sotrud.ru   1 ... 21 22 23 24 25

Ц


целомудрие.
См.: брахмачарья, яма-нияма.


Ч



Чайтанья.
"Дух, сознание, особенно высшее сознание; Высшее бытие". Очень рас­пространенный термин, часто с определителями, напр, сакши-чайтанья, "свиде­тельствующее сознание", или бхакти-чайтанья, "преданное сознание". См.: читта, сознание, ум (пять состояний), сознание Шивы.


Чайтанья Махапрабху, Шри (1486—1534). Знаменитый вишнуитский святой, се­годня особо почитаемый в Бенгалии и Ориссе, прославившийся своими экстати­ческими состояниями преданности. Проповедовал дуалистическую философию, согласно которой бхакти, преданность божественной чете Радха-Кришна, явля­ется единственным способом освобождения. Практика заключается в основном в киртане, бхактистском пении и танце. Он положил начало вишнуитской секте гаудийя, несколько ветвей которой сохранились по сей день, в том числе ISKCON ("Международное общество Сознания Кришны"). См.: Кришна, вишнуизм, ведан­та.


чакра. "Колесо". Центр силы и сознания, расположенный во внутренних телах че­ловека. В физическом теле чакрам соответствуют различные нервные сплетения и железы. Семь основных чакр можно увидеть психически как разноцветные многолепестковые лотосы или колеса. Они расположены вдоль позвоночного столба от основания до черепной полости. Кроме того, есть семь плохо видимых чакр ниже позвоночника. Они являются центрами инстинктивного сознания, источниками зависти, ненависти, ревности, печали и т. п. Они составляют нижн­ий, или адский, мир, называемый нарака или патала. Таким образом, всего есть 14 главных чакр.

Семь верхних чакр, снизу вверх: 1) муладхара (основание позвоночника) — память, время и пространство; 2) свадхиштхана (ниже пупка) — рассудок; 3) манипура (солнечное сплетение) — сила воли; 4) анахата(сердечный центр) — прямое познание; 5) вишуддха (горло) — божественная любовь; 6) аджня (третий глаз) — божественное видение; 7) сахасрара (макушка головы) — просветление, богоподобие.


Семь нижних чакр, сверху вниз: 1) атала (тазобедренные суставы) — страх и похоть; 2) витала (бедра) — бурный гнев; 3) сутала (колени) — мстительная ревность; 4) талатала (голени) — постоянное заблуждение; 5) расатала (ло­дыжки) — эгоизм; 6) махатала (ступни) — отсутствие сострадания; 7) патала (подошвы ступней) — злоба и склонность к убийству.


Чалукья. Индийская династия, правившая в районе Пенджаба в 450 — 1189 гг. В ее правление процветали буддизм и шиваизм, были созданы знаменитые фрески буддийского пещерного храма Аджанта и значительно продвинулось вперед ин­дуистское искусство строительства храмов.


чандана. "Сандаловая паста". Одна из священных субстанций, предлагаемая во вре­мя пуджи, а потом раздаваемая преданным как святыня (прасада).


Чандра. "Луна". Так называют и планету, и ее божество. Первая играет очень важ­ную роль в индуистской астрологии и в составлении праздничного календаря. Второе считается управителем эмоций.


Чарвака (ок. 600 г. до н. э. ). "Сладкий голос или слово". Индийский философ, оформивший школу чистого материализма, которая носит его имя. Один из ве­личайших скептиков всех времен. См.: настика.


чарья-пада.«Стадия доброго поведения». Период религиозного ученичества, пос­вящаемый служению и выработке характера. См.: пада, шайва-сиддханта, шиваизм.


чатур-дхарма. "Четыре дхармы": puma, ашрама-дхарма, варна-дхарма, свадхарма. См.: дхарма.


чела (хинди). "Ученик". Ученик гуру, синоним слова шишья. Женская форма — челина или чели.

Челлаппасвами (1840 — 1915). "Богатый отец". Сиддха- отшельник и садгуру Кайла-са-парампары Нандинатха-сампрадайи, живший на полуострове Джафна (Шри-Ланка) возле храма Наллур Кандасвами в маленькой хижине, на месте которой сейчас находится его усыпальница-самадхи. Среди его учеников был Йогасвами, которого он интенсивно обучал в течение пяти лет и инициировал в качестве своего духовного преемника. См.: Кайласа-парампара, Натха-сампрадайя. Также см. Приложение 4.



Ченнабасаванна. "Малый Басаванна". Богослов XII века, который систематизи­ровал религиозное учение вира-шиваизма.


Чидамбарам. "Зал сознания". Знаменитый южноиндийский храм Шивы Натара-джи. См.: Натараджа.


Чинмайянанда, Свами (1917—1993). Ведантистский писатель, лектор, деятель ин­дуистского возрождения, основатель "Миссии Чинмайи" и соучредитель "Вишва Хинду Паришад". См.: джагадачарья.


Чинна Бомман (1559—1579). Царь Велура, в районе Мадраса, покровитель и ученик Аппайи Дикшиты.


Чистое Сознание. См.: Парашакти, Саччидананда, таттва.

