sotrud.ru 1



СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ОСОЗНАННОГО ПОДХОДА К РОДИТЕЛЬСТВУ У СТУДЕНТОВ………...6

1.1 Различные подходы к понятиям «родительство» и «готовность к родительству»……………………………………………………………………..6

1.2 Феномены отцовства и материнства, как основные составляющие осознанного подхода к родительству……………………………………………9

1.3 Планирование семьи и репродуктивное здоровье, как главные факторы осознанного родительства ……………………………………………12

1.4 Значение здорового образа жизни студентов для подготовки их к родительству……………………………………………………………………..16

1.5 Подготовка студенческой молодежи к семейной жизни и осознанному родительству……………………………………………………...19

Выводы по 1 главе………………………………………………………...32
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОСОЗНАННОГО ПОДХОДА К РОДИТЕЛЬСТВУ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ………………………33

2.1 Организация и методы исследования………………………………..33

2.2 Результаты опроса студентов по проблеме готовности к осознанному родительству……………………………………………………...34

Выводы по 2 главе………………………………………………………...38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………41
ВВЕДЕНИЕ
Качество воспитания, осознанное исполнение родительской роли определяют состояние общества, института семьи и психологическое здоровье личности последующих поколений.

Приоритетным направлением социальной политики Республики Беларусь на современном этапе является повышения роли семьи и ответственности родителей в воспитании детей, подготовка молодежи к семейной жизни.

В связи с этим перед системой образования стоит задача формирования соответствующей системы ценностей у студенческой молодежи, обеспечение в их глазах престижа, положительного имиджа семьи, в том числе, многодетной, приемной и опекунской; формирование идеала стабильного, официально зарегистрированного брака; воспитание ответственного родительства с юных лет. В этих условиях образовательные учреждения призваны осуществлять не только подготовку специалистов, но и готовить обучающихся к вступлению в законный брак, созданию здоровых семей, умелому воспитанию детей. Образовательные учреждения могут и должны стать важным звеном в социальной политике государства в отношении укрепления семьи, способствовать подготовке студентов к семейной жизни и выполнению функций родителей.


Практически каждый человек становится родителем, и качество воспитания, семейного взаимодействия зависит от состояния родительства. С появлением ребенка в семье, супруги сознательно или неосознанно приобретают новую роль - родителей. Принятие родительской роли происходит раз и навсегда. Биологическая способность быть родителем не всегда совпадает с психологической готовностью к родительству. Готовность к родительству, осознание себя родителем и способы реализации родительства в паре со своим супругом / супругой формируются под влиянием самых различных факторов. В литературе теоретическое рассмотрение факторов специализировано и несистемно в плане родительства в целом (А.И. Антонов, 1973; В.В. Бойко, 1981; К. Витакер,1998; Т.Н. Дымнова, 1996; Л.Ф. Обухова, О.А. Шаграева, 1999; М. Rutter, 1984 и другие).

Родительство играет значительную роль в жизни конкретной личности. На протяжении всей жизни родитель остается значимой фигурой для индивида. Родительство включает феномены материнства и отцовства, но не сводится к их простой совокупности. Однако при относительно активной разработке отдельных проблем материнства (А.Я. Варга, Д. Винникотт, М. Мид, В.А. Рамих, Г.Г. Филиппова) отцовство является практически неизученным (Т.М. Афанасьева, К. Витакер, И.С. Кон, В.И. Кочетков, М. Мид, В.А. Сухомлинский). То же необходимо отметить и по отношению к родительству в целом - в науке нет четкого определения родительства, нет обоснования этого феномена с психологической точки зрения, за исключением исследования этнографического аспекта родительства (И.С. Кон, 1988).

Кроме этого, актуальность исследования педагогических условий совершенствования подготовки студентов ВУЗов к семейной жизни определяется такими обстоятельствами, как:

- снижением рождаемости в Беларуси и естественным сокращением численности населения страны;

- тенденцией превращения семей в смешанные, где один из родителей для ребенка (детей) является не родным;


- слабым использованием педагогическими коллективами ВУЗов форм, методов, приемов и средств воздействия на мотивационную сферу обучающихся и актуализацию у студентов потребности к созданию семей;

Все это обусловило актуальность темы нашего исследования.

Цель исследования: Изучить проблему осознанного подхода к родительству у студенческой молодежи.

Задачи исследования:

- осуществить анализ проблемы подготовки молодежи к выполнению родительских обязанностей при помощи литературных источников;

- охарактеризовать роль семьи как фактора первичной социализации в подготовке к будущему родительству;

- экспериментально изучить готовность молодежи к выполнению обязанностей родителей на примере студентов ВУЗа;

- проанализировать полученные в ходе эксперимента результаты изучения мнения студентов.

Предмет: представления студентов о родительстве.

Объект: отношение студентов к родительской роли

Методы исследования:

-теоретический анализ литературы;

- беседа;

- анкетирование;

- анализ анкетного опроса.

База исследования: студенты 1 курса дневной формы обучения юридического факультета БИПа.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ОСОЗНАННОГО ПОДХОДА К РОДИТЕЛЬСТВУ У СТУДЕНТОВ
1.1 Различные подходы к понятиям «родительство» и «готовность к родительству»

Рассматривая феномен родительства, рассмотрим вопрос его соотношения с семейной системой. Общепринятый взгляд на семью подразумевает наличие в ней кроме супружеской пары ещё и детей. Семья представляет собой исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, а также родителями и детьми. С учетом этой точки зрения родительство можно включить как подсистему в систему семьи, в качестве относительно самостоятельного образования. [13; с.9]


Мы понимаем родительство как социально-психологический феномен, который представляет собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, а также представлений и убеждений относительно себя как родителя, которая реализуется во всех проявлениях поведенческой составляющей родительства. Оно включает обоих супругов, которые решили дать начало новой жизни.

Родительство как психологическое явление является сложной структурой, которую Р.В. Овчарова предлагает рассматривать с точки зрения системного и феноменологического подходов.

Системный подход к пониманию сущности родительства.

Используя принципы системного подхода можно констатировать следующие:

1) Феномен родительства представляет собой относительно самостоятельную систему, одновременно являясь подсистемой по отношению к системе семьи.

2) Феномен родительства многогранен. Его можно рассматривать в двух уровнях:

как сложную комплексную структуру индивида;

как надындивидуальное целое.

Оба этих уровня одновременно являются также и этапами формирования родительства.

3) Феномен родительства одновременно предстаёт в нескольких планах, разные стороны которых раскрывают сложную структуру его организации:

план индивидуально-личностных особенностей женщины или мужчины, влияющих на родительство;

план, охватывающий обоих супругов в единстве их ценностных ориентаций, родительских позиций, чувств, то есть анализирует родительство по отношению к семейной системе;

план, фиксирующий родительство во взаимосвязи непосредственно с родительскими семьями;

план, раскрывающий родительство по отношению к системе обществ.

4) Факторы, которые влияют на формирование родительства, можно представить на нескольких уровнях:

макроуровень - это уровень общества;

мезоуровень - это уровень родительской семьи;


микроуровень - это уровень собственной семьи и уровень конкретной личности.

Феноменологический подход используется для осмысления родительства как особого психологического явления. Этот подход использует принципы понимающей, а не объясняющей психологии:

1) Принцип понимания, требующий учитывания влияния субъективного фактора, определяющего переживания и поведение человека. Этот принцип предполагает глубокое проникновение в суть феномена.

2) Принцип "эпохе", или принцип воздержания от суждений. Суть этого принципа заключается в том, что во время феноменологического исследования нужно абстрагироваться от привычных стереотипов и шаблонов, не пытаясь приписать наблюдающиеся проявления феномена определённым структурам, а стараться лишь вчувствоваться.

3) Принцип беспристрастности и точности описания требует исключить влияния субъективного опыта исследователя.

4) Принцип контекстуальности подразумевает, что феномен родительства не существует изолированно, а является составляющей частью общего восприятия и понимания человеком окружающего мира и себя.

На мой взгляд, важно остановиться на понятии "готовность к родительству", под которой мы понимаем, в первую очередь, готовность к воспитанию ребенка после того, как он родится, к тому, чтобы быть ему родителями в течение всей его жизни.

