sotrud.ru 1

Урок 5. Определение понятия
Предмет: «Русская речь. Развитие речи».

Класс: восьмой.

Раздел: «Речь устная и письменная».

Урок №5. Определение понятия.

Дата: «____» ____________ 20 ___ г.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.
Цель урока – рассмотреть характерные особенности, структуру, основные правила составления определения понятия.
Ход урока


  1. Организационный момент.




    1. Приветствие.

    2. Проверка списочного состава учащихся.

    3. Сообщение темы и цели урока.




  1. Повторение изученного.




  1. Что предполагает словесное рисование?

  2. Какие виды словесного рисования вам известны?




  1. Проверка домашнего задания.


Заслушивание ответов нескольких учеников на домашнее задание (по выбору учителя).


  1. Изучение нового материала.


40. Перед вами три текста на одну и ту же тему. Какой из них – определение понятия?
1)

СЛОВАРЬ
Усердней с каждым днём гляжу в словарь.

В его столбцах мелькают искры чувства.

В подвалы слов не раз сойдёт искусство,

Держа в руках свой потайной фонарь.

На всех словах – события печать.

Они дались недаром человеку.

Читаю: - Век. От века. Вековать.

Век доживать. Бог сыну не дал веку.

Век заедать, век заживать чужой… -

В словах звучит укор, и гнев, и совесть.

Нет, не словарь лежит передо мной,

А древняя рассыпанная повесть.
(С. Маршак)

2) Как писать: «абрАкадабра»? «абрОкадабра»? Или, может быть, «абракОдабра»?


Незачем ломать голову, нужно просто открыть орфографический словарь. А если неизвестно, что означает это слово, нужно посмотреть в словарь толковый. Из какого языка оно к нам пришло – берём этимологический словарь или словарь иностранных слов. А если понадобится заменить слово «абракадабра» другим, сходным по смыслу, - обращаемся к словарю синонимов.

Словари бывают посвящены самым разным областям человеческой жизни и деятельности. Есть словари философские, политические, музыкальные, словарь терминов изобразительного искусства и т. д.

Так что же такое словарь? Это «сборник слов в алфавитном порядке, с пояснениями, толкованием или переводом на другой язык». И ещё… Словарь – та книга, которую вы держите в руках.
(Словарь-справочник «Юному книголюбу»)
3) Словарь – собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык. Толковый с. Энциклопедический с. Фразеологический с. Двуязычный с. Терминологический с. Словарь синонимов, омонимов, антонимов.
(С. Ожегов)
Никто не может сказать, сколько орнаментов на свете. Из каких элементов их только не составляют! Из линий, геометрических фигур. Из листьев, цветов, ягод! Даже из птиц и зверей! Но, приглядевшись к самым разным орнаментам на самых разных предметах – на книгах, вазах, шкатулках, полотенцах, шторах, на коврах, на карнизах, потолках, - всюду мы заметим между ними что-то общее. А именно: 1) в каждом орнаменте элементы, из которых он составлен, повторяются в определённом порядке, ритмически; 2) каждый орнамент служит украшением предмета. Это – общие признаки всех орнаментов.

А какие бинокли вам приходилось держать в руках? Или видеть в музеях, в фильмах, в телепередачах? Они ведь тоже очень разные. Есть бинокли Галилея и бинокли призменные. Бинокли малого увеличения (2-4-кратные), среднего (5-8-кратные), большого (10-22-кратные). Есть бинокли театральные, морские, полевые… Но и между всеми этими очень разными биноклями есть что-то общее, причём это общее очень важно, существенно: каждый бинокль: 1) состоит из двух зрительных труб, соединённых параллельно; 2) даёт не менее чем двукратное (2-22) увеличение; 3) служит для рассматривания удалённых предметов. Это – общие признаки всех биноклей, или всех предметов данного рода.


Совокупность существенных признаков, общих для предметов, явлений определённого вида или рода, образует понятие. В языке для обозначения каждого понятия есть слово (в научном стиле – термин). Например: орнамент, бинокль, анапест, морфема и т. д.

В речи с понятием соотносится определение.

Определение – это формулировка, в которой раскрывается содержание понятия. Например: Орнамент – узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов для украшения каких-либо предметов или архитектурных сооружений. Бинокль – ручной оптический прибор, состоящий из двух зрительных труб, соединённых параллельно, и служащий для рассматривания удалённых предметов обоими глазами. Анапест – трёхсложный стихотворный размер с ударением на третьем слове стопы. Морфема – минимальная значимая часть слова. Марина – картина, изображающая морской вид. (Кстати, слово марина происходит от лат. marinus – «морской»; художник, рисующий морские виды, - маринист.)
41. Приходилось ли вам внимательно рассматривать орнаменты на полотенцах, шторах, коврах, на карнизах, потолках, на книгах, вазах или шкатулках? Если да, то постарайтесь мысленно увидеть какой-либо из орнаментов и описать его.
42. 1. Приведите свои примеры понятий и терминов.

