sotrud.ru 1

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Красноярский государственный педагогический университет

им. В.П. Астафьева»
ФАКУЛЬТЕТ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

КАФЕДРА МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕФЕРАТ
ОРНАМЕНТ: РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ

Выполнила:


Проверила:

Красноярск, 2010 г.


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...….....3

Глава 1. История орнамента

1.1. Значение орнамента в истории культуры……………………………..….….4

1.2. Орнамент  эпохи Возрождения и его влияние на современный дизайн..…5

Глава 2. Резьба по дереву

2.1. Геометрическая резьба по дереву…..…………………………………...…...6

2.2. Ажурная резьба по дереву..………………………………………...………...7

2.3. Художественная резьба по дереву..…………………………………...……..7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….…….9

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………...………………10

ИЛЛЮСТРАЦИИ………………………………………………….………………...11

ВВЕДЕНИЕ

Орнамент — базисное явление художественной культуры. В орнаменте утверждается единство человеческой художественной культуры — фундаментальные ценности всех эпох, всего человечества, объединяющие прошлое с настоящим. Ничто так ярко, как орнамент, не скажет об исторической эпохе, об особенностях породившей его культуры, ее отношениях с миром. Орнамент (лат. ornamentum - украшение) - это узор, состоящий из ритмически упорядоченных, повторяющихся элементов. Он не только украшает, но и зрительно организует поверхность предмета, подчеркивает его форму. К числу основных особенностей орнамента относятся его плоскостность, декоративная стилизация (в основе орнамента всегда лежат реальные природные мотивы, формы, линии), единство с поверхностью предмета, который он украшает. Орнамент может быть скромным, несложным, украшать лишь какую-то часть предмета (например, горловину сосуда), а может быть пышным, сложным, состоящим из множества элементов и покрывать всю поверхность предмета.


По мотивам орнамент делят на геометрический - точки, прямые, волнистые или зигзагообразные линии, круги, ромбы, спирали-меандры, кресты, звезды и тому подобное; растительный - стилизованные листья, плоды, цветы: лотос, пальметта, акант и так далее; и зооморфный - стилизованные фигуры реальных или фантастических животных; используются также человеческие фигурки, различные знаки и эмблемы, гербы. Особый род орнамента представляют стилизованные надписи, чаще встречающиеся на архитектурных сооружениях (например, на среднеазиатских мечетях) или в книгах (так называемая вязь).

Совокупность орнаментов, их обусловленность материалом и формой предмета, ритмом – образуют тот декор, который является неотъемлемым признаком определённого стиля. И орнамент, как элемент художественного стиля, живёт и в зодчестве, и в ваянии, и в живописи, и в графике, и, прежде всего – в декоративно – прикладном искусстве.

На мой взгляд, тема орнамента является актуальной
, ведь каждый  человек в своей жизни довольно часто встречается с орнаментами. Они радуют глаз не только в музеях, но и в наших домах, украшая предметы быта — посуду, одежду, ковровые и многие другие изделия. И это не случайно: орнаменты дают ощущение красоты, гармонии, порядка, они успокаивают и в то же время бодрят. Благодаря орнаментам, наш быт теряет однообразие и обретает индивидуальные, теплые черты. В данной работе мы преследуем следующую цель – изучить искусство орнамента на примере резьбы по дереву, и решаем такие задачи, как:

- изучение имеющейся литературы по данной теме;

- знакомство с историей орнамента и его особенностями;

- знакомство с резьбой по дереву и ее видами.

Глава 1. История орнамента

1.1. Значение орнамента в истории культуры

Возникновение орнаментики относится  к временам глубокой древности, ибо стремление человека украшать родилось уже на первых ступенях развития культуры и встречается в примитивном виде у древнейших народов нашей планеты. В последующие эпохи орнамент выступает в неразрывной связи с другими видами искусства: для украшения интерьера и экстерьера зданий, при создании тканей, мебели, всевозможной утвари и других изделий. Живопись, архитектура, скульптура широко пользуются этой формой декора.


При рождении нового стиля, под влиянием иного понимания  красоты, изменениям в первую очередь  подвергаются форма, конструкции, силуэт, цвет и ритм произведения, а потом уже орнамент, украшающий его. Однако при определении стилистической принадлежности того или иного художественного произведения именно орнаменту, находящемуся, как говорится, «на поверхности предмета», суждено стать главным выразителем стиля.

