sotrud.ru 1



ГУ «Средняя школа №6 отдела образования акимата города Костаная»


Педагогический совет

Тема: «Костанайский фактор, как важная движущая сила

воспитания в семье и школе»

Выступление: Темирова Н.В.


Костанай, 2011-2012 уч.г

Академик Д.С.Лихачёв «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.
Именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному городу, краю, наконец, к большой Родине.

Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.

Что такое патриотическое воспитание?

Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.


Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание осуществляется в процессе социализации молодёжи в различных сферах жизнедеятельности общества путём участия в работе различного рода движений, акций, инициатив, мероприятий.

В настоящее время в школе, классе такая система в своей основе сложилась. Проводятся мероприятия, посвященные памятным датам отечественной истории. Мощным фактором формирования патриотизма у наших школьников является проведение военно-спортивной игры «Зарница», встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, смотров-конкурсов строевой песни, организация Уроков.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.


Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, школой, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома, города; труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Любой город, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен одной край.

Родной город... Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

В гражданско-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.


Продолжением данной работы является знакомство, детальное изучение детей с другими городами Казахстана, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели "гражданское лицо" своей семьи. (Знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д.)

Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей — вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.

Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.

Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:


  • повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);

  • везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

  • повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

  • люди берегут и охраняют природу;

  • есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним.


Не менее важным условием гражданско-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы  воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы.

Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:


  • корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;

  • семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций;

  • счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, государства.

Большое значение имеют семейные экскурсии по городу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме.



Классный час-викторина «Моя Родина Казахстан»

Цели и задачи:
- воспитание патриотизма, развитие активной гражданской позиции путем изучения истории, географии, культуры суверенного Казахстана, эстетическое, духовно – нравственное воспитание подростков, развитие интеллектуальных способностей.
Оформление: символика РК, плакаты о Казахстане
Материалы и оборудование: карта РК, открытки с видами Астаны, кроссворд, карточки с пословицами.

Класс разделить на две команды.
Классный час начинается с исполнения Гимна РК

Моя любовь к степному краю
безгранична,
И ничего нет здешних мест милей,
Ведь Казахстан, это моя Отчизна,
Я здесь живу, я поклоняюсь ей!

Ученик: Қайрлы күн!
Учитель:
Сегодня наш классный час посвящен нашей Родине – Республики Казахстан.
Наше Отечество, наша Родина – Республика Казахстан.
Отечеством мы зовем Казахстан, потому что в нем испокон веков наши деды и отцы, матери и бабушки.
Родиной зовем потому, что здесь мы родились, говорим на родном языке, и все здесь для нас родное; матерью – потому что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами.
На свете много разных государств и стран, кроме Казахстана, но одна у человека родная мать - одна у него и Родина.
Ученик: Стихотворение « Моя Родина» Н. Поляковой.
- Что значит « Родина моя»?
Ты спросишь. Я отвечу:
- Сначала тропочкой земля
Бежит тебе навстречу.
Потом пшеничные поля
От края и до края.
Всё это – Родина твоя,
Земля твоя родная.

Потом тебя поманит сад
Душистой веткой каждой.
Потом увидишь стройный ряд
Домов многоэтажных.

Учитель: Много лет тому назад родилась наша республика. Трудно ей было. Не было здесь ни больших городов, ни фабрик, ни заводов. Не было больших светлых школ и высоких домов. Люди жили в юртах среди степи, пасли табуны лошадей, отары овец. Не думали люди, что жизнь их изменится, и о Казахстане будет говорить весь мир. В Казахстане много городов, но Костаная родней нет для нас с вами. Знаете ли вы почему наш город получил такое название?



Легенды родного города.

Казалось бы, о Костанае нам все известно. Его история не уходит вглубь веков, как Отрара или Туркестана. Наш город не подвергался разрушениям в ходе великих битв, хотя гражданская война не обошла его стороной. И все же по сей день в его истории много белых пятен. Ученые краеведы по сей день спорят о топономике происхождения нашего города. Почему Костанай? Вот что рассказывает по этому поводу заведующая научно-методическим отделом костанайского музея Галина Саталкина.

Существует немало легенд о происхождении Костаная, но есть одна объединяющая их особенность – центральной фигурой каждой легенды является женщина. Так, например, в одном из преданий говорится о бедняке-пастухе, жившем в скромном шалаше на берегу Тобола. В награду за трудолюбие и честность сосватали хозяева скота, который он пас, невесту для пастуха. И здесь же в шалаше, когда пришло время, родила жена бедняка красавицу-дочку. Увидев прелестное личико новорожденной, восхищенные гости сравнили его с красавицей луной – древним символом красоты у казахов. Слово «тана» имеет несколько значений, чаще всего означает «драгоценность», «украшение», иногда «жемчужину». «Танай» - «лунная жемчужина» из шалаша «Кос» - так называли в народе эту красавицу. Согласно преданию, местность, где была похоронена эта женщина, получила название по этому имени. Урочище Костанай-сай и одноименный брод через Тобол хранят о ней память. Но кроме имени и красоты, ничего примечательного в этом образе нет. Еще менее выразительны сестры Кос и Танай, жившие одиноко со своим отцом бедняком, изгнанным из родного аула невзлюбившим его могущественным баем, и умершие в одночасье от эпидемии.

Совершенно иной женский образ предстает перед нами в другой легенде. В незапамятные времена жила красавица Танай, дочь вождя могущественного племени Тургуна. Недобрая слава шла в народе о девушке. Была она красива, умна, остра на язык, а всех джигитов, которые хотели на ней жениться, вызывала на поединок с условием: если одержит она победу – жениху отрубят голову, если победит он – может либо жениться либо казнить ее.


