sotrud.ru 1

2. ПСИХОАНАЛИЗ – 1) в узком смысле слова -- психотерапевтический метод, разработанный З. Фрейдом в конце 90-х гг. XIX столетия для лечения психоневрозов. Психоанализ как метод терапии состоит в выявлении, затем доведении до сознания и переживания бессознательных травмирующих идей, впечатлений, психических комплексов. 2) В широком смысле слова психоанализом называют различные школы динамической психотерапии. Причем речь может идти не только о теоретических платформах этих школ, но и об институционализированном движении, которое осуществляется на их базе. Психоанализ как движение ведет свое начало с кружка сторонников З. Фрейда, объединившихся вокруг него в 1902 г. и основавших в 1908 г. Венское психоаналитическое общество. Современные преемники и подражатели этого движения относятся к так называемому "классическому", или "ортодоксальному" психоанализу - наиболее многочисленному, мощному и влиятельному направлению его.


В теоретическом плане классический психоанализ представляет собой фрейдизм, в некоторых вопросах уточненный и реформированный в 30-50-е гг. А. Фрейдом, Х. Хартманном, Д. Рапапортом и др. Изменения, внесенные ими, касались главным образом функций "Я". Их исследования привели к разработке нового теоретического аспекта, получившего наименование "эго-психологии". В отличие от Фрейда, главное внимание уделявшего бессознательным механизмам "ОНО", в современном классическом психоанализе большое значение придают предсознательным механизмам "Я", направленным на адаптацию к социальной среде. Весьма примечательной является также попытка формализованного изложения психоанализа Д. Рапапортом, стремившимся при этом также перевести понятия психоанализа в термины поведения, которыми пользовалась в 40--50-е гг. бихэвиористски ориентированная экспериментальная психология -- основной соперник психоанализа. Д. Рапапорт старался приблизить психоанализ к канонам научности, которые диктовались пост-позитивистской философией науки.

Другие направления (школы) психоанализа, значительно менее институционализированные и влиятельные, были основаны отделившимися от Фрейда учениками - А. Адлером, О. Ранком, а также К.-Г. Юнгом, который лишь на короткое время сблизился с ним и с Венским обществом.

Возникший в 30-40-е гг. неофрейдизм в медицине и патопсихологии укоренился незначительно, однако оказал большое влияние благодаря популярности философских и социально-психологических работ Э. Фромма, теоретического лидера этого направления.