Но начинается эта совместная жизнь гораздо раньше самого акта рождения. Есть определенная, причем неизменная последовательность событий, которая приводит к появлению и ребенка, и родителей. Причем на разных этапах этой последовательности соотношение ролей "природного обеспечения" и самостоятельных усилий самих родителей, как сознательных личностей, будет неодинакова. Но всегда будут обе составляющие. И одна, и другая сторона этого тандема могут обладать большей или меньшей "готовностью", могут быть "подкорректированы" и извне (помощь медицинская, психологическая, педагогическая) и изнутри (с одной стороны, физиологические механизмы беременности, родов, грудного вскармливания существенно помогают формированию родительских чувств и родительской компетентности, а с другой стороны, наши сознательные усилия помогают справиться с неполадками в физиологии). Одно всегда должно быть неизменно: обе составляющие ("природное обеспечение" и личность родителей) должны взаимодействовать, а не конфликтовать. [6; с.65]


Выделяют следующие критерии, по которым можно определить степень этой готовности к родительству.

1. Должны хотеть ребенка. Причем это должно быть на уровне потребности в заботе, в ухаживании, которая без труда будет удовлетворяться при появлении малыша в доме. Материнство (или отцовство) должно занять в системе ценностей достойное место, ведь родительство всегда требует чем-то поступиться, от чего-то отказаться ради крохи, особенно когда он полностью от вас зависит. Если вы не испытываете радость, оставаясь дома с малышом вместо того, чтобы пойти с друзьями в кино, то рискуете своим позитивным отношением к нему, ведь в ваших глазах он начинает восприниматься как обуза и помеха вашей жизни.

2. Должны не только хотеть, но и уметь заботиться о ребенке. Готовиться к родительству (не путать с подготовкой к родам) нужно заранее, после рождения будет уже не до этого.

3. Будущая мама должна достичь эмоциональной автономии от своих родителей, иметь собственные взгляды и ценности. Иначе происходит подмена: молодая мама при воспитании ребенка во всем ориентируется на своих родителей, и как результат - малыш получает "суррогатную" мать в виде бабушки.

4. Значимым критерием готовности к родительству является способность самим обеспечить ребенка. В жизни может произойти всякое, поэтому полагаться лишь на своего партнера - неоправданная стратегия. Конечно, во Дворце бракосочетания все выходят замуж "навсегда", но ведь в жизни всякое бывает... Следовательно, без профессии - никуда.

5. Последнее, что немаловажно для родительской готовности, - иметь позитивный опыт любви, полученный в своей семье. Если же его нет, то нужно осознать и переработать негативный опыт, чтобы в душе не было обид на своих родителей. Итак, когда стать мамой (папой), решать, конечно же, только самим будущим родителям. Необходимо понимать, что с появлением малыша на свет забот существенно прибавится, придется полностью поменять ритм жизни (во всяком случае, в первое время), а также отказаться от каких-то привычек, поступиться своими интересами во благо крохи. Однако, как бы там ни было, все трудности с лихвой окупятся счастьем родительства.

1.2 Феномены отцовства и материнства, как основные составляющие осознанного подхода к родительству


На фоне относительной изученности материнства в литературе отцу отводится второстепенная роль, идущая после матери. В частности, А.С. Спиваковская (2000), говорит о том, что если говорить о воспитательной позиции отца, то следует отметить, что в своем формировании она немного отстает от позиции матери, поскольку наибольшую привязанность к своему ребенку отцы начинают чувствовать тогда, когда он уже подрос. [8; с.314]

Довольно часто утверждается то, что лучшее, что может сделать мужчина для своего будущего, либо рожденного ребенка - это, прежде всего, очень любить свою жену (Т.М. Афанасьева, В.И. Кочетков, А.С. Спиваковская). К. Витакер, отводит отцу роль лишь стороннего наблюдателя как во время беременности жены, так и во время ухода за младенцем. Эта его “невключенность" у мужчины вызывает ощущение одиночества, а также причиняет ему боль.

Однако К. Флэйк-Хобсон полагает, что непосредственное участие отца в таких процессах, как рождение и воспитание ребенка может оказать положительное воздействие и на супругов, и на их малыша, привнося что-то необычное в их взаимоотношения.

Большинство ученых, исследующих родительство с точки зрения семейной психологии, таких как: И.С. Кон, В.В. Бочаров, S. Barth, подчеркивают, что, именно рождение ребенка и взаимоотношения с ним дают мужчине шанс саморазвития, социализации. Недаром, в древних культурах мужчина до рождения своего первого ребенка считался отроком.

Отцовство как совокупность социальных и индивидуальных характеристик личности, включающих все уровни жизнедеятельности человека, связано и с объективными характеристиками личности, такими как: потребности, влечения, желания, установки, и с субъективными характеристиками личности - ценностными ориентациями, мировоззрением, а также с образом Я (реальным, идеальным, социальным), Я-концепцией личности и самооценкой. Для мужчины - это проблема личностного развития, проблема принятия своих чувств и их самоконтроля. Осознание себя отцом приводит к осознанию необходимости жить "правильно", то есть выполнять определенные социальные нормы, предписываемые взрослому человеку. Подрастающий ребенок становится продолжением мужчины, удовлетворяет потребность в ученике, в собственной значимости и нужности.


Многое зависит от того, насколько данная роль принята мужчиной. В исследовании П. Поповой, были выделены некоторые аспекты принятия роли отца мужчиной: уважение и привязанность к отцу со стороны матери; особенности родительской семьи мужчины и его отношений с отцом; немаловажным фактором является возраст мужчины; участие отца в общении с ребенком до рождения и в период младенчества; участие отца в родах.

Таким образом, принятие роли отца играет важнейшую роль в выполнении отцовских функций, однако, несмотря на то, что осознание себя отцом происходит преимущественно после рождения ребенка, различные аспекты принятия ребенка и себя как отца начинают складываться еще задолго до непосредственного взаимодействия с ребенком.

Феномен материнства изучается в русле различных наук: истории, культурологи, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии. Каждая наука изучает и определяет материнство, исходя из своих целей и задач. Интерес к комплексному изучению материнства появился сравнительно недавно. Но на сегодняшний день единого определения понятия "материнство" нет.

В словаре русского языка С.И. Ожегова "материнство" трактуется как "состояние женщины в период беременности, родов, кормления ребёнка; свойственное матери сознание родственной её связи с детьми".

В сексологическом словаре материнство определяется как функция женского организма, направленная на продолжение человеческого рода и включающая биологические (вынашивание, рождение и вскармливание ребёнка) и социальные (воспитание ребёнка) аспекты.

Филиппова Г.Г. рассматривает материнство как психосоциальный феномен: как обеспечение условий для развития ребёнка, как часть личностной сферы женщины.

Представители феминистского подхода (Е.А. Каплан, Э. Оаклей) объявляют материнство существенной, хотя и необязательной, частью жизни женщины.

Большая же часть теорий материнства (психоанализ, биосоциология, теории, опирающиеся на идеи Руссо) рассматривают материнство, прежде всего как долг, работу. [10; с.85]


Брутман В.И. определяет материнство как одну из социальных женских ролей, на содержание которой детерминирующее влияние оказывают общественные нормы и ценности.

Таким образом, нет единого, однозначного понятия "материнство". Однако, важность материнского поведения для развития ребенка, его сложная структура и путь развития, множественность культурных и индивидуальных вариантов, а также огромное количество современных исследований в этой области позволяют говорить о материнстве как самостоятельной реальности, требующей разработки целостного научного подхода для его исследования.

В психологической литературе (преимущественно зарубежной) много внимания уделяется биологическим основам материнства, а также условиям и факторам индивидуального развития его у человека. В отечественной психологии в последнее время также появился ряд работ, связанных с феноменологией, психофизиологией, психологией материнства, психотерапевтическими и психолого-педагогическими аспектами беременности и ранних этапов материнства, девиантным материнством.

Если обобщать все основные направления исследований, то можно обнаружить, что материнство как психосоциальный феномен рассматривается с двух основных позиций:

- материнство как обеспечение условий для развития ребенка;

- материнство как часть личностной сферы женщины.

Материнство - это одна из социальных женских ролей, поэтому даже если потребность быть матерью и заложена в женской природе, общественные нормы и ценности оказывают определяющее влияние на проявления материнского отношения. Понятие "нормы материнского отношения" не является постоянным, так как содержание материнских установок меняется от эпохи к эпохе. Той или иной социальной установке соответствует определенный образ ребенка. Отклоняющиеся проявления материнского отношения существовали всегда, но они могли носить более скрытые или открытые формы и сопровождаться большим или меньшим чувством вины в зависимости от общественного отношения к этим актам.

