sotrud.ru 1


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Гордино

Афанасьевского района Кировской области


Инновационный проект

«Школьный музей»

(инновации в воспитании)


Сроки реализации: 5 лет


Авторы инновационного проекта:

учитель истории и обществознания

Белева Галина Николаевна

заместитель директора по УВР

учитель русского языка и литературы

Варина Светлана Георгиевна;


Гордино

2012


1. СОДЕРЖАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА


1.1. Обоснование актуальности инновационного проекта


Поиск новых путей эффективной организации воспитательного процесса в образовательных учреждениях обусловлен тем, что государственная стратегия обеспечения роста конкурентоспособности страны, ее успешного и устойчивого развития требует совершенствования человеческого потенциала, определяемого во многом состоянием системы образования. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.

Поэтому в основных политико-правовых документах образовательной политики России – в Национальной доктрине образования до 2025 года и в Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" в числе главных приоритетов выделяется потребность общества в воспитании граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, являющихся носителями гуманистических ценностных ориентаций, обладающих высокой духовно-нравственной культурой.

В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.


В рамках Госстандарта нового поколения в систему учебных действий включены личностные, метапредметные и предметные результаты.

Речь идет, таким образом, о необходимости воспитания в школе Гражданина в самом высоком смысле этого слова.

Гражданско-патриотическое воспитание является одним из направлений образовательной политики как государственной, так и общественной, в области воспитания подрастающих поколений.

В нашей школе реализуется программа по патриотическому воспитанию молодёжи «Возрождение», ориентированная на учащихся школы и составленная на основе государственной и муниципальной программы по патриотическому воспитанию молодёжи . Она определяет основные пути развития сис­темы патриотического воспитания учащихся, ее основные компоненты, позволяющие формировать готовность служить Отечеству. Одним из направлений Программы является музейная педагогика, так как она способствует воспитанию патриотического сознания школьников.

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея. Участвуя в поисково-собирательной работе, учащиеся постоянно соприкасаются с историей войны, села, школы, независимо от того, какую тему они изучают.


1.2. Проблемы

Разрабатывая инновационный проект «Школьный музей», мы столкнулись с рядом проблем.

Во-первых, в результате политических и социальных преобразований, произошедших за последние десятилетия в нашей стране, изменились ориентиры патриотизма, поэтому одним из ключевых механизмов воспитательной работы в современной школе является проблема патриотического воспитания. Патриотическое воспитание должно стать одним из главных, ведущих звеньев в работе с детьми и молодёжью. Сегодня утеряны многие духовные традиции, и если не обращаться к прошлому страны, её истории, истокам, праздникам, обрядам, обычаям, то связь времён может прерваться. Ознакомление подрастающего поколения с исторической и современной информацией о людях, которые высокими достижениями в спорте, науке, культуре, трудовыми и боевыми подвигами прославили имя родной страны, будет содействовать формированию и развитию у молодёжи чувства гордости за соотечественников и государство в целом.


Во-вторых, как сделать краеведческую, исследовательско - поисковую работу в школе более интересной и привлекательной для современного подростка. В связи, с чем становится актуальным использование компьютерных технологий в данном направлении. Данный проект рассчитан на активное применение ИКТ в работе школьного музея и разработки мультимедийной продукции.


1.3. Цель проекта:

Цель проекта: Формирование у учащихся основ патриотизма, гордости за своё Отечество и убеждённой позиции гражданина через модеррнизацию традиционного музейного пространства в современную образовательную среду, способствующую повышению интереса учащихся к краеведческой работе посредством применения информационно-коммуникационных технологий и привлечения социума.


1.4. Задачи проекта

1. Расширение знаний учащихся о малой Родине и России в целом: её истории, традициях, героях.


  1. Развитие интереса к истории родного края.

  2. Воспитание у учащихся любви к малой Родине.

4.Формирование у учащихся осознанного отношения к ценностям национальной культуры, прошлому, настоящему и будущему Отечества.

  1. Воспитание у молодёжи готовности к защите Отечества и службе в армии.

  2. Формирование высокой духовной личности.

  3. Обеспечение внедрения современных информационных технологий в работу музея.

  4. Пополнение сайта школьного музея новыми материалами.



1.5.Ожидаемая результативность проекта

  1. Сохранение краеведческого направления как основного в воспитательной работе школы и повышение уровня ИКТ-компетентности членов школьного коллектива.

  2. Разработка модели гражданско-патриотического, социального воспитания учащихся на основе деятельности школьного музея.

