sotrud.ru 1




Почему дети такие разные? Одни бойкие и активные, другие – тихие и застенчивые. Одни с удовольствием идут в детский сад, играют со сверстниками, другие – плачут и с трудом привыкаю к детскому коллективу.

Ответить на этот вопрос не так просто. Индивидуальные особенности детей определяются многими факторами. То, каким будет ребенок, зависит от врожденных особенностей – темперамента, типа нервной системы, физического здоровья; от условий жизни; от того, каких принципов воспитания придерживаются родители…

Ребенок может сильно отличаться от родителей, и тогда возникает естественное желание изменить его. Например, быстрой, активной маме трудно смириться с тем, что её малыш делает всё медленно. Она старается «перевоспитать» его, однако нередко результаты её стараний оказываются прямо противоположными, поскольку некоторые качества изменить невозможно. Важно уметь принимать малыша таким, какой он есть, помогая ему приспособиться к своим особенностям и жить с удовольствием.

Какие-то особенности зависят от возраста детей – например, в 3 года многие дети становятся особенно упрямыми и капризными, в 4 – 5 лет активно развивается воображение, и дети становятся фантазерами. Иногда следует просто запастись терпением и спокойно принимать происходящее с ребенком.

Однако некоторые особенности поведения напрямую определяются воспитанием в семье, и в этом случае важно хорошо представлять себе, как ваши методы воспитания, атмосфера в семье могут сказаться на ребенке.


ВАЖНО ПОМНИТЬ О ТОМ, ЧТО:

не следует:


  • Навешивать на ребенка «ярлыки» - «капуша», «застенчивый», «злой» и т. д.

  • Пытаться изменить ребенка, сделать его таким, как вам хочется. Если ребенок уродился медлительным, то вряд ли он станет активным и быстрым, как бы вам этого не хотелось.
  • Сравнивать ребенка с другими детьми.


  • Кричать на ребенка, наказывать его за то, в чем он не виноват.


следует:

  • Принимать ребенка таким, какой он есть, подчеркивать его достоинства, сильные стороны.

  • Оказывать ему поддержку, помогая преодолеть трудности.

  • Быть последовательным в воспитании, твердо осозновать, что вы разрешаете ребенку делать, а что запрещаете.

  • Быть внимательным к нуждам и потребностям малыша.

  • Осознавать, что со временем ребенок меняется и на каждом возрастном этапе ему могут быть присущи определенные особенности.


Педагог – психолог

МБДОУ «Детский сад № 9 «Зимушка», г. Норильск

Елена Васильевна Горошко

(«Практические материалы для психологов детских дошкольных учреждений», ИД «Генезис», 2009 г.)