sotrud.ru 1

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет»


.


ПРОГРАММА

ВСТУПИТЕЛЬНого ЭКЗАМЕНа

Направление магистратуры: 072500 Дизайн


Нижний Новгород

2012 г.


1.Общие положения


1.1. На обучение по программам магистратуры принимаются заявления от лиц, имеющих документ государственного образца о высшем профессиональном образовании различных ступеней.

1.2. Поступающий должен):


  • обладать общей культурой, пониманием места архитектуры в комплексе экономики, науки и культуры;

  • быть знакомым с основными учениями в области гуманитарных и социально-экономических наук, быть способным научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, уметь использовать методы этих двух наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

  • знать этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, уметь учитывать их при разработке экологических и социальных проектов;

  • иметь целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, понимать возможности современных научных методов познания природы и владеть ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций;

  • владеть культурой мышления, знать его общие законы, быть способным в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его результаты;

  • уметь на научной основе организовать свой труд, владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемыми и сфере его профессиональной деятельности;
  • владеть знаниями основ производственных отношений и принципами управления с учетом технических, финансовых и человеческих факторов;


  • быть способным в условиях развития социальной практики к переоценке накопленного опыта. анализу своих возможностей, уметь приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;

  • понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний;

  • быть способным к проектной деятельности и профессиональной сфере на основе системного подхода, уметь строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений осуществлять их качественный и количественный анализ;

  • быть способным поставить цель, и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, уметь использовать для их решения методы искусства и изученных им наук;

  • быть готовым к кооперации с коллегами и работе в коллективе, быть знакомым с методами управления, уметь организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения условиях различных мнений, знает основы педагогической деятельности;

  • иметь научное представление о здоровом образе жизни, владеть умениями и навыками физического самосовершенствования;

  • методически и психологически быть готовым к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами.


2. Программа вступительного испытания

Вступительное испытание включает в себя:

- комплексный экзамен по дизайну;

- рисунок:

- живопись.

Комплексный экзамен по дизайну проводится в форме тестирования. Продолжительность экзамена 90 минут. Оценивается комплексный экзамен по сто бальной системе.

Комплексный экзамен по дизайну направлен на выявление теоретических знаний в области культуры и искусства, истории дизайна и науки, психологии и дизайнерской деятельности, цветоведения и колористики.


Цикл теоретических дисциплин комплексного экзамена

- «История культуры и искусства»;

- «История дизайна, науки и техники»;

- «Цветоведение и колористика»;

- «Пропедевтика»;

- «Психология дизайнерской деятельности».


2.1. История культуры и искусства, история дизайна, науки и техники


1.      Формы и виды первобытного искусства.
2.      Искусство и культура Древнего мира.
3. Искусство и культура эпохи Античности. Понятие и типы архитектурного ордера.

4.       Роль и место римских терм в развитии искусства. Мозаика и прикладное художественное творчество эпохи.
5.      Роль и место орнамента в искусстве Востока. Архитектурное искусство Османской империи.
6.       Искусство и культура Китая и Японии. Роль и место каллиграфии в искусстве.
7.       Архитектурное искусство Индокитая.

8.     Формирование европейского театрального искусства. Жанры, подходы, методы.
9.     Искусство и культура Византийской империи как синтез восточных и
западных традиций. Мировое значение византийского наследия.
10.     Эпоха Возрождения в истории культуры и искусства.
11.     Искусство, традиции и культура позднего Средневековья.
12.     Образ Богоматери, тематика искупления и страстей Христовых в
художественном творчестве позднего Средневековья и эпохи Возрождения.
13.     Роль и место Реформации в развитии искусства и культуры Европы.
14.     Тема мученичества и жития святых в искусстве и культуре позднего
средневековья и Возрождения.
15.     Готика в истории искусства и культуры.
16.     Барокко в истории искусства и культуры. Барочная опера как феномен синтеза европейских зрелищных искусств.
17.     Рококо в искусстве XVIII в. Декоративное прикладное искусство Европы.

18.     Архитектура, урбанистика и садово-парковое искусство эпохи классицизма.

