sotrud.ru 1

1. Определите, какое высказывание о мифе является неверным?

А) Это произведение фольклора, в котором переплетаются представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях

Б) Это греческое слово, обозначающее «предание», «сказание», «слово»

В) Мифологический герой – это сын или потомок божества и смертного человека, полубог

Г) Миф создавался древними народами с установкой на вымысел, сознательно создавал новую, фантастическую, выдуманную реальность

Д) Мифологический герой выражает нравственные ценности народа


2. Древнее, собственно народное название этого жанра фольклора – старина. Укажите современное название этого жанра


3. Укажите, какой из перечисленных подвигов совершил не Геракл?

А) убил немейского льва Б) вычистил скотный двор царя Авгия В) поймал керинейскую лань Г) убил Медузу Горгону Д) добыл яблоки Гесперид

4. Укажите, какое художественное средство использует народ в приведенном отрывке, чтобы подчеркнуть силу былинного богатыря:


… А подъехал как ко силушке великой.

Он как стал-то эту силу великую,

Стал конем топтать да стал копьем колоть,

Ай побил он эту силу всю великую.

5. Укажите название той части басни, в которой содержится нравоучение


6. Соотнесите мораль басни И.А. Крылова с их названием.

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна, но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

И выйдет из него не дело, просто мука.


А) «Волк и ягненок» Б) «Ворона и лисица» В) «Лебедь, щука и рак»

Г) «Слон на воеводстве» Д) «Свинья под дубом»

7. Соотнесите мораль басни И.А. Крылова с их названием.


Невежда так же в ослепленье

Бранит науки и ученье,

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.


А) «Волк и ягненок» Б) «Ворона и лисица» В) «Лебедь, щука и рак»

Г) «Слон на воеводстве» Д) «Свинья под дубом»


8. Представьте, что перед вами записная книжка писателя с наброском сюжета будущего произведения: «Ссора двух соседей на псарне. Несправедливый суд. Молодой офицер становится разбойником. Учитель-француз убивает медведя. Пожар, в котором гибнут нечестные чиновники. Кузнец спасает кошку».

Укажите название этого произведения


9. Все приведенные ниже отрывки из стихотворений М.Ю. Лермонтова, кроме одного, объединены общей тематикой. Выберите этот отрывок.


А) Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!


Б) Одинок я – нет отрады:

Стены голые кругом.

Тускло светит луч лампады

Умирающим огнем.


В) Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри – не вы.


Г) Но остался влажный след в морщине

Старого утеса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко

И тихонько плачет он в пустыне.


Д) На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна.


10. Укажите, какой композиционный прием, характерный для фольклорных произведений, использовал в своем стихотворении А.А. Дельвиг?


Пела, пела пташечка

И затихла;

Знало сердце радости

И забыло.


Что, певунья-пташечка,

Замолчала?

Как ты, сердце, сведалось

С черным горем?


Ах! Убили пташечку

Злые вьюги;

Загубили молодца

Злые толки!

А) контраст Б) параллелизм В) кольцевая композиция Г) рамочная композиция Д) линейная композиция



11. Определите, описание, какого мифического животного представлено ниже

Туловище этого чудовища спереди львиное, в середине – козье, а сзади змеиное; у него три головы: льва, козы, змеи, - изрыгающие из пастей пламя.

А) Кентавр Б) Цербер В) Сфинкс Г) Грифон Д) Химера


12.Соотнесите известное географическое место России и писателя, с ним связанного.

Тарханы


А) Н.В. Гоголь Б) М.Ю. Лермонтов В) И.С. Тургенев Г) Л.Н. Толстой

Д) А.С. Пушкин


13.Соотнесите известное географическое место России и писателя, с ним связанного.

Диканька


А) Н.В. Гоголь Б) М.Ю. Лермонтов В) И.С. Тургенев Г) Л.Н. Толстой

Д) А.С. Пушкин


14.Соотнесите известное географическое место России и писателя, с ним связанного.