чистота и нечистота (санскр. шауча-ашауча). Чистота и ее противоположность, загрязнение, являются фундаментальными понятиями индуистской культуры. Они имеют отношение не только к физической чистоте, но и к чистоте в ее со­циальных, ритуальных, ментальных, эмоциональных, психических и духовных аспектах. Свобода от всех видов загрязнения является ключом к индуистской духовности и одной из ям. Физическая чистота требует чистой и упорядоченной окружающей среды, йогического очищения внутренних органов и частого омо­вения водой. Ментальная чистота достигается медитацией, праведной жизнью и правильным мышлением. Эмоциональная чистота зависит от контроля над умом, прояснения подсознательного и хорошего круга общения. Духовная чис­тота достигается следованием ямам и ниямам, изучением Вед и других писаний, паломничеством, медитацией, джапой, тапасом и ахимсой. Ритуальная чистота требует соблюдения определенных праяшчит, или покаяний, в компенсацию загрязнения, вызванного зарубежными поездками, контактами с низменными людьми или плохими местами, обращением в другую веру, прикосновением к телесным нечистотам, посещением похорон и т. д. Есть три формы чистоты — чистота ума, речи и тела (или мысли, слова и дела). Чистота — это естественное состояние души. Нечистота, или загрязнение, является состоянием вторичным, неестественным, наносным. Источники нечистоты — фальшивый, извращенный опыт и усвоение замутняюших истину понятий. В повседневной жизни индуист стремится защищать свою исконную чистоту при помощи мудрого образа жиз­ни, следующего законам дхармы. Этот образ жизни включает в себя обуздание сексуальных энергий, общение с другими добродетельными преданными индуис-тами, воздержание от грубых, гневных и неприличных слов и поддержание чис­тоты и здоровья физического тела. См.: дхарма, папа, покаяние, пунья, яма-нияма.



Чит. "Сознание" или "осознание". В философии — "чистое осознание, трансцен­дентное сознание", как в термине Сат-чит-ананда. В обыденном употреблении чит означает "воспринимать, осознавать". См.: читта, сознание, ум (универсаль­ный).


читсабха. "Зал сознания". См.: Натараджа.


читта. "Ум, сознание". Ум как субстанция. На личном уровне — то, в чем записы­ваются ментальные впечатления и опыт. Местопребывание сознательного, под­сознательного и сверхсознательного состояний и тройственной ментальной спо­собности (антахкараны), состоящей из буддхи, манаса и ахамкары. См.: сознание, ум (индивидуальный), ум (универсальный).


чудакарана. Церемония ритуального обрития головы. См.: самскара.


Чхандас-веданга. Вспомогательные ведические тексты о метрических правилах стихосложения. Чханда, метр, относится к четырем лингвистическим искусствам, необходимым для овладения Ведами и ритуалами яджни. Чхандас переводится как "желание, воля" или "метрическая наука". Важнейший текст по чхандасу — при­писываемая Пингале (ок. 200 г. до н. э.) Чханда-шастра. См.: Веданга.


Чхандогья-упанишад(а). Одна из главных Упанишад. Состоит из восьми глав "Чхандогья-брахманы" Самаведы. Посвящена происхождению и значению звука Аум, важности Самаведы, "Я", медитации и жизни после смерти. См.: Упанишад.


Ш


шабдакоша. "Оболочка из звуков или слов". Словарь, глоссарий.

шад-даршана. "Шесть воззрений; шесть философий". Шесть классических индуис­тских философских систем: ньяя, вайшешика, санкхья, йога, миманса и веданта, каждая из которых кратко сформулирована "основателем" в форме сутр и разра­ботана другими авторами в обширных комментариях. Даршаны понимаются как различные попытки описать Истину и путь к ней. 1) Ньяя: "система, правило; логика". Система логического реализма, основанная ок. 300 г. до н. э. Гаутамой, знаменитая своей логикой и эпистемологией и занимающаяся поисками средств достижения правильного знания. Ее методы постановки вопроса и правила аргу­ментации были приняты всеми школами индуизма. 2) Вайшешика: "различе­ние" (от вишеша, "различия"). Философия, основанная на учении Канады (ок. 300 г. до н. э.) о том, что освобождения следует достигать через понимание природы существования, которое классифицируется как девять фундаментальных реаль­ностей (дравья): земля, вода, свет, воздух, эфир, время, пространство, душа и ум. Ньяя и вайшешика часто рассматриваются как взаимодополняющая пара, в кото­рой ньяя интересуется логикой, а вайшешика анализирует природу мира. 3) Сан­кхья: "перечисление, подсчет". Философия, основанная Капилой (ок. 500 г. до н. э.), автором Санкхья-сутр. Интересуется в первую очередь таттвами, "кате­гориями существования", которых насчитывает 25. Первые две — это непрояв­ленный дух, пуруша, и проявленная первичная природа, пракрити, —полярность мужского и женского начал, рассматриваемая как основа всего существования. Пракрити, из которой развиваются все вещи, представляет собой единство трех гун: саттвы, раджаса и тамаса. Санкхья и йога считаются неразделимой парой, и их принципы пронизывают весь индуизм. 4) Йога: "обуздание, соединение". Древняя традиция философии и практики, оформленная Патанджали (ок. 200 г. до н. э.) в Йога-сутрах.. Также известна как раджа-йога, "царская йога", и аштан-га-йога, "восьмичленная йога". Ее задачей является прекращение всех колебаний сознания и достижение Самореализации. Йога целиком посвящена практи­ческому осуществлению высокой философии индуизма и достижению личной трансформации через трансцендентальный опыт, самадхи. 5) Миманса: "исследо­вание, изучение". Также пурва-миманса ("ранняя" миманса). Основана Джаймини (ок. 200 г. до н. э.), автором Миманса-сутр, который учил, что правильное выпол­нение ведических ритуалов является средством спасения. 6) Веданта: "конец (или кульминация) Вед". Также уттара-миманса ("поздняя" миманса). Основа­нием веданты служат Упанишады и Араньяки (заключительные части Вед, отсюда и название), а не гимны и ритуальные разделы Вед. Веданта учит, что существует одна Абсолютная Реальность, Брахман. Человек и Брахман — одно, и целью жиз­ни является осознание этой истины. Веданта-сутры (или Брахма-сутры) были написаны Риши Бадараяной (ок 400 г. до н. э.).


