sotrud.ru 1

Московский гуманитарный университет



Реферат


по исторической географии мира

на тему:


«Месоамерика. Ацтеки»


Выполнила: Абросимова Анна, студентка 1 курса

факультета международных отношений,

специальность «Международные отношения»,

группа МО-101


Принял: Борсук Олег Анатольевич,

профессор


Москва


2007

Оглавление




Оглавление 2

1. Природные условия и климат 3

2. Люди 5

2.1 Физический облик 5

2.2 Еда и питье 6

3. Сельская жизнь 8

3.1 Чинампы 9

3.2 Маис и другие растения 10

3.3 Охота, рыболовство, животноводство 12

4. ГОРОДСКАЯ ЖИЗНЬ 12

4.1 Теночтитлан 13

4.2 Рынки 14

5. РЕМЕСЛА 15

5.1 Металлообработка 15

5.2 Добыча соли 16

5.3 Обработка обсидиана 16

5.4 Гранильные работы 17

5.5 Гончарное дело 17

6. Транспорт и коммуникации 18

7. Солнечный календарь 19

Список литературы 21

Список иллюстраций 21



1. Природные условия и климат


Мексика – страна контрастов. В пределах её границ есть бескрайние пустыни, горные вершины, на которых никогда не тает снег и пышные тропические леса, зелёный массив которых узким поясом тянется вдоль прибрежной равнины от юго-востока Соединённых штатов до полуострова Юкатан. Климат в большей степени зависит от высоты над уровнем моря, чем от географической широты и по мере того, как изменяется температура и количество атмосферных осадков, меняются растения, агротехника, время сбора урожая, фауна.



Прежде всего, Мексика – земля гор. По форме страна напоминает рог изобилия, широкий конец которого находится на севере. Большая часть территории располагается над уровнем моря на высоте 1000 метров, а горный хребет в форме буквы «Y» состоит из горных цепей, повторяющих очертания побережий, хотя они и находятся на расстоянии 150 – 300 км от моря. Западная гряда выше восточной, и между ними простирается плато с лугами и мескитовыми деревьями, которое граничит с настоящей пустыней. На этой бесплодной земле невозможно было заниматься земледелием, и она оставалась прибежищем племён, живших охотой и собиранием диких растений. Ацтекский образ жизни, построенный на сельском хозяйстве и ярком урбанизме, не мог процветать на плато, и ацтеки никогда не предпринимали попыток включить эту бесполезную землю в состав своей империи.




Примерно в 500 км севернее города Мехико (который был ацтекской столицей, известной как Теночтитлан) две скалистые горные цепи сливаются воедино, образуя страну, разрезанную горными хребтами на несколько долин. Они отделены друг от друга и вследствие перепада высот обладают специфичной, только им одним присущей средой.

Самая обширная из этих долин, родина ацтеков и – по крайней мере, на некоторое время, предел их политических амбиций – Мексиканская долина. Она лежит на высоте около 2.5 км над уровнем моря. Строго говоря, это вовсе не долина, а внутригорная впадина, не имеющая природного выхода. По форме она напоминает цифру 8, около 120 км с севера на юг, и 60 км в ширину, площадью около 9500 квадратных километров. На юго-востоке возвышаются укрытые снегом вершины вулканов Попокатепетль («Курящаяся Гора») и Истаккиуатль («Белая Женщина»). Вся долина обрамлена горами, которые хотя и не препятствовали передвижению людей, отделяли центральную часть государства ацтеков от остальной части страны.



Горные склоны никогда не были заселены и никогда не обрабатывались, но во времена ацтеков на самых высоких склонах росли леса, в которых встречались сосны, ели, кедры и дубы. Активно культивировались только расположенные ниже склоны с их плодородной почвой. Сегодня леса исчезли. Их вырубка началась задолго до появления испанцев, ибо каждая из сменявших здесь друг друга индейских цивилизаций нуждалась в дереве – для постройки домов, на дрова и топливо для печей, в которых обжигали известь. Испанцы нанесли ещё больший ущерб, чем индейцы. Лес уничтожался быстрее, чем мог восстановиться, а с исчезновением лесного покрова и ввозом из Европы овец и коз наступила неизбежная эрозия.


Для людей здесь природным фактором более важным, чем реки (бурные, неуправляемые потоки во влажные летние месяцы и пересохшие русла зимой), было озеро в центре долины. В результате осушения после конкисты озеро сильно обмелело, но во времена ацтеков оно играло жизненно важную роль в экономике долины. Оно давало рыбу и водоплавающую дичь, свежую воду для питья и орошения полей, а также тростник, используемый для сооружения крыш домов, плетения корзин и циновок. Громоздкие товары с лёгкостью перевозились на каноэ от одного стоявшего на берегу озера города до другого.


Глубина озера составляла всего 3 – 4 м. Можно сказать, что это была система из пяти озёр, каждое из которых имело название. Три северных озера были солёными, потому что приносимые реками минералы не могли вымываться через природные стоки. Но озёра Чалько и Шочимилько, постоянно пополнявшиеся талым снегом и пресноводными ручьями, оставались пресными круглый год.

В Мексиканской долине не было своего золота или хлопка. Но в других отношениях она была прекрасно обеспечена ресурсами первой необходимости. Соль, камни для постройки зданий, дерево и обсидиан для инструментов – всё это добывалось здесь.



Климат был благоприятным, в хороший год достаточное количество дождей, выпадавших с июня по сентябрь, гарантировало обильный урожай кукурузы. Во время конкисты долина обеспечивала от 1 до 3 млн. человек. Здесь насчитывалось более двадцати городов и множества деревень.


