sotrud.ru 1

Типология ошибок

в письменных работах учащихся

Речевые ошибкиошибки в употреблении, функционировании языковых средств.

Грамматические ошибки – ошибки в структуре, в форме языковой единицы.

Речевые ошибки – это нарушение требований правильности речи, норм литературного языка ( = так сказать нельзя).

Речевые недочёты – нарушение требования коммуникативной целесообразности речи, нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей речи (богатой, точной, выразительной) ( = так можно выразиться, но есть более удачный вариант).

В отличие от грамматической ошибки, нарушающей структуру языковой единицы, речевой недочёт связан с неудачным употреблением правильно образованных слов или предложений. Это ошибка функциональная (в употреблении), а не структурная (в образовании). Для обнаружения речевого недочёта необходим контекст, без него нельзя заметить ошибку в употреблении, так как сама по себе языковая единица составлена, образована правильно.


ВИД ОШИБКИ

ПРИМЕРЫ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ


I. Ошибки в структуре слова

1. в словообразовании

Непоседка, раздумчивый, благородность.

Его работу выдвинули на соискательство Нобелевской премии.

2. в формообразовании

а) имени существительного

С повидлой, облаки, рельса, нет время, местов, носок, чулков

б) имени прилагательного


Красивше, более красивее.

Мы боремся за более лучшую жизнь

в) местоимения

Ихний, чегой-то, ихи, около его

г) глаголов

Ездиет, ложить, хочут, ждя, махает, ляжь

II. Ошибки в структуре словосочетания

1. в согласовании

Он никогда не видел таких глаз, словно присыпанных пеплом, наполненные неизбывной тоской. Автором описано важные факты и события из жизни страны. Андрей, Пьер и даже Петя Ростов идёт сражаться с французами.

2. в управлении

Удивляюсь его силой, жажда к славе, мечта к свободе, оплачивать за проезд

3. неправильный выбор предлога

Люди всегда мечтали и стремились о новой счастливой жизни.

III. Ошибки в структуре предложения

1. нарушение границ предложения (парцелляция)

Охотник положил ружьё, привязал собаку. И пошёл к зверю.

2. нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Торжество счастья захлестнула птицу.

Но не вечно ни юность, ни лето.

Цвет красок Шишкин применил светлые.

3. ошибки в построении предложений с однородными членами

Девушка была румяной, гладко причёсана.

Эта книга меня научила честности, смелости и уважать людей.


В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю.


4. предложения с причастным оборотом

Деревья создавали тень, покрытые листвой.

Горная цепь тянется с востока на запад, состоящая из множества хребтов.

5. предложения с деепричастным оборотом

На картине изображён мальчик, широко расставив ноги и упёршись руками в колени. Покатавшись на катке, у меня болят ноги. Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.

6. в построении сложного предложения

Колхоз был построен под руководством Давыдова, который преобразился в крупное хозяйство.

7. нарушение правил употребления анафорических слов

Из окна падает свет и освещает туго заплетённые косички девочки и светлую кофточку, но она ничего не замечает.

К крыльцу поскакали два жеребца; это были сыновья Тараса Бульбы.

Несколько птиц Вера подарила зимовщикам острова Диксон, которые там хорошо акклиматизировались.

8. неоправданное дублирование подлежащего

Лопухов и Кирсанов, они типичные демократы-разночинцы.

9. чрезмерно сложная структура предложения

Павел стал уходить в город, где были революционеры-интеллигенты, которые давали ему политическую литературу, распространявшуюся нелегально, с тем чтобы помочь Павлу разобраться в тех вопросах жизни, какие его особенно интересовали.

10. нарушение логико-грамматической связи между частями предложения

Татьяна не хочет следовать печальному примеру своей матери, которая в молодости была выдана замуж за нелюбимого человека, но затем ёй понравилось быть полновластной хозяйкой усадьбы.


11. смешение прямой и косвенной речи

Князь Игорь сказал, что «хочу свою голову положить либо напиться шлемом из Дона».

Отец спросил его, что не хочет ли он пойти вместе со всеми.

12. пропуск необходимого слова

Олег кое-как прибил доску и побежал в волейбол.

РЕЧЕВЫЕ


ОШИБКИ (Р)

1. употребление слова в несвойственном ему значении

Жилин обратно совершил побег.

Поскользнувшись, я упал навзничь. (ничком)

Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать. (запасом)

2. смешение паронимов

Я наперерез отказалась.

3. неоправданное употребление просторечных и диалектных слов и выражений

На вратаре майка, напяленная на рубашку.

Одёжа его была…

Класс посадил бураки и капусту.

4. лексические анахронизмы

Лиза была домработницей в доме Фамусова.

Печорин получил путёвку на Кавказ.

Дворовых заставляли работать и по выходным дням.

5. не снимаемая контекстом многозначность

Это предложение надо оставить.

6. несоответствие фразеологического сочетания контексту

Отец Павла Власова посвятил жизнь побоям жены.


7. смешение видо-временных форм глагола

Брат сидел за столом и раскрашивает картинки.

Пугачёв выходил из избы и сел в карету.

8. неудачное употребление местоимений в контексте, приводящее к неясности или двусмысленности речи

Земляника напоминает Ревизору, что он у него обедал.

Я вынула книгу из сумки и положила её на стол.

НЕДОЧЁТЫ (р)

I. Неточность речи

1. неразличение оттенков значения синонимов или близких по значению слов

После футбола я пошёл домой с унылой (=понурой) головой, потому что мы проиграли.

2. нарушение лексической сочетаемости

Пионеры выполнили клятву.

