sotrud.ru 1

Урок 1


Я расту, я меняюсь

(физиологические и психические процессы в различные периоды взросления и полового созревания)


Предмет: ОБЖ.

Класс: 6.

Дата проведения: «____» _____________ 20___ г.

Составитель: учитель ОБЖ Хаматгалеев Э. Р.


Цели:


  1. Познакомить обучающихся с особенностями развития человека в подростковом возрасте.

  2. Формировать представление о том, что резкие изменения внешности и перепады самочувствия и настроения в подростковом возрасте являются нормальными.

  3. Формировать у обучающихся позитивный образ будущего.

  4. Вырабатывать спокойное и правильное отношение к изменениям, происходящим во внешнем облике и эмоциональной сфере.

  5. Ознакомить с основными правилами личной гигиены.


Оборудование: картинки с изображениями младенца, ребёнка, подростка (несколько картинок с изображениями подростков), юноши, взрослого человека; таблица.


Ход урока


  1. Организация класса.




  1. Сообщение темы и целей урока.




  1. Работа над новым материалом.


Учитель. Ребята! На уроках основ безопасности жизнедеятельности мы с вами говорили о том, что окружает человека, какие опасности его поджидают в лесу, в городе, на улице, дома.

В 6 классе мы с вами продолжим говорить о правилах, которые необходимо выполнять и соблюдать. На уроках ОБЖ и самостоятельно вы сможете закрепить ранее полученные знания и навыки, а также углубить и расширить представление об опасностях окружающей среды и способах защиты от них. И сегодня мы поговорим об особенностях физиологических изменений, которые происходят с вами в период взросления.


Подростковый возраст – это период жизни человека, в течение которого происходит его половое созревание, сопровождающееся ускоренным физическим развитием.

В этом возрасте мальчики и девочки развиваются по-разному. Ускорение роста и полового созревания у девочек начинается на 1-2 года раньше, чем у мальчиков.

С 10 лет девочки начинают расти более интенсивно и обгоняют в росте мальчиков, но после завершения процесса полового созревания темп роста девочек резко падает.

В связи с неравномерным ускорением роста наступает временная дисгармония в координации, появляются неуклюжесть и угловатость движений. Но с возрастом это всё проходит.

Сроки начала полового созревания и его завершения различны среди подростков. Так, у одних мальчиков период полового созревания наступает в 11 лет, а у других – в 13-14 лет.

Основными внешними показателями физического развития являются длина тела, его масса и окружность грудной клетки.


Соотношение массы и длины тела в зависимости от возраста


Возраст

Рост, см

Масса тела, кг

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

10

135-147

134-147

30-38

30-39

11

138-149

138-152

34-50

37-52

12


143-158

146-160

34-50

37-52


В период полового созревания начинают появляться вторичные половые признаки. У девочек половое созревание можно определить по ряду показателей: рост костей таза и округление ягодиц начинается в 8-10 лет, рост молочных желез – в 11-12 лет.


Это интересно! (Дополнительный материал.) Знание своего тела и его возможностей приобретается животными в детстве и юности посредством разнообразных движений, в том числе двигательных игр и упражнений. Например, молодые вороны собираются в группы и проводят своеобразные тренировки в воздухе, проделывая различные манёвры: сближаются и разлетаются в стороны, выстраиваются в полёте вереницей, парами, тройками, четвёрками, летают по кругу друг за другом, то снижаясь, то набирая высоту.


В период полового созревания очень важно соблюдать правила личной гигиены.

Учитель. Какие правила гигиены должны стать привычными?

Обучающиеся:


  • Утренняя гимнастика.

  • Водные процедуры (обтирание или душ).

  • Чистка зубов.

  • Уход за кожей тела.

  • Мытьё рук с мылом перед едой и после каждого посещения туалета.

  • Уход за волосами.

Учитель. Также необходимо помнить о гигиене одежды и обуви. Одежда и обувь должны быть удобными, сохранять тепло и не препятствовать движению. Обувь своим размером и фасоном не должна препятствовать развитию стопы.


  1. Закрепление изученного материала.


Учитель. Что такое подростковый возраст и в чём заключаются особенности развития человека в этот период?

Обучающиеся. Подростковый возраст – это период жизни человека, в течение которого происходит его половое созревание, сопровождающееся ускоренным физическим развитием.


Учитель. Вспомните о личной гигиене и её значении для сохранения и укрепления здоровья.

Обучающиеся. Правила личной гигиены (утренняя гимнастика и т. д.) в подростковом возрасте обеспечивают нормальное развитие и формирование организма.


  1. Итог урока.


Учитель. Сделайте вывод о главной теме сегодняшнего урока.

Обучающиеся. Образ жизни подростка должен соответствовать особенностям его индивидуального развития, и каждый человек в этом возрасте должен научиться гармонично соизмерять свои действия с особенностями развития своего организма.