1.3 Планирование семьи и репродуктивное здоровье, как главные факторы осознанного родительства
Что же такое осознанное родительство? Думаю, это как раз то, с чего начинается по настоящему здоровый образ жизни – и физической и духовной!

Ещё с детства многое кажется нам очевидным. «Сначала детский сад, потом школа», «От нас ничего не зависит», «Чтобы много зарабатывать, нужно много работать», «У меня будет всё, что я захочу», «Мир такой, каким мы его делаем» и т.д. Для наших родителей очевидного было ещё больше – от необходимости пеленания грудных детей и огромного количества прививок на первом году жизни до школьной программы и аспирина при первых признаках головной боли. Сейчас «очевидности» сместились ещё дальше: женщина должна зарабатывать, делать карьеру, а мужчина – «расслабляться» пивом после работы. Конечно же, рожать нужно в роддоме, а отдавать ребёнка в детский сад обязательно, иначе вырастет необщительным.

Всё это перечисляется не для того, чтобы сказать как ужасна стала жизнь – для осознания огромного количества программ и стереотипов в одной из самых важных сфер жизни – воспитании детей. Осознанное родительство пока не самый распространённый термин, поэтому можно себе позволить попробовать найти собственное определение ему. Впрочем, это и есть его суть – не принимать что-то не веру, а понимать своим разумом, сердцем, анализировать и действовать в соответствии с полученными выводами. Осознанное родительство начинается с осознанной личности, осознанной семьи, осознанной женственности и мужественности. И при этом оно позволяет развиваться дальше, становиться ещё полноценнее (а не наоборот, как это часто, кажется).

Ещё важный момент: цель осознанного родительства – не создание тепличных условий и постоянное оберегание детей от реалий жизни. А именно гармоничное развитие, предоставление всей информации и т.п. В общем, результат осознанного родительства – осознанный ребёнок, человек, полноценная и разносторонняя личность. [14; с.267]


Такой подход к воспитанию сначала кажется «нереальным» – нужно же работать, как-то уживаться в обществе, системе. Но если вдуматься, какой вообще смысл в жизни, потраченной полностью на работу, карьеру и редкие развлечения? Да, дети тоже не могут быть единственным смыслом жизни (иначе получается жизнь ради жизни), но мне кажется, воспитание достойных, здоровых, и счастливых детей – важная задача каждого человека.

Кстати, достойных – кого, чего? Конечно же, своих гармоничных и реализованных родителей, семьи.

Чем заканчивается осознанное родительство? Тем, что родители отпускают ребёнка в его собственную жизнь. Отпускают легко и радостно, ведь они выполнили свою миссию, дальше человек должен жить сам, а родители возвращаются к своим собственным смыслам и целям. По иронии судьбы, дети в таких семьях бывают тесно связаны с родителями. Только связь это не формальная и юридическая, а духовная. Детям искренне интересно и приятно дома. Поэтому они всегда возвращаются.

В рождении детей заинтересованы не только семья, но и государство, и общество в целом. Только для простого воспроизводства населения в стране в каждой семье должно быть 2—3 ребенка. Кроме того, когда подавляющее число семей имеет только одного ребенка, население «стареет» (в его структуре увеличивается удельный вес пожилых и старых людей). Это значит, что сокращается возможность использования умственного потенциала молодых и квалифицированных специалистов. Естественно, от этого страдает экономика государства и личное благосостояние каждого. Поэтому основной задачей государства является создание благоприятных для рождения желанных и здоровых детей социально-экономических условий, которые в себя включают:


  • систему мер и законодательных актов по поддержке молодой семьи, особенно при рождении ребенка;
  • охрану здоровья беременной женщины как в медицинском, так и в социальном плане, а также создание условий для безопасного материнства;


  • создание условий, позволяющих гражданам реализовывать свои репродуктивные права: организацию медицинских служб, таких, как центры планирования семьи и репродукции, молодежные центры, генетические консультации, клиники лечения бесплодия и др.;

  • обеспечение населения доступной и достоверной информацией в области охраны репродуктивного здоровья и планирования семьи, а также доступ к современным средствам контрацепции.

Во всем мире в последнее время все большее внимание уделяется проблеме здоровья, здорового образа жизни и ответственного родительства.

Планирование семьи — понятие, которое активно входит в нашу жизнь. Что это такое и почему планирование семьи так важно для каждого из нас, для каждой семьи? Многие годы планирование семьи ошибочно понималось как ограничение рождаемости. Но планирование семьи — это обеспечение здоровья женщины для рождения желанных и здоровых детей. Другими словами, планирование семьи — это дети по желанию, а не по случаю. Право на планирование семьи, на свободное и ответственное родительство является международно признанным правом каждого человека. Планирование семьи помогает людям сознательно выбирать количество детей в семье и сроки их рождения, планировать свою жизнь, избежать ненужных тревог и волнений.

Вот для чего нужно планирование семьи:

  • для рождения желанных здоровых детей;

  • для сохранения здоровья женщины;

  • для достижения гармонии в психосексуальных отношениях в семье;

  • для осуществления жизненных планов.

Для того чтобы родительство было ответственным, чтобы на свет появлялись желанные и здоровые дети, каждый современный человек должен знать, как сохранить свое репродуктивное здоровье:

Репродуктивное здоровье — это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни.


Репродуктивная система — это совокупность органов и систем организма, обеспечивающих функцию воспроизводства (деторождения).

Состояние репродуктивного здоровья во многом определяется образом жизни человека, а также ответственным отношением к половой жизни. В свою очередь, все это влияет на стабильность семейных отношений, общее самочувствие человека.

Основы репродуктивного здоровья закладываются в детском и юношеском возрасте. Бытует мнение: все, что связано с зарождением будущей жизни, целиком и полностью зависит только от здоровья будущей матери. На самом деле это не так. Доказано, что из 100 бездетных пар 40—60% не имеют детей по причине мужского бесплодия, что связано с инфекциями, передаваемыми половым путем, влиянием на репродуктивное здоровье мужчины вредных факторов окружающей среды, условий работы и вредных привычек. Перечисленные факты убедительно доказывают важность бережного отношения к репродуктивному здоровью не только будущей женщины, но и мужчины. [10; с.87]

Одним из факторов, влияющих на состояние репродуктивной функции, является предупреждение нежелательной беременности. Нередко женщина стоит перед непростым выбором — родить ребенка или сделать аборт? Особенно сложно решается этот вопрос при наступлении нежелательной беременности у девушки-подростка. Аборт, особенно при первой беременности, может нанести серьезную психологическую травму и даже привести к нарушениям в репродуктивной сфере. В то же время решение родить означает для нее отрыв от сверстников, уход из школы (как правило), ставит под угрозу дальнейшую учебу и приобретение профессии. Каждая такая ситуация должна рассматриваться индивидуально, бережно и с большим пониманием проблемы.

Некоторые родители, учителя, общественные и религиозные лидеры выражают опасение, что приобщение молодежи к планированию семьи, половому образованию и контрацепции поощрит безответственное поведение и увеличит сексуальную активность молодых людей вне брака. Опыт многих стран свидетельствует об обратном. Там, где были разработаны программы в области полового просвещения, сексуальная активность молодежи не увеличилась. Наоборот, программы формируют у молодежи ответственное отношение к сексуальности, в связи с этим происходит повышение возраста начала половой жизни, что помогает юношам и девушкам полностью реализовать жизненный потенциал, сохранить физическое и нравственное здоровье, уберечься от ошибок, иметь здоровье потомство.


Однако и для взрослых людей проблема нежелательной беременности не менее важна. Именно поэтому в деятельности служб планирования семьи большое место отводится профилактике нежелательной беременности и аборта, а также проблемам медико-социального консультирования, чтобы женщина не принимала решения об аборте под влиянием временных эмоциональных переживаний или жизненных неудач.
1.4 Значение здорового образа жизни студентов для подготовки их к родительству
В последние годы активизировалось внимание к здоровому образу жизни студентов, это связано с озабоченностью общества по поводу здоровья специалистов, выпускаемых высшей школой, опасению за репродуктивную функцию студенческой молодежи. Необходимо отчетливо представлять, что не существует здорового образа жизни как некой особенной формы жизнедеятельности вне образа жизни в целом.