шайва. Имеющий отношение к шиваизму. То же, что и шиваит. В мире в настоя­щее время насчитывается около 400 млн. шиваитов. См.: шиваизм.


Шайва-агамы. Богооткровенные писания шиваитов (шайвов). Строго теистичес­кие, они описывают Шиву как Всевышнего Господа, имманентного и трансцен­дентного. Подразделяются на 64 кашмирских Шайва-агамы и 28 Агам шайва-сид-дханты . К последней группе относятся основополагающие писания секты шайва-сиддханта. Из них десять принадлежат к категории "шивабхеда" и счита­ются дуалистическими: 1) Камика, 2) Йогаджа, 3) Чинтья, 4) Карана, 5) Аджита, 6) Дипта, 7) Сукшма, 8) Сахасрака, 9) Амшумат, 10) Супрабхеда. Восемнадцать Агам относятся к категории "рудрабхеда" и являются недуалистическими: 11) Виджая, 12) Нихшваса, 13) Сваямбхува, 14) Анала, 15) Вира (Бхадра), 16) Раурава, 17) Макута, 18) Вимала, 19) Чандраджняна (или Чандрахаса), 20) Мукхабимба (или Бимба), 21) Продгита (или Удгита], 22) Лалита, 23) Сиддха, 24) Сантана, 25) Сарвокта (Нарасимха), 26) Парамешвара, 27) Кирана и 28) Ватула (или Парахита). Риши Тирумулар в своем Тирумантирам упоминает о 28-ми Агамах и перечисляет названия девяти. Из них восемь — Карана, Камика, Вира, Чинтья, Ватула, Вимала, Супрабхеда и Макута — находятся в вышеприведенном списке 28-ми Агам, а девятая, Калоттара, в настоящее время считается Упагамой, то есть вспомогательным текстом, Ватулы. Камика — это Агама, которой наиболее ши­роко пользуются в тамильских шиваитских храмах, поскольку к ней имеется ком­ментарий-руководство (паддхати) Агхорашивы. Вира-шиваиты особо почти­тельно относятся к Ватула- и Вира-агаме. Писания Шайва-агам более, чем что-либо другое, объединяют все школы шиваизма. Сами Агамы утверждают, что все они полностью согласуются с учениями Вед, содержат сущность Вед и должны изучаться с той же высокой степенью преданности. См.: Агамы, Веды.



шайва-вишишта-адвайта. См.: шива-адвайта.


шайва-сиддханта. Самая широко распространенная и влиятельная из шести ос­новных школ шиваизма сегодня, особенно сильная среди тамилов южной Индии и Шри-Ланки. Первым гуру традиции шуддха- ("чистой") шайва-сиддханты был Махарши Нандинатха из Кашмира (ок. 250 г. до н. э.). В средние века учения Агхорашивы и Мейкандара породили плюралистический поток в шайва-сиддхан-те. См.: Приложение 2.


шакахара. "Вегетарианская диета". От шака, "овощ", и ахара, "употребление в пи­щу". См.: яма-нияма.


шакта. Последователь шактизма или имеющий к нему отношение. См.: индуизм, шактизм, тантризм.


шакта-тантризм. См.: тантризм, шактизм.


Шакти. "Сила, энергия". Активная сила или проявленная энергия Шивы, которая пронизывает все существующее. Ее наиболее тонким аспектом является Пара-шакти, или Саччидананда, чистое сознание и первооснова всех форм. Эта божес­твенная энергия развертывается как иччха-шакти (сила желания, воли, любви), крия-шакти (сила действия) и джняна-шакти (сила мудрости, знания), символи­зируемые тремя зубцами тришулы, или трезубца, Шивы. Из них появляются пять энергий: откровения, сокрытия, растворения, сохранения и сотворения.

В шайва-сиддханте Шива есть все, а Его божественная энергия, Шакти, неот­делима от Него. Это единство символизирует образ Ардханаришвары, "полужен­ского Бога". В народном, деревенском индуизме единство Шивы и Шакти заме­щается понятием о Шиве и Шакти как отдельных сущностях. Шакти представле­на как женское начало, а Шива — как мужское. В индуистских храмах, искусстве и мифологии Они изображаются как божественная чета. Такая иконография ухо­дит корнями в Пураны. Шакти персонифицируется во многих формах спутниц богов. Например, богини Парвати, Лакшми и Сарасвати являются мифологи­ческими спутницами соответственно Шивы, Вишну и Брахмы. Философия, одна­ко, настаивает, что Бог и энергия Бога суть Одно, а метафора неразлучной божес­твенной четы только иллюстрирует это Единство.


