sotrud.ru 1

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ: ВЗГЛЯД С ЗАПАДА 15

1.1. Крестовые походы как завоевательные войны 15

1.2. Крестовые походы как подвиг во имя веры 28

ГЛАВА 2. ВЗГЛЯД С ВОСТОКА 41

2.1. Исламский мир эпохи крестовых походов 41

2.1.1.Эсхатологические ожидания мусульман 41

2.1.2.Религиозная и политическая ситуация на Ближнем Востоке накануне Крестовых походов 43

2.2. Реакция мусульман на крестоносцев и Крестовые походы 48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61

Ну а «для большей части мусульманского мира, - считает известный арабист, - Крестовые походы были ничуть не важнее, чем для Британии XIX в. стычки на северо-западной границе Индии, а на широкое общественное мнение они, возможно, оказали еще меньшее значение». 61

Это высказывание подтверждается, во-первых, немногочисленностью арабских источников, в которых анализируются Крестовые походы. Это отдельные абзацы в исторических хрониках и описаниях хаджей, единичные монографии арабских историков и путешественников. 61

БИБЛИОГРАФИЯ 64

ВВЕДЕНИЕ



Крестовые походы - военно-религиозные экспедиции христиан предпринимавшиеся с конца XI в. с целью освобождения Гроба Господня и христианских святынь Палестины в соответствии с папской буллой и под эгидой церковной власти, персонифицированной в лице сопровождающего крестоносцев папского легата. Современники предпочитали говорить о «походе» (ехреditio), «пути в Иерусалим» (iter Hierosolymitanum), «пути в Святую Землю» (iter in Terram Sanctam). Слово «крестоносец» (лат. crucesignatus) возникает лишь в XIII в. а слово «Крестовый поход» (фр. croisade) - лишь на рубеже Нового времени.

Крестовые походы на Востоке против мусульман тянулись непрерывно два столетия, до самого конца XIII в. Их можно рассматривать как одну из важнейших стадий той борьбы между Европой и Азией, которая началась еще в древности и не окончена до сих пор. Они стоят наряду с такими фактами, как греко-персидские войны, завоевания Александра Великого на Востоке, нашествие на Европу арабов и потом османских турок.


Крестовые походы не были случайны: они были неизбежны, как обусловленная духом времени форма соприкосновения двух различных миров, не разделенных естественными преградами. Результаты этого соприкосновения оказались чрезвычайно важными для Европы: в истории европейской цивилизации Крестовые походы создали эпоху. Противоположность между двумя мирами, азиатским и европейским, живо чувствовавшаяся и ранее, особенно обострилась с тех пор, как появление ислама создало резкую религиозную противоположность между Европой и Востоком. Столкновение обоих миров стало неизбежным, тем более что как христианство, так и ислам одинаково считали себя призванными к господству во всем мире. Быстрые успехи ислама в первом столетии его существования грозили серьезной опасностью европейской христианской цивилизации.

Исследователи до сих пор спорят, чем являлись походы западноевропейцев на Восток для человечества — еще одной страницей кровавого разгула или цивилизаторской миссией.

Цель исследования: рассмотреть существующие взгляды европейских и восточных историков на причины, ход и результаты Крестовых походов на Восток.

Объект исследования: Крестовые походы на Восток.

Предмет исследования: Традиционные и альтернативные взгляды историков на Крестовые походы и крестоносцев.

Задачи исследования:


  1. Изучить литературные источники по теме исследования.

  2. Составить историографию Крестовых походов на Восток.

  3. Охарактеризовать взгляды историков на причины возникновения Крестовых походов.

  4. Описать традиционные взгляды западных и отечественных историков, считающих Крестовые походы захватническими войнами.

  5. Рассмотреть альтернативные взгляды западных и отечественных историков, считающих Крестовые походы военно-религиозной акцией.
  6. Охарактеризовать позицию восточных историков на Крестовые походы и крестоносцев.


Актуальность темы:

  1. научная: возможность показать насколько различны воззрения западных и восточных историков на причины возникновения, ход и результаты Крестовых войн для народов Европы и Азии.

  2. общественная: возможность использования этой темы в школьном курсе на факультативных занятиях.

