sotrud.ru 1

Урок по обществознанию на тему «Политическая система»


Цель: рассмотреть политическую систему в её структуре, формах и типах по политическому режиму.


Предмет: обществознание.

Класс: 10.

Дата проведения: «____» ____.20___ г.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.


  1. Сообщение темы и цели урока.




  1. Активизация учебной деятельности.


Политическая жизнь – это хаос событий или нечто упорядоченное? Существует ли идеальный политический порядок?


  1. Изложение программного материала.


Британский премьер-министр Уильям Гладстон говорил: «Политика – это лабиринт, из которого выбраться труднее, чем войти». Однако, как мы уже видели, каждому приходится входить в политику. Как же не заблудиться в этом лабиринте? В греческом мифе Тезей смог пройти по запутанным переходам лабиринта с помощью нити Ариадны. А что для нас сможет стать такой нитью? Что даёт возможность в калейдоскопе политических событий, во взаимодействии субъектов власти разглядеть устойчивые связи и какую-то упорядоченность происходящего? Наука о политике – политология – предлагает использовать для этого модель политической системы.


Структура и функции политической системы

Как и любая иная, политическая система имеет свои границы. Внутри этих границ находятся властные институты, отношения, виды деятельности, которые определяют политику. За пределами границ политической системы находится «среда». Здесь расположены неполитические сферы жизни общества: экономическая, социальная, сфера духовной культуры, частная жизнь человека, а также политические системы других стран и международные институты (например, ООН). В политической системе, согласно одному из подходов, существующих в политологии, выделяется пять структурных компонентов, которые называют подсистемами.


Институциональная подсистема включает государство, партии, общественно-политические движения и иные политические институты.

Нормативная подсистема включает политические принципы, правовые нормы, регулирующие политическую жизнь, политические традиции и нормы морали, воплощённые в конституциях, иных законах (эти нормы распространяются на всю политическую систему), партийных программах, уставах политических объединений (эти нормы действуют внутри определённых организаций), а также традициях и процедурах, определяющих правила поведения в политике.

Функциональная подсистема охватывает формы и направления политической деятельности, методы осуществления власти.

Коммуникативная подсистема – это совокупность связей и взаимодействий как между подсистемами политической системы, так и между политической системой и другими подсистемами общества (экономической, социальной и т. п.), а также между политическими системами различных стран.

Культурно-идеологическая подсистема охватывает политическую психологию и идеологию, политическую культуру, включающие в себя политические учения, ценности, идеалы, образцы поведения, которые влияют на политическую деятельность людей.

В совокупности всех названных компонентов политическая система представляет собой сложный механизм формирования и функционирования власти в обществе.

Взаимодействия политической системы со «средой» можно объединить в две группы. Первая: воздействия общества на политическую систему. Эти воздействия являются импульсами, которые должны побудить политическую систему реагировать на них. Они могут принять форму требований, идущих от общества. Так, в конце 1990-х гг. в российском обществе среди педагогов, учёных, общественных деятелей возникло беспокойство по поводу состояния системы образования в стране. На различных собраниях, в прессе, на съезде работников образования и содержания образования поднимался вопрос о необходимости модернизации этой системы. Политическая система получила мощный импульс, который положил начало процессу выработки политического решения, затрагивающего интересы населения. Вопрос о модернизации образования стал предметом рассмотрения в Федеральном Собрании, правительстве, других институтах власти (институциональная подсистема). Его решение готовилось в рамках Конституции, но потребовало изменения Закона «Об образовании» и других нормативных документов, а также принятия Закона «О государственных образовательных стандартах» (нормативная подсистема). Подготовка решений по модернизации образования проявилась в различных формах деятельности (дискуссиях, социологических опросах, собраниях учителей, экспертизах) Министерства образования, Комитетов Государственной Думы, Государственного Совета, печатных изданий, телевидения и т. п. (функциональная подсистема). Потребовалось взаимодействие политических партий, министерств образования, финансов Государственной Думы, Президента РФ (коммуникативная подсистема) и между подсистемами. Формы политической деятельности всех участников и предлагаемые проекты модернизации отражали ценности, идеалы, политическую культуру (культурно-идеологическая подсистема). В результате сложного подготовительного процесса, всестороннего анализа проблемы, обсуждения, финансовых расчётов и т. д. в политической системе созрело решение, которое приняло форму постановлений Правительства РФ о проведении экспериментальной проверки новой структуры, об утверждении Концепции модернизации российского образования на период с 2010 г., ряда других документов.


Эти постановления – проявление второй группы взаимодействий политической системы и общества: воздействия политической системы на общество через принятие решений, осуществление мер по их претворению в жизнь.