  3. Повышение нравственного уровня учащихся.
  4. Сформированность высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности выполнения конституционных обязанностей.


  5. Повышение уровня воспитательной работы в учреждении, профессионального мастерства педагогических и руководящих работников в области воспитания.

  6. Повышение интереса учащихся к изучению истории своего учреждения, района, села, страны, проявление чувства патриотизма к своей стране через систему творческого участия в деятельности музея.

  7. Повышение эффективности работы школьного музея за счет использования инновационных форм и методов для решения воспитательных задач ОУ.

  8. Организация взаимодействия ОУ с музеями района и области в целях создания единого воспитательного и образовательного пространства.

  9. Освоение учащимися приемов музейной, проектной и ИКТ деятельности.

  10. Расширение возможностей школьного музея за счет социального партнерства с образовательными учреждениями района и области, советом ветеранов, творческими союзами и другими организациями.

  11. Создание электронной базы о наиболее ценных экспонатах школьных музеев.

  12. Презентация итоговых материалов проекта в интернете, СМИ и перед общественностью.




    1. Новизна разработки


Новизна разработки заключается в том, что данный проект способствует повышению качества воспитательной и образовательной системы, которая строится на использовании традиционных методов с использованием инновационных технологий, что способствует новой модели образования и воспитания.


1.7.Сроки реализации проекта: 2011-2015 гг.

-1 этап – подготовительный – июнь-октябрь 2011 года;

1. Ремонт здания музея

2. Обновление экспозиций музея;

3.Разработка нормативных документов.

4.Работа по обобщению имеющегося материала

5. Подготовка материала к созданию сайта

-2 этап – основной –ноябрь 2011 – июнь 2015

-3 этап – контрольно-оценочный – июль – декабрь 2015;



1.8.Объем финансирования.


Ориентировочно общий объём финансирования проекта с 2011-2015 гг. составит 100 тысяч рублей, в том числе 70 тысяч рублей за счёт федерального бюджета, 30 тысяч – за счёт средств внебюджетных источников.


1.9. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА



  1. Создание новых страниц на сайте школьного музея.

  2. Разработка модели гражданско-патриотического, социального воспитания учащихся на основе деятельности школьного музея.

  3. Благодаря Internet-ресурсам установить связи с другими музеями, оперативно обмениваться опытом.

  4. Использование электронного формата для организации и проведения выставок и тематических экскурсий.

  5. Оказание методической помощи ОУ, желающим создать школьный музей.

  6. Использование материалов проекта для расширения дополнительного образования учащихся, при создании новых школьных музеев, а также в качестве дополнительного информационного источника при подготовке учебных занятий с использованием региональной программы «Краеведение».

  7. Создание единой базы данных о защитниках Отечества, проживающих на территории поселения по разделам:

А) участники В.О. войны

Б) участники войны в Афганистане

В) участники событий в Чечне и других горячих точках



  1. Создание единой базы данных о выпускниках школы разных лет.

  2. Приобретение школой печатной, аудио и видео продукции гражданской и патриотической направленности;

  3. Обеспечение воспитательного процесса справочным и иллюстративным материалом;

  4. Пополнение фонда краеведческого музея;

  5. Создание кружков, клубов, секций, межвозрастных объединений на базе музея;
  6. Диагностическое исследование в процессе осуществления проекта (анкетирование родителей, учащихся; обработка и анализ результатов);


  7. Введение в учебный план школы предметов социально-патриотической направленности (краеведение, обществознание, граждановедение);

  8. Создание энциклопедии села;

  9. Участие в конкурсах, праздниках, фестивалях, встречах, митингах патриотической направленности;

  10. Участие в исследовательской деятельности;

  11. Проведение занятий школьных экскурсоводов по проблемным блокам



1.10. Результаты реализации.


Результатом являются следующие итоги:

  1. Сохранение краеведческого направления как основного в воспитательной работе школы и повышение уровня ИКТ-компетентности членов школьного коллектива.

  2. Повышение интереса учащихся к изучению истории своего учреждения, района, села, страны, проявление чувства патриотизма к своей стране, через систему творческого участия в деятельности музея.

  3. Повышение эффективности работы школьного музея за счет использования инновационных форм и методов для решения воспитательных задач ОУ.

  4. Организация взаимодействия с музеями и ОУ в целях создания единого воспитательного и образовательного пространства.

  5. Освоение учащимися приемов музейной, проектной и ИКТ деятельности.

  6. Приняли участие в конкурсе-смотре, посвящённом 75-летию Кировской области .