Источниковую базу исследования можно подразделить на следующие группы:

В первую группу источников вошли фрагменты дошедших до нас хроник и мемуары католических и восточных авторов, современников и участников Крестовых походов: рыцарей, религиозных деятелей, историков, путешественников.

Вторая группа источников содержит переведенные на русский язык монографии, написанные западноевропейскими историками середины XIX-ХХ вв. В третью группу вошли произведения отечественных исследователей XIX-XX вв.

Использованные в исследовании материалы можно разделить на:

а) воспоминания и мемуары современников; б) научные исследования историков, содержавшие как богатый фактический материал, так и их собственные оригинальные выводы и оценки; в) источники массового характера (художественная литература), обладающие высокой степенью достоверности, информационной насыщенностью, позволяющие рассмотреть причины и ход Крестовых войн; г) статьи из энциклопедий и периодической печати в печатном и электронном виде.

В работе использовались материалы с сайта «Восток-Запад: великое противостояние (Крестовые походы глазами арабов и европейцев)». Данный сайт содержит публикации оригинальных источников и исследований по Крестовым походам, не переведённых до сегодняшнего дня на русский язык.

Историография.

Главная масса сведений о Крестовых походах 1096—1270 гг. содержится в современных им западноевропейских хрониках и в хрониках авторов Франкского Востока XII—XIII вв, таких как Раймунд Ажильский, Вильгельм Тирский, Фульхерий Шартрский, Альберт Ахенский, Эккехард Аурийский, Оттон Фрейзингенский, Никита Хониат, Жоффруа де Виллардуэн и мн. др. Эти произведения и доныне являются важнейшим источником при изучении войн рыцарства в Восточном Средиземноморье, ведшихся под религиозными знаменами.


Написанные клириками и рыцарями, участниками и очевидцами Крестовых походов, латинские хроники освещают их историю в апологетическом духе. Католические авторы стремились воспеть ратные подвиги крестоносных воинов и прославить богоугодные деяния служителей римской церкви—вдохновительницы и организатора Крестовых походов.

Среди этих произведений хроника «Завоевание Константинополя» Робера де Клари, созданная в начале 13 века, принадлежит к числу первостепенной важности источников по истории захвата Константинополя рыцарями-крестоносцами в 1203-1204 годах.1 Хотя автор стремился придерживаться исторической канвы в изложении хода событий, но, будучи простым французским рыцарем, Робер де Клари не знал скрытой, закулисной стороны похода и лишь понаслышке был осведомлен об его предистории. Памятники, подобные запискам Робера де Клари, важны для современных исследователей с точки зрения более общей проблемы менталитета средневекового запад­ноевропейского общества, нравов и быта рыцарского сословия.

Интересна в отношении причин и хода Крестовых походов хроника Жоффруа де Виллардуэна. В своих мемуарах автор хотя и убежден в том, что «события приключаются так, как хочет Бог», но «на практике», рассказывая о конкретных фактах, он предстает большей частью рационалистически мыслящим человеком. Сохраняя бесстрастность летописца, подчеркиваемые автором «благие цели» крестоносного предприятия он совмещает с рассказом о жестокостях и грабежах «воинов христовых». Умудренный житейским и политическим опытом, доста­точно образованный и, в силу своего положения, хорошо информированный человек, «маршал Романии и Шампани» оставил последующим поколениям сочинение, ставшее главным источником сведений о Четвертом Крестовом походе.

Однако современная Крестовым походам историография этих войн не исчерпывается исключительно произведениями, принадлежащими к латинской хронографии. Немало известий о причинах завоевательных предприятий западноевропейцев, об отдельных событиях и последствиях Крестовых походов, а также сведений по истории государств крестоносцев передают арабские, армянские, византийские, сирийские и другие писатели христианского и мусульманского Востока. Правда, мы почти не найдем у них хроник или мемуаров, целиком посвященных крестоносным сюжетам (подобно сочинениям западных летописцев).


Историки восточных стран останавливались на тех или иных эпизодах Крестовых походов, общественно-политической жизни Франкского Востока, его взаимоотношений с арабскими, тюркскими, армянскими государствами и Византией лишь в рамках описывавшейся ими и интересовавшей их в первую очередь собственно восточной истории, истории своих народов.