В середине XV века ацтеки затеяли расширение государства, присоединяя новые земли, где открыли природную среду весьма отличающуюся от привычной им. К югу на территории современных штатов Морелос и Пуэбло, располагался регион тёплых и влажных долин, орошаемых рекой Бальсас и её притоками. Здесь на высоте от 900 до 1800 м над уровнем моря индейцы выращивали хлопок и субтропические фрукты – особенно успешно, когда с помощью ирригации была обеспечена постоянная подача воды. Дальше на юг лежат холмы Оахака, богатые медью и золотом.


А на жарком побережье залива круглый год царил зной – в отличие от долины, где зимними ночами может ударить мороз, а иногда даже пойти снег. Из этого региона ацтеки получали каучук, бобы какао, шкуры ягуаров и перья тропических птиц.

2. Люди




2.1 Физический облик



Ацтеки были приземистыми, коренастыми людьми. Рост мужчины редко превышал 168 см. Женщины были сложены более изящно. Средний рост их составлял порядка 142 см. Цвет кожи варьировался от тёмно- до светло-коричневого. Типично ацтекское лицо было широким, с крупным и часто крючковатым носом. Глаза были чёрными или карими, с миндалевидным разрезом и часто со складками у внешних уголков – указание на то, что в далёком прошлом предки ацтеков мигрировали в Новый Свет из Азии.

Волосы чёрные и прямые. Мужчины обычно носили чёлку, а сзади отращивали волосы до плеч. Но специфичные причёски были у воинов и жрецов. Женщины отращивали волосы. Обычно они носили их распущенными, а в праздничные дни вплетали в них ленты. Более сложная причёска создавалась плетением двух кос, которые затем оборачивались вокруг головы, а их кончики торчали надо лбом, как маленькие рожки.



Волосяной покров на лице считался отталкивающим, но борода на лице индейца была явлением редким, поэтому бритье не было насущной необходимостью. Волосы на лице выдергивались щипчиками, а матери ацтекских юношей, заботясь о приятной внешности своих сыновей, прикладывали к их лицам смоченные в кипятке куски полотна, чтобы подавить волосяные фолликулы и тем самым сдержать рост бороды или усов. Только старые или знатные люди могли позволить себе игнорировать моду и носили редкие бороды.

Как мужчины, так и женщины обладали большой выносливостью. С самого детства простых людей приучали к тяжёлому физическому труду. Женщины привыкали преодолевать большие расстояния, следуя за мужчинами и неся свою часть имущества, а также новорождённых детей.


Знатные люди гордились своими манерами и всегда старались двигаться изящно, сопровождать свой разговор величественными жестами и принимать выражение лица, соответствующее ситуации.


Из описания, которое нам оставил испанец в XVI веке, анонимный соратник Кортеса: «Люди здесь смуглые, они крепкие, выносливы и хорошо сложены: скорее высокие, чем приземистые. Обладают хорошими манерами и приятными жестами. В большинстве своём очень умудрены, но в то же время весьма скромны. Этот воинственный народ встречает смерть с величайшей решимостью».

2.2 Еда и питье



Крупный рогатый скот завели в Америке европейские завоеватели. Для простой семьи ацтеков мясо было роскошью. Основу рациона составляла растительная пища, которой так богата Мексика.

Приготовление маиса являлось ежедневной заботой домохозяйки. Зёрна погружались на ночь в известь, чтобы облегчить очистку от шелухи, затем их отваривали и чистили, наконец, мололи между рифлёной каменной скалкой и метате (каменной плитой на трех маленьких ножках). Из маисовой муки обычно делали тортильи – тонкие круглые пресные лепёшки, испеченные на плоских глиняных сковородах около 30 см в диаметре. Тортильи быстро черствели, и через несколько часов становились несъедобными, поэтому к каждому приёму пищи пекли свежие лепёшки.



Дневной рацион трёхлетнего ребёнка состоял из половины тортильи, пятилетний уже съедал целую, а к тринадцати годам – две лепёшки в день.


Из маиса также делали что-то вроде каши – атолле, – которую приправляли перцем или подслащивали мёдом или сиропом из живицы агавы. Другим любимым блюдом было тамале – конвертики из толчёного маиса, начинённые пикантными овощами или мясом. Саагун насчитывает более 40 различных форм и начинок тамале и некоторые из приведенных им рецептов весьма экзотичны. Тамале начинались грибами, фруктами, рыбой, кроличьим мясом, бобами, индюшачьими яйцами, зелёным и красным перцем – всё это довольно аппетитно желудок европейца приходит в ужас при мысли о других начинках: пчелином воске, лягушках, улитках, головастиках или аксолотлях (личинках саламандр, которые выглядят как тритоны).


Город Теночтитлан располагался у озера. Со времени своего пребывания в болотах, когда нужда заставляла их есть всё, что попадалось под руку, ацтеки научились употреблять в пищу любую разновидность водяных тварей. Рыба была важным источником протеина. Добывали также креветок и личинки водяных насекомых. Подобная пища была уделом бедняков и запасом на голодные годы, но некоторые из этих продуктов считались деликатесами. Аксалотли с жёлтым перцем были блюдом приличествующим столу правителя.


Личинки насекомых собирали с мясистых листьев агавы, а в определённое время года употребляли в пищу муравьёв буквально распухших от поглощённого ими мёда.


Фермеры выращивали фрукты, помидоры, амарант, шалфей, авокадо, несколько разновидностей бобов. Кроме того, ацтеки собирали грибы, дикорастущие фрукты и овощи.


Озеро изобиловало дичью, а в случае удачи на суше охотник мог принести домой оленя или пекари, хотя чаще всего его добычей становились кролики, зайцы, суслики или голуби. Ацтеки презирали отоми из горных районов, которые употребляли в пищу «нечистых» тварей – ящериц, крыс и змей.