Михайловское

А) Н.В. Гоголь Б) М.Ю. Лермонтов В) И.С. Тургенев Г) Л.Н. Толстой

Д) А.С. Пушкин


15.Соотнесите известное географическое место России и писателя, с ним связанного.

Ясная Поляна

А) Н.В. Гоголь Б) М.Ю. Лермонтов В) И.С. Тургенев Г) Л.Н. Толстой

Д) А.С. Пушкин


16. Определите, о каком писателе идет речь

«Все его знают как писателя, но он окончил медицинский факультет Московского университета и всегда считал себя врачом. Он гордился, что принадлежит к особому в России сословию – «сословию врачей». Став известным писателем, он продолжал быть доктором, помогал каждому, кто нуждался в медицинской помощи, зачастую бесплатно».

А) В.А. Жуковский Б) А.П. Чехов В) Н.В. Гоголь Г) М.М Пришвин

Д) К.Г.Паустовский


17. Соотнесите художественные средства и стилистические приемы, и примеры их использования в стихотворении русского поэта.

Вот утро севера – сонливое, скупое –

Лениво смотрится в окно волоковое…


А) сравнение Б) инверсия В) олицетворение Г) анафора Д) эпитеты


18. Соотнесите художественные средства и стилистические приемы, и примеры их использования в стихотворении русского поэта.

Как мошки зарею,

Крылатые звуки толпятся…

А) сравнение Б) инверсия В) олицетворение Г) анафора Д) эпитеты


19. Соотнесите художественные средства и стилистические приемы, и примеры их использования в стихотворении русского поэта.

И звезды тихонько дрожали.

И звезды люблю я с тех пор…

А) сравнение Б) инверсия В) олицетворение Г) анафора Д) эпитеты


20. Многие писатели, создавая образы литературных героев, вкладывают в них свои представления о том, какими положительными качествами должны обладать люди. Авторы произведений надеются, что читатели на примере их героев сами станут лучше и поймут, какие черты характера помогают человеку остаться человеком в трудных жизненных испытаниях. На примере героя сказа Н.С. Лескова «Левша» определите, какие качества личности, по мнению писателя, достойны подражания. Выберите один вариант ответа, в котором правильно названы черты характера героя в соответствии с его поступками и словами


1) «Идет в чем был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегиваются, порастеряны, а шиворот разорван: но ничего, не конфузится. «Что же такое? – думает.- Если государю угодно меня видеть, я должен идти, а если при мне тугамента нет, так я тому не причинен и скажу, отчего так дело было».


2) «А потому, - говорит,- что я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, - там уж никакой мелкоскоп взять не может».


3) «Вельможи ему кивают: дескать, не так говоришь! А он не понимает, как надо по - придворному, с лестью или с хитростью, а говорит просто».

4) «Об этом, - говорит, спору нет, что мы в науках не зашлись, но только своему отечеству верно преданные».



5) «Мы много довольны, что ты за нас ручался, а испортить мы ничего не испортили: возьмите, в самый сильный мелкоскоп смотрите».


А) робость, хитрость, умение угодить начальникам, талант, трудолюбие

Б) ум, смекалка, отвага, любовь к родине, мастерство

В) решительность, упрямство, смелость, вежливость, чувства уважения к

себе

Г) чувство собственного достоинства, талант мастера, простота и

искренность, патриотизм, уверенность в своей правоте

Д) трудолюбие, верность слову, патриотизм, естественность, хитрость


21. Назовите автора слов «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»?

А) Ершов Б) Пушкин А.С. В) Русский народ Г) Лермонтов М.Ю.

Д) Некрасов


22. Соотнесите художественные средства и стилистические приемы, и примеры их использования в стихотворении русского поэта.

Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки-баю.

А) сравнение Б) инверсия В) олицетворение Г) анафора Д) эпитеты