Иначе говоря, в произведениях восточных авторов XII—XIII вв. описания событий Крестовых походов вплетаются в общую ткань их повествований, будь то всемирная хроника, мемуары или библиография. Тем не менее, сообщения этих писателей представляют исключительный интерес: подчас по своей достоверности они превосходят проникнутые апологетикой, односторонние данные латинских хронистов.

Среди арабских авторов следует назвать прежде всего таких арабских историков-хронистов как Ибн аль-Асир и Ибн аль-Каланиси. Из 12-томной «Всеобщей истории» Ибн аль-Асира на русский переведены считанные страницы. Ещё хуже обстоит дело с «Историей Дамаска» Ибн аль-Каланиси, которая в работах наших исследователей до сих пор цитируется по английскому изданию 1908 года. Исследования, посвященные Крестовым походам, таких арабских историков как Али ибн Тахир аль-Сулами, Хамдан ибн Абд аль-Рахим известны только по отдельным цитатам, включенным в более поздние хроники.

Более популярна переведенная на русский язык «Kitab al-It'ibar» («Книга назидания») Усама ибн-Мункыза2, которая дает нам возможность составить представление о взаимоотношениях христиан и мусульман как на поле боя, так и вне его.

Среди арабских источников также интересен перевод книги французского писателя арабского происхождения Маалуфа Амина «Крестовые походы глазами арабов». Хотя некоторые положения этой книги можно признать спорными, она вполне достойна считаться занимательным введением в арабскую историографию Крестовых походов.


Если перечисленные выше исследования написаны арабскими профессиональными историками, то «Алексиада» принадлежит перу византийской принцессы Анны. Ее монография - первоклассный исторический источник, единственное произведение, в котором систематически и полно излагается история Византии конца 11- нач. 12 вв.3 Византийский автор хорошо осведомлен о событиях, связанных с движением крестоносцев по Малой Азии в 1096-97 гг., поэтому исследование содержит фактические сведения, отсутствующие в других источниках.

Фундамент научного анализа истории крестоносного движения был заложен историками Франции, Германии и Англии (вторая половина XIX века - 1914 г.). Запад располагает обширной историографией, многое из которой до сих пор не переведено на русский язык. Среди наиболее известных - монументальное французское исследование «Recueil des Historiens des Croisades» (16-томный сборник «Истории Крестовых походов»), наиболее полное на сегодняшний день исследование на эту тему – 6-томное американское «History of the Crusades».

Как известно, в Европе интерес к истории Крестовых походов и к средневековью в целом возник в эпоху Просвещения, просветители относились к Крестовым походам, как к проявлению средневековой религиозной нетерпимости и варварства.

К концу XVIII — началу XIX вв. господствующим направлением в западноевропейской историографии стал романтизм, с его, во многом идеализированным, отношением к крестоносным предприятиям. Интерес к средневековью развивался под влиянием романтизма и национализма, что отчетливо проявлялось в литературных, художественных и музыкальных произведениях того времени. В научно-исторической области этот интерес выражался в появлении в начале XIX в. в Германии и Франции двух многотомных трудов по истории Крестовых походов. Семитомная «История Крестовых походов» Ф. Вилькена была опубликована в 1807-1832 гг., а пятитомная «История Крестовых походов» француза Ж. Ф. Мишо вышла из печати в 1812-1822 гг.


Вилькен в течение целого поколения властвовал над умами в области истории Крестовых походов — и не только в Германии. Следуя за средневековыми хронистами, ученый стремился постичь и по возможности адекватно передать сам «дух эпохи». Типичный для романтиков взгляд на историю в целом и средневековье в частности сочетается у Вилькена с пристальным вниманием ко всему многообразию фактов, с реалистиче­ским изображением социальных порядков того времени.

Для нас известный интерес представляет работа Ж. Мишо, неоднократно публиковавшаяся в русском переводе. Жозеф-Франсуа Мишо (1767-1839) расценивал Крестовые походы как порождение религиозного и рыцарского энтузиазма, основной акцент делая на вкладе Франции в крестоносное движение. Издание в России «Истории Крестовых походов» Ж. Мишо в 1822— 1836 гг. имело, как отмечал М.А. Заборов, «весьма далёкое отношение к научному изучению темы: перед нами лишь образец использования работы французского автора в политико-пропагандистских целях».4

В 1845 г. В России вышла «Краткая история Крестовых походов», перевод одноимённого немецкого издания, напечатанного в популярно-исторической серии Ф. фон Раумера «Всеобщая историческая карманная библиотека» в начале 30-х годов. Автором перевода был протоирей Ф. Ф. Сидонский, бывший преподаватель богословия и философии Петербургской духовной академии. Издание преследовало в первую очередь чисто образовательные цели ознакомления читателей с историей Крестовых походов в сокращенном (в отличие от труда Ж. Мишо) виде.