2. Найдите на страницах ваших учебников два-три известных вам определения. Повторите их и запишите по памяти.
Понятия бывают более широкие – родовые и менее широкие – видовые.

Видовые понятия входят в соответствующее родовое. Например: подлежащее и сказуемое – видовые понятия. Они входят в ближайшее более широкое родовое понятие – «главные члены предложения», которое в свою очередь входит в ещё более широкое понятие – «члены предложения».

43. Запишите несколько известных вам терминов, обозначающих родовые понятия и входящие в них видовые. Обратитесь к оглавлениям и предметным указателям в ваших учебниках.

Образец. Двусложные стихотворные размеры: хорей, ямб.
44. Из каждого ряда слов исключите пятое «лишнее» (то есть обозначающее видовое понятие другого рода).


  1. Арфа, виола, виолончель, скрипка, контрабас.

  2. Акварель, гуашь, офорт, пастель, темпера.

  3. Барельеф, витраж, мозаика, панно, фреска.


45. В каждом ряду укажите слово, обозначающее родовое понятие по отношению ко всем остальным – видовым.


  1. Корень, морфема, окончание, приставка, суффикс.

  2. Бюст, группа, скульптура, статуя.

  3. Интерьер, картина, марина, натюрморт, пейзаж.


46. 1. Подведите данные видовые понятия под общее родовое.

2. Сформулируйте и запишите определения трёх первых понятий (первого ряда).


  1. Баталист, жанрист, маринист, пейзажист, портретист.

  2. Предлог, союз, частицы.


47. Подведите видовые понятия (см. под цифрой 2) под соответствующие родовые (см. под цифрой 1).
Образец. Ударные музыкальные инструменты: барабан, бубен, колокола, литавры, тарелки.


  1. Ударные музыкальные инструменты, смычковые музыкальные инструменты, деревянные духовые инструменты, медные духовые музыкальные инструменты.

  2. Барабан, бубен, валторна, виола, виолончель, гобой, горн, кларнет, колокола, контрабас, литавры, скрипка, тарелки, тромбон, труба, туба, фагот, флейта.


48. Прочитайте таблицу. На основе её содержания сформулируйте и запишите определения видовых понятий.


Видовые понятия

Арфа

Балалайка

Гитара


Мандолина

I. Родовое понятие

Срунно-щипковые музыкальные инструменты

II. Отличительные видовые признаки

В виде большой треугольной рамы с натянутыми на ней струнами

Корпус треугольной формы; три струны

Корпус – резонатор в форме восьмёрки и длинный гриф; шесть или семь струн

Преимущественно овальный корпус и четыре пары струн, на которых играют косточкой


49. Прочитайте определения. Понаблюдайте, как они построены; укажите, каков их стиль.


  1. Омоним – слово, имеющее одинаковое звучание с другим словом, но отличное от него по значению.

  2. Ямб – двусложный стихотворный размер с ударением на втором слоге стопы.

  3. Туба – духовой медный музыкальный инструмент, состоящий из ряда изогнутых трубок с раструбом, самый низкий по регистру.


Чаще всего определения строятся по схеме: A есть B и C, где A – определяемое видовое понятие, B – ближайшее к нему более широкое родовое понятие, C – отличительные видовые признаки определяемого понятия. Стиль определений – научный.
50. Прокомментируйте строение определений из упр. 49, опираясь на данный образец.
Хорей – двусложный стихотворный размер с ударением на первом слоге стопы.

Хорей – определяемое видовое понятие (A); двусложный стихотворный размер – ближайшее к нему более широкое родовое понятие (B); с ударением на первом слоге стопы – отличительный видовой признак (C).

51. Перед вами примеры неудачных ученических ответов. Понаблюдайте, какой элемент определения в них «потерялся».



  1. Труба – это которая с раструбом на конце.

  2. Бинокль – это чтобы глядеть вдаль.

  3. Маринист – это который рисует море.

  4. Приставка – это которая стоит перед корнем.

  5. Амфибрахий – это с ударением на втором слоге.

  6. Барометр – это чтобы измерять давление.


Для того чтобы исправить неудачные ответы:

    1. подведите каждое определяемое понятие под ближайшее более широкое – родовое;

    2. уточните формулировку третьего элемента определения – отличительные видовые признаки.