Единственным домашним источником мяса были индюшки и съедобные собаки. Они были без шерсти – порода сейчас вымершая. Однако для крестьян и ремесленников и мясо птицы или собаки было роскошью, которая позволялась по особым случаям.


Обычно семья вставала на рассвете и работала до десяти часов утра – наступало время для первого приёма пищи, которая для бедняков представляла собой лишь тарелку маисовой каши. Мужчина, работавший далеко от дома, обходился приготовленной женой холодной едой. Для тех, кто работал возле дома, основной приём пищи наступал в самое жаркое время дня. Для «неработающих» классов за ним как правило следовала сиеста.


У простолюдинов даже основной приём пищи мог состоять всего лишь из тортильяс или маисовых лепёшек с бобами, да ещё острого соуса из помидоров и красного перца – ацтеки любили острую пищу. Эта полуденная трапеза была последней, за исключением чашки жидкой кашицы из семян амаранты или маиса, которую ели перед сном.


В доме крестьянина или ремесленника приём пищи – всего лишь короткая пауза в дневной рутине. Члены семьи усаживались возле очага (у них не было столов) и быстро ели, используя в качестве ложек свёрнутые тортильи. Если были гости, женщины сначала кормили всех мужчин и только после этого садились есть сами.


Знатные люди, богатые торговцы и наиболее обеспеченные ремесленники питались совершенно по-другому. Их еда намного разнообразнее, и ночь для них – время праздников и вечеринок. Такие люди могли позволить себе ананасы и шоколад, которые закупались в засушливой области Вера-Крус; устриц и крабов, черепах и морскую рыбу, которые привозились с побережья.

Обычный напиток бедняков – вода, но состоятельные люди могли себе позволить пить шоколад, который высоко ценился. Какао-бобы толкли, затем варили в воде с добавлением небольшого количества маисовой муки. Масляную плёнку удаляли, смесь переливали в сосуд и взбивали в крепкую пену, которая постепенно таяла во рту. Обычно шоколад подавали холодным. Часто его приправляли медом, ванилью или различными специями.


Алкогольный напиток октли приготовлялся из забродившего сока агавы. Ацтекские законы были особенно суровы к пьяницам, но некоторые послабления допускались в отношении стариков и женщин – на том основании, что «их кровь стынет», и им позволялось октли. На свадьбах и празднествах проводилась большая раздача, и всем, кто был старше тридцати, разрешалось пить. Узаконенная норма составляла два кубка на человека, однако не возникает сомнений, что это правило часто нарушалось. Разрешалось время от времени выпивать носильщикам и людям, занятым другим тяжёлым физическим трудом, а женщинам давали октли в качестве тонизирующего напитка сразу после родов.


Более опасный вид интоксикации вызывался наркотиками – такими как пейотль (из кактуса, растущего в пустынях на севере Мексики) и горький чёрный гриб теонанакатль, «священный гриб» или «плоть богов», который иногда подавали с медом на празднествах. Пейотль, источник наркотика мескалин, обострял зрительное восприятие и вызывал цветные галлюцинации, а теонанакатль приводил к проявлению в мягкой форме симптомов помешательства с разного рода иллюзиями. Люди, съедавшие гриб, порой видели пугающие их вещи, например змей. Некоторым казалось, что их тела полны червей, которые их заживо поедают. Другие истерически хохотали, третьи прятались от чего-то, а некоторые даже вешались или бросались со скал. Семена вьюнка также вызывали галлюцинации, они применялись и как лечебные средства.


Менее опасным был табак, родина которого, как известно, Новый Свет. Богатые ацтеки курили по окончании трапезы. Табак смешивали с размолотым в порошок углём, цветами или другими ароматическими растениями. Смесь набивалась в трубки, сделанные из тростника или из более дорогих материалов – например, черепахового панциря, украшенного серебром или раскрашенного и позолоченного дерева. Ацтеки зажимали ноздри пальцами и вдыхали дым.

3. Сельская жизнь


Основы ацтекской экономики – агрикультура. На излишек продуктов питания, производимых селом и провинциями, содержались храмы и армия, выплачивалось жалование чиновникам и обеспечивалось комфортное существование знати.



Самой важной сельскохозяйственной культурой был маис, и во времена ацтеков все пригодные земли использовались для культивации. В то время многие сельские районы были населены куда более плотно, чем сегодня, и Мексиканская долина обеспечивала около 1.5 млн. человек, почти три четверти из которых были заняты в сельском хозяйстве.


Ацтеки, как и все мексиканцы, не имели тягловых животных – повозок и плуга. Земля рыхлилась инструментом с длинной ручкой, который мог служить и лопатой, и мотыгой. С помощью этого примитивного орудия мексиканцы не могли справиться с плотным вязким грунтом, поэтому они предпочитали иметь дело с аллювиальными отложениями и полузасушливыми почвами нагорий. В языке науатль имелись слова для обозначения различных категорий почвы – от самой плодородной, обогащенной перегноем до бесплодной земли, непригодной из-за её повышенной минерализации.


Методы земледелия менялись от региона к региону. В тропических лесах побережья Мексиканского залива использовалась паровая система земледелия. Фермер расчищал небольшой участок леса, срубая и сжигая кустарник, после чего обрабатывал землю в течение двух или трёх лет, пока земля не истощалась. Затем он переводил своё поле на другое место, позволяя первоначальному участку зарастать лесом в течение, по крайней мере, десяти лет, прежде чем снова начать там сев.


В горных районах поля можно было засевать в течение многих лет поочерёдно, оставляя землю под паром лишь на короткий период. Основной опасностью в горных районах были перебои с дождями, приводившие к засухе и голоду. Во время правления старшего Монтесумы было четыре засушливых года подряд, начиная с 1454-ого; во время этой засухи люди так страдали от голода, что многие из них добровольно продались в рабство тотонакам, платившим 400 початков маиса за молодую женщину и 500 за работоспособного мужчину. Подобная засуха поразила страну и при Монтесуме II.

