sotrud.ru 1

Психолого – педагогические консилиумы – необходимое условие

личностно – ориентированной системы обучения

Известно, что в любой деятельности многое зависит от того, насколько умело поставлены ее цели и задачи.

Процесс продумывания, обоснования, конкретизации задач обучения, развития и воспитания на современном уроке и во внеурочной деятельности очень многосторонен. При этом важную роль играет учет особенностей школьников данного класса. Для этого необходимо глубоко изучать своих учеников, знать их сильные и слабые стороны. С этой целью проводятся педагогические консилиумы.

Консилиум объединяет информацию об отдельном ребенке, классе, параллели, которой владеют учителя, классные руководители, медицинские работники, педагог – психолог, социальный педагог.

А чем больше разносторонней информации, тем объективнее мнение об учениках. И, самое главное, педагогический консилиум должен выполнять не только оценочно – диагностическую функцию, но и методическую – выработку наиболее успешного стиля, единства требований и усилий.

Итогом консилиума должны быть сформулированные задачи работы с классом и с отдельными учениками. Более того, педагоги решают какие шаги надо предпринять, чтобы решить поставленные задачи.

Психолого – педагогический консилиум проводится:


  • в соответствии с планом школы;

  • по результатам обследования;

  • по запросу учителя;

  • по запросу педагога – психолога;

  • по запросу родителей школьников;

  • по запросу ученика или группы учеников.


Предполагается проводить следующие плановые консилиумы:

  • 1-е классы – проблемы адаптации к ситуации школьного обучения;

  • 5-е классы – проблемы адаптации к ситуации предметного обучения;
  • 6-8-е классы – проблемы младшего подросткового возраста;


  • 9-11-е классы – проблемы старшего подросткового возраста и профориентации.

Объектом обсуждения на консилиуме может быть:

  • параллель классов;

  • отдельный класс;

  • группа учеников;

  • отдельный ученик.

Участники консилиума:

  • заместители директора школы по учебно – воспитательной и воспитательной работе;

  • педагог – психолог;

  • социальный педагог;

  • классный руководитель;

  • учителя – предметники.

В педагогическом консилиуме сходятся две независимые диагностические линии:

- психологическая диагностика;

-педагогическое наблюдение.

По каждой линии идет собственная информация, и очень важно, чтобы эта информация оказалась сопоставимой, а на консилиуме состоялось профессиональное обсуждение, понятное и психологу, и педагогу.

Все учителя – предметники, работающие в данном классе, составляют независимые характеристики, заполняя опросные листы. При заполнении опросных листов должно строго выполняться главное требование: учителя работают самостоятельно, ни с кем не обсуждая и не согласовывая оценки. Только в этом случае может состояться метод обобщения «независимых характеристик».


Определяются следующие показатели:

  • учебные возможности учащихся;

  • наличие познавательного интереса;

  • уровень сформированности ОУУН;

  • уровень сформированности определенных личностных качеств.


Причем для рассмотрения выбираются различные качества: дисциплинированность, трудолюбие, доброта, отзывчивость, честность и др.

Педагог – психолог представляет на консилиум информацию о конкретных школьниках и данные по классу.

Причем изучению консилиума подлежат не сами первичные данные, а определенные аналитические обобщенные материалы. В них информация о ребенке или его семье облекается в формы:


-не нарушающие их права на конфиденциальность;

-доступные для понимания педагогам.

Классный руководитель представляет на консилиум:


  • социальный портрет класса;

  • характеристику общих тенденций в развитии и воспитанности учащихся;

  • информацию о состоянии здоровья и физических особенностях школьников (если есть в школе мед. работник, то эту информацию представляет мед. работник).


Фиксирует:

  • трудности, которые испытывает тот или иной ученик в различных ситуациях;

  • особенности индивидуальных черт его обучения;

Кроме того, может быть представлена информация от социального педагога, работников детского дома, учителей начальных классов, заместителей директора по УВР.

Ведущим консилиума может быть заместитель директора школы, классный руководитель, педагог – психолог.

Нельзя не отметить, как меняется роль классного руководителя. Он становится координатором всех педагогических воздействий на учащихся. Работа с детьми теперь может быть целенаправленной и даже носить предупреждающий характер.

Содержание и ход консилиума может быть различным и определяется индивидуальными, возрастными особенностями учащихся и целью консилиума.

Консилиум позволяет:

  • педагогу – психологу передать имеющиеся у него знания о ребенке или классе учителям;

  • учителям стать наблюдательнее и объективнее в оценке различных сторон обучения и поведения школьников;

  • объединить усилия различных объектов образовательного процесса, заинтересованных в успешном обучении и развитии школьников;

  • наметить программу индивидуального развития ученика, класса, параллели;

  • разработать меры по оказанию всесторонней помощи проблемному ученику или группе проблемных школьников.

Каждый учитель в школе поставлен в активную позицию в системе диагностико - аналитической деятельности.