В религии шактистов поклонение Богине стоит превыше всего — в Ее мно­гочисленных грозных и благих формах. Шакти — это Божественная Мать прояв­ленного мира, визуализируемая в женской форме, а Шива — это лишь Непрояв­ленный Абсолют. К грозным или черным (асита) формам Богини относятся Ка­ли, Дурга, Чанди, Чамунда, Бхадракали и Бхайрави. Благие или белые (сита) фор­мы — это Ума, Гаури, Амбика, Парвати, Махешвари, Лалита и Аннапурна. Как Раджараджешвари ("божественная королева королей"), Она является главным божеством янтры Шри-Чакра. Ей также поклоняются как десяти Махавидьям, манифестациям высшего знания — Кали, Таре, Шодаши, Бхуванешвари, Чхин-намасте, Бхайрави, Дхумавати, Багале, Матанги и Камале. Хотя некоторые шакты рассматривают их как отдельных существ, большинство почитает их как мани­фестации единственной Дэви. Есть также множество меньших форм Богини из категории грамадэвата ("деревенское божество"). К ним относятся Питари, "ло­вящая змей" (обычно представленная простым камнем) и Мариямман, ''Богиня оспы".

В йогическом мистицизме всех традиций шакти переживается в человечес­ком теле в трех аспектах: 1) женская сила, ида-шакти; 2) мужская сила, пингала-шакти; 3) чистая андрогинная сила, кундалини-шакти, которая течет через сушумна- нади.

Шакти легче всего чувствуют преданные как тонкую блаженную энергию, истекающую от святой личности или освященного индуистского храма.


шакти-вишишта-адвайта. См.: вира-шиваизм.

шактизм. (санскр. шакта-дхарма). Религия тех, кто поклоняется Всевышнему как Божественной Матери, Шакти или Дэви, в Ее многих формах, милостивых и гроз­ных. Одна из основных ветвей индуизма. Первыми историческими свидетельст­вами шактизма являются тысячи женских статуэток, датируемых ок. 5500 г. до н. э. и найденных в деревне Мергарх в Индии. В философии и практике шактизм очень напоминает шиваизм. Обе религии выдвигают, например, одни и те же конечные цели адвайтисгского союза с Шивой и мокши. Но шактисты поклоня­ются как Высшему Существу исключительно Шакти, динамичному аспекту Бо­жественного, в то время как Шива считается совершенно трансцендентным и Ему не поклоняются. Есть много форм шактизма, с бесконечным разнообразием практик, цель которых — добыть божественную энергию или силу, необходимую для духовной трансформации. Выделяются две основные формы шактизма: шри-кулау "семья Богини Шри (Лакшми)", которая уважает брахманическую традицию (главный поток индуизма, придерживающийся кастовой системы и правил чистоты) и особенно сильна на юге Индии, и каликула, "семья Кали", которая отвергает брахманическую традицию и преобладает в северной и восточ­ной Индии. Сегодня очевидны четыре главных выражения шактизма: народный шаманизм, йога, преданность (бхакти) и универсализм. Одной из важнейших мантр шактистов является Аум Хрим Чандикаяй Намах, "Я склоняюсь перед Той, кто разрывает всякую двойственность". Существует много вариантов народного шактизма, тяготеющих к различным формам Богини (Кали, Дурга, Амман и др.). Поклонение часто включает в себя хождение по огню и жертвоприношение животных, хотя последнее постепенно отмирает. См.: Богиня, тантризм, Шакти.



шактипат(а). "Нисхождение милости". Гуру-дикша, инициация, получаемая от духовного наставника, в частности первая инициация, которая пробуждает кундалини и запускает процесс духовного развития. См.: ануграха-шакти, дикша, кундалини.


шактопайя. "Путь силы". См.: упайя.


Шакья. Шиваитская династия, правившая на территории нынешнего Непала, в которой родился Будда, или Шакьямуни. См.: Будда.


шаманизм. Племенная или местная традиция, в которой мистический жрец, ша­ман, играет центральную роль, владея магическими и духовными силами. Шама­на почитают за его способность управлять природой и людьми, вызывать хо­рошие и плохие события; он — посредник между человеком и божественными силами. Термин шаман происходит от санскритского шрамана, "аскет", родствен­ного слову шрам, "напрягаться, стараться".


Шандилья-упанишад. Относится к Ахтарваведе. Обсуждает восемь форм йоги, ог­раничения, предписания, управление дыханием, медитацию и природу истины.


Шанкара. "Дарующий счастье; благосклонный". Одно из имен Шивы.


Шанкара (Ади Шанкарачарья) (788—820). Одна из величайших фигур в истории индуизма; выдающийся гуру из смарта-сампрадайи. Прославился своей монисти­ческой философией адвайта-веданты и множеством комментариев к писаниям; основал десять орденов санньясинов с резиденциями первосвященников в стра­тегических центрах по всей Индии. Прожил только 32 года, но успел исходить всю Индию и изменить весь индуистский мир того времени. См.: веданта, дашанами, шанкарачарья-питха, Смарта-сампрадайя.

