sotrud.ru 1

«Путешествие в зимний лес»

Цели:

- уточнить и углубить у детей чувство причастности к окружающему миру;

- расширить представления детей об образе жизни лесных зверей;

- формировать чувство причастности к окружающему миру;

- закрепить названия детенышей диких животных;

- активизировать словарь детей: пушистая, мягкая, берлога, дупло;

- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным.


Предварительная работа:

- рассматривание картин с изображением диких животных;

- чтение произведений о животных;

- беседы о зиме.


ХОД ЗАНАТИЯ:

1.Вступительная беседа

Воспитатель:

- Дети, подойдите к окну, посмотрите и скажите – какое сейчас время года?

Ответы детей.

Воспитатель:

- Да, на улице много снега. На прогулке мы наблюдатели с вами за погодой, за деревьями. Интересно, а что же сейчас происходит в лесу? Хотите отправиться в путешествие в зимний лес?

2. Новая тема

Закройте глаза и представьте себе, что мы оказались в лесу. Зимний лес тих и спокоен. Зима укрыла лес пушистым снегом. В лесу свежий воздух и бодрящий морозец.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

Теперь откройте глаза, я превращу вас в снежинки:

Ну-ка, детки покружились и в снежинки превратились.

Подул сильный ветер и снежинки прилетели на лесную поляну.

Воспитатель:

- Ой, ребята, кто это?

Комочек пуха, длинное ухо.

Летом серый, зимой белый

Ответы детей. (на доске появляется иллюстрация -заяц).

Воспитатель:

- Правильно, зайчик.

Зайчик поменял одежду. Интересно он это делает. Сначала белеет хвост, потом – задние ноги. Поглядишь на такого зайца, словно на нем белые штаны надеты. Потом наступает очередь белеть спине, за ней ушам.

- Зачем зайцу шубу менять?

- Кого боится заяц? От кого он прячется?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

-Где же заячий дом?

Днем он спит в снежной ямке. В большие морозы зарывается в сугроб – так теплее. Ночью выходит заяц еду добывать: обгладывать кору с веток опавших деревьев.

А как зовут детенышей зайчика?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ


А теперь пойдем дальше…..

- Отгадайте загадку:

Пушистый серенький зверек

По деревьям прыг да скок,

Мелькает меж ветвей

Все проворней и быстрей

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

Воспитатель:

- Правильно, это белочка.

(На доске появляется изображение белочки)

Только белочка не рыжая, а серая. Она «шубу» на более теплую поменяла.

- Но почему цвет шерстки стал другим? Так белка от врагов прячется, например, от хищной птицы. Деревья зимой голые, серые.

- Какой цвет меньше всего заметен на фоне этих деревьев?

- Чем же зимой будет питаться белка? Она делает запасы. Грибы сушит, натыкая их на острые ветки, орехи в ямки прячет, которые выкапывает сама среди кустов. Если вам попадется такая кладовая, не трогайте ее, белке эти орешки нужнее.

- А где живет белка?

Правильно, в дупле. Там у нее сухо, дупло устлано травой и листьями. Забирается в него белка, затыкает вход пробкой из сухой травы, сворачивается клубочком и спит.

Ай да белочка – хлопотунья, приготовила себе на зиму теплое и уютное гнездышко.

А как зовут детенышей белки?

Воспитатель:


- Дети, а я слышу – кто-то похрапывает. Догадайтесь, про кого я рассажу:

Кто мохнатый и большой

Летом по лесу гуляет?

Зимой в берлоге отдыхает?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

Воспитатель:

- Правильно, медведь.

-Что делает медведь зимой?

Под корнями упавшего дерева он устроил себе дом. Натаскал молодых елочек, которые вырвал с корнем из земли. Зимой в берлогу закроет снежное одеяло. Тепло в ней медведю.

А сейчас я превращу вас в медвежат.

Ну-ка, дети, покружились

В медвежаток превратились.

3. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили.

Вот так, вот так,

Головой своей крутили.

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали,

Вот так, вот так,

Дружно дерево качали.

Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили.

Вот так, вот так,

И из речки воду пили.

А потом они плясали,

Выше лапы поднимали.

Вот так, вот так,

Выше лапы поднимали.


Воспитатель:

- Ой – ой-ой! Что это меня так укололо? А вот угадайте, кто это?

Угрюмый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А ниток ни одной.

На зиму засыпает,

Никому он не мешает.

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ. Правильно, это ежик. Давайте поближе с ним познакомимся. Подойдите к картине.

Ёжик – очень забавный зверек. Он толстенький, кругленький. У еже вся спина покрыта острым колючками, а не шерстью, только мордочка, лапки и брюшко без колючек. Как только ежик заслышит опасность, сейчас же свернется в клубочек, спрячет внутрь мордочку, живот и лапки, а колючки во все стороны выставит. Попробуй-ка подступиться к нему. Ежи любят, есть разных козявок, червячков, ловят мышей. Этим они приносят большую пользу. Днем ежик спит в гнездышке, а ночью входит на охоту. На зиму ежик забирается в теплое гнездышко и засыпает крепким сном до теплых весенних дней. А детенышей ежа зовут – ежата.


- Как вы думаете, как живется зимой в лесу зверятам – хорошо или плохо?

- Почему?

(Правильно, холодно и голодно зверям в лесу зимой. Поэтому в нашей стране есть такая профессия – лесник, работники которой заботятся о лесных зверях. Для зайцев, например, они готовят кучи осиновых веток, для лосей – кормушки с сеном. Давайте и мы поможем зверям в это холодное время ).

ИГРА «НАКОРМИ ЗВЕРЮШЕК»

На одном столе – игрушки –звери, на другом – угощение. Необходимо угостить зверей.

Каждый ребенок должен угостить животного.

- Сколько морковок вы дали зайчику?

- Сколько орешков вы дали белочку?

- А теперь посчитайте, сколько же баночек меда досталось мишке?

4.Закрепление пройденного материала

- Каких же животных мы сегодня встретили в лесу?

- Какую шубку носит зайчик зимой? Почему?

- Что делает медведь зимой?

- А какую шубку носит белочка зимой?

- А почему не рыжую?

5.Итог

Молодцы ребята, теперь мы знаем как зимуют животные в лесу и как они прячутся от хищников.

- А я вам тоже приготовила сюрприз – принесла кормушку. Не только животным голодно зимой, но и птицам. И на прогулке мы повесим кормушку на нашем участке и будем подкармливать птиц семечками и хлебными крошками.