Кроме того, согласно хроникам, сельские районы также пострадали от нашествия саранчи и крыс. Иногда поднимался уровень озера, затопляя сады и находившиеся в низинах поля. В долине соседних с ней горных районов широко использовалась ирригация. Каналы и рвы шли от пресноводных источников и озер к полям в долине, и одной из постоянных забот фермера была очистка этих каналов. В саду Монтесумы в Уаштепеке ирригационная система была так хорошо развита, что там выращивались такие тропические растения, как ваниль и какао. За ними ухаживали 40 садовников, которые по приказу правителя вместе со своими семьями были перевезены в Уаштепек из жарких провинций, родины этих растений. В других регионах, особенно в засушливых землях около реки Бальсас на западе Мексики совершенно невозможно было вырастить урожай без искусственного орошения. Местные жители вынуждены были рыть каналы или сеять свой маис на ежегодно затопляемых землях.

3.1 Чинампы



Самыми плодородными участками земли были чинампы, сады, выращенные на месте осушенных болот, окружавших Теночтитлан, Шочимилько и другие приозёрные города. Когда ацтеки основали Теночтитлан в месте, небогатом сельскохозяйственными угодьями, они вынуждены были использовать технику мелиорации, которая была популярна среди живших в долине племён. Ацтеки прорыли в болотах каналы, а между этими каналами насыпали кучи водных растений, создав искусственные островки, окружённые водой, по крайней мере, с трёх сторон. Поверх растений был насыпан слой плодородного ила, вычерпанного со дна озера, откосы чинамп укреплялись кольями. На островках высаживались ивы, корни которых также помогали укреплять новообретённую землю.


Каждая чинампа представляла собой узкую прямоугольную полоску земли. Самые маленькие были всего 1.5 на 15 м, но, как правило, размеры островков составляли до 100 м в длину и 4 – 10 м в ширину. На таких более прочных платформах фермеры строили себе дома из тростника. Уже в 1590 году появились сведения, что некоторые чинампы представляли собой плоты, которые буксировались с одного берега озера на другой. Однако большая их часть всё же была стационарной, как те, что используются и сегодня.

Ацтекская карта Теночтитлана отражает упорядоченные клетки садов, разделённые сетью каналов. Вдоль некоторых каналов проложены пешеходные дорожки. На плане отмечено около четырёхсот домов. Каждое владение состояло из одного дома, окруженного шестью-семью полосками чинамп. Эти сады снабжали город цветами и свежими овощами, а также некоторым количеством маиса. Все растения, за исключением маиса, вначале проводили несколько недель в питомнике, где рассада окружалась неусыпной заботой. Из-за отсутствия крупного рогатого скота в Новом Свете ацтеки не знали навоза. Вместо этого они использовали человеческие экскременты. Семена поливали в сухую погоду и защищали от неожиданных заморозков. Затем в нужное время их пересаживали в землю, обкладывая корни растений перегноем.



Время высева каждого растения было строго определено. Стручковый перец – в сентябре, томаты – в октябре, тыква – в феврале. Так что чинампы работали круглый год. Если почва начинала истощаться, её восстанавливали с помощью свежего ила со дна озера. При должном уходе одна чинампа давала несколько урожаев в год, и её не надо было оставлять под паром.

3.2 Маис и другие растения



Основным продуктом питания всех ацтеков был маис. Это растение, которое даёт хороший урожай, обеспечивает достаточно питательной пищей и может выращиваться на песчаных или каменистых почвах точно так же, как и на плодородной земле. Маис хорошо переносит засуху, но неожиданные заморозки в вегетационный период могут за одну ночь уничтожить весть урожай. Если такая катастрофа разражалась в конце года, когда уже не было времени для нового сева, ацтеков постигала беда.


В маисовых полях росли и два других растения. Это были тыквы, которые обеспечивали тень и сохраняли влажность вокруг корней растущего маиса, и разновидности бобовых, насыщавшие почву азотом и снабжавшие ацтеков протеином, которого они были лишены по причине того, что почти не употребляли мясных и молочных продуктов.


Другими важными зерновыми культурами были чиа и ауатли. Чиа – растение семейства шалфейных, из семян которого готовилась каша. Из них также выжимали масло, подобное льняному, которое использовалось в производстве красок и лаков. Зёрнышки ауатли поджаривали или измельчали, а затем использовали для приготовления каши или тестообразной смеси, из которой хозяйки делали фигурки, съедаемые во время празднеств, посвящённых уборке урожая.


Амарант был важной культурой для фермеров – он созревал в конце сезона дождей и непосредственно перед тем, как можно было убирать маис. Таким образом, хороший урожай амаранта давал некоторую уверенность в том, что удастся собрать столь же хороший урожай маиса.

Одним из наиболее полезных и универсальных растений была агава, которая растёт без полива на сухой и бесплодной почве и даже там, где земля насыщена известью и солью и непригодна для прочих растений. Агава в состоянии выдержать большие перепады влажности и температуры. Ей нипочем морозы и засухи, столь опасные для маиса. Агава культивировалась на плантациях в засушливых северных районах долины. Плантация агавы была долгосрочным вложением, поскольку это многолетнее растение, которому для полного созревания требуется до десяти лет. Листья растений высушивали и использовали как топливо. Колючки применяли для усмирения плоти во время ритуальных кровопусканий, из них же делали и швейные иглы. Волокна агавы шли на одежду, сандалии, верёвки, сети, мешки и разного рода предметы домашнего хозяйства. Стебель цветка надрезался у основания, вытекающий сок собирался и хранился в мехах или бутылях из тыкв. Одно растение могло дать свыше восьми литров сока в день. Часть сока превращалась в сироп, который использовали в медицинских целях, а также как подсластитель пищи. Однако большую часть этого сока оставляли бродить, чтобы получить алкогольный напиток октли. Этот напиток – под названием пульке – всё ещё распространён в Мексике.