Итак, как видим, в обществе (в «среде», в которой существует политическая система) возникают потребность в определённых изменениях, недовольство какими-либо негативными явлениями, активное отношение к тем или иным действиям властей. Они проявляются в требованиях, в различных формах поддержки или в иной информации. Под влиянием этих импульсов, идущих от общества (или рождающихся в самой политической системе), внутри политической системы развивается процесс подготовки и принятия политических решений, в которых одновременно участвуют все её структурные компоненты. Принятые решения (законы, указы, постановления, распоряжения) и меры, обеспечивающие их выполнение, направлены на общество, на осуществление назревших изменений в нём.

В чём же проявляется роль политической системы? Каковы её функции?

Главная из этих функций – это её руководящая роль по отношению ко всем другим системам (сферам), образующим в совокупности общество.

Именно в политической системе определяются цели и задачи общественного развития, разрабатывается политический курс власти. Такова функция целеполагания, которую выполняет политическая система.

Ещё одна функция – интегративная – состоит в сохранении целостности общества, предотвращении его дезинтеграции, распада, в согласовании многообразных интересов различных социальных групп. К числу важнейших относится и регулятивная функция, которая состоит в регламентации, упорядочении всей совокупности общественных отношений, выработке норм поведения людей во всех сферах социальной жизни.


Государство в политической системе

Центральный институт политической системы – государство. К нему тяготеют другие политические институты, различные политические силы. Государство отличается от них, во-первых, наивысшей концентрацией власти; во-вторых, суверенитетом в определённых территориальных границах; в-третьих, возможностью осуществлять принуждение; в-четвёртых, рядом исключительных прав (на использование силы, на принятие общеобязательных законов, на взимание налогов). Это главный управляющий центр политической системы.


Институт государства имеет многовековую историю. (Вспомните, как и почему возникли государства, как изменялось Российское государство на протяжении столетий.) Государственная деятельность – это устойчивая форма деятельности, объединяющая большие группы людей, которые участвуют в осуществлении власти. Как вы уже знаете, наличие слоя людей, которые профессионально занимаются такой деятельностью, является одним из признаков государства. Лица, работающие в органах государственной власти, выполняющие обязанности по государственной должности, называются государственными служащими. Их обязанности, права и ответственность регулируются соответствующими законодательными актами. Государственные служащие должны: осуществлять полномочия в пределах предоставленных прав и в соответствии с должностными обязанностями; исполнять приказы, распоряжения и указания в пределах их должностных полномочий; поддерживать достаточный уровень своей квалификации; соблюдать нормы служебной этики и установленный служебный распорядок и т. д. Существует устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, норм, принципов, установок, определяющих систему ролей и статусов в государственной службе.

Государство как политический институт выполняет внутренние и внешние функции. Внутренние – регулирование общественных отношений; защита конституционного строя; выработка и проведение общей для страны политики в экономической, социальной, духовной и иных областях жизни общества; предотвращение и разрешение социальных конфликтов и т. п. Внешнеполитические функции – оборона страны, взаимовыгодное сотрудничество с другими странами.

Многообразная деятельность государства регулируется политическими нормами, которые воплощены в законах, обычаях, традициях, принципах. Особое место среди них занимает конституционное право – отрасль права, регулирующая фундаментальные общественные отношения, которыми охватываются:

  • конституционный (общественный) строй государства, формы и способы осуществления власти в государстве;


  • основы правового положения личности;

  • государственное устройство, т. е. территориальная (национально-территориальная) организация государства;

  • система, порядок формирования (включая избирательное право), принципы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Из курса обществознания в основной школе, как и из курса истории, вы знаете, что существуют разные формы государства, различающиеся по формам правления и формам территориального устройства. (Вспомните, чем характеризуются названные формы государства.)

Государство, будучи главным элементом политической системы, всё же только часть её. Поэтому черты того или иного государства являются отражением типа политической системы, в которую оно входит.

Одной из главных характеристик, по которым различают политические системы, является политический режим.


Политический режим


Политический режим – это совокупность способов, форм и методов осуществления политической власти. На первый взгляд речь идёт об оценке лишь функциональной составляющей в структуре политической системы. На деле политический режим характеризует условия работы государственных органов, общественно-политических организаций и движений, специфику политических отношений, формы идеологии, тип политической культуры общества и т. д. Он отражает уровень политической свободы, способы взаимоотношений между властью, обществом и личностью. Другими словами, политический режим заключает в себе существенные черты политической системы в целом.

Принято различать тоталитарные, авторитарные и демократические режимы.

