sotrud.ru 1

«Способность педагогического коллектива к инновациям»

Форма проведения: тренинг

Цель: выявить психологическую готовность педагогического коллектива к инновационной деятельности

Вопросы для обсуждения:


  1. Понятие инновации

  2. Портрет современного педагога

  3. Психологические барьеры в инновационной деятельности учителя.

  4. Психологическая диагностика психологической готовности  педагога  к реализации инновационной деятельности.

  5. Техники психологической подготовки учителя к инновационной деятельности.

  6. Самомотивация  педагога-психолога  в условиях инновационной деятельности.



Оборудование: анкета, ватман, фигурки человека, лист с белыми кругами, цветные карточки (красный, жёлтый, зелёный), чистые листы.


“Наукой грезит, и она ему – призванье
Он время движет с быстротой вперёд
Не зря ему дано названье-
Не просто гений и учёный,
А мотивированный школьный педагог”


В настоящее время меняется роль и место школы в жизни общества, ее ценностные ориентации. Заметную роль в процессе преобразования учебных заведений играют педагогические коллективы школ, важнейшей характеристикой которых является способность к инновационной деятельности. Условием успешного развития инновационных процессов в сфере образования становится инновационный потенциал коллектива.

Сущность инновационного потенциала педагогического коллектива заключается в его способности к саморазвитию и реализации инновационных идей, проектов и технологий. Система показателей инновационного потенциала включает в себя: восприимчивость и отношение учителей к новшествам, подготовленность их к освоению инноваций, уровень новаторства учителей в школьном коллективе, уровень творческой активности педагогов, развитость их коммуникативных связей.

А насколько высоко развит инновационный потенциал нашего педагогического коллектива выясним сегодня в ходе данного тренинга. Разберём основные понятия, которыми будем оперировать. Каждая группа получает задание – придумать ассоциативный ряд на предложенный термин:


1 группа “Инновация“ в переводе с латинского языка означает “обновление, новшество или изменение“. Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую.

2 группа Педагогическая инновация - «нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности»

3 группа Инновационный процесс - комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств

4 группа «Инновационная культура»- это сформированная готовность педагога поддержать предстоящие изменения, высокая внутренняя убежденность, способность к целенаправленному поиску и получению новых знаний, персональная ответственность,  способствующая  развитию профессиональных качеств и навыков.

Индивидуальность - фундамент готовности педагогов к инновациям. Так кто же такой современный педагог. Каждой группе предлагается творческое задание. Изобразите на ватмане, который лежит у вас на столе портрет современного учителя. Рисунок может быть схематичным, но отражающий суть заданной проблемы. (Время работы: 3 – 5 минут. 1 человек даёт характеристику портрета). Укажите качества, которыми должен обладать современный педагог.

Обобщим выше сказанное и выделим те качества, которыми должен обладать современный педагог:


  1. Педагогическая направленность

  2. Целеполагание

  3. Оптимизм

  4. Интуиция

  5. Эрудиция

  6. Логика

  7. Креативность

  8. Наблюдательность

  9. Находчивость

  10. Рефлексия

  11. Толерантность

  12. Гибкость в общении

  13. Педагогическая мобильность

  14. Творчество

  15. Умение ориентироваться в новом


  16. Профессионализм

  17. Интеллигентность

  1. Коммуникабельность



А как каждый из вас сможет ответить на вопрос «Кто я?». Перед вами на столе лежит фигурка человека. В течение 1 минуты ответьте на данный вопрос, а ответы запишите на фигурке. Правильных и неправильных ответов тут быть не может. Ответ должен быть как можно более открытым и честным.

Интерпретация:

не более 8- прячетесь, не открываетесь до конца.

От 9-10- средний уровень готовности к нововведениям

10 и более – высокий уровень, думаете о себе, не стесняетесь себя, открыты для нового

Рассмотрим самоописание: почти наверняка самоописание начинается с таких слов как: “Я учитель” или “Я мать”. Это ролевые, формально биографические характеристики. Если таких характеристик большинство Вы лишь сумма социальных ролей. В чем же тогда Ваша индивидуальность? Вычеркните ролевые высказывания все, что осталось это то, как Вы себя ощущаете. Как часто мы надеваем на себя маску учителя, но мы, прежде всего женщины, которые любят себя, а через любовь к себе любят и весь мир. Каждый из нас глубоко индивидуален и в каждом из нас есть то, за что он себя любит.


Исторически все новое и неизвестное всегда вызывало у людей тревогу и страх. Следовательно, в силу возникнове­ния отрицательных чувств, существования стереотипов ин­дивидуального и массового сознания, инновации, затраги­вающие образ жизни, интересы и привычки людей, могут вызывать у них болезненные явления. Это обусловлено бло­кированием жизненных потребностей в безопасности, за­щищенности, самоутверждении, комфорте и др. возникают психологические барьеры на пути освоения инноваций. Каждой группе предлагаю в течение 3-х минут подумать, какие барьеры могут возникнуть у педагогов на пути освоения инноваций.

Первый из них – познавательные потребности и способности. По результатам исследования выявлено, что от полутора до двух часов в день затрачивают на подготовку уроков 40% педагогов, 1/3 тратит полчаса, каждый пятый практически не готовится к урокам. Каждый четвертый педагог не изучает методическую и научную литературу по предметам и смежным дисциплинам, литературу по психологии и педагогике не изучает 70% педагогов. Только 1-3 педагога из 100 всерьез занимаются самообразованием, по их собственному признанию.


Только тот учитель, который понимает значимость

самообразования в своей профессиональной деятельности

и владеет необходимыми навыками, сможет осуществить переход от парадигмы педагогического воздействия к парадигме

педагогического обучения, то есть, организовать образовательное пространство с субъект-субъектными отношениями.