шанкарачарья-питха. Так называются адвайтические монастыри-матхи, осно­ванные Шанкарой (ок. 788—820) как центры смартизма в Индии, каждый из которых имеет свою гуру-парампару и первосвященника, носящего титул Шанка­рачарья. С каждым матхом связано одно из четырех упанишадических "великих изречений" (махавакья), играющее роль мантры, и два или три монашеских ор­дена из числа дашанами. Восточное побережье: Говардхана-матх, в Пури (центр орденов Аранья и Вана). Гималаи: Джйоти-матх, близ Бадринатха (ордена Гири, Парвата и Сагара). Западное побережье: Шарада-матх, в Двараке (ордена Тир-тха и Ашрама). Юг: Шрингери-матх (ордена Бхарати, Пури и Сарасвати). Пя­тый значительный питх, связанный с Шрингери-матхом, находится в Канчипу-раме, также на Юге. См.: дашанами, смартизм, Шанкара, махавакья, питха. шанмата-стхапаначарья. "Учитель-основатель шестеричной системы". Титул, присвоенный Ади Шанкаре при жизни. Имеется в виду его стремление консо­лидировать шесть главных сект индуизма в одной несектантской системе, кото­рое, в частности, проявилось в создании алтаря пяти (или шести) божеств. См.: смартизм, паньчаятана-пуджа, Шанкара.



Шанмукха. "Шестиликий". Одно из имен Господа Муругана или Карттикейи, ука­зывающее на множественность Его божественных функций. См.: Карттикейя.


Шанмукха-гаятри. Ведическая мантра- гаятри для обращения к Господу Карттикейе как к Шанмукхе, "Шестиликому".


Шаравана. "Заросли тростника". В мифологии — священный водоем в Гималаях, где вырос Господь Карттикейя; эзотерически понимается как озеро божественной сущности, или первичного сознания. См.: Карттикейя. шарана. "Прибежище". См.: шивашарана, вира-шиваизм.


шарира. "Тело; скорлупа". Другое название — деха. Три тела для души: 1) стхула-шарира, "грубое или физическое тело" (также называемое аннамайя-коша); 2) сукшма-шарира, "тонкое тело" (также называемое линга-шарира, оно включает в себя пранамайя-, маномайя- и виджнянамайя-коши); 3) карана-шарира, "причин­ное тело" (также называемое анандамайя-коша), тело духовной природы. См.: коша, тонкое тело.


шастра. "Священный текст; учение". 1) Любой религиозный или философский трактат или корпус писаний. 2) Раздел знания, научная дисциплина; например, Дхарма-шастра — религиозный закон, Артха-шастра — политика.


шастри. Тот, кто сведущ в шастрах, или писаниях.


Шатапатха-брахмана. Руководство для жрецов из Шукла-Яджурведы. Шатапат-ха означает "100 путей". Основные темы — теология, философия и способы бо­гослужения.

шаткона. "Шестиугольник", точнее, шестиконечная звезда, образованная двумя пересекающимися треугольниками, из которых направленный вверх представля­ет трансцендентное бытие Шивы, а направленный вниз — проявленную энергию Шивы, Шакти. Шаткона является частью янтры Господа Карттикейи. См.: Ардханаришвара, Карттикейя.



шатстхала. "Шесть стадий". Шесть стадий союза с Шивой в вира-шиваизме. См.: вира-шиваизм.


шауча: "Чистота". Избегание нечистоты в теле, уме и речи. См.: чистота и нечис­тота, яма-нияма.


шаштьябда-пурти. "Празднование шестидесятого дня рождения". Праздник, уст­раиваемый для семейной четы в день рождения мужа. Обычно приглашается много родственников и друзей. В ходе праздника проводится хома, супругами повторно принимаются брачные обеты. Его назначение — подтянуть семейные узы.


Шветашватара-упанишад. Упанишада Яджурведы, которая подчеркивает важ­ность теизма (личностного Бога и преданности Ему) и, вместе с тем, монизма (единства Бога, души и мира). Одна из главных Упанишад. Ценится, в частности шиваитами, как великое панентеистическое писание.


Шива. "Благосклонный, милостивый". Верховное Существо шиваитской религии. Бог Шива есть все и во всем, одновременно Творец и творение, одновременно имманентный и трансцендентный. Как личностное Божество, Он является Созда­телем, Хранителем и Разрушителем. Он един, но видим в трех совершенствах: как Парамешвара (Первичная Душа), Парашакти (Чистое Сознание) и Парашива (Абсолютная Реальность). См.: Ишта-дэвата, Парамешвара, Парашива, Пара­шакти, Натараджа, Садашива, Саччидананда, шиваизм.


шива-адвайта. Другие названия: шива-вишишта-адвайта, шиваитский ограни­ченный недуализм. Школа шиваизма, основанная на философии Шрикантхи (ок. 1050 г.). См. Приложение 2.


Шивадаял (1818—1878). Основатель эзотерической реформистской вишнуитской секты радхасвами в Агре.

