sotrud.ru 1

Урок на тему «Полотенце»


Предмет: изобразительное искусство.

Класс: 5.

Тема: «Древние корни народного искусства».

Урок №5.

Дата: 26.09.2011 г.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.


Цели:


  1. Познакомить учащихся с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нём.

  2. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к Родине и её культуре.

  3. Развивать творческую активность, навыки работы в аппликации, эстетический и художественный вкус.


Оборудование и материалы:


  1. Схемы-таблицы с мотивами орнаментов.

  2. Таблица с изображением знаков-символов (см. урок 1).

  3. Художественные материалы для работы в технике аппликации.

  4. Подбор иллюстраций с изображением вышитых полотенец.


ПЛАН УРОКА


  1. Беседа о символическом значении полотенца в жизни русского человека.

  2. Текущий контроль умения и знания приёмов работы с бумагой в технике аппликации.

  3. Постановка художественной задачи.

  4. Практическое выполнение задания.

  5. Подведение итогов. Выставка работ.


Ход урока


(На доске таблицы и плакаты с изображением вышитых полотенец и скатертей.)


Беседа.

Учитель. Древние славяне считали, что жизнь человека имеет начало и конец. В течение жизни человек выступает в разных качествах: сначала он ребёнок, которому ничего не нужно, кроме вкуса тёплого материнского молока на губах (детей первого месяца жизни называли «вода», их жизнь так хрупка и нежна, что, как вода, может утечь через пальцы, если не удержишь). Потом это мальчик и девочка, юноша и девушка, жених и невеста, вьюнец и вьюница, рожалая баба и мужик, большак и большуха, старик и старуха…, покойник.


Каждый момент жизни, сколько бы он ни длился (день ли, месяц, или год), оформлялся особыми правилами поведения, обрядами и одеждой.

Ромбы, треугольники, кресты, квадраты, круги так полны таинственного смысла! Покрывая ими чистое полотно, мастерицы как бы переписывали созданные нашими предками своеобразные «письмена». Эти родовые письмена полны значений, накопившихся за многие века и тысячелетия.

Многое в орнаментальной символике нам не доступно, но попробуем расшифровать хотя бы несколько знаков в пёстром и красочном узоре вышивки.

Орнамент в своём первородном виде – это некое магическое заклинание, которым покрывалась поверхность ритуальных пещер, фигур и посуды. Русский фольклор и летописи сохранили множество примеров участия этих немых заклинаний в магических обрядах и ритуалах, которыми наши предки пытались воздействовать на природу и мир. Здесь можно вспомнить «обыденное» полотенце, которое за одну ночь или один день вышивало село, пытаясь оградить людей или животных от мора или стихийных бедствий: засухи, града.

Простая вещь – полотенце. А ведь если подумать, вспомнить, то окажется, что полотенце сопровождает человека всю жизнь от рождения до смерти.

Если мы посмотрим на русскую крестьянскую утварь, связанную с изготовлением одежды, то увидим изобилие орнаментики не только на таких заметных и парадных предметах, как прялки и гребни, которые демонстрировали на посиделках, но и на второстепенных орудиях – таких, как валёк и трепало, густо усеянные солнечными знаками, символами земли и воды. Одежда человека должна была быть изготовлена со всеми заклятиями, делавшими её непроницаемой для духов зла, поэтому основная функция одежды славян – обереговая.

Родился маленький человек, бабка-повитуха принимает его на полотенце, которое любовно вышивала его мать, будучи ещё в девушках, уже тогда она должна была позаботиться о своём малыше, снабдив полотенце богатой защитной символикой. На голый животик ребёнку завязывали поясок из выбеленной овечьей шерсти. Сомкнулись концы пояска, получился круг – символ солнца и бесконечности. «Распоясался» - значит, открылся нечистой силе, поэтому пояс снимали только в бане, когда гадали, когда в гроб клали. Ребёнка пеленали до тех пор, пока мать могла удерживать его двумя руками и коленкой; не удерживала – значит, надевали рубашку, сшитую из старой отцовской или материнской, чтобы дух материнства защищал младенца.


У наших далёких предков существовал ежедневный магический ритуал очищения водой: утром – от ночных страхов и ужасов, вечером – от дневных тягот, забот и усталости. В обряд очищения входило и вытирание лица полотенцем. Утром лицо вытиралось нижним концом, где ромбы создавали композицию восхода, орнамент набирался от широкой полосы к узкой. Вечером, наоборот, верхним концом, где композиция была зеркальной и символизировала закат.

В разнообразии в русской вышивке встречается знак, несущий в себе символику солнца, - солярный знак.

Прежде всего, это бесконечное разнообразие крестов, как в круге, так и без него.

Бог Перун, связанный с культом солнца, получил свой особый знак, похожий на колесо с шестью спицами, называемый ещё «шестикрылой розеткой». Такими знаками вышивали ритуальные полотенца, которые развешивались по стенам дома, защищая его от гнева Перуна (удара молнии).

Учитель. Ребята! А какие ещё знаки-символы вы уже знаете?

- Правильно. Это знаки воды, плодородия, дома и др.

- А где ещё и в наше время мы встречали красивые вышитые полотенца? Правильно, конечно, на свадьбах. На них подают жениху и невесте хлеб да соль.

- Вспомните, что вышито на этих полотенцах. Вспомнили? Молодцы. Такие полотенца украшают вышитые птицы. Образ птицы – это символ счастья. А это главное, что хочется пожелать молодым на свадьбе.

И в последний путь, на кладбище, провожают человека, неся его на полотенцах, на них же опускают в могилу.

Вот видите, какой глубокий символический смысл у самого распространённого и древнего предмета народного быта – полотенца.


Постановка художественной задачи.


А теперь каждый из вас пусть выполнит свой эскиз вышитого полотенца. Работать будем в технике аппликации.

Давайте вспомним приёмы складывания бумаги для вырезания повторяющегося или симметричного узора.

Задания.


Сложи лист бумаги, как показано на рисунке. Карандашом нарисуй узор и вырежи его ножницами.

Посмотри, какие интересные вырезки можно делать из бумаги. Та же вырезка выглядит иначе, если её наклеить на цветную бумагу.


Практическое выполнение задания.


Постараемся создать композицию из знаков-символов.


Подведение итогов.

В конце урока на доске организуется экспресс-выставка готовых работ.