Образец. Труба – духовой медный музыкальный инструмент с раструбом на конце.
52. Задумывались ли вы над тем, какие видовые признаки и сколько надо указывать в определении того или другого понятия? От чего это зависит?

Попробуйте сформулировать определение очень простого и всем известного понятия – стол.

Какие видовые признаки вы отметите в этом определении? Почему?
В определении указываются такие видовые признаки определяемого понятия, которые присущи только ему и отсутствуют у других понятий этого же рода.
53. 1. Проверьте, точно ли воспроизводится здесь определение.
Частицы – это служебные слова, которые придают различные дополнительные оттенки словам или предложениям.
2. Укажите в предложениях частицы. Подходят ли они под ту формулировку определения, которая приведена в этом упражнении?


  1. Пусть всегда будет солнце! (Л. Ошанин)

  2. Да здравствует дружба! Ура! (И. Дик)


54. 1. Проверьте, точно ли воспроизводится здесь определение.
Словосочетание – это сочетание двух (или более) слов, связанных между собой грамматически и по смыслу.
2. Являются ли словосочетаниями приводимые ниже сочетания слов?

Согласно расписанию, вопреки ожиданию, благодаря поддержке, вследствие засухи, около гимназии, по приезде, в течение недели, в продолжение декады.

3. Подходят ли эти сочетания слов под точную формулировку определения словосочетания? Почему? Аргументируйте свой ответ.
55. 1. Какой вывод «подсказывают» упражнения 53 и 54? Сформулируйте его.

2. Найдите в учебнике «Русский язык. Теория» или в других учебниках по русскому языку точные определения частиц и словосочетания и спишите их.
56. Прочитайте. Сформулируйте такой вопрос, отвечая на который вы сможете использовать весь текст.
Родовидовое определение – один из самых простых и распространённых способов определения. В словарях и энциклопедиях подавляющее большинство определений относится именно к этому типу. Иногда даже считают – это, разумеется, неверно, - что всякое определение является родовидовым.

(А. Ивин)

57. 1. Найдите в учебниках, в словарях примеры таких определений, которые к родовидовым не относятся.

2. Выпишите из словарей определение нескольких отвлечённых понятий, например: добро, зло, правда, ложь, гуманизм, милосердие и др.

58. Прочитайте примеры. Как вы думаете, в каких из них содержатся определения? Какие именно? Объясните почему.
1) Ложь – зло для всех. Искренность и правдивость, честность и бескорыстие – всегда добро. (Д. Лихачёв.) 2) В старых риториках разъяснялось, что чело – это не часть черепа, а «вместилище мысли», очи – это не орган зрения, а «зеркало души», уста – это не орган приёма пищи, а «источник речей премудрых» и т. д. (А. Реформатский.) 3) Архитектура – застывшая музыка. 4) Архитектура – каменная летопись человечества. (Б. Неменский.) 5) Архитектура – искусство проецирования, возведения, художественного оформления строений; зодчество. 6) Добро – всё положительное, хорошее; противоположное – зло. 7) Слово – серебро, а молчание – золото. (Пословица.)
* Напишите по памяти последний пример. Какое средство выразительности речи в нём использовано?

Антитеза – сопоставление противоположных понятий. Например: Ученье – свет, а неученье – тьма. (Пословица)


Нередко антитеза связывается с параллелизмом предложений. Например: Добрым – легче. Злым – трудней. (Б. Слуцкий)
59. Части пословиц, построенных на антитезе, «рассыпались». Восстановите пословицы.
Готовь сани летом; дальше будешь; а дома лучше; дорога любовь; тише едешь; в гостях хорошо; а телегу зимой; не дорог подарок.
60. Продолжите тексты.


  1. Антитеза лежит в основе заглавий многих известных произведений. Вспомним, например, … .

  2. Антитеза часто встречается в произведениях устного народного творчества. Сколько пословиц своей выразительностью обязано этому стилистическому приёму! Например: Мягко стелет, жёстко спать; … .


Сравнение
Сравнение – это образное выражение, в котором один предмет (явление, признак, действие и т. д.) сопоставляется с другим.

В сравнении обычно выделяют три элемента: 1) то, что сравнивается, предмет; 2) то, с чем что-то сравнивается, образ; 3) то, на основании чего одно сравнивается с другим, признак.

Перед нами – строфа из стихотворения Н. М. Рубцова «В лесу»:
И сыплет листья лес,

Как деньги медные, -

Спасибо, край чудес!

Но мы не бедные…
Две первые строки здесь – сравнение. Элементы этого сравнения: предмет – листья (осенние); образ – деньги медные; признак – цвет осенних листьев – жёлтый, как и медных денег; форма многих листьев – круглая, как и монет.
61. Напишите по памяти две строфы из стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро».