Шиваджняна-бодхам. "Трактат о мудрости Шивы". Труд (или, как некоторые счи­тают, часть Раурава-агамы, переведенная на тамильский язык) Мейкандара (ок. 1300 г.). Состоит из 12 сутр и описывает отношения между Богом, душой и миром. Мейкандар-сампрадайя почитает эту книгу как свой основной философ­ский текст и считает, что в ней излагается плюралистическое учение. Есть также мнение, что она по характеру монистична, а плюралистические интерпретации были введены позднейшими комментаторами. В этот важный текст включены очень глубокие комментарии к каждой из 12 сутр. См.: Мейкандар-шастры.



Шива-дришти. Писание кашмирского шиваизма, ныне утраченное, написанное Соманандой, учеником Васугупты. См.: кашмирский шиваизм.


шиваизм (также шайвизм, санскр. шайва-дхарма). Религия тех, кто поклоняется Шиве как Всевышнему Богу. Древнейшая из четырех сект индуизма. Самое ран­нее историческое свидетельство о шиваизме — знаменитая 8000-летняя печать с Шивой-Пашупати, сидящим в йогической позе, из долины Инда. В Рамаяне, ко­торая астрономически датируется 2000 г. до н. э., Господь Рама, как и его враг Равана, поклоняется Шиве. Будда родился в 624 г. до н. э. в шиваитской семье, и летописи тех времен рассказывают о шиваитах-аскетах, которые бродили по хол­мам точно так же, как они делают сегодня. Есть много школ шиваизма, из кото­рых важнейшими являются шесть: шайва-сиддханта, пашупата-шиваизм, кашмирский шиваизм, вира-шиваизм, сиддха-сиддханта и шива-адвайта (подробно о шести школах см. Приложение 2). Все они прочно основываются на Ведах и Агамах и разделяют следующие принципиальные доктрины: 1) пять энер­гий Шивы — творение, сохранение, разрушение, сокрытие и откровение; 2) три категории — Пати, пашу и паша (Бог, души и "путы"); 3) три вида пут, или уз, — анава, карма и майя; 4) троичная энергия Шивы — иччха-шакти, крия-шакти и джняна-шакти; 5) тридцать шесть таттв, или категорий существования; 6) не­обходимость инициации, полученной от садгуру; 7) сила мантры; 8) четыре пады (стадии) — чарья (бескорыстное служение), крия (преданность), йога (меди­тация), джняна (просветление); 9) вера в Паньчакшару как высшую мантру и в рудракшу и вибхути как священных помощников веры; 10) вера в садгуру (на­ставника), Шивалингам (объект поклонения) и сангху (сообщество святых лич­ностей).


шиваит. Последователь шиваизма. То же, что шайва. В мире в настоящее время насчитывается около 400 млн. шиваитов. См.: шиваизм.


Шивайя Намах. "Преклонение перед Шивой". Обратная форма мантры "Намах Шивайя". См.: Намах Шивайя.


Шива-карнамрита. Текст Аппайи Дикпшты (1554—1626), написанный с целью восстановления знания о превосходстве Бога Шивы во времена широкого обра­щения в вишнуизм. См.: Аппайя Дикшита.


Шивалайя. "Дом (алайя), где пребывает Шива". Святой храм Шивы. См.: храм.


Шивалингам или Шивалинга. "Метка или знак Шивы". Самый распространенный образ Шивы, присутствующий практически во всех шиваитских храмах. Округ­лый эллиптический предмет, обычно установленный на круглом основании, пи-тхе. Шивалингам — это простейший и древнейший символ Шивы, особенно Па-рашивы, Бога по ту сторону всех форм и качеств. Питха представляет Пара­шакти, проявляющуюся Силу Бога. Лингамы обычно бывают каменными (выре­занными или естественного происхождения, сваямбху, например речная галька), но могут быть и из металла, драгоценных камней, хрусталя, дерева, земли или нестойких материалов (например, льда). В соответствии с Карана-агамой (6), вре­менные Шивалингамы могут делаться из 12 различных материалов: песка, риса, приготовленной пищи, речного ила, коровьего навоза, масла, зерен рудракши, пепла, сандаловой пасты, травы дарбха, цветочной гирлянды или патоки. См.: йони, мурти, сваямбху-линга, шиваизм.


Шивалока. "Сфера Шивы". См.: лока.

Шивамайя. "Оформленное, сделанное, состоящее из Шивы или полное Шивой". Важное понятие монистического шиваизма. Все сущее — все миры, все существа, все проявленное, все то, что претерпевает сотворение, сохранение и уничтожение, — состоит из Шивы и пронизано Им. См.: мир, таттва.



Шивамайя-коша. "Оболочка, состоящая из Шивы". Форма Первичной Души, Па-рамешвары, тело Бога Шивы, в которое индивидуальная душа вливается по осу­ществлении ее эволюции. См.: вишваграса, Парамешвара.


Шиванадияр (тамил.). "Раб Шивы". Мистические отношения между преданным и Шивой, в которых все духовные, ментальные и физические действия восприни­маются как осуществление воли и замысла Шивы. См.: карма-йога.


Шивананда. "Блаженство Шивы". См.: Свами Шивананда.


Шиванубхава Мандапа. "Зал переживания Шивы", где в XII веке собирались вира-шиваиты, чтобы выработать основополагающие доктрины своего движения.


Шива-пурана. "Древние [предания] о Шиве". 1) Собрание шести главных пура-нических писаний, священных для шиваитов. 2) Название древнейшего из этих шести текстов (некоторые считают его версией Вайю-пураны).