1.2. Орнамент  эпохи Возрождения и его влияние на современный дизайн

Мы остановимся подробнее на орнаменте Эпохи Возрождения. В XV в. наступает время все более возрастающего увлечения античным орнаментом. В орнаментах широко используются листья аканта, дуба, виноградной лозы, разные элементы животного мира в сочетании с изображением обнаженного человеческого тела. Кроме того, применяются ионики, бусы, меандр, плетенка, чешуя, лента, широко используется мотив раковины. Декор ренессансных интерьеров отличается гармоничной и тонкой орнаментикой. Появляется новый декоративный мотив — герб в венке из цветов, поддерживаемый «путти» — обнаженными пухлыми младенцами. Часто используются гирлянды цветов и плодов, растительный завиток.

В XVI в. во Франции после итальянских походов используют мотивы античного римского декора: жемчужные нити, растительные побеги, рог изобилия, львиные головы, дельфины, маски, крылатые сфинксы и другие фантастические животные. Фламандскому декоративному искусству середины XVI в. свойственны черты французского стиля, где наибольшее распространение получили следующие мотивы: маскароны, кариатиды, фигуры гениев, переходящие в листву, а также композиции с овальным медальоном в центре.

Орнамент приобретает  качества повышенной живописности, реалистичности, находясь под сильным влиянием изобразительного искусства, игравшего определяющую роль в художественной культуре Ренессанса. В композиционных структурах господствуют спокойные, уравновешенные горизонтально-линейные, вертикальные «канделябрные» мотивы, а также полуциркульные.


В наше время идеи Ренессансного искусства, в том числе и орнаменты, используются в текстильном производстве, ткани Возрождения отличались высокими художественными достоинствами. Декор их яркий, лаконичный, насыщенный, часто основанный на сочетании двух-трех оттенков одного цвета, на основе какого-то густого фона: зеленого, синего, пурпура, часто с золотом. Так же идеи ренессанса используются при производстве мебели.  

 

Глава 2. Резьба по дереву

2.1. Геометрическая резьба по дереву

Геометрическая резьба по дереву - один из самых древних и распространенных видов деревянной орнаментальной резьбы. Выполняется в виде выемок двух-, трех-, четырехгранной формы, которые в сочетании дают большое число разнообразных композиций. Главный инструмент резчика резец со скошенным концом, так называемый «косячок».

Геометрическая резьба подразделяется на две основные разновидности: трехгранно-выемчатая резьба и ногтевидная (или скобчатая).
В основе первой лежит заглубленная внутрь трехгранная пирамидка, из которой формируются разнообразные орнаменты. Ногтевидная резьба получила свое название от полукруглого углубления «ноготка», наносимого полукруглой стамеской. Сочетания «ноготков» дают более сложные узоры листики, трилистники, глазки.

Орнаментика геометрической резьбы восходит к древним языческим символам. Например, один из наиболее распространенных элементов розетка был связан с культом солнца. Розетки и сияния присутствуют во всех композициях, выполненных в технике трехгранно-выемчатой резьбы. Геометрическая резьба использовалась при украшении прялок и различных предметов домашней утвари: вальков, рубелей, трепал.
Геометрический узор встречается на предметах из новгородских раскопок 10-12 веков. Подобные орнаменты украшают изделия западноевропейских ремесленников и мастеров Средней Азии.

В конце 19 века, на гребне волны интереса к народному искусству, геометрическую резьбу вновь начинают широко применять в архитектуре, при оформлении мебели и деталей интерьера. Сегодня геометрическая резьба применяется главным образом при отделке мелких бытовых предметов и в сувенирном производстве.


2.2. Ажурная резьба по дереву

Ажурная (сквозная) резьба по дереву - разновидность художественной обработки дерева, при которой фон полностью выбирается, а остается лишь само изображение, что роднит ее с объемной резьбой. В русском крестьянском искусстве этот вид резьбы находит широкое распространение, в первую очередь в домовом декоре и домашней утвари. Для выполнения ажурной резьбы небольших бытовых предметов и деталей мебели, как правило, используется древесина лиственных пород липы, березы, осины; в архитектуре лиственницы и сосны.