Здоровый образ жизни отражает обобщенную типовую структуру форм жизнедеятельности студентов, для которой характерно единство; и целесообразность процессов самоорганизации и самодисциплины, саморегуляции и саморазвития, направленных на укрепление адаптивных возможностей организма, полноценную самореализацию своих сущностных сил, дарований и способностей в общекультурном и профессиональном развитии, жизнедеятельности в целом. Здоровый образ жизни создает для личности такую социокультурную микросреду, в условиях которой возникают реальные предпосылки для высокой творческой самоотдачи, работоспособности, трудовой и общественной, активности, психологического комфорта, наиболее полно раскрывается психофизиологический потенциал личности, актуализируется процесс ее самосовершенствования. В условиях здорового образа жизни ответственность за здоровье формируется у студента как часть общекультурного развития, проявляющаяся в единстве стилевых особенностей поведения, способности построить себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной в духовном, нравственном и физическом отношении жизни. [11; с.129]


Организуя свою жизнедеятельность, личность вносит в нее упорядоченность, используя некоторые устойчивые структурные компоненты. Это может быть определенный режим, когда студент, например, регулярно в одно и то же время питается, ложится спать, занимается физическими упражнениями, использует закаливающие процедуры. Устойчивой может быть и последовательность форм жизнедеятельности: после учебной недели один выходной день посвящается общению с друзьями, другой — домашним делам, третий – занятиям физической культурой.

Эти характеристики здорового образа жизни устойчивы по отношению к постоянно меняющимся, многочисленным воздействиям окружения человека. Они образуют своего рода барьеры, ограждающие его от необходимости все время реагировать на многообразие существующих вокруг суждений, мнений, оценок, требований. Внутри этих границ студент волен регулировать свои действия, опробовать новые образцы поведения. С одной стороны, устойчивые и повторяющиеся компоненты жизнедеятельности обращены к личности, связаны с ее индивидуальными предпочтениями, с другой — они не являются ее изобретением, а складываются и приобретают культурное значение в процессе общения людей, в ходе их повседневной практики.

Здоровый образ жизни характеризуется направленностью, которая объективно выражается в том, какие ценности им производятся, какие общественные потребности им удовлетворяются, что он дает для развития самой личности. Между реальным образом жизни и порождаемой им системой субъективных отношений возникают противоречия, в процессе разрешения которых происходит перестройка, развитие и совершенствование образа жизни, система отношений в нем. Важно не только то, как студент живет, но и то, ради чего он живет, чем гордится и против чего борется. Так здоровый образ жизни приобретает оценочное и нормативное понятие.

Здоровый образ жизни во многом зависит от ценностных ориентаций студента, мировоззрения, социального и нравственного опыта. Общественные нормы, ценности здорового образа жизни принимаются студентами как личностно значимые, но не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием. Так, в процессе накопления личностью социального опыта возможна дисгармония познавательных (научные и житейские знания), психологических (формирование интеллектуальных, эмоциональных, волевых структур), социально-психологических (социальные ориентации, система ценностей), функциональных (навыки, заменил; привычки, нормы поведения, деятельность, отношения) процессов. Подобная дисгармония может стать причиной формирования асоциальных качеств личности. Поэтому в вузе необходимо обеспечить сознательный выбор личностью обществённых ценностей здорового образа жизни и формировать на их основе устойчивую, индивидуальную систему ценностных ориентации, способную обеспечить саморегуляцию личности, мотивацию её поведения и деятельности.


Для студента с высоким уровнем развития личности характерно не только стремление познать себя, но желание и умение изменять себя, микросреду, в которой он находится. Путем активного самоизменения и формируется личностью ее образ жизни. Самосознание, вбирая в себя опыт достижений личности в различных видах деятельности, проверяя физические и психические качества через внешние виды деятельности, общение, формирует полное представление студента в себе. Одновременно с этим в структуру самосознания включаются идеалы, нормы и ценности, общественные по своей сути. Они присваиваются личностью, становятся ее собственными идеалами, ценностями, нормами, частью ядра личности — ее самосознания.


    1. Подготовка студенческой молодежи к семейной жизни и осознанному родительству

Как известно (к сожалению или к счастью), осуществляющаяся в старших классах подготовка к семейной жизни является последним по времени этапом формирования юношей и девушек как мужей и жен, непосредственно предшествующим их соответствующему поведению. Далеко позади осталось серьезно предопределяющее их взрослую жизнь прямое усвоение родительского опыта в общении с взрослыми членами семьи и неизбежных для дошкольного возраста ролевых играх; незаметно прошел период расширения этого опыта во внутри- и внешкольном общении, и вот уже на повестку дня настоятельно встала проблема передачи юности всего необходимого для обретения счастья в их семейной жизни. И естественно, возникает вопрос: а что же должно входить в “список” этого необходимого? По мнению специалистов в этот “список” входит повышение ответственности студенческой молодежи перед брачной и семейной жизнью; увеличение социальной престижности отцовства и материнства; повышение психологической готовности юношей и девушек к браку; предоставление им необходимых знаний по гигиене и уходу за ребенком, психологии дошкольного возраста, детской психологии, психогигиене сексуальной жизни, основным проблемам взаимоотношений между супругами; наконец, освещение вопросов наиболее рационального ведения домашнего хозяйства, эффективной и экономной организации бюджета семьи. Безусловно, что все эти задачи действительно должны быть решены в целях достижения готовности студенческой молодежи к семейной жизни и родительству.


Начнем с осознания социальной сущности семьи, т.е. того, что, будучи по сути своей общественным явлением, она сполна подчиняется законам общественной жизни. Это хорошо выражено в определении К. Маркса, по которому “никто не принуждается к заключению брака, но всякий должен быть принужден подчиняться законам брака, раз он вступил в брак. Тот, кто заключает брак, не творит брака, не изобретает его, он также мало творит и изобретает брак, как пловец - природу и законы воды и тяжести. Брак поэтому не может подчиняться произволу вступивших в брак, а наоборот, произвол вступившего должен подчиняться сущности брака”. Дело в том, что исходным моментом готовности человека к браку и семье является деятельное понимание им общественной значимости своих действий, определенных обязательств друг перед другом, ответственность за семью и детей, добровольное принятие неизбежных в семейной жизни хлопот и ограничение личной свободы. К сожалению, понимание этого не всегда свойственно современным юношам и девушкам, отчего сплошь и рядом переход от неформальных, основанных исключительно на эмоциях взаимоотношений любви и предбрачного ухаживания к формализованным, достаточно регламентированным и, главное, обязательным отношениям супругов как брачно-семейных партнеров оказывается для них сопряженным со значительными, прежде всего, чисто психологическими трудностями - мучительным осознанием новизны и сложности ситуации, болезненной перестройкой своего и чужого поведения, а также неприятным ощущением предопределенности и заданности. [5; с.138]

Как исходное в этой связи, нужно помнить, что семья является исторически-конкретной системой взаимоотношений между супругами, родителями и детьми; малой группой, члены которой связаны между собой брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения и трудовых ресурсах. И понимать, что историческая конкретность семьи заключается в том, что она меняется со временем, приспосабливаясь к изменяющимся общественным отношениям (хотя и является при этом одним из наиболее устойчивых общественных институтов); что о системе взаимоотношений упоминается постольку, поскольку в семье их довольно много; что малой группой семью можно назвать в связи с тем, что она вполне попадает под определение этого исходного для любого общества элемента социума, отличаясь, правда, характером объединения (очень личным). Социальная необходимость в семье действительно есть, ибо, исчезни она, само существование человечества оказалось бы под угрозой. И именно потому ни в одном обществе семья не была “личным делом”, ибо любое общество вправе ожидать от семьи выполнения определенных функций, и, прежде всего двух важнейших, тесно взаимосвязанных: воспитательной и репродуктивной.


Остановимся на функции воспитательной. Сущность ее достаточно ясна, ибо именно через семью наши дети входят в общество. В семье ребенок совершает свои первые шаги в осмыслении окружающего мира. В семье ему вручается эстафета опыта поколений, которую он обязан понести дальше, чтобы передать ее своим детям и тем самым будущему. В семье закладывается фундамент идейного, эстетического, нравственного, философского опыта ребенка, его представления о добре и зле, честном и бесчестном, хорошем и плохом и т. п.; основы умственного, морального и физического облика будущего гражданина современного общества. Почему именно в семье? [3; с.22]

Да потому, что за всю свою историю человечество так и не создало - и, наверное, никогда не создаст - лучшего института воспитания. Специальные исследования психологов и педагогов убедительно доказали: ни одно воспитательное учреждение не может дать детям того, что дает нормальная семейная атмосфера, общение ребенка с отцом и матерью. Дети, выросшие в этих учреждениях (как, впрочем, и те, хотя и меньше, кто в ранние годы лишился отца или матери и воспитывался в неполной семье), обычно отстают в чем-то от своих сверстников, растущих в полноценной семье, и они значительно труднее находят свое место в жизни. А раз так, нужно постоянно помнить, что мы воспитываем не только ребенка, но гражданина и человека.