Шива-ракшанами-дипика. Чисто адвайтический комментарий Аппайи Дикшиты к трудам Шрикантхи. См.: шиваизм.


Шиваратри. См.: Махашиваратри.


Шива-самхита. Текст шиваитской школы Горакшанатхи (ок. 1700 г. до н. э.). В 212 сутрах обсуждаются анатомия, асаны, энергия, дыхание и философия. Широко применяется как ценный обзор практики йоги.

Шива-саюджья. "Близкий союз с Шивой". Становление единым с Богом. Состо­яние постоянного сознания Шивы; одновременное восприятие внутреннего и внешнего. Постоянное состояние единства с Шивой, даже в гуще повседневной деятельности, которое приходит после многократных переживаний Самореали­зации. Риши Тирумулар говорит: «Саюджья означает вечное пребывание в упа-шанте, покое, который находится за пределами понимания. Саюджья означает становление Самим Шивой. Саюджья означает вечное переживание бесконечной силы внутреннего блаженства» (Тирумантирам 1513). Во многих философских школах индуизма она определяется как высшее достижение. С эзотерической


точки зрения, она начинается, когда кундалини пребывает свернутой в сахасрара-чакре. См.: дживанмукти, кундалини, мокша.


Шива-сутры. "Семенное" писание кашмирского шиваизма, 77 афоризмов, кото­рые были открыты Шивой мудрецу Васугупте (ок. 800 г.).


Шиватва. "Шивоподобие". Быть Шивой или подобным Шиве, особенно — разде­лять Его божественное состояние сознания. См.: сознание Шивы, Шива-саюджья.


Шиватондан (тамил.). "Слуга Шивы". Тоже, что Шиванадияр: состояние преданно­го, который регулярно выполняет действия, посвященные Богу Шиве; беззавет­ное служение другим. См.: карма-йога.


Шиватонду (тамил.). "Служение Шиве". То же, что карма-йога.


Шивачара. "Отношение ко всему как к Богу". См.: вира-шиваизм.


Шива-чайтанья. "Божественное сознание". См.: сознание Шивы.


шивачарья. Клан наследственных жрецов в традиции шайва-сиддханты. Титул ади-шайва-брахманов. Священник-адишайва, получивший должное обучение и ини­циации для выполнения публичных ритуалов в храме Шивы. Шивачарьев высшей квалификации также называют арчакарами. См.: адишайва.


Шива-Шакти. Бог-Отец-и-Мать, одновременно имманентный и трансцендент­ный. Имя Бога Шивы, относящееся к Его непроявленному Бытию и проявленной энергии. См.: Ардханаришвара, Парамешвара, Первичная Душа, Шива.


шивашарана. "Предавшийся Богу". См.: вира-шиваизм.


Шивена саха нартанам. "Танец с Шивой". Санскритское название настоящей кни­ги.

шикхара. "Вершина горы, утес". Башнеобразная надстройка над гарбхагрихой в хра­мах североиндийского стиля. В южных храмах шикхарой называют верхний ка­мень надстройки, или виману. См.: храм.



Шикша-веданга, Вспомогательные ведические тексты по санскритской фонетике, одному из четырех искусств, необходимых для овладения Ведами и ритуалами. Шикша означает "желание овладеть; обучение; метод изучения". См.: Веданга.


Шильпа-шастра. "Наставления по искусствам". 1) Особый класс текстов, в кото­рых даются основы любых изящных искусств или сакральных наук, таких, как архитектура, танец, живопись, ювелирное, гончарное, ткацкое искусство, искус­ство плетения корзин, изготовления гирлянд, металлообработки, актерское, ку­линарное искусство и верховая езда. Самые рание Шильпа-шастры датируются ок. 200 г. до н. э. Многие были написаны между V и XIV веками. См.: кала-64, Стхапатьяведа.


Ширди Сам Баба (ок. 1840—1918). Святой, признаваемый индуистами и мусульма­нами.


шишья. "Ученик", особенно тот, кто хорошо проявил себя и был формально при­нят гуру. См.: чела.


шлока. Стих, фраза, высказывание или прославляющий гимн, обычно составлен­ные в определенном стихотворном размере. Чаще всего — в размере двустишия, по шестнадцати слогов в каждой строчке. Шлока — основная стихотворная фор­ма санскритского эпоса, Махабхараты и Рамаяны. См.: бхашья, сутра.


шраддха. "Вера". См.: паньча-шраддха.


шраддха. Поминки по усопшему, которые по традиции проводятся через неделю и через месяц после смерти, а затем ежегодно в день смерти. См.: смерть, самскары зрелого возраста.


шраддa-дхарана. "Собрание или средоточие веры". Термин, используемый в «Танце с Шивой» как синоним символа веры, краткого резюме религиозного веро­учения. См.: символ веры.

шpayma. "Связанный со слухом, слышимый". Предписанный Ведами или согласу­ющийся с ними.



Шраута-шастра. "Тексты об услышанном (шрути)". 1) Писания или учения, ко­торые согласуются с Ведами. 2) Особая группа текстов Кальпа-веданги, обязатель­ных для изучения ведическими жрецами и объясняющих ритуалы яджни.