Фермеры выращивали перцы, помидоры и разные виды фруктов, некоторые (как авокадо и папайя) можно ныне встретить в европейских ресторанах. Другие, такие же сочные и мясистые, не известны за пределами Центральной Америки. Кактус опунция культивировался из-за его плодов, содержащих больше семян, чем мякоти.


Кроме того, ацтеки выращивали ананасы и сладкий картофель. В жарких районах побережья Мексиканского залива культивировали ваниль, но самым важным из тропических растений было какао, которому требовался жаркий влажный климат и тень.

3.3 Охота, рыболовство, животноводство



Если обычный крестьянин и ел мясо, то, как правило, это было мясо дичи. Самыми крупными животными в долине были дикие свиньи и белохвостые олени. Небольших животных – кроликов, зайцев и койотов – либо заманивали в ловушки, либо ловили сетями. А более крупные животные попадались в ямы-ловушки, прикрытые ветками и травой.


Оленья шкура и кроличий мех были важным побочным результатом охоты. Их можно было продать живущим в городах ремесленникам для изготовления сандалий и накидок. Среди небольших животных, которые шли в пищу – броненосцы, мешотчатые крысы, игуаны и дикие морские свинки. Обитатели жарких провинций охотились на оцелотов, шкуры которых шли на воинские облачения и накидки для ацтекской знати.


Маленьких птичек ловили с помощью клейких растений, развешенных повсюду, куда прилетали кормиться птичьи стаи.


Состоятельные люди, которым не нужно было охотиться ради пропитания, тем не менее, развлекались, гоняясь за перепёлками и павлинами с трубками, стреляющими маленькими шариками.


Некоторые птицы не были перелётными, и на них можно было охотиться в течение всего года, но в период с октября по март в долину на зимовку прилетали огромные стаи уток и гусей.

Озёра обеспечивали крестьян рыбой и водной дичью. Из-за разницы в солёности между северными и южными озёрами можно было поймать как пресноводную, так и морскую рыбу, хотя нередко вырастали более 20 см в длину.



Ацтеки сооружали ловушки и запруды.


Мексиканцы разводили уток и индеек, а также пригодных в пищу собак. Ацтеки занимались пчеловодством, держа безжальных пчёл, производящих мёд и воск.

4. ГОРОДСКАЯ ЖИЗНЬ



Мексика была страной, в которой высшим элементом государственного устройства был автономный город-государство. Город был не просто скоплением зданий или местом жительства, он представлял собой средоточие национальной гордости, воплощения надежд и стремлений народа. Военная мощь, великолепные сооружения, богатство и роскошь, интеллектуальное или художественное превосходство – всё это были средства выражения национальной гордости, и целью каждого города было затмить своих соперников.


Во времена испанского завоевания большие и маленькие города располагались по берегам озера, которое доминировало в Мексиканской долине. Но разрушения, которые несли с собой испанцы и нынешняя урбанизация уничтожили почти всё.

4.1 Теночтитлан



В Теночтитлане 1519 года мало что напоминало о его происхождении – скопище убогих хижин, ютившихся на острове среди болот и тростника. Ко времени испанского завоевания за счёт землеустройства полезная площадь острова значительно увеличилась. Теперь это был квадрат со сторонами около двух миль. Многие из осушенных земель имели обыкновение оседать, и для стабилизации фундаментов всех важных или крупных зданий в землю забивались деревянные сваи. Раскопки, проведённые за храмом в 1900 году, открыли тысячи таких деревянных кольев, а также фрагменты глиняных водопроводных труб, пролегающих на глубине около пяти метров ниже нынешней поверхности земли.

На севере к Теночтитлану примыкал остров Тлателолько, который был независимым городом до войны 1473 года. После покорения Тлателолько болота, что разделяли два города, были осушены, и города стали единой агломерацией, хотя каждый из прежних городов сохранил свой коммерческий и религиозный центр. Ацтекская столица с численностью населения более 350 тысяч человек была самым крупным городом Мексики и гораздо крупнее, чем любой европейский город того времени.





Теночтитлан-Тлателолько был связан с материковой частью тремя намывными дамбами. Ширина каждой позволяла проехать шеренге из десяти всадников.


Акведуки снабжали город чистой водой. Двойной трубопровод, сконструированный так, чтобы одним водоводом можно было пользоваться, пока другой ремонтировался или очищался, вёл к источнику в Чапультепек. Он шёл параллельно западной дамбе, в то время как второй акведук приносил воду вдоль дамбы из Койоакана в южную часть города, откуда она текла по крытому каналу в район главного храма.


Там и сям в дамбах были проделаны ходы, чтобы каноэ могли проплывать из одной части озера в другую. Через эти каналы были перекинуты деревянные мосты, которые можно было бы убрать при приближении врага. Через определённые расстояния на акведуках находились резервуары. Ими заведовали люди, ответственные за наполнение водой каноэ продавцов воды, циркулировавших в каждом квартале города.

На востоке простиралось открытое водное пространство и в ясный день на горизонте были видны пирамиды Тескоко.


Между этими двумя городами устроена насыпь. Эта дамба протяжённостью 10 миль была снабжена шлюзами, позволяющими контролировать уровень воды в озере во время наводнений. Но её основным предназначением было препятствовать солёным водам восточной части озера Тескоко проникать в орошаемые сады Теночтитлана. Защищенная дамбой ацтекская столица стояла в искусственной лагуне, наполняемой свежей водой источников.


Некоторые горожане постоянно жили на плотах или рукотворных островках, где выращивались овощи для города, но каждый район Теночтитлана был доступен с воды.