Тоталитарный режим означает полный контроль государства над всей жизнью общества и над жизнью каждого человека. Многие учёные-политологи согласны с тем, что к существенным чертам тоталитарного режима относятся:
  • официальная государственная идеология, обязательная для всех граждан и не допускающая существования других идеологий;


  • монополия на власть единственной массовой политической партии, лидер которой в общественном сознании наделяется сверхъестественными чертами, создаётся культ личности вождя;

  • тотальный полицейский контроль за всем обществом;

  • контроль правящей партии над средствами массовой информации, жёсткая цензура;

  • централизованная экономика, система бюрократического управления ею.

Вот как описывает отличительные особенности тоталитарного режима И. А. Ильин: «Обычное правосознание исходит от предпосылки: всё незапрещённое – позволено; тоталитарный режим внушает совсем иное: всё непредписанное – запрещено. Обычное государство говорит: у тебя есть сфера частного интереса, ты в ней свободен; тоталитарное государство заявляет: есть только государственный интерес, и ты им связан. Обычное государство разрешает: думай сам, веруй свободно, строй свою внутреннюю жизнь, как хочешь; тоталитарное государство требует: думай предписанное, не веруй совсем, строй свою внутреннюю жизнь по указу. Иными словами: здесь управление – всеобъемлющее; человек всесторонне порабощён; свобода становится преступной и наказуемой».

Авторитарный режим характерен для политической системы, власть в которой имеет признаки диктатуры одного человека или группы лиц (олигархической группы, военной хунты и т. п.). Эта власть неподконтрольна гражданам. Она может править с помощью законов, которые принимает по своему усмотрению главное – опора на силу. Однако, как правило, авторитарный режим не прибегает к террору. Важнейшая черта авторитарного режима – монополизация политики при отсутствии тотального контроля над обществом. Это означает, что политическая оппозиция не допускается, однако экономика, культура, религия могут развиваться без вмешательства государства. Таким образом, сохраняется определённая свобода деятельности в различных сферах, но политика является исключительной функцией власти.

Из курса истории вы знаете, что тоталитарные и авторитарные режимы в прошлом были свойственны многим странам и играли активную роль на международной арене. В наше время усиливается стремление народов к демократии.


Демократический режим опирается на систему принципов и ценностей, среди которых первое место занимает принцип народовластия. Его не следует понимать так, что у всех граждан до единого существуют одинаковые интересы и стремления. Поэтому народовластие реализуется, прежде всего, через принцип большинства. Это означает, что существуют механизмы выявления воли большинства, главные среди них – выборы и референдумы. Граждане путём голосования принимают политически важные решения, только в первом случае об избрании депутатов в высший законодательный орган или высшего должностного лица в государстве, а во втором – о принятии или отклонении решения по наиболее значимым государственным вопросам (например, о конституции).

Однако политический режим не является демократическим, если наряду с принципом большинства не реализуется другой принцип: право меньшинства на оппозицию. Это означает, что та часть общества, которая не поддерживает власть, может создавать свои организации, иметь свою прессу, критиковать политику властей, предлагать альтернативный вариант политического курса. Это право в демократическом государстве закреплено в законах.

В условиях демократического режима народ имеет право и возможности влиять на выработку политических решений через участие в избирательных кампаниях, обращения в государственные органы, выступления и критику властей в печати, участие в митингах, демонстрациях, пикетах, деятельность политических партий и политических движений.

Парламентаризм – ещё одна неотъемлемая черта демократии. При этом имеется в виду парламентаризм в широком смысле этого слова, что означает государственную власть, в которой существенная роль принадлежит народному представительству (парламенту). В узком смысле слова парламентаризм означает политический институт, существующий в парламентских республиках и конституционных монархиях. Но при любом демократическом режиме парламент – это высший законодательный орган, в котором депутаты представляют интересы избравших их граждан.


Одной из ценностей демократии является политический плюрализм – принцип устройства и функционирования политической системы, предполагающий многообразие и свободную конкуренцию в борьбе за власть политических идей, взглядов, программ (плюрализм идеологический), политических организаций, средств массовой информации, партий (многопартийность), существование легальной политической оппозиции при наличии у подавляющего большинства граждан общей заинтересованности в сохранении государства, признания демократических «правил игры», отказа от использования силы при решении спорных вопросов.

Необходимым условием демократии и одной из её ценностей является гласность, т. е. открытость деятельности политических институтов, широкое представление информации гражданам страны о деятельности всех органов власти, об их планах, намерениях, решениях, акциях. Без ознакомления и широкого обсуждения в средствах массовой информации всех общественных проблем и способов их решения властными структурами, партиями, политическим деятелями невозможен эффективный контроль со стороны общества над деятельностью органов государственной власти, самостоятельное участие граждан в политике, в частности в выборах и референдумах.