Дальнейшее изучение истории Крестовых походов связано с именами целого ряда, прежде всего немецких и французских, ученых, среди которых одно из первых мест, несомненно, занимает Бернгард Куглер (1837—1898). В своей монографии автор показывает невиданный прежде энтузиазм паломников и воинов, отправляющихся в неизведанные земли для освобождения Святой земли, - и гибель тысяч людей из-за необдуманных действий вождей похода; подвиги отваги и благородства на полях сражений - и нравственное падение войска, забывшего о своей высокой цели.


Дж. Райли-Смит, один из наиболее влиятельных современных историков Крестовых походов, в своих работах он довольно активно развивает одну из тем культурной истории крестоносного движения, соприкасающуюся с темой mentalite, а именно тему мотивации крестоносцев.

Под его редакцией в конце ХХ века вышло издание «История Крестовых походов», авторами которого являются английские ученые. Издание рассматривает движение крестоносцев в самых разных аспектах. В монографии описываются идеи апологетов, пропагандистов, трубадуров и поэтов, мировоззрение самих участников Крестовых походов, отношение мусульман к христианской священной войне. Уделяется серьезное внимание и практическим – юридическим, финансовым, организационным – вопросам, которые приходилось решать вдохновителям походов. Несколько глав посвящены западным поселениям в восточном Средиземноморье, основанным крестоносцами. Кроме того в этом издании впервые поднимается вопрос о сохранении идей и образов эпохи Крестовых походов в XIX и XX веках.

За кадром исследований до недавнего времени оставался и разнообразный, противоречивый мусульманский мир, каким он был в эпоху Крестовых походов — а ведь от него напрямую зависело все, что происходило в христианских государствах Леванта. Все внимание западноевропейских авторов сосредоточено именно на крестоносцах. Перевод книги французского историка П. Виймара в известной степени позволяет исправить создавшуюся в исторической литературе ситуацию. Автор подробно рассматривает как сами Крестовые походы, так и создание всех крестоносных государств (которым посвящены отдельные главы), перемены, которые произошли в мусульманском мире, борьбу за объединение мусульманского Востока, историю исламских правителей, которые вели войну против европейских поселенцев.

Еще одним автором, чье произведение рассматривает взаимоотношения мусульман и крестоносцев, является монография К. Хилленбранд.5 В предисловии к книге К. Хилленбранд профессор-арабист Ясир Сулейман (Эдинбургский университет) замечает: «Автор ставил перед собой задачу преодолеть односторонность взглядов на Крестовые походы, присущую европейской науке».


Книга К.Хилленбранд охватывает широкий круг вопросов, которые интересны и тем, кто занимается историей религии и культуры, и тем, кто изучает историю военного дела, и тем, кто пытается понять, каким образом прошлое столь серьезно и очевидно влияет на настоящее. В книге идет речь о сложившихся стереотипах сознания в отношении эпохи Крестовых походов и о преодолении этих стереотипов.

Количество отечественных исторических исследований XIX - XX вв., рассматривающих различные аспекты, оказавшие влияние на течение и исход Крестовых походов, достаточно велико (более сотни), однако каких-либо обобщающих историографических работ на эту тему не было создано.

Рассмотрение истории Крестовых походов в русской исторической литературе берет свое начало в XIX в. Обусловлено это было, прежде всего, появлением исторических трудов по истории Крестовых походов на Западе. Отметим некоторые общие черты, характерные для российской и зарубежной исторической науки начала XIX в. В этот период в отечественной историографии только начинали предприниматься первые серьёзные попытки осмысления и изучения истории Византии и её места в русской и мировой истории, и при этом до конца 1830-х гг. в России не существовало медиевистики как специальной отрасли исторического знания.

