sotrud.ru 1



МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

им. Е.П. РОМАНОВОЙ
ФАКУЛЬТЕТ ГУМАНИТАРНЫЙ

Кафедра психологии

Специальность 020400 «Психология».

Допустить к защите

Зав. учебной частью
«____»
200 г.
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА
На тему: «Психологические аспекты проблемы

влияния восточного боевого искусства

айкидо на европейскую личность».

Научный руководитель


СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
Глава I Характеристики, необходимые для понимания

восточных тонкостей отдельных элементов боевого 7

искусства.
I.I. Распространение восточных боевых искусств во всём мире,

краткое пояснение о развитии, культуре и философии айкидо. 7

I.II. Пояснение к понятию «Ки», как неотъемлемой составляющей

боевого искусства и организма человека. 9
I.III. Исторически-философский подход к пониманию «Ки», а также

интерес учёных различных направлений к понятию «Ки».

Объяснение этого понятия Уэсибой-мастером айкидо. 11
I.IV. Положительное использование «УМА». 13
I.V. Рассмотрение общепсихологического свойства «внимание» по

отношению к «Ки» понятию. 15
I.VI. Психологическое соотношение Востока и Запада по К.Г. Юнгу

с элементами исторических хроник. 18
Глава II Методики айкидо и их психологическое и психофизическое

объяснение. 30



II.I. Объединение «УМА» и «ТЕЛА». 30
II.II. Успокоение «УМА». 31
II.III. Расширение «Ки». 33
Глава III Анализ исследования. 34

III.I. Значение айкидо. 34

III.II. Этапы развития. 35
III.III. Язык движений. 36
III.IV. Наблюдение. 37

III.V. Барьеры самовыражения личности и освобождения от них. 38
Заключение. 39
Литература. 42
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития общества, в связи с бурными политическими, экономическими и социальными преобразованиями, европейцы совсем забыли о духовном значении и образовании, что неизбежно ведет к нездоровому психологическому состоянию общества. Именно этими факторами обусловлена актуальность проблемы влияния восточного боевого искусства «айкидо» на личность.

Психологическое здоровье – это важнейший резерв человеческого организма. Это первичный и важнейший фактор, влияющий на межличностные отношения, работоспособность, развитие творчества и науки на Земле.

В этом вопросе Восток пока ещё не утратил до конца духовную культуру со своими традициями, которые способствуют гармоническому развитию личности. Восток, чаще всего, выражает свою культуру, духовность и традиции через свои боевые искусства, т.к. они более объективно выражают свою сущность.

Европейская культура в настоящее время, на наш взгляд, как раз нуждается в приобретении некоторого положительного опыта, способствующего развитию утраченной духовной культуры. Поэтому, в нашей работе пойдёт речь о положительном влиянии восточного боевого искусства на европейскую личность.

В нашем варианте мы будем рассматривать, самое интеллектуальное «чистое», с точки зрения знатоков восточных боевых искусств, боевое искусство, название которому – Айкидо.

Айкидо, в переводе с японского, означает ПУТЬ(ДО) ГАРМОНИИ(АЙ) ЭНЕРГИИ(КИ). Гармонии самых основных человеческих качеств, гармонии с окружающим миром или просто искусство Мира.

По данным статистики этот вид боевого искусства набирает популярность во всех европейских странах, в том числе и в России. С каждым годом, всё больше желающих приобщиться к этому загадочному и благородному искусству. Это может быть искреннее желание изменить себя и окружающий мир, это может быть потому, что в айкидо нет ограничений в возрастных категориях, может кто-то просто хочет научиться искусству самообороны, но самое главное то, что айкидо – это очень красивый и элегантный вид боевых искусств, развивающий личность во всех связях и отношениях.


В Европе он стал даже гораздо популярней, чем на своей родине, в Японии. Что касается России, то совсем недавно, лет пятнадцать назад, мы даже не слышали об этом уникальном боевом искусстве. В 1995 году нам показали впервые голливудскую кинокартину, где в качестве полицейского и мастера незнакомого нам боевого искусства сыграл главную роль, популярный американский актёр – Стивен Сигал. «Тут всё сразу и началось». Появились вопросы: «А как он это сделал?», «Почему так легко, безо всякого усилия и напряжения, но так эффективно?», «Что это за стиль, и чьё происхождение?». Однако, ничего странного здесь нет и не было. Действительно, долгое время в СССР, Федерация восточных боевых искусств была закрыта (1982 г.), т.е. этот вид боевого искусства не преподавался в СССР. До запрета, ему обучались секретные спецслужбы и, конечно, богатые люди, которые могли за определённо-значительные «взносы в развитие» обучаться в Японии.

