sotrud.ru 1


Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе программы основного общего образования по биологии 6-9 классов, авторы: Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова для основной школы, 2010г.

Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе основной общеобразовательной школы по учебнику «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс», авторы В.Б.Захаров, Н.И.Сонин, Е.Т.Захарова, Дрофа, 2010г. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, 7 класс и реализует авторскую программу Н.И.Сонина, В.Б.Захарова, Е.Т.Захаровой., входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012-2013 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080. Учебник «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс» имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для основного общего образования программа рассчитана на преподавание курса биологии в 7 классе в объеме 68 часов, 2 часа в неделю, что соответствует учебному плану МБОУ СОШ 36.

Предлагаемая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе средней общеобразовательной школы и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником « Природоведение» А. А. Плешакова и Н. И. Сонина и учебником « Живой организм» Н. И. Сонина для учащихся 6 классов. Программа предполагает блочный принцип построения курса. Первая общая часть каждой темы содержит общую характеристику рассматриваемой систематической группы; вторая часть характеризует разнообразие видов живых организмов представленного таксона особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии.



  • Цель учебного предмета «Биология» в 7 классах сформировать у обучающихся знания о многообразии основных групп прокариот, грибов, растений и животных, об особенностях их организации, которые послужат одной из основ их общей образованности.



  • Задачи изучения учебного предмета «Биологии» в 7 классах:





  • освоение знаний о живой природе и присущей ей закономерностях строений, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей: методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

Основное назначение рабочей программы учебного предмета «Биология» для 7 классов– определение комплекса основных характеристик образования обучающихся - организационно-педагогических условий, объема, содержания, планируемых результатов освоения образовательной программы по учебному предмету.

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 7 классов разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

Нормативно-правовые документы Правительства РФ, Министерства образования и науки РФ

  • Ст. 28 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21.12.2012 г., одобрен Советом Федерации 26.12.2012 г.);


  • Приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» с изменениями и дополнениями от 03.06.2008 г., 31.08.2009 г., 19.10.2009 г., 11.11.2011 г., 24,31.01.2012 г.;

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта по учебному предмету «Биология» (утвержден приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» с изменениями и дополнениями от 03.06.2008 г., 31.08.2009 г., 19.10.2009 г., 11.11.2011 г., 24,31.01.2012 г.);

  • Приказа Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» с изменениями от 20.08.2008 г., 30.08.2010 г., 03.06.2011 г., 01.02.2012 г.;

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год»;
  • Постановления Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993).


Нормативно-правовые документы Правительства Свердловской области, Министерства общего и профессионального образования Свердловской области

  • Закона Свердловской области «Об образовании» от 16.07.1998 г. № 26-03;

  • Постановления Правительства Свердловской области от 05.09.2008 г. № 935-ПП «О введении системы оплаты труда работников общеобразовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования»;

  • Письма Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 06.04.2010 г. № 59 «О внесении изменений в образовательные программы, учебные планы образовательных учреждений Свердловской области».

Нормативно-правовые документы управления образования Администрации города Нижний Тагил

      • Приказа управления образования Администрации города Нижний Тагил «О продолжительности учебного года и каникул в образовательных учреждениях города Нижний Тагил в 2013-2014 учебном году».

Локальные акты

МБОУ СОШ № 36

      • Лицензии на право ведения образовательной деятельности, выданной Министерством общего и профессионального образования Свердловской области (регистрационный № 12970 от 17.03.2011 г.);

      • Свидетельства о государственной аккредитации, выданного Министерством общего и профессионального образования Свердловской области (регистрационный № 5741 от 10.05.2011 г.);

      • Устава МБОУ СОШ № 36 (новая редакция 2011 года);

  • Программы развития МБОУ СОШ № 36;

  • Основной образовательной программы основного общего образования (5-9 классы).

Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 7 класса рассчитана на 68 учебных часов в течение учебного года, 2 часа в неделю.


В ходе реализации рабочей программы учителем предусмотрены такие виды деятельности обучающихся, как работа с учебником, рабочей тетрадью, дополнительной литературой, составление и решение кроссвордов и генетических задач, подготовка презентации. Основные методы работы на уроках: объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, проблемный. Формы организации деятельности обучающихся: индивидуальная работа, групповая, фронтальная. Формы контроля: разноуровневые тесты, биологические задачи, лабораторные и практические работы, фронтальный и индивидуальный опрос, повторительно-обобщающие уроки.


Реализация рабочей программы учебного предмета «Биология» в 7 классах предполагает использование следующего учебно – методического комплекса:

Основная литература

Заxapoв В. Б., Сонин Н. И. Биология. Многообразие Живых организмов: учебник для 7 класса средней школы. М.: Дрофа, любое издание.
Рабочие программы по учебным предметам на 2013-2014 учебный год:

1. Приняты на заседании педагогического совета МБОУ СОШ № 36 (протокол № 1 от 30.08.2013 г.);

2. Утверждены приказом по школе от 30.08.2013 г. № 150.

Рабочая программа имеет следующую структуру:

  • Титульный лист;

  • Пояснительная записка;

  • Обязательный минимум содержания образования по предмету в соответствии с ФК ГОС;

  • Требования к уровню подготовки обучающихся;

  • Учебно-тематический план;

  • Организационно-содержательная модель реализации рабочей программы, включающая календарно-тематическое поурочное планирование;

  • Критерии оценивания обучающихся (устные ответы, письменные работы);

  • Перечень учебно-методического обеспечения;

  • Список литературы.

Составитель рабочей программы Колчина Л.А., учитель биологии I квалификационной категории