Планировка города с его каналами и мостами напоминала сетку. Город был разделён на четыре района: Куэпопан («Место, Где Цветут Цветы»), Мойотлан («Место Москитов»), Ацакоалько («Место Цапель») и Теопан («Место Богов») – в квартале Теопан находился храмовый комплекс, главная точка города.


4.2 Рынки



В каждом городе была своя рыночная площадь, а в крупных городах даже несколько. В деревнях рынок работал раз в пять дней, и люди приходили сюда со всех окрестных областей, иногда преодолевая 10-15 миль в один конец. Закон запрещал продавать товары по пути на рынок из страха оскорбить рыночных богов.


Некоторые города славились своим особым ассортиментом товаров: Акольман – съедобными собаками, Аскапотсалько – птицами и рабами, Чолула – изделиями из перьев, Тескоко – своим текстилем и раскрашенными бутылями из тыкв.


Однако самый грандиозный в Мексике рынок был в Тлателолько, рядом с главным храмом.


Рынок находился под непосредственным контролем правителя. Коробейники и владельцы палаток выплачивали пошлину управляющему рынком, а инспекторы, смешиваясь с толпой, проверяли качество продаваемых товаров и следили за тем, чтобы цены не были слишком высокими. У торговцев, уличённых в продаже некачественных товаров, конфисковывали весь ассортимент. Воры или люди, заподозренные в продаже краденого имущества, доставлялись в рыночный суд. Наказание следовало непосредственно за вынесением приговора.


В одной части площади стояли торговцы овощами. Перед ними на циновках лежали груды початков маиса, связки перца, горы фруктов, бобов и помидоров – каждый продукт, а также продукты разного качества, лежали отдельно. В другом месте располагались продавцы вышитых накидок и юбок, сандалий из волокон агавы, шкур диких животных и повседневной одежды.


С другого конца площади доносился аромат доносился аромат приготовляемой пищи – жареное мясо с различными соусами, тортильи, толчёная кукуруза с мясом и красным перцем, маисовые лепёшки, блюда из рыбы и из требухи, жареные тыквенные семечки, посыпанные солью или политые мёдом.

Другие продавцы продавали уток индеек или птиц в клетках. В углу площади продавались все материалы, необходимые ремесленнику и мастеровому: кирпичи, камень, известь, доски и деревянные балки для строителей, хлопок-сырец для ткачих.



Домашние хозяйки могли купить на рынке горшки для варки пищи, тростниковые циновки, мётлы, мешки и корзины, деревянные миски, тыквы, покрытые лаком, обсидиановые зеркала, тени для век, травы для лечения больных детей и даже приворотное зелье. Продавалось всё, что только можно было вообразить: бумага и краски, клей, перья, ювелирные изделия и драгоценные камни, обсидиановые ножи, соль, каучук, смола… Список этот бесконечен.


Кортес заметил, что всё продавалось по количеству или размерам, но никогда по весу. Основной ацтекской мерой объёма для таких товаров, как маис и продовольственные хлеба, были тлакопинтли (60-70 кг). Мерой длины служила рука, вернее расстояние, которое человек мог охватить руками. Была и другая мера – от земли до кончиков пальцев вытянутой над головой руки.


Торговля была всецело основана на бартере, но определённые товары всё же имели установленную цену и использовались почти так же, как мы используем деньги. Для дорогих товаров предметами обмена были накидки, медные лезвия топоров или стержни птичьих перьев, наполненные золотой пылью. Бобы какао выступали в качестве мелкой монеты, и не честные на руку люди порой подделывали их.

5. РЕМЕСЛА



В ацтекской иерархии ремесленники находились где-то между простолюдинами и правящими классами. В городе они жили в своих кварталах, имели собственных богов и празднества и образовывали отдельный слой общества. Чуть ниже в газах общественности стояли каменщики, кожевники, солевары, строители и плотники. Теночтитлан, крупнейший центр, привлекал к себе ремесленников со всех концов страны.

5.1 Металлообработка


Для изготовления мелких утилитарных предметов, таких как иглы, рыболовные крючки, стамески и топоры, иногда использовалась медь. Но привычными материалами для изготовления тяжёлых инструментов и оружия оставались дерево и камень. Железо было неизвестно, а наиболее распространёнными металлами были золото, медь, серебро. Они использовались преимущественно в создании разного рода украшений.



Для обработки металла ацтекские кузнецы использовали печь, температура в которой поддерживалась человеком, дующим через трубку в угли. Чтобы получить сплав тумбага, который был дешевле чистого золота, к золоту добавляли медь. Припой получали смешивая медь и серебро. Сплав меди и олова давал бронзу.


Благородные металлы комбинировались с перьями или инкрустировались жадеитом и бирюзой. В результате из рук мастеров выходили различного рода ювелирные украшения.

5.2 Добыча соли



В северной части долины на берегах озёр Сумпанго, Шалтокан и Тескоко, вода которых была очень солёной, процветала соляная промышленность. Самое высокое содержание соли было обнаружено не в самой озёрной воде, а в прилегающих к озёрам землях, пропитанных этим минералом. Самым подходящим временем для добычи соли был сезон засухи, когда уровень воды в озёрах понижался, обнажая часть дна озера. Верхний слой почвы собирали в кучи, которые затем промывали, чтобы получить концентрированный соляной раствор. Этот раствор разливали в глиняные кувшины и нагревали, чтобы выпарить воду.


В результате получали сухую темноватую соль, которая продавалась по всей стране в виде прессованных шаров, блоков и круглых плиток размером с ломоть хлеба. Также соль продавалась в кувшинах в измельчённом виде.