Шло время, и много женихов погибло. В соседнем племени жил могучий батыр Кос. Был он молод, но уже прославился не только своей силой и воинским мастерством, но и мудростью, добротой и справедливостью. К нему и обратились родичи погубленных жестокой красавицей джигитов с просьбой наказать ее. И поклялся батыр, что постигнет ее та же участь, что и их сыновей. Отец девушки пытался отговорить молодого батыра, сказав, что от победы от взбалмошной и жестокой девчонкой славы он не обретет, а если проиграет, люди будут смеяться, вспоминая батыра, павшего от руки девушки.

При первой же встрече молодые люди полюбили друг друга. Дрогнуло сердце гордой Танай, и боясь гибели Коса, послала она к нему служанку с просьбой уехать, а потом встретиться с ней у развалин древнего города.

Но Кос сказал, что уехать без поединка не может, хотя и полюбил девушку больше жизни.

Множество людей собралось посмотреть на поединок. Могучей силе батыра не уступали ловкость и хитрость девушки. Хрупкая фигура в мужском наряде ловко ускользала от могучего захвата батыра. И все-таки батыр победил в поединке.

И тогда Танай выхватила кинжал и вонзила его себе в грудь. Умирая, просила Танай прощения у Коса за то, что натворила она много бед, но слишком долго не шел он к ней. И тогда потрясенный Кос сказал, что уходит от бессердечных людей к Танай, у нее больше ласки и доброты, чем в их каменных сердцах. И также убил себя кинжалом. Раскаялись люди, увидев эту трагедию, но изменить уже ничего нельзя было.

Молодого батыра Коса и красавицу Танай похоронили на высоком берегу реки Тобол, и в память о них эта местность стала называться Костанай.

Ученик: « Біздің Қазақстан!»
Алтай Жайық арасы –
Жарты әлемдей даласы
Ол – біздің Қазқстан!

Кенге толы койнауы,
Төлге толы жайлауы,
Ол – біздің Қазақстан!

Жастан сүйіп аңсаған
Тәтті күй мен кәусәр үн!

Ол – біздің Қазақстан!

Викторина
1.Назовите дату Дня языков народов Казахстана (22 сентября )
2 Назовите дату празднования Дня единства народов Казахстана (1 мая)
3 Автор трактата «Слова назидания». (Абай Кунанбаев).
4 Автор трилогии «Кочевники». (Ильяс Есенберлин).
5 Первый казахский ученный и просветитель, путешественник, этногроф, исследователь истории и культуры народов Средней Азии, Казахстана и Восточного Туркестана. (Шокан Уалиханов)
6 Выдающийся просветитель, этнограф, педагог, создатель первой школы. Является автором учебников родного и русского языков для казахских детей. (Ыбрай Алтынсарин).
7 Назовите год утверждения Независимости Республики Казахстан (1991 г)
8 Назовите год появления национальной валюты в Казахстане. (1993 г.)
9 Как называется песня, ставшая гимном Республики Казахстан. (Менің Қазақстаным)
10 Символом кочевой цивилизации – отчего дома, Родины, общего дома.
(Шанырак)
11 Что означает силуэт орла на государственном флаге Республики Казахстан? (Это свобода, непокорность, чувство достоинства, мужества, широта души и чистота помыслов народов, проживающих в Республики Казахстан.)
12 Что означает голубой цвет флага Республики Казахстан?
13 Символ олицетворения счастья и богатства на флаге. ( Изображение солнца)
14 Высшая точка, завершения герба. (Звезда)
Ведущий: конкурс завершен. Мы попросим жюри огласить предварительные результаты.
Слово жюри.
Ведущий: В следующем конкурсе вопросы разделены на 2 блока.
1 блок. История Казахстана.
2 блок. Геральдика Республики Казахстан. А какой блок достанется каждой команде, решит жребии!

Вопросы к 1 блоку «История Казахстана».
1 Название ханской вставки. (Орда)
2 Сакская царица, известная в истории. (Тамирис)
3 Султаны, основатели казахского государства ( Жаныбек и Керей)
4 Обычное право у казахов (Адат )

5 Какой город защищала Панфиловская дивизия в ноябре 1941 года? (Москву)

6. Какой древний город на территории Казахстана был стёрт с лица земли Чингисханом? (Отрар)
7. Год принятия первой Конституции Республики Казахстан. (1993г)
8. Где найден Золотой человек? ( В районе посёлка Иссык Алматинской области)
9. В каком году Алма – Ата стала столицей Казахской ССР ( В 1937 г)
10. Назовите год студенческих волнений в столице Казахстана. (1986 г)
Вопросы ко 2 блоку «Геральдика Республики Казахстан».
1.Назовите атрибутику государственности. ( Герб, флаг, гимн).
2. Один из авторов слов государственного гимна ( Н. Назарбаев).
3. Что означает образ тулпаров ( мифических коней) на государственном гербе Республики Казахстан?
4. Автор государственного флага Республики Казахстан? ( Шакен Ниязбеков).
5. Год появления нового гимна Республики Казахстан. (2006 г).
6. Что представляет собой государственный флаг Республики Казахстан? (Прямоугольное полотнище голубого цвета, с изображением в центре солнца с лучами, под которыми парит орёл. У древка вертикальная полоса с национальным орнаментом).
7. Назовите авторов государственного герба Республики Казахстан. (Шота Уалиханов, Жандарбек Малибеков)
8. Какими словами начинается гимн Республики Казахстан?
9. Автор музыки гимна Республики Казахстан. ( Шамши Калдаяков).
10. Какая надпись находится в нижней части герба Республики Казахстан? (Казахстан)


Подведение итогов.

Награждение команд.