4. НЕОФРЕЙДИЗМ — направление в совр. философии и психологии, получившее распространение гл. обр. в США. Термин “Н.” возник в конце 30-х гг. как название течения, развившегося из ортодоксального фрейдизма. Осн. представители — Корни, Г. С. Сал-ливан, Фромм и др. Н. сформировался в процессе соединения психоанализа с амер. социол. и этнологической теориями (в частности, школой антропологии культурной). Исходным положением Н. явился т. наз. принцип социального (Фромм) или культурного (А. Кар-динер) детерминизма, к-рый, в отличие от биологизма Фрейда, исходит из личности как обществ, феномена. Центр тяжести психоанализа переносится с внутрипсихических процессов на меж-лич. отношения; отклоняется учение о либидо и сублимации. Психические нормы истолковываются как приспособление личности к социальной среде, а всякое нарушение “социальной идентичности” трактуется как патология. Отвергая представления психоанализа о внутрипсихической структуре, Н. заменяет их учением о защитных формах поведения в духе бихевиоризма. Н. или вообще отрицает роль бессознательного, или же рассматривает его как связующее звено между социальными и психическими структурами (“социальное бессознательное” Фромма). Показательна для Н. концепция межлич. отношений, к-рую развивает Салливан: в психике нет ничего, кроме отношений к др. лицам и объектам или смены межлич. ситуаций. Существование личности как таковой рассматривается как миф или иллюзия: личность трактуется лишь как сумма отношений между искаженными или фантастическими образами (“персонификациями”), возникающими в процессе социального общения. Н. не представляет собой единого учения. Если Салливан полностью растворяет индивида в межлич. среде, то Хорни признает в человеке известную возможность самодвижения (“стремление к самореализации”). Фромм порывает с позитивистскими установками, сохранившимися еще у Хорни и Салли-вана, развивая социально-критическую антропологическую теорию и превращая Н. в теорию утопического “ком-мунитарного социализма”. В работах М. Мид, Кардинера и др. Н. объединяется с культурантропологией, нередко приводя к идеям культурного релятивизма, психологической несоизмеримости отдельных культур. Проблемы психопатологии получили в Н. наибольшее развитие у Хорни. Рассматривая иррациональность невроза как отражение иррациональных аспектов об-ва, Хорни считает движущей силой невроза состояние “основного страха”, порожденного враждебной средой. Как реакция на страх возникают различ. защитные механизмы: рационализация или преобразование невротического страха в рациональный страх перед внешней опасностью, всегда несоразмерно преувеличиваемой; подавление страха, при к-ром он замещается другими симптомами; “наркотизация” страха — прямая (с помощью алкоголя) или переносная — в виде бурной внешней деятельности и т. п.; бегство от ситуаций, вызывающих страх. Эти средства защиты порождают четыре “великих невроза” нашего времени: невроз привязанности—поиски любви, и одобрения любой ценой; невроз власти — погоня за властью, престижем и обладанием; невроз покорности и, наконец, невроизоляция, или бегство от об-ва. Но эти иррациональные способы решения конфликтов лишь усугубляют, по Хорни, самоотчуждение личности. Цель психотерапии Н. видит в выявлении дефектов в системе социальных связей пациента для лучшей адаптации его к существующему образу жизни. Н. оказал значит, влияние на работы представителей т. наз. психоаналитической ориентации в социологии.
5. KOHT (Comte) Огюст (19.01.1798, Монпелье—05.09.1857, Париж)— франц. философ, социолог, методолог и популяризатор науки, основатель школы позитивизма и социальный реформатор, предложивший теократическую утопию на основе “позитивной религии человечества”. К. ввел в употребление сам термин “социология”, имея в виду научное изучение явлений обществ, жизни в диахроническом и синхроническом аспектах, в отличие от умозрительных конструкций традиционной философии истории, исторической фактографии и разрозненных эмпирических обобщений политико-юридической мысли. Идея “социальной физики” восходит к 17 в., а в первой четверти 19 в. ее особенно пропагандировал Сен-Симон, секретарем и соавтором к-рого нек-рое время был К. Но никто до К. не сумел развить эту идею с такой полнотой, систематичностью и обоснованностью. “Социальная физика”, или социология, не предполагает, по К., сведения обществ, явлений к физическим; специфика социального учтена им в рамках “позитивного синтеза” — своеобразной энциклопедии научного знания, в основании к-рой лежит тщательно разработанная классификация наук, сохраняющая известное значение и до наст. времени. Система наук, по К., представляет собой иерархию, выражающую в логической форме исторический процесс развития знания от простого к сложному, от низшего к высшему, от общего к специфическому. Каждая последующая ступень в развитии знания — наука более высокого порядка — подразумевает предыдущую как свою необходимую предпосылку, к-рая, однако, недостаточна для объяснения специфического содержания науки более высокого ранга. “Иерархия основных наук” выглядит так: математика—астрономия — физика—химия—биология (тоже термин К.) — социология. Из общей схемы следует, что социология основывается на законах биологии и без них невозможна. Это взаимодействие особенно осложняется в человеческом роде вследствие воздействия каждого поколения на последующее”. Это положение из “Курса позитивной философии” К., первый том к-рого вышел в 1830 г. Такая постановка вопроса была новаторской, как и требование к социологии изучать законы наблюдаемых явлений, а не искать трансцендентных причин; основывать достоверность своих выводов на фактах в их связи, а не на филос. интерпретации смысла истории. Следовательно, специфика социол. подхода к обществ. жизни состоит в том, что он представляет собой теоретическое исследование законов социальных явлений с помощью общенаучного метода. В своей совокупности обществ. явления, по К., образуют организм. Эта идея К. предвосхитила установки методологии структурно-функционального анализа. Решая проблему личности, К. подчеркивает существование у человека наряду с “эгоистически-личностным” также “социального” инстинкта и считает, что семья, а не индивидуум образует ту простейшую целостность, сумма к-рых образует об-во. Социальная связь носит в известной степени внешний характер, потому что в ее возникновении главную роль играет материальная необходимость, воплощающаяся в таких ин-тах, как промышленность, торговля, армия и т. п.


В середине 40-х гг. во взглядах К. происходит перелом. Он решает “расширить” социологию за счет “субъективного метода” и превратить ее в “практическую науку” преобразования об-ва на основе “социолатрии” — культа человечества как единого “Великого существа”. К. утверждает, что взятый сам по себе человек — лишь “зоологический вид”, его “истинная природа раскрывается только в Человечестве” как огромном организме, составленном из совокупности ушедших, ныне живущих и будущих поколений людей. Выход в свет “Системы позитивной политики, или Трактата о социологии, устанавливающего религию Человечества” шокировал многих и вызвал раскол среди последователей К.