Теперь обратимся ко второй из важнейших функций семьи - репродуктивной. Главное здесь - воспроизводство в детях численности родителей. Естественно, что только в семье это воспроизводство может осуществляться полноценно. В масштабе общества для простого (даже расширенного) воспроизводства населения (т.е. чтобы нас не стало меньше) необходимо, чтобы на каждые два лица противоположного пола приходилось не меньше двух детей. С учетом же того, что далеко не все женщины и мужчины вступают в брак и обзаводятся семьей, весьма желательно, чтобы большинство семей у нас были трехдетными. Однако, к сожалению, пока лишь некоторые семьи выполняют эту “общественную нагрузку”.


Подготовка к браку должна быть комплексной в своей основе, так как она призвана решить целый ряд очень важных задач. Необходимо повысить ответственность студенческой молодежи перед брачной и семейной жизнью, постоянно обращая внимание на социальную престижность отцовства и материнства, ориентируя женщин на брак, семью, детей. Одновременно с этим необходимо повысить психологическую готовность студенческой молодежи к браку, дать молодежи, вступающей в брак, емкие, концентрированные знания: по гигиене ухода за ребенком, психологии детского возраста, детской педагогике, психогигиене сексуальной жизни, осветить основные проблемы психологических взаимоотношений между супругами и т.д. Следует усилить и антиалкогольную пропаганду среди молодежи, постоянно обращая внимание на опасность, которая может возникнуть и отразиться на потомстве, если супруги употребляют алкогольные напитки, курят. Естественно, следует постоянно обращать внимание молодых супругов на пагубное влияние на психическое здоровье детей семейных конфликтов и ссор, учитывая, что семейные конфликты часто являются источником неврозов и других нервно-психических расстройств самих супругов. В комплексной программе подготовки студенческой молодежи к браку нельзя оставить без внимания и такие вопросы, как наиболее рациональное ведение домашнего хозяйства, эффективное и экономное распределение бюджета семьи. [4; с.67]

С точки зрения целей и задач демографической политики и полноценного воспитания будущих поколений необходимо ориентировать студенческую молодежь на рождение в семье не одного, а двоих-троих детей. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что в наши дни наметились значительные «ножницы» между физиологическим и социальным созреванием молодежи. За последние полвека половое созревание вследствие акселерации наступает в среднем на два года раньше (у девочек около 13 лет, а у мальчиков около 15 лет). Одновременно с этим усложнился процесс социализации, т.е. передачи молодежи всего многообразного культурного, воспитательного, производственного и научно-технического опыта. Социальная зрелость, экономическая самостоятельность молодежи в условиях урбанизации и стремительного научно-технического прогресса наступают значительно позже, порою затягиваются до 20—25 лет. Поэтому ценность брака, семьи, детей в системе общекультурных ценностей человека формируется достаточно поздно.


Подлинный смысл и значение указанных ценностей открываются человеку тогда, когда он приобретает достаточный жизненный, опыт, начинает задумываться над смыслом своего личного бытия. Кроме того, по-видимому, существуют определенные этапы формирования жизненных ценностей у молодежи: на первом плане стоят вопросы выбора жизненного пути, призвания, профессии, обретения гражданской самостоятельности и т.д.

Подготовка к браку и родительству означает формирование определенного нравственного комплекса чувств, свойств характера, готовность личности принять на себя новые обязанности по отношению к своему брачному партнеру и будущим детям. Понимание долга, своих обязанностей, как и прав других людей по отношению к ним самим, является очень важным для устойчивости брака. Нравственный долг в семейных отношениях означает и ответственность за поведение другого супруга, за воспитание детей, уважение достоинств брачного партнера, признание принципа равенства в человеческих отношениях. Вступление в брак требует существенного изменения образа жизни молодых людей, который вытекает из необходимости координировать, согласовывать ритм своей жизни с ритмом жизни другого человека. Совместная жизнь требует постоянного согласования действий партнеров, от чего зависит крепость брачных уз. Подготовленность к браку есть подготовленность к межчеловеческому общению и сотрудничеству, что в свою очередь предполагает высокую нравственную культуру. Умение приспособиться к привычкам, чертам характера другого человека, понимание его душевных движений и состояний — важнейший показатель подготовленности человека к браку и родительству.

Итак, нравственно-психологическая подготовленность к браку и родительству означает восприятие человеком целого комплекса требований, обязанностей, социальных стандартов поведения, которыми регулируется семейная жизнь. Разумеется, нравственно-психологическая подготовленность юношей и девушек к браку и родительству должна являться частью общего воспитания человека. Когда мы говорим о подготовке молодежи к браку, то, прежде всего, следует определить, какие бытовые навыки и умения, какие знания необходимы человеку для того, чтобы он мог успешно организовать свою жизнь. [4; с.93]


Решение возникающих в молодежной сфере социальных проблем не может быть реализовано без организации социальной работы. Социальная работа среди молодежи рассматривается как обеспечение наиболее благоприятных социально-экономических условий развития каждого молодого человека, способствующая социальному становлению личности, обретение ею всех видов, свобод и полноценного участия индивидов в жизни общества.

При организации деятельности социальных служб для молодежи осуществляется целый комплекс мер. Решается задача по созданию и развитию комплекса специализированных служб и учреждений по оказанию подросткам и молодежи разнообразных медико-социальных, психолого-педагогических, реабилитационных и социально-правовых услуг.

Репродуктивное здоровье является важнейшей частью общего здоровья и занимает центральное место в развитии человека. Оно касается каждого. Оно касается личных и в высшей степени ценных аспектов жизни. Являясь не только отражением здоровья в детском и подростковом возрасте, оно также создает основу для обеспечения здоровья по прошествии репродуктивных лет жизни, как женщин, так и мужчин, и определяет последствия, передаваемые от поколения к поколению.

По определению Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) «репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или недугов во всех аспектах, касающихся репродуктивной системы, ее функцией и процессов.

Сегодня в Беларуси сложилась тяжелая ситуация с репродуктивным здоровьем молодежи. По мнению специалистов, основными причинами такого положения являются: полная безграмотность наших детей в вопросах межличностных отношений, охраны репродуктивного здоровья, ответственного родительства, а также несостоятельность взрослых оказать помощь и ответить на вопросы, которые встают перед каждым подростком. К сожалению, приходится признать, что рост сексуальной активности молодежи — это реальность. Как следствие этого катастрофически увеличивается число болезней, передаваемых половым путем; отмечается значительное число подростковых беременностей, исходом которых являются аборты или юное материнство, зачастую приводящее к отказу от детей и социальному сиротству. Неподготовленность молодежи к семейной жизни, несформированность семейных ценностей впоследствии приводят к большому числу разводов. [2; с.48]


Практически по всем видам заболеваемости с 1991 года наблюдается рост показателей. Ежегодно становятся инвалидами более 10 тыс. человек. Основные заболевания, послужившие причинами первичного выхода на инвалидность, это болезни системы кровообращения, онкологические заболевания и травмы, отравления. Заболеваемость алкогольными психозами среди несовершеннолетних в 2003году составила 4,6 на 100 тыс. Прирост за год показателей болезненности алкогольными психозами--15,0%, заболеваемости 23,0%. Число больных хроническим алкоголизмом в 2001году составило 14482 человека, в2002-14872, в2003-15148человек взрослого населения, среди несовершеннолетних: 10, 7, 11 человек соответственно. Число больных наркоманией, состоящих на диспансерном учете в 2003 году среди взрослого населения составляло 84,0 на 100 тыс., несовершеннолетних - 5,7. Основные потребители наркотических веществ в основном лица до 30 лет (до 90% и более).

