sotrud.ru 1




Конспект урока по русскому языку в 6 классе

Учитель Юдинцева Светлана Сергеевна

Тема: Разряды прилагательных. Притяжательные прилагательные

Цель: 1. Сформировать понятие об образовании, морфологических и синтаксических признаках притяжательных прилагательных

2. Развивать навыки квазиисследовательской деятельности

3. Воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: 1.Медиапроектор

2.Экран

3.Компьютер

Ход урока:


1. Оргмомент


Сообщение темы (Слайд 1)

2. Словарная работа момент (Слайд 2)

3. Актуализация знаний по теме

А) Задание: выписать из текста качественные и относительные прилагательные в два столбика. (слайд 3)

Я увидел узкую улицу, уходящую в горы. Её во всю длину перекрывал глухой, почти чёрный навес из виноградных лоз, растянутых на жердях. Большие зрелые кисти винограда висели низко над улицей. Под ними шёл ослик с фонариком на шее. Фонарик был электрический и светил очень сильно. ( К. Паустовский.)

Проверь себя! (Слайд 4)

глухой

Электрический

Узкую

Виноградных

Чёрный

Зрелые

большие






Учитель: - Прилагательные какого разряда нам не встретились в тексте?

- Что вы знаете про притяжательные прилагательные? (Отвечают на вопрос чей?, обозначают принадлежность лицу или животному)


- Сегодня нам предстоит познакомиться с грамматическими признаками и правописанием притяжательных прилагательных.

4. Проблемная задача №1

Учитель: - начнём со строения притяжательных прилагательных. Запишем несколько словосочетаний, разберём по составу прилагательные:

Отцов бокал, волчий хвост, сестрин халат.

Дети , увидев морфему –ий, выделяют её сначала как окончание.

Учитель: - Почему –ий не окончание?

Склонение слова волчий.

Вывод: -ий в притяжательных прилагательных является суффиксом.

Учитель: - А как ещё образуются притяжательные прилагательные? Как они изменяются? (Работа в группах, обсуждение версий).

Учитель: - Подведём итоги, сделаем выводы об образовании и склонении притяжательных прилагательных (Слайд 5)


  • Образуются с помощью суффиксов –ов(-ев), -ин(-ын),-ий

  • Прилагательные муж.рода в И.п. и В.п.ед. числа имеют нулевое окончание, Например: волчий

  • Прилагательные ср. р. и ж.р. В ед. и мн. числе имеют окончания кратких прилагательных, например: лисья

5.Закрепление

Упражнение 300

Задание: выпишите словосочетания притяж. прил.+сущ., укажите их род и падеж, выделите окончания.


Проверь себя! (Слайд 6)

  • Волчий хвост (м.р., и.п.)

  • лисьей хитрости (ж.р., р.п.)

  • собачий лай (м.р., в.п.)

  • заячьей избёнке (ж.р., п.п.)

  • баранью шкуру (ж.р., в.п.)

4. Проблемная задача №2

Учитель: Сейчас запишем ещё несколько словосочетаний:

Заячья душа, волчий аппетит, лисий характер (слайд 7)

Версии. Работа с версиями.

Вывод: Если притяжательное прилагательное употребить в переносном значении, то оно становится качественным.


Закрепление

упражнение 303 (Записать в три столбика: качественные, относительные, притяжательные)

Проверь себя! (Слайд 8)

Качественные

Относительные

Притяжательные

Заячий характер

Заячий выводок

Заячий след

Гусиная походка

Гусиное перо

Гусиная кормушка

Волчий аппетит

Волчья шапка

Волчье логово


5. Рефлексия (слайд 9)

- Что нового узнали на уроке?

- Чем был интересен урок?

- Оцените свою работу на уроке.

6. Домашнее задание(слайд 10)

Параграф 52,упражнение 299 + 10 словарных слов.

Творческое задание для любознательных: Записать фамилии, оканчивающиеся на –ов, рассказать о происхождении одной фамилии (можно своей)