Укажите сравнения; назовите их элементы.
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела –

А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,


Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.
62. Объясните, чем неудачны приводимые ниже сравнения.


  1. Окна вспотели, как старательный труженик.

  2. Два стригунка, как вихрь, бегут скачками.

  3. Сонной птицей распласталась станица, а в переулках движение и гам.

  4. Сталь, словно тесто, покорялась резцу.

  5. Как саранча, летел он на свиданье.


Языковые средства сравнения неоднородны. Среди них различают: лексические; морфологические; синтаксические.

Лексические средства сравнения называют также и лексико-морфологическими, потому что слова, при помощи которых выражаются сравнения, относятся к определённым частям речи, чаще всего к прилагательным в краткой форме и к глаголам.

63. Прочитайте предложения, спишите их.

Расскажите о лексических средствах сравнения, комментируя данные примеры.
1) Оснеженный куст похож на застывший фонтан. (В. Набоков) 2) Пустынный мыс был схож с ковригой хлеба. (И. Бунин) 3) При свете дня подобен розам бледным огонь в печи. (В. Ходасевич) 4) И над землёю круглая луна покажется пшеничным караваем. (М. Дудин) 5) Кленовый лист напоминает нам янтарь. (Н. Заболоцкий.) 6) Морозная ночь походила на сказку. (Б. Пастернак)
* Есть слова, в самом значении которых содержится сравнение. Например: змеевидный, веерообразный, слоноподобный.

Проведите в классе, дома, в кругу друзей конкурс: кто больше вспомнит и правильно напишет таких слов.
64. 1. Знаете ли вы, что в русском языке более 140 фразеологических сравнений? Как в аптеке, как за каменной стеной, как (будто) в воду глядел, как (будто, словно, точно) в воду опущенный и т. д.

Продолжите список примеров фразеологических сравнений.


2. Составьте с одним из фразеологических сравнений небольшой текст.

3. Обратившись к «Школьному фразеологическому словарю…», узнайте этимологию некоторых фразеологических сравнений и расскажите об этом в классе и дома.

4. Проведите в классе, дома, в кругу друзей аукцион таких фразеологических сравнений, в составе которых есть слова, образованные от глаголов.
65. На основе далее приводимых или самостоятельно подобранных примеров расскажите о морфологических средствах сравнения.


  1. Ярким солнцем в лесу

Пламенеет костёр.

(А. Фет)

  1. И рябина, от ягод густая,

Горячей и багряней зари.

(В. Бахревский)

  1. Черней вороньего пера

Ночное оперенье ели.

(Д. Самойлов)

  1. Подобно факелу-гиганту,

Пылал осенний клён.

(Е. Коркина)

  1. Горит над нами, как янтарь,

Закатная заря.

(В. Инбер)

* Используя схему, сформулируйте обобщение.



  1. Итог урока.


Выводы


  1. Совокупность существенных признаков, общих для предметов, явлений определённого вида или рода, образует понятие. Понятия бывают родовые и видовые.

  2. Определение – это формулировка, в которой раскрывается содержание понятия. Стиль определений – научный. В определении указываются такие видовые признаки определяемого понятия, которые присущи только ему и отсутствуют у других понятий этого же рода.

  3. Сравнение – это образное выражение, в котором один предмет (явление, признак, действие и т. д.) сопоставляется с другим. В сравнении обычно выделяют три элемента: предмет, образ и признак.
  4. Лексические средства сравнения выражаются словами, которые относятся к определённым частям речи, чаще всего к прилагательным в краткой форме и к глаголам.


  5. Морфологические средства сравнения: творительный сравнения; прилагательное в форме сравнительной степени; наречие в форме сравнительной степени; предлоги подобно, наподобие и др.; сравнительные союзы как, будто, как будто, словно, точно и др.



Вопросы самоконтроля


  1. Что такое понятие? Приведите примеры.

  2. Что раскрывается в определении понятия? Приведите примеры.

  3. Чем отличаются родовые и видовые понятия?

  4. Что такое антитеза? Приведите примеры.

  5. Что такое сравнение? Какие элементы выделяют в сравнении?

  6. Какие языковые средства сравнения вам известны?

  7. Как выражаются лексические средства сравнения?

  8. Назовите морфологические средства сравнения.




  1. Окончание урока.




  1. Домашнее задание. Обратившись к «Школьному фразеологическому словарю…», узнайте этимологию некоторых фразеологических сравнений и расскажите об этом в классе и дома.

  2. Выставление и комментирование оценок.