Понятие «демократия» включает и наличие правового государства, гарантирующего широкий спектр прав и свобод граждан.

Ещё одной предпосылкой и условием стабильного развития и успешного функционирования демократического режима является преобладание в сознании большинства граждан демократических ценностей, их ориентация на демократические идеалы и принципы.

Как видим, политический режим проявляется во всех компонентах политической системы – в деятельности политических институтов, нормах, её регулирующих, во взаимоотношениях между субъектами политики, в формах и способах политической борьбы, политической культуре.

Итак, по характеру политического режима политические системы классифицируются как тоталитарные, авторитарные, демократические.


Демократическая политическая система создаёт благоприятные условия для успешного развития общества, благосостояния граждан.

Вместе с тем демократия не идеальна. Подчас политические партии и движения, которые призваны выражать интересы избирателей, узурпируют права граждан и оттесняют их от непосредственного участия в политической жизни. Нередко бюрократический государственный аппарат сопротивляется открытию власти, стремится засекретить свою деятельность.

Ахиллесова пята демократии – несовпадение политических возможностей тех, кто обладает лишь формальными правами, и тех, кто располагает деньгами, средствами массовой информации, административными рычагами воздействия на принятие решений.

Неэффективное осуществление демократических принципов порождает разочарование в массах избирателей, недоверие к власти, нежелание участвовать в выборах и прочих демократических процедурах. Такая ситуация ослабляет демократический режим, снижает его преимущества перед другими типами политических систем.

Несмотря на определённые противоречия и возможные слабости, демократия – это важнейшее завоевание человечества.


Демократические перемены в России


Из курса истории вы знаете, что за годы демократических преобразований политическая система в нашей стране существенно изменилась. Важнейшей вехой на этом пути стало принятие Конституции Российской Федерации (1993), в основу которой положены демократические принципы.

Коренным образом изменилась институциональная подсистема. На смену Республике Советов с монопольной властью компартии пришла демократическая республика с избираемыми народом Президентом и парламентом. Оформились политические партии и общественно-политические движения, конкурирующие между собой на всеобщих выборах.

Последовательно обновляется нормативная подсистема. Утверждаются принципы правового государства, принимаются соответствующие им новые законы, рождаются новые традиции.


Функциональная подсистема теперь включает в себя демократические формы, методы, процедуры политической деятельности.

Коммуникативная подсистема обновилась, так как в условиях разделения властей на федеральном уровне, а также между федерацией и её субъектами возникли новые связи и отношения. Другими словами, иными стали многообразные отношения между всеми субъектами политики. Возросли и стали разнообразными потоки информации.

Культурно-идеологическая подсистема преобразилась в условиях отказа от единственной, обязательной для всех идеологии, развития мировоззренческого и идеологического плюрализма. Постепенно в сознании людей утверждается система демократических ценностей.

Однако процесс утверждения демократических порядков происходит противоречиво. Отсутствие демократического сознания и опыта демократии у части граждан, с одной стороны, и длительный кризис в экономике, трудное материальное положение большой части населения, резкая социальная дифференциация, сосредоточение значительных ресурсов в руках олигархических групп – с другой, препятствуют утверждению в жизни общества демократических принципов, их эффективному функционированию. Серьёзные недостатки и ошибки в проведении демократических реформ породили у части населения недоверие к институтам демократии, к партиям и лидерам, выступающим с демократическими лозунгами.

Эти трудности становления демократии в России могут быть преодолены при условии проведения политики, учитывающей интересы большинства населения, открытости политических институтов народу, последовательной защиты демократических ценностей от их искажения, своевременного разъяснения действий власти и её намерений.

Укрепление демократии создаст условия для успешного развития экономики, решения социальных проблем, возрождения духовно-нравственных основ общественной жизни. Но эти следствия не вытекают из демократии автоматически. Демократия лишь открывает возможность для успешного движения вперёд.



  1. Практические выводы.




  1. Для того чтобы разобраться в политике и самостоятельно её оценить, нужно ориентироваться на модель политической системы. Оценивая решения власти, следует подумать, в ответ на какие импульсы от общества принималось это решение, какое влияние оказали на его принятие различные компоненты политической системы.