19.     Романтизм в искусстве и культуре Западной Европы.
20.     Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи, литературе и музыке.
21.     Модерн как органический синтез искусств: югендштиль, стиль либерти
и австрийский сецессион.
22.     Авангард в искусстве: кубизм, экспрессионизм и абстрактное искусство.
23.     Дадаизм и сюрреализм: поиски новых форм выразительности в искусстве ХХ в.
24.     Искусство эпохи Новейшего времени: этапы и пути развития.
25.     Дизайн как вид проектной деятельности. Дизайн в системе искусств. Стиль в архитектуре и дизайне.
26.     Дизайн архитектурной среды. Эволюция структуры жилища.
27.     Промышленная революция XVIII в. в художественном и техническом
конструировании.
28.      Роль Всемирных торгово-промышленных выставок в развитии дизайна.
Формирование дизайнерской концепции стиля.
29.     Функционализм и неофункционализм. Формирование концепции функциональной красоты в архитектуре в XIX в.: библиотека Сен-Женевьев А. Лабруста, <<Хрустальный дворец>> О. Пакстона,  башня Г. Эйфеля и др.
30.     Первые дизайн-концепции XIX в. Творчество Дж. Рёскина и У. Морриса.

31.     <<Баухауз>>: поиски универсальных принципов формообразования.
Творчество Вальтера Гропиуса.
32.     Стандарт, качество, красота и массовое производство: формирование
дизайна в современном понимании. Скандинавский дизайн.
33.     Архитектура и дизайн СССР: ВХУТЕМАС - ВХУТЕИН.
34.     Поиски новой пластической выразительности в дизайне и архитектуре
второй половины ХХ в.
35.     Альтернативный дизайн и постмодерн в дизайне: поп-дизайн,
ре-дизайн и арт-дизайн.
36.     Роль и место фотографии в развитии дизайна.
37.     Хай-тек, минимализм и нанотехнологии в дизайне. Дизайн Sony.
38.     Веб-дизайн, экологический и виртуальный направления развития дизайна.
39.     Проектная культура: основные понятия и аспекты развития.

40. Международные дизайн-объединения XXI в.



Литература

по истории культуры и искусства:

Основная литература:

1. Алексеев, Ю.В. История архитектуры, градостроительства и дизайна / Ю.В. Алексеев, В.П. Казачинский, В.В. Бондарь. – М.: Издательство АСВ, 2000

2. Всеобщая история искусства. Живопись, архитектура, скульптура, декоративное искусство. М.: Астрель: АСТ, 2010 г.

3. История красоты / под ред. Умберто Эко. – М.: СЛОВО/SLOVO, 2005.

4. Лосев, А.Ф. Искусство. Миф. Культура / А.Ф. Лосев. – М., 1991.

5. Лосев, А.Ф. Эстетика Возрождения / А.Ф. Лосев. – М.: 1978.

6. Немировский, А.И. Античность: история и культура. В 2 т. Т. 1. / А.И. Немировский, Л.С. Ильинская, В.И. Уколова. – М.: АО «Аспект Пресс», 1994.

7. Немировский, А.И. Античность: история и культура. В 2 т. Т. 2. / А.И. Немировский, Л.С. Ильинская, В.И. Уколова. – М.: АО «Аспект Пресс», 1994.

8. Норенков, С.В. Архитектоническое искусство / С.В. Норенков. – Н. Новгород: Волго-Вятское кн. издательство, 1991.

9. Пилявский, В.И. История русской архитектуры / В.И. Пилявский, А.А. Тиц, Ю.С. Ушаков. – Л.: Стройиздат, 1984.


Дополнительная литература:

1.Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник / А.В. Ефимов, Г.Б. Минервин, В.Т. Шимко и др. – М.: Архитектура – С, 2004.

2.Зеленов, Л.А. Историческая логика эстетики / Л.А. Зеленов. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2002.

3. Моррис, У. Искусство и жизнь: избранные статьи, лекции, речи, письма / У. Моррис. – М., 1973.

4. Розенталь, Р. История прикладного искусства Нового времени / Х. Рантцка, Р. Розенталь. – М.: 1971

5. Уайльд, О. Критик как художник / О. Уайльд // Полное собрание прозы и драматургии. – М.: «Издательство АЛЬФА-КНИГА», 2008.

6.Яковец, Ю.В. История цивилизаций / Ю.В. Яковец. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997.

по истории дизайна, науки и техники:


Основная литература:

1. Гизе, М.Э. Очерки истории художественного конструирования в России XVIII – начала ХХ века / М.Э. Гизе. – Л., 1978.

2. Глазычев, В.О. О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на Западе / В.О. Глазычев. – М.: Искусство, 1970.