Шри. "Сияющий, прекрасный, величественный; процветающий". Почтительная приставка, означающая "святой, священный", часто употребляющаяся с имена­ми богов (например, Шри Ганеша), с названиями священных писаний (Шримад Бхагавад-гита) и с именами выдающихся личностей (в этом случае означает "ува­жаемый" или "господин"). Женская форма этого слова — шримати.


шри-вайшнава. Одна из школ вишнуизма. Крупнейший ее представитель — Рамануджа. См.: вишнуизм, Рамануджа, вадагалай.


Шрикантха (ок. 1050 г.). Святой и философ, проповедовавший шиваитское уче­ние, сочетавшее монизм и дуализм. Основатель шиваитской школы шива(виш-ишт) адвайта, сходной с вишнуитской вишишта-адвайтой Рамануджи. Извес­тен также под именем Нилакантха Шивачарья. См.: шива-адвайта.


Шрикумара (ок. 1050 г.). Монах-философ, представитель шайва-сиддханты, отвер­гавший учение адвайта-веданты Шанкары о майе как иллюзии и проповедо­вавший, что Шива — одновременно материальная причина (упадана карана) и действенная причина (нимитта карана).


Шри-Ланка. "Почтенный лев". Островное государство, расположенное к югу от Индии (остров Цейлон). Население на 80% буддийское, но имеется несколько миллионов тамилов-шиваитов, проживающих в основном на засушливом севере острова. Шри-Ланка была раньше португальской, затем британской колонией. С 1948 года получила независимость в качестве члена Британского Содружества. С 1972 года — республика. Площадь 25 000 кв. миль, население — 15 млн. чел.

Шринагара (Сринагар). Главный город Кашмира.



Шринатха. Великий кашмирский шиваитский учитель монистического теизма. См.: Дурвасас.


шри-падука. Святые сандалии гуру. См.: падука.


Шри-Рудрам. Важнейший ведический гимн Господу Шиве как Богу растворения, воспеваемый ежедневно в храмах Шивы по всей Индии. Именно в этой длинной молитве, которая находится в Тайттирийя-самхите Яджурведы, в середине пер­вых трех Вед, впервые встречается шиваитская мантра "Намах Шивайя".


Шри-Чакра (Шри-Янтра). См.: янтра.

шрути. "Услышанное". Откровенные писания индуизма, обладающие верховным теологическим авторитетом и духовной ценностью. Это вневременные учения, переданные риши, или видящим, непосредственно Богом тысячи лет назад. Поэ­тому говорится, что шрути является апаурушея, "безличным" или "внеличност-ным". Шрути состоит из Вед и Агам, которые сохранялись в устной передаче, пока не были записаны на санскрите. Среди многих священных книг индуистов эти два корпуса знаний ценятся наиболее высоко. На протяжении веков шрути служило предметом философских споров, изучения и толкования, породив бесчисленные школы мыслителей. Шрути также является объектом медитации для реализации мудрости древних в себе самом. Из шрути взято большинство мантр, использу­емых в ритуалах богослужения, а также для личных молитв и джапы. Достойно восхищения то, что огромный объем шрути сохранился за тысячелетия без изме­нений при устной передаче от гуру к шишье, поколение за поколением. Это было возможным благодаря тому, что ведическая традиция требовала от ученика заучивать каждый стих одиннадцатью различными способами, включая способ "задом наперед". По традиции шрути не читают, но поют в соответствии с крайне точными правилами грамматики, высоты звука, интонации и ритма. Так высво­бождается величайшая сила шрути. В священном языке шрути слово и его зна­чение так тесно связаны, что простое слушание этих святых писаний, правильно воспеваемых, оказывает магический эффект на душу слушающего. См.: Агамы, смрити, Веды.



шубха-мухурта. "Благоприятное время". Промежуток времени, когда те или иные действия с наибольшей вероятностью окажутся успешными. См.: мухурта.


шуддха-шайва-сиддханта. "Чистая шайва-сиддханта", термин, впервые использо­ванный Тирумуларом в Тирумантирам для определения его монистической шай-ва-сиддханты как противоположности плюралистической сиддханты и других форм сиддханты, которые не содержат крайнего монизма, присущего веданте.


шуддхавидья. "Чистое знание". Пятая таттва в космологической системе шайва-сиддханты. См.: таттва.


шудра. "Рабочий, слуга". Общественный класс искусных ремесленников и рабочих. См.: варна- дхарма.


Шукла-Яджурведа. См.: Яджурведа.


Шульба-шастры. Практические пособия по процедурам обустройства мест для проведения ведических ритуалов яджни; раздел Кальпа-веданги. Используют сложную геометрию и являются древнейшими из сохранившихся индийских ма­тематических текстов. Шульба означает "струна, шнур". Шнур использовался для измерения и разметки. См.: Веданга.


шум. Мистический натховский язык медитации, открытый Шивайя Субрамуния-свами в Швейцарии в 1968 г. Его основной алфавит выглядит так:




Шунья-сампадане. "Достижение Пустоты". Главная книга вира-шиваизма (ок. 1550), состоящая из дискуссий и заметок шивашаранов. Шунья означает "пус­тота, бескачественный Абсолют", сампадана —"достижение, реализация, просве­тление".



<< предыдущая страница   следующая страница >>