В 1995 году уже в России, открылась первая школа в Москве, а затем и в Санкт-Петербурге, их численность составляла всего 500 человек. В 2000 году в нашей стране уже насчитывалось более 2-х тысяч учеников. В настоящее время, в России открыто более пятисот клубов и школ, численность которых возросла до 25 000 человек. И это не удивительно, ведь в этом виде боевого искусства развиваются те качества, которые необходимы для полноценной личности. Европейская личность нуждается в айкидо, так как оно даёт человеку то, что ему нужно, то есть духовное развитие, кроме физического и интеллектуального, что также является неотъемлемой составляющей айкидо.

Основателем айкидо является японский мастер боевых искусств Морихей Уэсиба (1883-1969г.г.). Он создал его на основе таких боевых искусств, как дзю-дзюцу и кен-дзюцу, которые сам изучил и довёл их до совершенного мастерства. В один прекрасный день, как говорит нам легенда, к нему пришло просветление, и тогда он свернул «прямолинейность и напористость», выше указанных боевых искусств, в «спираль» и на основании спиралевидных движений создал совершенно отличный, но гениальный вид боевого искусства, о котором в нашей работе пойдёт речь.


Методологическую основу исследования составляют важнейшие философские положения о социальной, деятельностной, духовной сущности человека и многофакторном характере развития его личности.

Теоретическую основу нашего исследования составили работы: выдающегося знатока Востока и психиатра К.Г. Юнга, основателя боевого искусства айкидо Морихея Уэсибы, Киссёмары Уэсибы – сына основателя и мастера айкидо, европейского мастера айкидо Стена Роубела, классического произведения по дзэн буддизму Д.Т. Судзуки и практике дзэн Сэкиды Кацуки, а также великого философа Конфуция.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в выявлении положительного воздействия айкидо на гармоническое развитие личности, а именно, на развитие интеллекта, физиологии и духовности в гармонии.

Основной метод, на который мы опирались в данной работе – теоретический (изучение и анализ психологической, социологической и духовной литературы).

В процессе подготовки и проведения данного исследования мы поставили следующие цели:


  1. Изучить необходимый теоретический материал, касающийся восточного боевого искусства айкидо, и культуры Востока.

  2. Сформулировать значимость восточного учения и способы приобретения отдельных культурных навыков духовного развития для европейской личности.

  3. Рассмотреть, в контексте исследуемой проблемы, психологические и психофизиологические аспекты восточной и европейской личности.

  4. Исследовать возможности влияния восточного боевого искусства на развитие европейской личности.


Предметом нашего исследования является восточное боевое искусство айкидо, а объектом – европейская личность, в контексте исследуемой проблемы.

Мы выдвигаем гипотезу:

Восточное боевое искусство айкидо оказывает положительное влияние на европейскую культуру и на развитие и совершенствование личности.


В процессе достижения целей исследования и доказательства гипотезы, мы решает следующие задачи:


  1. Познакомиться с основами боевого искусства айкидо.

  2. Дать характеристику понятию «Ки», как неотъемлемой части боевого искусства.

  3. Привести научное объяснение существования «Ки».

  4. Обосновать понятие положительного использования «УМА», как изменение качества личности.

  5. Объяснить, с психологической точки зрения, схожесть свойства человеческой психики «внимания», в восточной и европейской культуре, и его взаимодействие с «Ки» понятием.

  6. Разобрать соотношения между культурами Востока и Запада.

  7. Дать психологическое пояснение методик, применяемых в айкидо.

  8. Провести анализ исследования айкидо с необходимым в данном контексте обсуждением, а именно проанализировать: значение айкидо, наблюдения за этапами развития циклов, язык движений айкидо и преодолений барьеров на пути познания.

  9. Сформулировать выводы.


Структура нашей работы такова:
- во введении обосновываются актуальность проблемы, цель, задачи, объект, предмет, гипотеза и методы исследования;

- в первой главе рассматриваются необходимые для понимания характеристики элементов восточного боевого искусства и культуры;

- во второй главе содержатся методики, применяемые в обучении айкидо и их психологическое - психофизиологическое пояснение;

- в третьей главе мы проводим анализ нашего исследования;

- в заключении мы формулируем выводы нашего исследования.
Глава I. Характеристики, необходимые для

понимания восточных тонкостей отдельных

элементов боевого искусства.