5.3 Обработка обсидиана


Обсидиан, чёрное стекло, - результат вулканической активности, использовался для изготовления наконечников копий и ножей. Мастер усаживался на землю, сжимая между ступнями ног цилиндрический блок обсидиана длиной около 20 см и толщиной с ногу или руку. Тонкие осколки откалывались от бруска с помощью деревянного инструмента: мастер приставлял инструмент к краю верхней поверхности бруска и налегал на него грудью. Этот процесс повторялся до тех пор, пока не набирался целый комплект таких пластинок, а брусок настолько истончался, что дальнейшая его обработка становилась невозможной. Один работник мог за час произвести около ста пластинок. Только что отколотый обсидиан остр, как стекло, и пластинки готовы к использованию в качестве ножей или лезвий на палицах воинов без дополнительной обработки.



При изготовлении наконечников для копий и других подобных предметов широким пластинкам придавалась необходимая форма, а затем их заостряли.

5.4 Гранильные работы



Наибольшей популярностью у ацтеков пользовались жадеит, бирюза и горный хрусталь, но ацтекские гранильщики также работали с обсидианом, аметистом, янтарём, гелиотропом, сердоликом и разнообразными цветными материалами. Многие из них импортировались: раковины доставлялись с побережья, изумруды из Колумбии, бирюза и жадеит – с запада Мексики.


Твёрдые камни обрабатывались медными инструментами, при этом использовались вода и особая разновидность абразивного песка. На последней стадии поверхность изделия шлифовалась – сначала песком, затем камышом.


Мозаичными орнаментами украшали маски, щиты и нагрудные пластины, шлемы и короны, скипетры, браслеты, посохи, деревянные глиняные сосуды, и даже человеческие бедренные кости, на которых делались насечки, что превращало их в музыкальные инструменты. Мозаичные вставки использовались в сложно составных изделиях вместе с золотом и перьями птицы кетсаль.

5.5 Гончарное дело



Ацтеки не знали гончарного круга и глазури. Все гончарные изделия лепились вручную, но хотя грубая домашняя посуда могла производиться и не специалистами, самые прекрасные сосуды различных форм и размеров с тонкими стенками и со вкусом украшенные, были делом рук профессионалов, прошедших соответствующее обучение.


Каждая ацтекская семья, как бы бедна она ни была, имела глиняную посуду. Ведь хозяйке необходим большой кувшин для воды, горшок для приготовления бобов и ещё один, в котором на ночь замачивался маис. Тортильи готовились над огнём на комале (круглой плоской сковороде с гладкой верхней поверхностью).

Ещё одним специальным сосудом была чаша, обычно с тремя маленькими ножками, внутренняя поверхность которой была испещрена перекрещивающимися насечками. Чаша использовалась для растирания стручкового перца.


Помимо этой основной утвари гончары производили целый ряд тарелок, блюд, кубков для напитков из агавы, специальные кувшины для какао, соусники и черпаки, хотя только состоятельные люди могли позволить себе иметь весь сервиз подобного рода. Для храмов изготавливались разного рода курильницы и ритуальные сосуды, а глиняные жаровни требовались как в частных домах, так и в общественных зданиях.


Как центр гончарного мастерства в Мексике славился город Чолула на равнинах Пуэблы к юго-востоку от Теночтитлана, жители которого не являлись ацтеками и имели собственную художественную традицию. Многие формы сосудов из Чолулы не фигурируют в репертуаре ацтекских гончаров, но более всего отличают керамику Чолулы её разноцветная роспись с использованием красного, коричневого, чёрного, жёлтого, оранжевого, сине-серого и белого цветов, которые резко контрастируют со сдержанным двухцветным узором ацтекских сосудов. Эту керамику охотно покупали ацтеки. Она была чрезвычайно популярна среди знатоков в Теночтитлане, предпочитавших её изделиям своих мастеров.


Формы при изготовлении керамики не использовались, но эта техника применялась для производства большого количества фигурок в виде храмовых пирамид, богов, людей и кукол с подвижными конечностями. Это унылая, нераскрашенная массовая продукция для рынка, продававшаяся по ценам, приемлемых для бедных людей. Некоторые фигурки могли быть домашними божками или религиозными амулетами.

6. Транспорт и коммуникации



Ацтеки понимали принцип действия колеса, но никогда не использовали его кроме как в детских игрушках. Причиной тому, вероятно, было не отсутствие изобретательности, а отсутствие тягловых животных и неровный рельеф местности.

В городах были мощёные улицы и широкие церемониальные аллеи, но пересекающие страну дороги, используемые гонцами и торговыми караванами, были грунтовыми. Проводились некоторые ремонтные работы. Дороги очищались от растительности, а после дождей их поверхность ремонтировалась. Убирались поваленные деревья, засыпались выбоины, в холмистых поверхностях вырубались ступени. Для пересечения рек использовались каноэ или деревянные мосты, а для удобства путешественников вдоль дорог строились постоялые дворы и алтари, куда благочестивые люди могли принести подношение.



В Мексиканской долине была сеть дорог, соединяющая основные города. Одна из самых важных длинных дорог, по которой двигались испанцы в Теночтитлан, шла из Шикаланго и торговых городов побережья залива, а дальше на юг ещё одна дорога пересекала перешеек Теуантепек.


На западе Мексики был торговый путь, связывающий Теночтитлан с Тихим океаном. Он проходил через страну сапотеков в Аохаке и заканчивался на побережье в Уатулько южнее Акапулько.


В ранние колониальные времена эта дорога была снабжена постоялыми дворами, и каждая деревня вдоль дороги отвечала за содержание в исправности и порядке 20 миль дороги.


У ацтеков не было ни вьючных животных, ни карт. Всю поклажу люди переносили на своих спинах. Большинство несли совё собственное имущество, но бедняки иногда нанимались носильщиками к другим.