3. Гуревич, П.С. Эстетика / П.С. Гуревич. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

4. Зеленов, Л.А. Система эстетики / Л.А. Зеленов. – Нижний Новгород – М.: Издательство ННГАСУ, Российская академия образования, 2004.

5. Ковешникова, Н.А. Дизайн: история и теория / Н.А. Ковешникова. – М.: Омега-Л, 2005.

6. Михайлов, С.М. История дизайна. Том 1. / С.М. Михайлов. – М.: «Союз Дизайнеров России», 2004.

7. Михайлов, С.М. История дизайна. Том 2. / С.М. Михайлов. – М.: «Союз Дизайнеров России», 2004.

8. Шимко, В.Т. Основы дизайна и средовое проектирование: Учебное пособие / В.Т. Шимко. – М.: Архитектура-С, 2005.


Дополнительная литература:

1. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник / А.В. Ефимов,

Г.Б. Минервин, В.Т. Шимко и др. – М.: Архитектура – С, 2004.

2.Казаринова, В.И. Красота, вкус, экономика / В.И. Казаринова. – М.: Экономика, 1985.

3. Памук, О. Стамбул: Город воспоминаний / О. Памук. – М.: Издательство Ольги Морозовой, 2006.

5. Эгген, Т. Декоратор (Книга вещности) / Т. Эгген. – СПб.: Амфора, ТИД «Амфора», 2004.

6. Эко, У. История красоты / У. Эко. – М.: СЛОВО/SLOVO, 2005.

7. Эко, У. Как написать дипломную работу / У. Эко. – М.: СЛОВО/SLOVO, 2007.


2.2. Цветоведение и колористика, пропедевтика


1. Основы условно-стилизованного изображения реальных форм

2. Средства выразительности в композиции

3. Виды композиций

4. Виды равновесия в композиции

5. Фронтально-рельефные цветовые композиции

6. Роль материалов в композиции (текстура, фактура и др.)


7. Характерные приемы построения ритма

8. Способы организации пространства

9. Способы трансформации форм в декоративном натюрморте

10. Понятие стилизации и стиля

11. Основные признаки цвета

12. Одновременный цветовой контраст

13. Цвет в декоративной композиции

14.Первые теории гармонических цветовых сочетаний

15.Понятие «композиция» в художественной деятельности

16. Целостность – как основное качество формальной композиции

17. Роль цвета в восприятии пространства

18 . Основы цветовой гармонии в композиции

19. Цветовая символика различных культур

20. Доминанта и ее роль в композиции


Основная литература


1. Голубева О.Л. Основы композиции. Изд. «Сварог и К». М., 2008

2. Денисов В.С., Глазова М.В. Восприятие цвета. Эксмо. М., 2009

3. Депсамес Л.П. Технология работы над монокомпозицией. Изд. ВГИПУ, Н.Н., 2010

4. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. М.: Изд. центр Владос, 2004.

5.Панксенов В.И. Живопись, форма, цвет, изображение. Изд. Академия, 2008.

6. Стародуб К.И., Евдокимова Н.А. Рисунок и живопись. От реалистического изображения к условно-стилизованному. Изд. Ростов-на-Дону «Феникс» 2009

7. Сурина М.О. Цвет и символ в искусстве, в дизайне и архитектуре. Изд. центр «Март»,

2005.


2.3. Психология дизайнерской деятельности

1. Как современная наука определяет предмет психологии творчества

2. Дайте характеристику основных категорий «Психология творчества»

3. Какие категории общей и социальной психологии используются при изучении курса «Психология дизайнерской деятельности»?

4.Что такое творческое воображение и фантазия? Как проектное творчество влияет на развитие воображения?

5.Что такое креативность?

6. В чем сущность психологической природы дизайна?

7. Характеристика цвета с точки зрения психофизиологического воздействия на человека.

8. В чем заключается взаимосвязь дисциплины «Психология дизайнерской деятельности» с дисциплинами эстетического цикла?

9.Виды мышления и памяти. Что такое дизайнерское мышление?

10. Цвет и форма в дизайне, каков их психологический эффект


Основная литература


1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – М., 1974.

2. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. – М., 1989.

3. Библер В.С. Мышление как творчество. – М.,1975.

4. Блонский П.П. Память и мышление. – СПб., 2001

5. Бьюзен Т. Могущество творческого интеллекта. – Мн., 2004

6. Выготский Л.С. Психология искусства. – Ростов н/Д., 1998

7. Леонтьев Д.А. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1977

8. Николаенко Н.Н. Психология творчества. СПб., 2005

9. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.,1976

10. Психология художественного творчества: Хрестоматия / сост. К.В. Сельченок. – Мн., 2003.