Первый труд по Крестовым походам, принадлежавший собственно отечественной историографии, появился в 1835 г. Это была книга известного автора исторических компиляций, литератора и учёного-самоучки И. Д. Ертова (1777-1842) «История Крестовых походов для освобождения Иерусалима и Святой земли из рук неверных, выбранная из всеобщей истории». В 1837 г. И. Д. Ертов издал ещё один труд: «Историю Восточно-Римской или Константинопольской империи», который, как и предыдущий, представлял собой компилятивный свод из произведений Ж. Мишо, Э. Гиббона и др.

Таким образом, мы видим, что в начале XIX в. влияние идей западноевропейского романтизма на оценку Крестовых походов в России, равно как и влияние идей Просвещения, было достаточно сильным. При этом собственная концепция у русских историков в то время отсутствовала.


Вновь история крестоносного движения оказалась в поле зрения отечественных исследователей только со второй трети XIX в. Обусловлено это было стойкой популярностью данной темы в Европе, в первую очередь во Франции, с которой у России были тесные научные и культурные связи. На протяжении первой половины XIX в. в России обнаруживается постепенное нарастание интереса к истории Крестовых походов, выражавшееся, главным образом, в подготовке переводов трудов зарубежных авторов.

Исследования Ф.И. Успенского были опубликованы в начале 20 века. Одно из опубликованных исследований - «История Крестовых походов» очень четко отражает причины и истинную суть походов.6 Его работы отличаются научностью и объективностью. Например, он пытается выявить истинные причины завоевания Константинополя.

А.А. Васильева «История Византийской империи» было издано в 1923г., а второе полное издание было написано уже в эмиграции.7 Вполне может быть, что именно это повлияло на его объективность. Например, он рассматривает 4 Крестовый поход и как духовный порыв крестоносцев, и как погоню за наживой. Но все - же автор отмечает преобладание материальных интересов над духовно-религиозными мотивами. Васильев очень красочно описывает Крестовый поход, но в то же время весьма скрупулезно отражает факты и события.

Если говорить об СССР, пальма первенства, разумеется, принадлежала крупнейшей отечественной ученой, автору замечательных работ по истории и культуре Средневековья О. А. Добиаш-Рождественской.8 Ее небольшая книга «Эпоха Крестовых походов. Общий очерк», конечно, не может расцениваться как полноценная монография по истории Крестовых походов, но будет интересна всем, изучающим данную тему. Перу этой ученой принадлежат и другие труды, посвященные истории паломнических путешествий в Иерусалим эпохи Крестовых походов, а также Ричарду Львиное Сердце.

Что касается советской историографии - здесь видным авторитетом является М.А. Заборов, чьи работы отличает несколько предвзятый взгляд на походы, но, тем не менее, как отметил Е. Гуринов, они не утратили своего значения и по сей день. Научные работы М.А. Заборова проводились в 60 годы 20-го столетия.9 В работах М. А. Заборова главный упор делался на выявлении отношения историка к Крестовым походам как к явлению средневековой жизни, их предпосылкам и причинам. Немаловажным являлось и анализ М. А. Заборовым причин научного интереса отечественных авторов XIX - XX вв. к исследованию крестоносной экспансии на Восток. К сожалению, на исследования Заборова большое оказала марксистско-ленинская идеология, что в свою очередь отразилось недостаточной объективностью, которая просто необходима при изучении этой проблемы.


Крупнейшим современным специалистом по истории крестоносного движения в России является д.и.н. С.И. Лучицкая. Ее докторская диссертация и монография «Образ Другого» посвящены образу мусульман в хрониках крестоносцев.10 Стремясь изучить христианский воображаемый универсум изнутри, автор исходит из представлений об исламе, присущих самим хронистам, а для этого исследует взаимодействие различных традиций (исторической, литературной и визуальной) в формировании представлений о мусульманах, выявляя динамику эволюции образа ислама в эпоху крестовых походов.

Другой видный специалист по истории Крестовых походов, особенно - позднего периода - к.и.н. С.В. Близнюк. Истории крестоносцев в Византии посвящена интересная монография д.и.н. С.П. Карпова «Латинская Романия», обобщающая опыт отечественных и зарубежных медиевистов, изучающих последствия Четвертого Крестового похода.