  2. Оценить характер политического режима в той или иной стране на определённом историческом этапе можно, лишь собрав информацию о том, как возник данный политический режим (выборы, переворот и т. п.); каким методам осуществления политической власти отдаётся предпочтение – демократическим или насильственным; каковы возможности участия граждан страны в политике, в системе управления государством; допускается ли существование политической оппозиции; используется ли идеологическая защита существующего в стране политического порядка; каково положение личности в стране; интересы каких групп населения выражает режим.

  3. Если приходится делать выбор в пользу того или иного политического деятеля, политической организации, стоит обратить внимание не только на заявленные цели их политической деятельности, но также на методы и средства, к использованию которых они склоняются, о возможных изменениях политической системы под воздействием этих методов и их последствиях для общества.

  4. Не следует ожидать от демократии немедленного улучшения социальных условий жизни. Демократические возможности нужно использовать для того, чтобы побуждать власть к решению социальных проблем и контролировать выполнение этих решений.




    1. Документ.


Из статьи выдающегося русского юриста П. И. Новгородцева (мнение о демократии).

Своими широчайшими перспективами и возможностями демократия как будто бы вызвала ожидания, которых она не в силах удовлетворить. А своим духом терпимости и приятия всех мнений, всех путей она открыла простор и для таких направлений, которые стремятся её ниспровергнуть. Она не могла быть иною, ибо в этом её природа, её преимущество. Но этой своей природой и этим своим преимуществом она могла удовлетворить лишь некоторых, а не всех. У людей всегда остаётся потребность продолжать любую действительность до бесконечности абсолютного идеала, и никаким устройством государства их нельзя удовлетворить. Демократия обещала быть выражением общей воли, осуществлением равенства и свободы. Но принцип общей воли оказался загадочным и проблематическим, а начало равенства и свободы – сложным и противоречивым. Поэтому осуществление демократической идеи всегда остаётся лишь приблизительным и неточным…



Вопросы и задания к документу


  1. Какие ожидания не может удовлетворить демократия? Каким образом эта мысль отражена в тексте параграфа?

  2. Как вы думаете, какие политические движения в наши дни стремятся ниспровергнуть демократию?

  3. Почему демократия не может удовлетворить всех? Объясните.

  4. Почему людей нельзя удовлетворить никаким устройством государства?

  5. Какие преимущества демократии называет автор? Каковы возможности демократии?

  6. Почему осуществление демократической идеи всегда остаётся приблизительным? Какой вывод вытекает из этого утверждения?




    1. Вопросы для самопроверки.




  1. Что такое политическая система? Что является её «средой»?

  2. Каковы структурные компоненты политической системы? Охарактеризуйте их.

  3. Приведите примеры воздействия общества на политическую систему и воздействия политической системы на общество.

  4. В чём заключаются функции политической системы?

  5. Охарактеризуйте государство как политический институт. Какие нормы регулируют деятельность государства?

  6. Чем отличаются друг от друга различные формы государства? В чём состоит различие форм территориального устройства?

  7. Что такое политический режим? Назовите типы политических систем, различные по политическим режимам.

  8. Чем отличаются друг от друга тоталитарный и авторитарный политический режимы?

  9. Каковы основные принципы и ценности демократической политической системы? В чём её преимущества перед иными типами политических систем. В чём состоят противоречия демократии?
  10. Назовите главные изменения российской политической системы в 1990-х гг. Что препятствует развитию демократии в России?





    1. Задания.




  1. Опираясь на курс истории, охарактеризуйте политическую систему Советского Союза, сложившуюся в 1930-х гг.

  2. В конце 2000 г. были опубликованы результаты социологических исследований, из которых следовало, что 67% россиян ежедневно получают сведения о политических событиях, а около 3% вообще не обращаются к подобной информации. Почти 74% обсуждают политические события с друзьями. Однако, отвечая на вопрос о месте политики в их жизни, люди упоминают о ней реже, чем о семье, друзьях, работе, религии. Менее 1% взрослого населения входят в политические партии и организации.

О чём говорят эти данные? Сделайте все возможные выводы из них.

  1. Может ли в одной политической системе существовать монархия и демократия? Свой ответ аргументируйте.

  2. Проанализируйте ситуацию: политический деятель обращается на выборах к избирателям:

«Я добьюсь значительного роста благосостояния народа. Пусть только все добросовестно занимаются своими делами, но не вмешиваются в политику».

Каково ваше отношение к такой позиции? Объясните свою точку зрения.


    1. Мысли мудрых.


«Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад».


Н. А. Бердяев (1874-1948), русский философ


  1. Заключительная часть.




    1. Оценивание ответов учащихся.

    2. Домашнее задание: читать §21 «Политическая система» (сс. 229-241), ответить на вопрос № 4 (с. 241).