До 1996 года Беларусь относилась к странам с низким уровнем заболеваемости ВИЧ–инфекцией, ежегодно выявлялось от 5 до 20 новых случаев в год. К началу 1996 года было зарегистрировано 113 случаев ВИЧ–инфекции. В 1996 году произошла вспышка заражения ВИЧ среди шприцевых наркоманов в Светлогорском районе Гомельской области. Всего в 1996 году было зарегистрировано 1021 случай ВИЧ–инфицирования. В 2004 г.в Беларуси зарегистрировано 778 случаев заболеваний ВИЧ–инфекцией.

За все годы регистрации ВИЧ в Беларуси умерло более 500 ВИЧ–инфицированных, из которых умерли от СПИДа – около 130 человек

В возрастной структуре ВИЧ–инфицированных преобладают молодые люди (до 30–ти лет) – 80,8%, из которых молодежь до 20–ти лет составляет 16,6%. За период 1997–2004 годы родилось от ВИЧ–инфицированных матерей более 200 детей, из которых у 20 поставлен диагноз ВИЧ–инфекции.

Ситуация с распространенностью инфекций передающихся половым путем (ИППП) в Беларуси остается чрезвычайной и уровень заболеваемости ИППП в десятки раз превышает таковой в развитых странах. Более половины случаев ИППП приходится на молодой возраст 15-24 года, когда знания молодых людей об этих инфекциях очень низкие. Неблагоприятная ситуация обусловлена многими причинами, и в первую очередь социальными. К наиболее важным из них относятся: высокая миграция, снижение уровня жизни населения, распространение проституции и порнографии; изменение моральных устоев общества; распространение добрачных сексуальных отношений, особенно в молодежной среде; отсутствие системы полового воспитания; неготовность системы здравоохранения к удовлетворению запросов населения в области охраны сексуального здоровья.


На международной конференции по народонаселению и развитию (МКНР, Каир, 1994г.) 180 государств, в том числе Беларусь, признали, что всеобщий доступ к информации и услугам в области охраны репродуктивного здоровья должен быть целью, которую необходимо достичь к 2015 году. Республика Беларусь, следуя нормам международного гуманитарного права, одним из направлений государственной политики определила охрану материнства и детства. 11 декабря 2001 года Палатой представителей принят закон «О Демографической безопасности Республики Беларусь». Настоящий Закон устанавливает правовые и организационные основы обеспечения демографической безопасности и защиту репродуктивных прав населения.

Охрана здоровья женщин и оказание им различных видов медицинской помощи обеспечивается в соответствии с законом Республики Беларусь “О здравоохранении”, принятом в 1993г. Согласно существующему законодательству, медицинское наблюдение за состоянием здоровья женщины в период беременности, медико-генетическое консультирование и медицинская помощь при родах матери и новорожденному ребенку осуществляются только в государственных учреждениях здравоохранения.

Существующая сеть лечебно-профилактических учреждений обеспечивает достаточную доступность медицинской помощи. В республике имеется 130 медицинских центров, предоставляющих родовспомогательные услуги (РНПЦ «Мать и дитя», родильные дома, родильные и гинекологические отделения городских и районных больниц). Кроме того, действует более 160 женских консультаций. Более 2400 акушеров-гинекологов (4,43 на 10 тыс. женского населения) и около 7000 акушерок предоставляют женщинам медицинские услуги по профилактике и лечению. Головным учреждением республики в области акушерства, гинекологии, педиатрии и медицинской генетики является Республиканский научно-практический центр «Мать и дитя». [2; с.48]

В настоящее время разработана концепция развития здравоохранения Республики Беларусь, в которой предусматривается формирование рынка медицинских услуг при сохранении системы социальной защиты малоимущих. Разработана программа и началось переоснащение родовспомогательных учреждений РБ.


Существенный вклад в улучшение охраны здоровья женщин внесли принятые в 1991г. Верховным Советом Республики Беларусь и финансируемые из внебюджетных фондов “Национальная программа профилактики генетических последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС” и программа “Охрана материнства и детства в условиях воздействия последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС”.

В целях оказания государственной поддержки социально незащищенных слоев населения введены в действие президентские программы.

В республике открыты и функционируют кабинеты доброжелательного отношения к подросткам (в г. Минске, Могилеве, Солигорске). Запланировано открытие Центров здоровья молодежи в других городах.

При возникновении проблем, связанных с бесплодием или аномальным течением беременности, необходимые рекомендации и лечебная помощь женщине и супружеским парам оказываются в РНПЦ «Мать и дитя» и областных консультациях по вопросам семьи и брака. Активно проводится работа по внедрению современных вспомогательных репродуктивных технологий.

Однако, несмотря на то, что государством затрачиваются значительные средства на создание благоприятных условий для воспитания здорового подрастающего поколения, здоровье и физическое состояние молодежи существенно не улучшается.

Существенную роль в решении проблемы по охране репродуктивного здоровья молодежи играют общественные организации.

Их основные задачи:

Формирование у молодежи ответственного отношения к своему здоровью, в том числе репродуктивному;

Повышение информированности подростков по вопросам пола и тех изменений, которые происходят с ними в подростковый период;

Обучение навыкам общения, взаимопонимания и принятия осознанных решений;

Формирование у подростков позитивного отношения к здоровому образу жизни, планированию семьи и ответственному родительству;

Формирование ответственного сексуального поведения, отрицательного отношения к раннему началу половой жизни.


Помощь в осознании своих обязанностей и ответственности по отношению к себе и окружающим.

Вот какая конкретная работа проводится общественными организациями в Республике Беларусь по подготовке молодежи к осознанному родительству:

- Разработка инновационных технологий и методик по социальной работе с молодежью.

- Распространение информации. На данный момент уже сформировалась достаточно обширная библиотека по теме репродуктивного здоровья. Сюда входят учебные книги, сценарии просветительских работ, программы и методики обучения, информационные листовки и брошюры, видеоматериалы.

- С использованием уже имеющейся информации подготавливаются и проводятся семинары, акции и встречи. Распространяются информационные материалы, сопровождаемые достоверной последней информацией.

- Рекрутирование и отбор волонтеров, предназначенных для обучения сверстников и проведения информационно – просветительской деятельности, обучение волонтеров. В ходе семинаров основное внимание сосредотачивается на приобретении волонтерами – лидерами практических умений по передаче своим сверстникам информации, связанной с охраной репродуктивного здоровья подростков и молодежи.

- Работа со средствами массовой информации. В контексте данного проекта средствам массовой информации отводится значительная роль в деле информирования подростков и молодежи в области репродуктивного здоровья и формирования ответственного отцовства и материнства. Средства массовой информации могут и должны сыграть роль не только « возмутителя спокойствия», но и придать общественной дискуссии рациональный и квалифицированный характер.

- Работа со школьными психологами, социальными педагогами, родителями.

- Изучение уровня информированности школьных психологов и социальных педагогов по вопросам репродуктивного здоровья подростков и молодежи, спектра проблем, с которыми они сталкиваются в этой сфере, а также их готовности к корректировке поведения подростков и их родителей в обусловленных ситуациях.


- Разработка методических материалов в помощь школьным психологам и социальным работникам республики в проведении просветительской работы среди подростков и их родителей по вопросам репродуктивного здоровья.

- Социологические исследования.

Рассмотрим пример работы по формированию осознанного родительства у студенческой молодежи. [1; с.79]

Особенности проекта «Школа осознанного родительства» в Центре перспективного детства БГУ

Данный Центр был создан совсем недавно, 3 декабря 2007 г. На данный момент совместно с детским фондом ООН "Юнисеф" реализует проект, который называется "Формирование осознанного родительства", направленный на студенческую молодежь. Естественно, эта программа требует значительных материальных вложений

Проект стартовал в начале 2008 года. Он начался не спонтанно. В Центре перспективного детства БГУ разработали анкету, у них есть свой центр социологических исследований, провели опрос студентов второго и четвертого курсов. Почему второго и четвертого? Первый курс - это момент адаптации студентов. Интересовал вопрос, как студенты относятся к подготовке будущих родителей, что бы они хотели узнать, а в конце был вопрос - хотите ли вы принять участие в такой работе. Студенты оставляли свои контактные данные. Таким образом, набралась группа, причем  50% желающих были юноши.

Сами студенты – участники проекта. Они проводят семинары на тему родительства, общаются в группе со сверстниками, где в различной форме готовятся к будущему осознанию важности этого события, изучают, как общаться с детьми, психологию детей.

