sotrud.ru 1


Проблемы гиперактивных детей в школе.


принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность у детей, когда возбуждение преобладает над торможением. Врачи полагают, что гиперактивность является следствием очень незначительного поражения мозга, которое не определяется диагностическими тестами. Говоря научным языком, мы имеем дело с минимальной мозговой дисфункцией.

  • принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность у детей, когда возбуждение преобладает над торможением. Врачи полагают, что гиперактивность является следствием очень незначительного поражения мозга, которое не определяется диагностическими тестами. Говоря научным языком, мы имеем дело с минимальной мозговой дисфункцией.



К подростковому возрасту

  • гиперактивность у детей с синдромом дефицита внимания значительно уменьшается или исчезает. Однако нарушения внимания и импульсивность в большинстве случаев продолжают сохраняться вплоть до взрослого возраста. При этом возможно нарастание нарушений поведения, агрессивности, трудностей во взаимоотношениях в семье и школе, ухудшение успеваемости. По данным некоторых исследователей, нарушения познавательных функций и поведения продолжают сохраняться почти у 70% подростков и более чем у 50% взрослых, которым в детстве ставился диагноз «синдром дефицита внимания с гиперактивностью».


У старшего школьника возникают более серьезные сложности и новые конфликты: трудности освоения школьных навыков и слабая успеваемость сочетаются с неуверенностью в себе и заниженной самооценкой, наблюдаются проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками и учителем, усиливаются нарушения поведения.

  • У старшего школьника возникают более серьезные сложности и новые конфликты: трудности освоения школьных навыков и слабая успеваемость сочетаются с неуверенностью в себе и заниженной самооценкой, наблюдаются проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками и учителем, усиливаются нарушения поведения.

  • Именно в школьные годы чаще всего обнаруживаются нарушения внимания в связи с повышением требований к данной функции в процессе обучения. При этом большинство таких детей имеют хороший общий уровень интеллектуального развития, о чем свидетельствуют результаты тестирования. Тем не менее во время уроков им сложно справиться с предлагаемыми заданиями, так как они испытывают трудности в организации и завершении работы. Такие дети очень скоро выключаются из процесса выполнения задания. Их письменные работы выглядят неряшливо и пестрят ошибками, которые могут быть результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или простого угадывания ответа без анализа всех возможных вариантов.


По статистике

  • в семьях гиперактивны не менее 32% современных детей, среди детей-сирот эта цифра значительно выше, до 78%. Дети с гиперактивностью (рассеянным вниманием) очень отличаются от своих сверстников. Им сложно сконцентрироваться и они не могут контролировать свои импульсы.

  • Не все дети с гиперактивностью очень активны, у некоторых из них активность понижена: они медленно реагируют и двигаются. Такие дети легковозбудимы, у них часты нарушения сна, они быстро утомляются при большом количестве информации. Отсутствие своевременной профессиональной помощи таким детям влечет за собой проблемы в их социальной жизни, может приводить к различного рода эксцессам и девиантному поведению в зрелом возрасте, правонарушениям.



Гиперактивные дети

  • отличаются недостаточностью речевого развития и тонкой моторики, сниженным интересом к приобретению интеллектуальных навыков, рисованию, имеют некоторые другие отклонения от средних возрастных характеристик, что приводит к отсутствию у них интереса к систематическим, требующим внимания занятиям, а значит, и будущей или настоящей учебной деятельности.

  • В повседневном поведении им свойственны непоследовательность, импульсивность, непредсказуемость. Все это делает их нежелательными членами детского коллектива, осложняет взаимодействие со сверстниками, а дома с братьями, сестрами, родителями.


Каковы же причины гиперактивности?

  • токсикоз беременности;

  • патология родов;

  • инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша;

  • генетические факторы;

  • хронический алкоголизм родителей.

  • По современным данным, у 85 процентов детей с данным диагнозом причиной возникновения гиперактивности стали патология беременности и (или) родов у матери.


Психологи выделяют следующие признаки, которые являются диагностическими симптомами гиперактивных детей.

  • 1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается.

  • 2. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.

  • 3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

  • 4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).

  • 5. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.

  • 6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).

  • 7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.



8. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.

  • 8. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.

  • 9. Не может играть тихо, спокойно.

  • 10. Болтливый.

  • 11. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).

  • 12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

  • 13. Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице.

  • 14. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).



  • Все эти признаки можно сгруппировать по следующим направлениям:

  • – чрезмерная двигательная активность; – импульсивность; – отвлекаемость-невнимательность.

Как помочь?

  • В обществе незнакомых людей гиперактивному ребенку любым способом непременно надо привлечь к себе внимание. Ему требуется быстрая смена обстановки, подвижные игры.

  • Нужно постараться, чтобы обстановка была спокойной.

  • Очень важно правильно организовать режим дня.

  • У ребенка должен быть безопасный для окружающих выход его гиперактивности. Хороши занятия спортом, за исключением борьбы, провоцирующей агрессивность - ее у гиперактивных детей вполне достаточно.