  7. Провели ремонт здания для музея

  8. Переоборудовали музей из одного зала в три: - краеведческий зал;- зал истории школы;- зал боевой славы

  9. Полностью переоформлены и обновлены все имеющиеся экспозиции:

В краеведческом зале:

- История села Гордино;

- Борьба за советскую власть.

-Гражданская война;

- Жизнь крестьян до революции;

- Интерьер крестьянской избы.

В зале истории школы оформлены следующие экспозиции:

- История Гординской школы;


- История выпускников 40-х, 50-х, 80-х, 90-х годов;

- Ветераны педагогического труда.


  1. В течение года в этом зале работала Выставка, посвящённая 75-летию Кировской области, на которой представлены книги, сборники, брошюры по истории Кировской области, развитию предприятий, культуры, искусства, спорта, образования, средств массовой информации, а также книги о растительном и животном мире Кировской области и другое. Здесь же материалы о губернаторе и символике Кировской области.

  2. В течение года работала сменная выставка, на которой представлялись работы педагогов и детей: городецкая роспись, дымковская игрушка, пасхальное яйцо, фотографии о природе родного края, панно из природного материала.

  3. В зале боевой славы полностью обновлены списки погибших, выявлены

новые имена. Также заново оформлены экспозиции:

«Учителя школы – участники Великой Отечественной войны»;

- «Труженики тыла»;

- «Они пришли с войны»;

- «Офицеры – выпускники школы»;

- «Воины – интернационалисты»;

- «Выпускники школы – участники боевых действий»



  1. Создан сайт музея: sm –gordino.narod.ru (по итогам областного конкурса сайт занял 2 место)

  2. Установлена связь

- с воинами-интернационалистами: Хариным С.П., Власовым М.И.. В настоящее время связь установлена с каждым «афганцем»;

- с выпускниками школы разных лет (с помощью сайта и электронной почты)

16. Ведётся поиск по запросам людей, разыскивающих земляков в нашей местности (по материалам Гординой Екатерины, Санкт-Петербург; Варина Михаила, Пермь).

17. Музей стал центром воспитательной работы школы и села, так как на базе музея проводятся различные мероприятия, семинары, мастер-классы, уроки мужества, экскурсии:

- семинар для директоров республики Удмуртия (28.11.12 – 35 человек);


- семинар для директоров Афанасьевского района (23.01.2012г – 40 человек)

- семинар для учителей географии и краеведения (на снимке) ( 17.02.2012г – 23 человека)

- экскурсия «Урок мужества для туристического клуба «Новые горизонты» (15 человек);

- мастер-классы для педагогов школы «Городецкая роспись» – 15 человек;

- мастер-класс для директоров района «Народное декоративно-прикладное творчество» (38 человек);

- мастер-класс для учащихся 9 класса «Дымковская игрушка» (15 человек);

- мастер-класс для педагогов школы «Роспись пасхального яйца» (18 человек);

- мастер-класс для учащихся 10 класса «Обработка и оформление музейных экспонатов (17 человек)

- К Дню Защитников Отечества – «Встреча трёх поколений» (с воинами советской армии – учителями школы);

- экскурсии для населения села:

* 4 декабря (выборы);

* 4 марта (выборы);

* 9 мая (День Победы);

* 26 апреля (юбилей музея);

- экскурсии для педагогов школы

18. Прошла презентационная декада школьного музея, посвящённая 75-летию Кировской области;

- уроки краеведения, посвящённые истории Кировской области


- мастер-класс для педагогов «Празднование Пасхи. Роспись пасхального яйца»;

- театрализованное представление «Как бывало в старину»;

- викторина, посвящённая 30-летию создания музея и 75-летию Кировской области;

- торжественный концерт, посвящённый 30-летию образования школьного краеведческого музея;

- встреча в музее с активистами школьного музея разных лет, выпускниками школы – добровольными помощниками музея, администрацией района, поселения, работниками Афанасьевского краеведческого музея.

19. В мае месяце проведена традиционная вахта памяти

* Уроки мужества с 1 по 11 классы (10 уроков – 174 человека)

* Экскурсия для населения села 9 мая;

* Митинг 9 мая

20. Поисковая работа по выпускнику Гординской школы выпуска 1941г Петру Варину. Установление связи с его родными.

21. Проведены юбилейные встречи выпускников школы разных лет (5 встреч). Создание презентаций и фильмов о выпускниках школы.

22. В течение лета в музее побывало более 100 человек из разных городов России (Москвы, С-Петербурга, Тюмени, Кирова, Перми, Челябинска, Вологды).