Проект будет длиться три года, и на второй год запланирована встреча с состоявшимися родителями. В БГУ есть "Клуб многодетных семей", преподаватели, доктора наук имеют по пять, по семь детей. Центр начал с этим клубом сотрудничать, предполагается, что у них будут общие встречи. Этим они хотят показать, что дети не мешают карьере, а может даже, и наоборот. По окончании проекта будет разработана программа, которую предложат остальным вузам и средним специальным заведениям.


Как сказала директор Центра перспективного детства БГУ Елена Устиненко «В процессе реализации проекта будет накоплен уникальный опыт и в центре внимания стоит ребенок, и мы готовим наших молодых людей к встрече с этим будущим. Потому что воспитание ребенка начинается не с момента его рождения, а с того момента, когда люди впервые задумались о том, что надо создать семью.

Помимо этой программы, мы занимаемся программой подготовки специалистов. В вузах и средних учебных заведениях с молодыми людьми должны работать люди сами подготовленные, поэтому мы сейчас набираем школу будущих тренеров, которые потом понесут эти знания в массы».

Изначальна "Школа ответственного родительства"
создавалась на базе БГУ и для студентов БГУ. В этом году они расширились и с ними сотрудничает Университет физической культуры, Минский педуниверситет и университет в Мозыре. В каждом вузе они подбирали специалиста, который отвечает за группу. Здесь работают психологи, педагоги, сотрудники загсов. Так же в проекте задействован Центр помощи детям с особенностями, а по линии соцзащиты: Центр оказания помощи семьи и детям. Центр перспективного детства БГУ пытается стать ядром, которое объединит структуры, которые так или иначе помогают молодым людям и молодым семьям. Они планируют издать аннотированный республиканский справочник, который можно будет посмотреть и знать куда придти.

Задачи, которые ставятся перед «Школой осознанного родительства» следующие:

- подготовка молодых людей к осознанному выполнению своей главной роли и функции в обществе - роли родителей;

- естественные отношения между супругами;

- единый взгляд на воспитание детей.

Все задачи на сегодняшний день довольно актуальны. Ведь что такое осознанное родительство? Это забота о физическом развитии, о психическом здоровье, материальное благополучие ребенка.

В «Школе осознанного родительства» первая группа была 20 человек. А сейчас в пединституте - две группы, в Мозыре  - тоже две группы. Это пока холостые молодые люди.


Подготовка к родительству идет через специально организованные занятия и семинары. Была разработана программа проведения таких занятий и их тематика. Туда включены будущие знакомства, встреча будущего супруга, потому что Школа придерживается лозунга: "Через ответственное супружество - к осознанному родительству". Это вопросы рождения ребенка, вопросы воспитания ребенка от рождения и до семи лет, поскольку это тот самый возраст в котором и закладываются основные поведенческие аспекты, аспекты личностные. Разрабатываются пособия, полностью комплект которых выпускники «Школы осознанного родительства» получат через три года. Там описывается то, как ребенка развивать, какие игрушки ему давать. Это будет объемный пакет пособий для будущих родителей, написанных доступным языком. Соответственно, и на занятиях рассматриваются эти вопросы.

Очень хотелось бы, что бы такие программы работали во всех ВУЗах нашей Республики Беларусь.

Выводы по 1 главе:

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что осознанное родительство включает в себя:


  • Активную жизненную позицию, постоянное саморазвитие, ответственность за свою жизнь, ЗОЖ;

  • Бережное отношение к семье и своей роли в ней;

  • Осознанное зачатие и подготовку к нему;

  • Здоровую и счастливую беременность;

  • Подготовку к родам, отношение к ним как к чуду, и при этом как к абсолютно естественному процессу. Получение необходимых знаний, установок, эмоций;

  • Роды в спокойной и защищённой обстановке, вероятнее всего, не в роддоме;

  • Минимальное количество (а лучше полное отсутствие) медицинских вмешательств;

  • Наличие духовной акушерки;
  • Внимание к таким «мелочам» как, например, перерезание пуповины, прикладывание к груди сразу после рождения и т.п.;


  • Осознанный подход к физическому уходу и развитию ребёнка – от прививок, кормления, «высаживания» на горшок до закаливания, плавания с рождения, физических игр и частого пребывания на свежем воздух;

  • Активное влияние на пространство, в котором живёт ребёнок – экология, круг общения, информационная среда и т.д. и т.п.;

  • Осознанный подход к обучению и воспитанию : собственный пример, выбор видов обучения (точно ли нужно отдавать ребёнка в школу, какие предметы и как изучать и т.д.);

  • Общение внутри семьи, традиции, доверие, искренний интерес родителей и детей друг к другу;

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОСОЗНАННОГО ПОДХОДА К РОДИТЕЛЬСТВУ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
2.1 Организация и методы исследования
Исследование проблемы осознанного подхода к родительству изучалось в период с 10 по 15 мая 2011 года у студентов 1 курса юридического факультета Белорусского института правоведения. В опросе приняли участие 15 человек.

Цель исследования: Изучить проблему осознанного подхода к родительству у студенческой молодежи.

Задачи исследования:

- осуществить анализ проблемы подготовки молодежи к выполнению родительских обязанностей при помощи литературных источников;

- охарактеризовать роль семьи как фактора первичной социализации в подготовке к будущему родительству;

- экспериментально изучить готовность молодежи к выполнению обязанностей родителей на примере студентов ВУЗа;

- проанализировать полученные в ходе эксперимента результаты изучения мнения студентов.

Предмет: представления студентов об осознанном родительстве.

Объект: отношение студентов к родительской роли

Методы исследования:

-теоретический анализ литературы;

- беседа;

- анкетирование;

- анализ анкетного опроса.

Респондентам были предложены следующие вопросы:


  1. Считаете ли Вы, что современному человеку необходима подготовка к родительству?

  2. С какого возраста нужно начинать подготовку человека к родительству?

  3. Кто, по Вашему мнению, должен готовить человека к родительству?

4. Хотели бы Вы пройти обучение по программе «Ответственное родительство»?

В конце опроса в личной беседе с четырьмя студентами были получены их ответы на вопрос «Что такое сознательное родительство?»
2.2 Результаты и анализ опроса студентов по проблеме готовности к осознанному родительству
Обработав результаты анкетирования, мы получили следующие результаты.

Результаты ответов по первому вопросу «Считаете ли Вы, что современному человеку необходима подготовка к родительству?» представлены в таблице 1.

Таблица 1

Ответы респондентов на вопрос «Считаете ли Вы, что современному человеку необходима подготовка к родительству?»

Варианты ответов

Количество ответов

Чел.

%

Подготовка необходима

15

100

Подготовка не нужна

-

-

Как видно из таблицы, весь состав респондентов отмечает необходимость подготовки к ответственному родительству. Студенты отмечают, что подготовка к родительству является необходимой для населения (100%). Мы можем объяснить это тем, что в ВУЗе юноши и девушки уже задумываются о создании семьи и воспитании детей.


Результаты опроса по второму вопросу «С какого возраста нужно начинать подготовку человека к родительству?» представлены в таблице 2.

Таблица 2

Ответы респондентов на вопрос

«С какого возраста нужно начинать подготовку человека к родительству?»

Варианты ответов

Количество ответов

Чел.

%

С рождения

-

-

В начальной школе

2

13

В 5-7 классах

1

7

В 8-9 классах

10

67

В 10-11 классах

2

13

Другое

-

-

Как видно из таблицы 2, респонденты видят наиболее оптимальное время начала подготовки к ответственному родительству с 8-9 класса (67%), чуть меньший процент респондентов отмечает, что подготовку необходимо начинать с начальной школы и продолжать на всех возрастных этапах. В беседе испытуемые указывали, что на разных возрастных этапах и в разных образовательных учреждениях содержание этой подготовки должно отличаться и соотноситься с возрастом и особенностями человека. Никто из респондентов не отмечают целесообразность начала подготовки человека к родительству в профессиональных образовательных учреждениях.


Ответы респондентов на третий вопрос – «Кто, по Вашему мнению, должен готовить человека к родительству?» представлены в таблице 3.

Таблица 3

Ответы респондентов на вопрос

«Кто, по Вашему мнению, должен готовить человека к родительству?»

Варианты ответов

Количество ответов

Чел.

%

Семья

11

74

Образовательное учреждение

2

13

Другое

2

13

В результате опроса было установлено, что испытуемые отмечают значение семьи в подготовке человека к ответственному родительству (74%). Также значительная часть респондентов указывает, что школа, ССУЗы и ВУЗы а именно педагоги, могут оказать профессиональную помощь школьнику, либо студенту в подготовке его к родительству (13%). Такое же число студентов (13%) так же отмечают, что подготовкой к ответственному родительству должны заниматься специалисты-психологи, работники социальных и психологических центров.