С середины 19 века в России начинает интенсивно использоваться пропильной декор, покрывающий пышные фронтоны и наличники. Широкий диапазон орнаментальных тем ажурной резьбы от простейших геометрических форм до изображений людей и животных используется в сельской местности и современными строителями.

2.3. Художественная резьба по дереву

Художественная резьба по дереву была известна с первобытных времен практически у всех народов в разных концах Земли. С постоянным совершенствованием орудий труда, с переходом от каменных резцов к металлическим инструментам мастерами осваивались новые технологии и все более совершенные в художественном отношении виды резьбы. Издавна являясь одной из важнейших областей народного искусства, резьба и сегодня составляет значительную часть традиционных художественных ремесел.
В Древней Руси дерево было наиболее широко применяемым материалом.

Вследствие относительной дешевизны и слабой стойкости материала до наших дней дошла лишь незначительная часть древних произведений декоративно- прикладного искусства, изготовленных из дерева. На основании письменных источников и по немногим сохранившимся памятникам можно судить об искусстве древнерусских столяров и плотников, чье мастерство своими истоками восходит к искусству древних славян и других народов, населявших территорию современной России, что нашло свое отражение в приемах резьбы и рисунке наиболее архаичных орнаментов.


В неразрывной связи с деревянным зодчеством развивалась культура декорирования утилитарных предметов, в которых сохранялись технологические приемы и характер орнаментации домовой резьбы. Ткацкие станы, сани, деревянная посуда, прялки и другие бытовые предметы щедро покрывались геометрическим орнаментом, имевшим в прошлом определенный сакральный смысл.

Самостоятельной областью народной резьбы являлась деревянная игрушка куклы, фигурки, лошадки, упряжки. Деревянные игрушки изготовлялись во всех лесных регионах России, большая их часть расписывалась.
На основе изучения приемов и стилистических особенностей русской народной резьбы стараниями художников и коллекционеров в конце 19 века была создана так называемая абрамцево-кудринская резьба, продолжившая традиции плоскорельефной резьбы.

Сегодня традиции русской плоскорельефной и геометрической резьбы широко используются мастерами и художниками старых ремесленных центров и вновь создаваемых мастерских.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Отношение к орнаменту в разные времена было неоднозначно. Так в XIX столетии он являлся предметом бурной полемики. В связи с развитием промышленности и применением новых пластических материалов многие считали, что орнамент утерял свое значение. Но в настоящее время происходит некоторая реабилитация декора, связанная с возрождением старинных ремесел, художественных промыслов, с повышенным интересом к прошлой культуре народов. Кроме того, в наше время рождаются совершенно новые узоры, создателями и носителями которых становятся различные пространственные конструкции, узоры на подошвах обуви, шинах колес, современные пластические материалы и т. д.

Рассматривая постройки, домашнюю установку, различные предметы украшения, созданные нашими предками и украшенные орнаментом, видно, с какой исключительной любовью, с каким творческим чутьём подходили наши мастера к разрешению декоративного оформления, начиная с больших произведений архитектуры и заканчивая мелкой бытовой утварью. Мотивами их творчества были и образы, дошедшие до них от древних верований их далёких предков, и наблюдения над природой и окружающей действительностью, и мотивы, приходившие извне, но всегда по-своему воспринятые и основательно переработанные. Все эти составные части художественной мысли, переплавленные в огне творчества неизвестных многочисленных мастеров- искусников прошлых поколений, оставили нам в наследство оригинальные, невиданные у других народов, узоры орнамента. В этом наследии современный художник может найти немало образцов, которые смогут вдохновить его на создание новых и новых форм для современного декоративного искусства и художественной промышленности, отвечающих ритму и строю нашей современной жизни.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


  1. Василенко В. М. Русская народная резьба и роспись по дереву // Народное искусство. - М.: 1974. – 183 с.

  2. Гнедич П. П. История искусств. – М.: Эксмо, 2002.

  3. Соболев Н. Н. Русский орнамент: камень, дерево, керамика, железо, стенопись, набойка. - М.: 1948.- 173 с.

  4. Соколова Т. М. Орнамент – почерк истории. - Л.: 1972.- 148 с.

  5. Фокина Л. В. Орнамент. Учебное пособие. – М.: Феникс, 2005.


ИЛЛЮСТРАЦИИ
Орнамент эпохи Возрождения



Резьба по дереву