ПРОГРАММА ПО ЖИВОПИСИ.


Экзамен по живописи направлен на выявление практических умений и навыков в области живописи.


Тема экзаменационной постановки.


Экзаменационная постановка по живописи - сложный тематический натюрморт. Материалы – 0,5 листа ватмана, акварель, гуашь, темпера, кисти 9 -10 щетинные, плоские, круглые, мягкие для доработки формы №8.


Требования к выполнению работы.


Рисунок предметов выполняется в реалистической манере с соблюдением правил линейно-воздушной перспективы.

Адекватно воспроизведенные условия освещения предлагают передачу освещенности в пасмурный день – рассеянный свет, солнечный; активная проработка света и тени на предмете по закону распределения света: блик, свет, полутон, тень (собственная), рефлекс (отраженный свет), падающая тень


В условиях солнечного освещения тени предметов – холодные, свет – теплый. В условиях рассеянного света все цвета натюрморта приобретают мягкие, серебристый оттенок. Возможна зрительная инверсия – свет холодный, тень – теплая.

Моделировка планов включает цветовую и тональную перспективу (кроме тщательной проработки предметов первого плана). Цвет предметов первого плана более яркие, дальнего – более мягкие. То же относится и к проработке теней.

Общая гармония натюрморта – оценка эстетического вкуса поступающего. Сюда закладывается чувство пластики, цвета, гаммы, представляющей натюрморт.


Основные умения и навыки.


Оцениваемые умения и навыки:


  1. Способность графически правильно отобразить постановку, включая перспективную передачу объема предметов.

  2. Умение моделировать форму предметов цветом.

  3. Умение выстроить цветовую систему натюрморта, как целостную в колористическом отношении, передающую эстетическое чувство поступающего.

  4. Культура исполнения.

Рекомендуемая литература.


  1. Школа изобразительного искусства. т.1-6, М.: 1999-2003.

  2. Яшийхи А. П. Живопись. – М.: «Просвещение», 1985.

  3. Беда Г. В. Живопись. – М.: «Просвещение», 1986.

  4. Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция. – М.: « Просвещение», 1981.

  5. Шорохов Е. В. Композиция. – М.: «Просвещение», 1986.

  6. АРТ - класс. Школа живописи. – М.: Астрель. АСТ., 2002.


ПРОГРАММА ПО РИСУНКУ.


Экзамен по рисунку направлен на выявление графической грамоты в области линейно-конструктивного рисунка.


Тема экзаменационной постановки.


Тема экзаменационной постановки по рисунку «Гипсовая голова».

Материалы – 0,5 листа ватмана, графитный карандаш.

Требования к выполнению работы.


При подготовке абитуриента к экзамену целесообразно познакомиться с анатомической, конструктивной структурой строения головы человека.

Познать структуру лица и его частей (нос, глаза, губы, уши). Изучить опорные точки построения головы.

Первый этап. В начальной стадии рисунка работа начинается с композиционного размещения головы на листе бумаги. Следует изображать голову в натуральную величину или немного меньше. При повороте головы в три четверти или профиль перед лицевой частью нужно оставить немного больше места, чем со стороны затылка.

Второй этап. Построение головы нужно начинать с поиска общей формы, основных пропорций, а также пропорций лицевой и боковой частей. Затем определить характер поворота головы и шеи, проводя осевую линию лицевой части головы.

Третий этап. Деление лица на три равные части для лба, носа и губ с подбородком. Предварительная прорисовка деталей лицевой части головы.

Четвертый этап. Линейно-конструктивная моделировка формы с минимальным применением тона.


Основные умения и навыки.


    1. Умение передать конструкцию натуры.

    2. Соблюдение пропорциональных отношений.

    3. Передача общей формы головы с минимальным применением тона.

    4. Линейно-конструктивное понимание формы

    5. Культура штриха.


Рекомендуемая литература.

    1. Ли Н. Г. Рисунок. – М.: Эксмо 2003.

    2. Баммес Г. Изображение фигуры человека. Берлин, 1984

    3. Кирцер Ю. М. Рисунок и живопись М.: 1995.

    4. Тихонов и др. Рисунок: учебное пособие для вузов. М.- Стройиздат. – 1995.

    5. Сапожников П. Полный курс рисования. М.: Алев, 1996.


Председатель предметной комиссии Э.К.Самерханова