Обычно вес груза колебался от 50 до 60 фунтов, а расстояние дневного перехода составляло около 15 миль, хотя в случае срочности носильщики были способны и на большее. Груз крепился к раме, изготовленной из двух крепких вертикальных жердей. Рама была шириной в человеческую спину и имела горизонтальные поперечины.


В определённый период года дороги были особенно переполнены. После каждого сбора урожая собиралась дань в виде продуктов питания с центральных провинций империи, и нужны были целые караваны носильщиков, чтобы доставить продукты в столицу. Кроме этого ежегодного сбора были также полугодовые, с интервалом в 80 дней доставки, других предметов потребления. К этому надо прибавить передвижения войск и обычные коммерческие перевозки.


Официальные письма, написанные на полотне или бумаге, доставлялись сменяющими друг друга гонцами. Есть сведения о том, что они могли пробежать за день до 482,80 км, делая около 20.12 км/ч.

Простолюдины передвигались пешком, но по государственным делам вельмож несли на носилках, в гамаках или даже на спинах слуг, хотя эти экзотические способы передвижения использовались только на короткие расстояния, когда важно было произвести впечатления.



У ацтеков не было флота. Морская торговля оставалась в руках живших на побережье племён. Но Каноэ были жизненно важны для расположенных у озёр городов, в особенности для островного города Теночтитлан. По этим внутренним водным путям каноэ перевозили товары из города в город, увозили мусор, переправляли войска. Маршруты каноэ соединяли озёра Сумпанго и Шалтокан со столицей. Южный маршрут вёл в города Шочимилько и Чалько.


В случае необходимости в тростнике прорубались каналы шириной от 4.5 до 15 м и за их состоянием следили коммунальные работники.


Иллюстрации в кодексах обычно изображают выдолбленные из дерева каноэ. Для управления ими использовались либо шесты, либо вёсла. На рисунках обычно изображается один гребец, стоящий ближе к корме. Типовое универсальное каноэ имело четыре с небольшим метра в длину, но его размер ограничивался только параметрами используемого для его изготовления дерева. Военные каноэ были гораздо шире. Шире было и судно правителя, на котором стоял, трон, навес и ещё оставалось место для нескольких гребцов. Существовали также большие каноэ, сделанные из елей, длиной ствола до 15 м. Такие каноэ могли перевозить 60 пассажиров или три тонны маиса.

7. Солнечный календарь


В повседневной жизни ацтеки пользовались календарём, основанным на солнечном годе, в котором было 365 дней. Год был поделён на 18 месяцев, в каждом из которых было по 20 дней, оставалось ещё 5 дней, называемых «пустыми», которые считались несчастливыми. Этот календарь не являлся открытием ацтеков, а был частью наследия, поделённого между всеми цивилизованными народами Мексики. К VI или VII веку астрономы майя рассчитали длительность солнечного года, определили её в 365.2420 дней (современная цифра 365.2422) и изобрели корректирующую формулу – более точную, чем система високосных лет, используемая в христианском календаре. Ацтеки определенно знали истинную длительность года, и есть сведения, что поправка производилась путём добавления шестого «пустого» дня каждые четыре года.



Мексиканские астрономы также наблюдали за Луной и созвездиями, которым давали имена, как мы даём имена знакам зодиака. Большая Медведица была известна как Тигр, Малая Медведица получила имя по S-образной форме ломтя хлеба и, созвездие, которое мы называем Скорпионом, в Мексике также было известно под этим именем. Жрецы также рассчитали 584-дневный цикл Венеры, в основе которого лежало видимое невооруженным глазом вращение планеты, а также могли предсказывать затмения. Столетиями жрецы-астрономы собирали данные, а ведь в их распоряжении были простейшие приборы. В храмах, располагавшихся на вершинах пирамид, откуда хорошо был виден горизонт, они производили визирование положения небесных тел, отмечая места восхода и захода небесных тел в привязке к заметным объектам местности. Для того, чтобы рассчитать синодический период обращения (или «год») определённой планеты, астроному нужно было только подсчитать дни до того, как планеты вновь появлялась в первоначальном положении на горизонте.


Год получал название того дня по Священному Календарю, в который он начинался, и названия 18 месяцев показывают, что Солнечный календарь был основой как сельскохозяйственного, так и ритуального года.


Наиболее причудливые названия взяты из ежемесячных празднеств и церемоний. Остальные демонстрируют озабоченность фермеров сменой времён года, урожаем и, более всего, дождями – напоминание о том, что даже в высокогорной Мексике засуха и голод являлись постоянным риском. Саагун отмечает, что даже в XVI веке ацтекский год начинался второго февраля по нашему календарю.


Список литературы



1. Брэй У. «Ацтеки. Быт, религия, культура». М. 2005 «Центрполиграф».


2. Максаковский В. П. «Историческая география мира». М. 1999 «ЭКОПРОС».


3. Тишков В. А. «Исторические судьбы американских индейцев». М. 1985 «Наука».


Интерент-ресурсы:

4. Свободная энциклопедия Википедия (www.wikipedia.org).


5. Месоамерика глазами русских первопроходцев (www.mesoamerica.ru).

6. Месоамерика. Ацтеки – история, экономика, социально-политический строй (http://mesoamerica.narod.ru/aztec.html).


Список иллюстраций



Рис. 1 - Озёра долины Мехико (стр. 3). Взято с сайта www.mesoamerica.narod.ru.


Рис. 2 - Долина Мехико (стр. 4). Взято с сайта www.mesoamerica.narod.ru.


Рис. 3 - Чинампы Теночтитлана (стр. 10). Взято из книги У. Брэя «Ацтеки. Быт, религия, культура», М. 2005 «Центрполиграф».

Рис. 4 - Схема города Теночтитлана (стр. 13). Взято с сайта www.mesoamerica.ru.