sotrud.ru 1

Процесс запоминания подразделяется на два вида: произвольное и непроизвольное.

Произвольное запоминание в свою очередь подразделяется на механическое (зубрежка) и логическое (осмысление).

Важно понять, что вызубренный материал останется в вашей памяти на относительно короткое время, в то время, как понятый и глубоко осмысленный не покинет Вас на долгие годы. К тому же при участии логики в процессе запоминания, качество и количество усвоенного увеличивается в разы. И на работу с логической частью сознания уйдет гораздо меньше времени, ведь достаточно лишь запомнить начало, все остальное выстроиться по цепочке.

«Все это, конечно, хорошо, – скажете Вы, но что делать, если информация ни в какую не хочет пониматься?» Существует универсальный способ. Перескажите весь неясный вам материал брату/ceстре/собаке/случайному прохожему, впрочем, кому угодно. В таких ситуациях Ваш мозг невольно начинает искать более простые формулировки сложных понятий, вы станете излагать свои мысли легко и непринужденно. И все, что было сложно и запутанно станет проще пареной репы.

Следующий секрет - записи. Пишите, пишите и еще раз пишите. Все, что Вы законспектируете на бумаге, запомнится в разы быстрее.

Наиболее оптимальное время для изучения чего-либо нового – с 8 до 10 утра и 8 до 11 вечера. В это время мозг большинства людей наиболее активен.

Крайне важно собрать всю волю в кулак, сосредоточиться, и не позволять ничему вывести Вас из этого состояния. Проще найти помещение, где никто не будет Вас искать, чем каждый раз начинать учить заново, после того, как Вас в очередной раз отвлекут. Не пытайтесь впихнуть в свой мозг сразу огромное количество информации, все равно ничего не выйдет. Куда лучше разбить материал на части и учить их одну за одной, с небольшими перерывами.

Также определяйте для себя сроки хранения изученного. Если вы учите все только на экзамен в среду, что уже в четверг вы вряд ли что вспомните. Но если решите, что материал нужный, интересный и вполне может пригодиться позже – вы запомните его надолго.


Не забывайте о повторениях. Первый раз – через сорок минут, второй – через день, и так далее по убывающей.



Независимо от состояния вашей памяти, говорите всем, что она замечательная, чуть ли не феноменальная. Тем самым Вы дадите своему подсознанию стимул, и оно будет знать, к чему стремиться.

Удачной учебы!

P.S. А вообще, самый верный способ запомнить, например, лекцию — это купить себе диктофон :-)


=======================

Способы усиления и ослабления памяти 
Автор Рафаил Нудельман

Говорят, что память с годами «слабеет». Многим известно то мучительное состояние, когда хочешь что-то вспомнить, оно уже «крутится» на кончике языка, а не поддается. Или же вышел за дверь, спустился по лестнице и уже не можешь вспомнить: ты только что закрыл дверь на ключ или так и оставил ее открытой. 

Память действительно меняется с годами, но если вы спросите ученого, работающего в этой области, он не согласится с определением «слабеет». Он будет настаивать на том, что память именно «меняется». Ведь что такое память? Образно ее можно представить себе как некий склад с подъездными путями и заведующим при складе. Какова реальная природа «склада», ученые все еще спорят. Большинство говорят, что каждое воспоминание — это определенный путь нервного сигнала. В процессе запоминания чего-то электрический нервный сигнал пробежал по сотне каких-нибудь нейронов, перепрыгивая от одного к другому в определенном порядке, и вот — если в мозгу снова «вспыхнет» (активизируется) та же сеть нейронов, в нашем сознании появится «то» воспоминание. А вспыхнет другая комбинация — появится другое воспоминание. Поскольку нейронов в мозгу 100 миллиардов, и каждый связан с соседями пятью тысячами мостиков-синапсов, то возможных комбинаций — астрономическое число, на всех хватит и еще останется. 

Меньшинство специалистов с этой картиной не согласны и утверждают, что воспоминания хранятся в каких-то молекулах наших нервных клеток. Но в виде 


чего — не очень понятно. В любом случае, каким бы ни было хранилище наших воспоминаний, оно-то и называется памятью. А сами запоминаемые сигналы приходят в мозг из органов чувств и идут со всех сторон по специальным нейронам («подъездным путям») к «завскладом», каковым в мозгу является гиппокамп. Этот гиппокамп все входящее как-то помечает, инвентаризует и складирует. А при нужде сознание обращается (хотя мы этого не чувствуем) к нему, и он в ответ на запрос вызывает со склада нужное воспоминание. 