(К.Д.Ушинский)


Второй – барьер общения. Часто педагог не знает как, о чём и зачем нужно разговаривать с учеником. Испытывает сильную эмоциональную напряжённость, не чувствуют эмоционального контакта.

Третий – нежелание изменить себя – выработанный стереотип мышления уже знаком, а новое требует изменений. Всё новое и неизведанное пугает, создаёт психологический дискомфорт.

Четвёртый – барьер творчества, склонность к конформизму, доминирующее стремление быть похожим на других людей, не отличаться от них в суждениях и поступках.

Сформировать собственные творческие способности учителю в одиночку крайне сложно. Ведь личностное и профессиональное саморазвитие напрямую связано с возможностями, которые предоставляет педагогу «родной коллектив» и зависит от того, стало ли стремление к инновациям внутренней потребностью всех педагогов школы. В основном учителя слабо владеют навыками профессиональной саморефлексии, не видят в себе креативного начала, остро нуждаются в средствах выявления и развития их индивидуальных способностей.


Проверим, коллеги, насколько в вас развито творческое начало. На столе вы видите лист бумаги с пустыми кругами. В течение 3-х минут коллективно нарисуйте рисунок используя все круги на листе. (оценить каждый рисунок с точки зрения креативности педагогов)

 Контингент педагогов школы  представляет собой «яркое разноцветье» образований, стажей, категорий.  Важно каждому специалисту помочь найти свое достойное место в развивающейся инновационной системе, помочь вырваться из круговорота ставших традиционными норм поведения, искоренить в себе консерватизм.


«Очень часто, изменения в

самом себе необходимы

больше, чем изменение

сцены»


Артур Кристофер Бенсон.


Самая надежная страховка от профессионального застоя , а, следовательно, от всяческих неудач — это постоянное повышение уровня инновационной культуры  педагогов и всех сотрудников. Ведь сегодня востребован не просто педагог , а педагог-исследователь, педагог – психолог, педагог-технолог, умеющий выстраивать реально достижимые цели, задачи деятельности, прогнозировать результат.

Уважаемые учителя, а к какой группе учителей, относитесь вы?

Перед вами на столе есть карточки 3-х цветов (красный, жёлтый, зелёный) Выберите из предложенных вариантов и поднимите соответствующий ему цвет.


  • Если Вы поглощены новшествами, постоянно ими интересуетесь, всегда воспринимаете их первыми, смело внедряете, идете на риск. Поднимите карточку зелёного цвета.

  • Если Вы воспринимаете новшества умеренно. Не стремитесь быть среди первых, но и не хотите быть среди последних. Как только новое будет воспринято большей частью вашего педагогического коллектива, воспримите его и вы, поднимите карточку жёлтого цвета.
  • Если Вы больше сомневаетесь, чем верите в новое. Отдаете предпочтение старому. Воспринимаете новое только тогда, когда его воспринимает большинство школ и учителей. Последним осваиваете новшества. Сомневаетесь в новаторах и инициаторах нововведений, поднимите карточку красного цвета.


Эффективность деятельности педагогического коллектива по развитию инновационного потенциала будет достигнута, если последовательно развивать восприимчивость педагогов к новшествам; обеспечивать их подготовленность к освоению новшеств; повышать уровень новаторства и творческой активности учителей в школьном коллективе. Первый шаг на пути к этому – каждому педагогу самому оценить свою способность к творческому саморазвитию. Я предлагаю вам ответить на вопросы анкеты, которая находится у вас на столе.

Методика «Способности педагога к творческому саморазвитию» (И.В. Никишина).

Вопросы:
1. Я стремлюсь изучать себя.
2. Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой и домашними делами.
3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность.
4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.
5. Я анализирую свою деятельность, выделяя на это специальное время.
6. Я исследую свои чувства и опыт.
7. Я много читаю.
8. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.
9. Я верю в свои возможности.
10. Я стремлюсь быть более открытым.
11. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.
12. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.
13. Я получаю удовольствие от усвоения нового.
14. Возрастающая ответственность не пугает меня.
15. Я бы отнесся положительно к моему продвижению по службе.
Оценивание:
5 баллов - данное утверждение полностью соответствует действительности;
4 балла - скорее соответствует, чем нет;
3 балла - и да, и нет;
2 балла - скорее не соответствует;
1 балл - не соответствует.
Подведение итогов:
75-55 баллов. Активное саморазвитие педагога
54-36 баллов. Отсутствует сложившаяся система саморазвития, ориентация на развитие зависит от различных условий.

35-15 баллов. Остановившиеся саморазвитие



«Неважно, насколько страшными кажутся вещи,

или такими являются, поднимите ваш взгляд

и увидьте возможности – они
всегда видны, ибо они всегда есть»

Норман Винсент Пил.

Одной из главной составляющей в структуре современного педагога, является адекватная самооценка. В заключении нашего занятия, я хочу, чтобы каждый педагог увидел насколько он уникален и неповторим, а поможет ему в этом педагогический коллектив.

Возьмите чистый лист бумаги и обведите на нём свою руку. Напишите в центре своё имя и 3 главных качества. По моему хлопку передавайте свой лист соседу справа. Получив чужой лист, прочтите имя вашего коллеги, и укажи его положительные качества на ваш взгляд. Как только услышите хлопок, передайте лист дальше. Как только вы получите свой лист обратно, хлопните в ладоши Вы. Получив свой лист, прочтите перечень качеств, которыми вы обладаете на взгляд ваших коллег. Знайте, что они у вас есть и цените себя.

«Работа приносит радость и мир, когда знаешь,

что правильные мысли и правильные усилия,

неизбежно обеспечат правильные результаты»

Джеймс Аллен


Поведение итогов. Рефлексия.