): деят-ть, потребность, мотив и виды мотивов, цель – отдаленный результат, действие (операция, навык), задача.

Каждое дейст-е/операцию мы когда-нибудь выучиваем. Умение + повторение = навык (автоматизированное умение). Задача – деят-ть в определенных условиях.

Механизмы деят-ти: интериоризация (процесс вращивания перехода действий из внешнего плпнп во внутренний (Благодаря интериоризации мы можем говорить про себя, и собственно думать не мешая окружающим.))–экстериоризация (процесс вынесения вовне результатов того, что созрело внутри)(главные процессы деят-ти), потребность – объективная нужда организма в чём-то. Мотив – опредмеченная потребность, мотив придает деятельности определенную специфику в отношении выбора средств и способов достижения цели, В зависимости от мотивов люди по-разному относятся к своей деятельности. Мотивация – совокупность мотивов.

Действия – это процесс, направленный на реализацию цели. Предметные действия – это действия, направленные на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира. Умственные действия – разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания.

*Все многообразие человеческой деятельности может быть сведено к трем основным видам: труд, учение, игра.


-Первоначально у ребенка после рождения проявляется простейшее импульсивное поведение. Затем в течение первого года начинает развиваться исследовательское поведение. После первого года в результате воспитания и подражания у ребенка начинает формироваться предметно-практическое поведение. Одновременно с этим у ребенка начинает развиваться коммуникативное и речевое поведение. В дошкольном возрасте начинает проявляться морально-нравственное поведение.

-Простейшим, самым доступным видом деятельности является игра. В игре реализуется у ребенка потребность в активности и в познании окружающего мира. Игровые действия ребенка осуществляются на основе усвоения человеческих способов употребления вещей и человеческих форм поведения. -Более сложным видом деятельности является учение. Учение направлено на усвоение научных знаний и приобретение учебных навыков и умений.

-Наиболее важным видом человеческой деятельности является труд, который обеспечивает не только существование человеческого общества, но является также условием его непрерывного развития. Существует два основных вида труда: предметно-практический и абстрактно-теоретический, или первый часто называют физическим, а второй – умственным. Каждый вид труда может иметь как репродуктивный, так и продуктивный, творческий характер

*Виды деят-ти: физич и умствен, внешняя и внутрен и др.




следующая страница >>