Или, как мы говорили выше, не вызывает. И, по мнению ученых, дело не в ослаблении самой памяти (со складом ничего не произошло), а в том, что с годами мозгу становится труднее вызывать нужное ему из памяти в сознание. И это подтверждается прямыми измерениями. Ибо с годами, как говорят ученые на основании своих экспериментов, активность мозга в процессе припоминания не ослабевает, а напротив, усиливается. Например, у молодых людей при выполнении каких-нибудь упражнений со словами обычно включается только «языковая область» мозга в его левом полушарии, а у пожилых включаются также некоторые дополнительные области в правом, и суммарная активность в мозгу оказывается больше. И эта странность легко объяснима, если принять, что мозг как бы призывает на помощь добавочные силы, чтобы скомпенсировать возросшую трудность добывания информации из своей памяти. 

Откуда же эта трудность? Дело в том, что с годами некоторые участки мозга сокращаются, и многие нейронные связи из-за этого рвутся, а многие синапсы теряют прежнюю «проводимость». Процесс припоминания требует быстрого последовательного включения всех нейронов, участвовавших в запоминании, причем в том же порядке, как и при запоминании, а тут на некоторых мостиках «рельсы заржавели». И кстати, то же самое происходит с годами при запоминании новой информации, в том числе и самой недавней. Она-то и запоминается: в памяти хранится, что вы только что закрыли дверь, просто добыть это знание оттуда стало много трудней. 


Это подтвердил интересный опыт американской исследовательницы Цай. Она научила мышь бояться определенной клетки (потому что там ее ударял слабый, но чувствительный ток). Потом Цай искусственно вызвала у мыши дегенерацию тех нейронов, которые (как показывал ей прибор) участвовали в процессе выработки этого условного рефлекса. И мышь тотчас забыла только что выученный урок. Но — и тут начинается оптимистическая часть, — когда Цай стала давать мыши экспериментальное вещество BDNF, которое усиливает образование синапсов, мышь через некоторое время «вспомнила», какая клетка опасна. «Если воспоминание восстанавливается, — говорит Цай, — значит, оно не исчезло 

полностью, нужно только помочь ему вернуться». 

Иными словами, за память можно и нужно бороться. Специалисты видят два пути. Один — создание лекарств, подобных тому, какое Цай испытывала на мышах, но подходящих также для людей. Такие работы ведутся сейчас полным ходом. Например, одна американская фармацевтическая фирма уже создала вещество, которое избирательно раздражает в мозгу клетки, воспринимающие никотин, и недавно провела пробное небольшое испытание: 80 человек, страдающих болезнью Альцгеймера, были разделены на две группы. Одной в течение 8 недель вводили новое вещество; оказалось, что их долговременная и кратковременная память, а также скорость совершения умственных операций стали лучше, чем у тех, кто вещество не получал. Теперь на очереди — большое клиническое испытание. Другие фирмы ищут того же результата с помощью веществ, которые усиливали бы сами нервные сигналы или активизировали гены, возможно, участвующие в процессах запоминания. 

Но есть, говорят ученые, и другой путь. В том же опыте Цай часть «забывших» мышей была помещена в «обогащенную обстановку», в клетку с игрушками и прочими условиями, заставляющими повысить внимание, процессы распознавания и тому подобное. И эти мыши тоже «вспомнили» выученный и забытый урок. Поэтому некоторые специалисты считают, что с помощью тренировок, усиленной физической и умственной активности можно серьезно улучшить «вспоминательность» даже и во вполне почтенном возрасте. Например, физические упражнения, как уже показано в экспериментах, увеличивают образование в мозгу упомянутого выше вещества BDNF, которое способствует образованию новых синапсов и усилению существующих. А умственная активность — решение когнитивных задач, выполнение специальных умственных упражнений — усиливает образование белка «калирин-7», который, по мнению некоторых ученых, благотворно воздействует на те же синапсы. Не так давно на заседании американского Геронтологического общества были доложены результаты эксперимента, в котором участвовали 524 здоровых человека в возрасте 65 лет и выше. Каждый из них в течение 8 недель работал на компьютере по специальной программе, направленной на поощрение внимания, различения и вдумчивости, и все они показали улучшение памяти, которое, по выражению одного специалиста, было равносильно «омоложению на 10 лет».