(выполнили обещание, сдержали клятву)

У девочки были коричневые глаза. (карие)

Дешёвые цены (низкие)

3. употребление лишнего слова, ничего не добавляющего к ранее сказанному (плеоназм)

Огромный исполин. Наступил август-месяц. Опустив голову вниз, он внимательно…

Очень роскошный. Учителя они должны…

Прилетели пернатые птицы.

Негодовал от возмущения…

Нашим войскам приходилось отступать назад.

Внезапно и неожиданно в класс вошёл учитель.

4. нарушение порядка слов в предложении, неудачный порядок слов

Первым ударил Кирибеевич в грудь Калашникову.

Есть немало произведений, повествующих о детстве писателя, в мировой литературе.


В основе драмы Островского «Гроза» лежит с окружающим тёмным царством конфликт Катерины.

На дачу переехал Обломов; там он изменил своей привычке лежать на диване и ничего не делать.


II. Бедность речи учащихся, ограниченность словаря и неразвитость синтаксического строя их речи

1. повтор одного и того же слова в рамках небольшого контекста

Недавно я прочитала одну интересную книгу. Эта книга называется…

2. употребление рядом или близко однокоренных слов

В рассказе «Муму» рассказывается…

В образе Онегина изображён..

3. необоснованные повторы одних и тех же аффиксов

Мечтательность, несобранность, леность Обломова мешали ему найти своё место в жизни.

Кабаниха всё время приставала к Катерине, придиралась к ней, приводила ей в пример себя.

4. употребление штампов

В своей комедии Грибоедов очень остро поставил ряд важнейших проблем того времени.

Дикой категорически отказался помочь Кулигину.

Под свист снарядов, рискуя жизнью, князь выполнил задание.

5. однотипность или слабая распространённость синтаксических конструкций

Мужчина был одет в ватник. Ватник был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки изъедены молью.

Чичиков познакомился со всеми главными чиновниками города и окрестными помещиками. Помещики пригласили его в гости. Чичиков обрадовался этому. Потому что он хотел купить у них мёртвые души.

6. неумение строить контекст, отсутствие связи (логической и лексико-грамматической) между соседними предложениями


III. Нарушение требования выразительности речи (это обычно связано с тем, что при отборе языковых средств ученик недостаточно учитывает речевую ситуацию)

* недочёты в выборе нужных стилистических средств

1. употребление слов иной функционально-стилистической окраски

Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору.

2. неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и конструкций

Рядом сидит папа одного из малышей.

У Олега Кошевого были дружки – Иван Земнухов и Сергей Тюленин.

* злоупотребление выразительными средствами языка

3. нагромождение эпитетов или неоправданное их употребление

В доме свекрови Катерина постоянно испытывала тягостное, тоскливое, безрадостное ощущение.

И этот новый мир тиранит светлое, чистое, возвышенное начало в Ларисе, причём его гнёт, его насилие сильнее, чем прежде, так как скрыты под внешней изящной формой.

4. неоправданное употребление метафор, сравнений, фразеологизмов и иных образных средств

Раскольников похож на карту: одна половине красная, другая – чёрная. Красная – это душа, чёрная – разум.

Поэзия Владимира Высоцкого – это зеркало с живым лицом и огромными глазищами, видящими мир субъективно.

Онегин безумно влюбился в Татьяну, но когда он наконец добился откровенного разговора с ней, ему пришлось уйти несолоно хлебавши, хотя она призналась, что любит его по-прежнему.


* использование неблагозвучных сочетаний

(практически никогда не расценивается как ошибка)

5. скопление гласных

А у Андрея Болконского отношение к свету было совсем иным.

Писателя интересовала и эта особенность человеческого мышления.

6. скопление шипящих

Роман «Мать» - замечательнейшее произведение, изображающее лучших людей того времени, посвятивших свою жизнь борьбе за светлое будущее.

7. скопление одинаково звучащих частей слов

Молодогвардейцы много раз распространяли различные листовки.

НЕДОЧЁТЫ СОДЕРЖАНИЯ

1. Фактические ошибки


Фактические ошибки – нарушения информационной (смысловой) достоверности и точности излагаемого:

  • искажение фактов;

  • отступления от использованных источников, жизненной правды;

  • несоответствие формулируемых положений и трактовок описываемой реальности.



2. ЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ


Логические ошибки связаны с погрешностями в логике изложения.

I. Нарушение чёткого порядка мыслей и частей работы при внутреннем отсутствии плана:

  • неуместное и навязчивое повторение одного и того же положения;

  • дублирование трактовок и выводов;

  • смещение микротем;

  • немотивированное соположение различных частей работы;

  • невнимание учащихся к выделению абзаца;

  • неумение пользоваться красной строкой для отражения и оформления логико-композиционного членения конструируемого текста.

II. Логический пропуск:

  • отсутствие связи между мыслями;


  • неумелый переход от одного положения к другому;

  • необозначенная связь различных подтем.


Показатели содержания, которые не поддаются количественному выражению в процессе проверки

  • соответствие высказывания теме;

  • умение или неумение автора работы отбирать факты и оперировать материалом в границах, обозначенных темой;

  • наличие отступлений от темы;

  • достаточная или недостаточная полнота содержания, определяемая развёрнутостью главных микротем сочинения;

  • оригинальность замысла;

  • самостоятельность в выборе идеи;

  • своеобразие композиции;

  • другие особенности высказывания, свидетельствующие о творческом проявлении личности учащегося (умелое использование способов усиления выразительности речи, большой объём творческой работы и др.).

Эти черты содержательного плана не нуждаются в стандартизированных пометах, однако педагогический эффект проверки и оценки возрастёт, если учитель умеет заметить и поощрительно оценить, выделить содержательные находки и удачи юного автора.