  • Не следует также устраивать соревнований. Когда ребенок соревнуется с кем-то, пытаясь доказать, что он лучше, он волнуется и возбуждается. А вот этого гиперактивным детям как раз не нужно, их нервная система возбуждена и без того.



  • Когда во время урока ребенку хочется походить, подвигаться, учителю следует найти ему "дело": "Помоги мне раздать тетради", "Сотри с доски", "Принеси мел"... Ребенок с удовольствием это сделает.

  • В противном случае, у него будет постоянно падать ручка, он полезет под парту, не один раз толкнет соседа... И все от того, что он устал сидеть на одном месте.

  • Желательно чтобы учитель вовремя заметил момент, когда ребенок "отключился", чтобы потом повторить с ним материал.

  • В некоторых странах для гиперактивных детей существуют отдельные классы, где количество детей не превышает пятнадцати человек, а продолжительность урока сокращается до тридцати минут. В таком классе легче и ребенку и учителю. Нужно помочь ему социально адаптироваться, не потеряв при этом внутреннего комфорта, не допустив депрессии.


В своих отношениях с ребенком придерживайтесь "позитивной модели". Хвалите его, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это укрепляет уверенность ребенка в собственных силах, повышает его самоценность.

  • В своих отношениях с ребенком придерживайтесь "позитивной модели". Хвалите его, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это укрепляет уверенность ребенка в собственных силах, повышает его самоценность.

  • Избегайте повторений слов "нет" и "нельзя".

  • Разговаривайте с ребенком всегда сдержанно, спокойно, мягко.

  • Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

  • Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

  • Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).


Избегайте, по возможности, скопления людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т.д. оказывает на такого ребенка чрезмерно стимулирующее, возбуждающее воздействие.

  • Избегайте, по возможности, скопления людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т.д. оказывает на такого ребенка чрезмерно стимулирующее, возбуждающее воздействие.

  • Во время игр ограничивайте ребенка одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.

  • Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

  • Предоставьте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезны ежедневная физическая активность на свежем воздухе, длительные прогулки, бег, спортивные занятия, игры.

  • Постоянно учитывайте недостатки ребенка.


Коррекция в семье

  • При воспитании гиперактивного ребенка мать (и другие близкие) должна избегать двух крайностей:

  • – с одной стороны, проявления чрезмерной жалости и вседозволенности; – с другой – постановки завышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и санкциями (наказаниями).

  • Частое изменение указаний и колебания настроений родителей оказывают на таких детей гораздо более глубокое негативное воздействие, чем на других. В беседах с родителями важно подчеркивать, что сопутствующие нарушения в поведении поддаются коррекции, но процесс улучшения состояний ребенка занимает обычно длительное время и наступает не сразу.

  • Конечно, указывая на важность эмоционально насыщенного взаимодействия ребенка с близким взрослым и рассматривая атмосферу семьи как условие закрепления, а в некоторых случаях даже и возникновения гиперактивности как способа поведения ребенка, мы не отрицаем, что свой негативный вклад в формирование гиперактивности могут привнести также болезнь, травма или их последствия.


Рекомендации родителям

  • Первая группа рекомендаций относится к внешней стороне поведения близких ребенку взрослых людей.

  • Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они ни были. Воспитывайте в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребенка.

  • Избегайте категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. Старайтесь реже говорить "нет", "нельзя", "прекрати" – лучше попробуйте переключить внимание малыша, а если удастся, сделайте это легко, с юмором.

  • Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его.


Вторая группа рекомендаций касается организации среды и окружающей обстановки в семье.

  • Вторая группа рекомендаций касается организации среды и окружающей обстановки в семье.

  • Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения (то есть его собственную "территорию"). В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.

  • Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому, проявляйте одновременно гибкость и упорство.

  • Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.


Третья группа рекомендаций

  • направлена на активное взаимодействие ребенка с близким взрослым, на развитие способности как взрослого, так и ребенка почувствовать друг друга, сблизиться эмоционально.

  • Заявка на диагностику ребенка

  • Если вы хотите обследовать своего ребенка в Центре «Строгино» бесплатно, заполните, пожалуйста, форму заявки. Также сообщаем, что проводится обследование детей не младше 4-х лет. Мы обязательно с Вами свяжемся!



Диагностическое обследование

  • На обследование одного ребенка в лаборатории в среднем уходит 1,5 часа, за это время: • с ребенком знакомятся и входят в контакт; • проясняют с родителями причины обращения; • ознакамливаются с анамнезом (первичные данные о ребенке; ранее проведенных обследованиях); • предварительная беседа с родителями; • предварительная беседа с ребенком; • игровой контакт и/или беседа; • проведение компьютерного обследования в игровой форме; • проведение психофизиологического обследования ЭЭГ; • консультация по результатам обсуждения, рекомендации.

  • Время обследования может изменяться в зависимости от частных случаев.