Результаты опроса респондентов по вопросу «Хотели бы Вы пройти обучение по программе «Ответственное родительство»?» представлены в таблице 4.

Таблица 4

Ответы респондентов на вопрос «Хотели бы Вы пройти обучение по программе«Ответственное родительство»?»

Варианты ответов


Количество ответов

Чел.

%

Хотят пройти обучение

14

93

Не хотят пройти обучение

1

7

Как видно из таблицы 4, почти все студенты заинтересованы в обучении по программе (93%), что можем объяснить педагогической направленностью их обучения и возрастными особенностями. Не желает пройти обучение 1 респондент (7%). Незаинтересованность подготовкой он обозначил, что ему не нужно проходить обучение, т.к. он «сам все прекрасно знает».

Так же испытуемым был задан вопрос: «Что такое сознательное родительство»?

Вот некоторые высказывания нынешних студентов.

Анна П.: «Для меня сейчас этот вопрос не актуален, но все-таки я попробую высказать свои мысли на эту тему.

Прежде всего мужчина и женщина должны вдвоем осознавать и хотеть ребенка именно друг от друга и тщательно к этому готовиться. Как? Я думаю, нет, я уверена, без брака и доверительных отношений это невозможно. Родить ребенка — это труд для обоих, и относиться к нему как к развлечению нельзя ни в коем случае!»

Елена Щ.: «Сознательное родительство — это понимание и трезвое отношение к ребенку, готовность всегда быть с ним и нести ответственность.

Сознательные родители должны суметь обеспечить нормальную жизнь ребенку».

Андрей А.: «Сознательное родительство — это когда два человека, любя друг друга, хотят иметь ребенка, планируют его появление и воспитание. Прилагают все усилия для того, чтобы беременность проходила нормально, без влияния вредных факторов. Уже с момента зачатия начинают искренне любить его. Таким образом, к родительству нужно подходить с полной уверенностью, что они хотят быть родителями!»


Ян Ш.: «Родительство должно быть осознанным. Молодые люди должны понимать, что родительство — это большая ответственность и возлагает огромные обязанности. Ребенок должен быть желанным, поэтому будущим родителям стоит об этом заранее задуматься».

Выводы по 2 главе:
Таким образом, проведенный опрос мнения студентов по проблеме подготовки студенческой молодежи к ответственному родительству, позволяет сделать следующие выводы:


  1. Респонденты отмечают важность и необходимость подготовки к родительству. Студенты отмечают, что подготовка к родительству является необходимой для населения (100,0%).

  2. Наиболее оптимальное время начала подготовки к ответственному родительству, как отмечают испытуемые, - 8-9 классы школы. В возрасте 14-16 лет дети ориентированы на общение с противоположным полом, задумываются о ценностях семьи и более четко формулируют для себя образ своей будущей семьи. В средних и высших профессиональных учреждениях нужно продолжать проводить подобного рода работу.

  3. Респонденты (74%) уверены в том, что подготовкой к родительству должна заниматься семья, родители. Помощь семье в этой работе могут оказать специалисты, сопровождающие семьи: психологи, педагоги, социальные работники.

  4. Испытуемые отмечают необходимость разработки программы подготовки подрастающего поколения к семейной жизни «Ответственное родительство». Из личных бесед: студенты указывают на то, что в процессе профессиональной подготовки в ВУЗе необходимо введение учебных дисциплин по психологии семьи и семейному воспитанию.

  5. Наиболее целесообразным является построение единой программы подготовки к ответственному родительству, которая будет охватывать все возрастные этапы от дошкольного периода до юношеского возраста и учитывать специфику обучения и воспитания ребенка в разных образовательных учреждениях.

Программа подготовки к родительству должна реализовываться в образовательных учреждениях, при определенной поддержке психологических центров и центров помощи семье и детям. Семья, субъекты семейной системы должны подключаться к процессу подготовки детей к родительству всех на его этапах.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Родительство с позиции научных исследований рассматривается как сложная психологическая система.

Родительство — это социально-психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализуемую во всех проявлениях поведенческой составляющей родительства.

Таким образом, можно предположить, что в развитой форме сознательное (или осознанное) родительство включает в себя:


  • семейные ценности;

  • родительские установки и ожидания;

  • родительское отношение;

  • родительские чувства;

  • родительские позиции;

  • родительскую ответственность;

  • стиль семейного воспитания.

По-настоящему сознательные родители хотят видеть своего ребенка здоровым, умным, счастливым. Все это, как известно, закладывается в самом начале жизненного пути: с момента оплодотворения яйцеклетки, а фактически значительно раньше, ведь в основном родители передают детям то, что имеют сами. Поэтому рождение ребенка и его воспитание требуют осознания родительской ответственности и определенной грамотности, без которой эта ответственность не может быть реальной.

И как часто, когда улеглись первые эмоции от осознания перспективы скорого рождения ребенка, родители обнаруживают, что совершенно не знают, как быть родителями. Даже если они и понимают свою ответственность, элементарной грамотности не хватает.

К сожалению, в нашей культуре фактически отсутствует такая важная часть, как сознательное родительство, а тем более та ее часть, которую можно назвать перинатальной культурой (т.е. культурой проведения беременности, родов и воспитания младенца). Этой областью знаний сейчас преимущественно занимается медицина. Именно цепочка женская консультация — родильный дом — детская поликлиника становится общепринятым путем, которым на свет появляется новая жизнь. Именно там восполняются пробелы в родительской грамоте.


Однако ни современная медицина, ни новейшие лекарства в конечном итоге не прибавят здоровья и счастья молодой семье и их потомству.

Новое поколение уже задумывается о сознательном родительстве.

Учить родительству нужно начинать уже с детства, а более осознанно к этой проблеме человек приходит к 18-25 годам, именно в студенческие годы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Андреева, Т.В. Семейная психология: учеб. пособие / Т.В. Андреева. — СПб.: Речь, 2004. — 244с.

2. Богданова, Е.А. Охрана здоровья девочек и девушек–основа репродуктивного здоровья женщин/Е.А. Богданова, М.И.Кузнецова,О.Г. Фролова// Акушерство и гинекология.– 1992.- № 5.– С. 48.

3. Гречнева, Е.В. Реализация государственной молодежной политики в РБ/Е.В. Греснева//Белорусская думка.-2004.-11.-с.22

4. Григорьев, С.И. Социальная работа с молодежью: Учебник для студентов вузов/С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.А. Гусова.-М.:"Гардемарин",2006.-204 с.

5. Дорошкевич, М.П. Основы валеологии: Учебное пособие/ М.П. Дорошкевич,Д.М. Муравьева.-Мн.:"Вышейшая школа",2003.-240с.

6. Ковалев, С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни / С.В. Ковалев. - М.: Просвещение, 1991 – 128с.

7. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на Республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004 г.)—Мн.: Амалфея,2005.—48с.

8. Купчинов, Р.И. Формирование здорового образа жизни молодежи: Пособие для кураторов и преподавателей высших учебных заведений/Р.И. Купчинов.-Мн.:УП" ИВЦ Минифина",2004.-211с. Курбатова, В.И. Социальная работа/ В.И. Курбатова.- Ростов н/Д.:"«Феникс»,1999.-576с.

9. О демографической безопасности: Закон Республики Беларусь от 11декабря 2001г. №201//Ведомости Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.2001—20 дек.

10. Подольский, В.В. Репродуктивное здоровье — важнейшая проблема современности/В.В.Подольский// Здоровье женщины.-2003.-№1.-С.103.


11. Сысенко, В.А. Новобрачные в зеркале собственных взглядов, суждений, оценок / В.А. Сысенко. - М.: Мысль, 1985 – 164с.

12. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3 т./ В. А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 1980 – 3 т – 640с.

13. Черкасова, В. Ю. Противоречия становления и реализации супружеских ориентаций в современный период: автореф. дис. канд. социол. наук: 22.00.06 / В. Ю. Черкасова; Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького. — М., 2004. - 18с.

14. Шнейдер, Л.Б. Основы семейной психологии: Учеб. пособие для вузов: 2-е изд./ Л.Б. Шнейдер. - М.: Деловая книга, 2006. - 768с.

15. Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности/ Н.И. Шевандрин. - М.: Владос,1999 – 512с.