sotrud.ru 1

.


ВНИМАНИЕ

План



1.Понятие внимания его виды и свойства.

2. Непроизвольное внимание.

3. Произвольное внимание.

4. Свойства внимания.

5. Развитие внимания.


Основные термины и понятия по теме: внимание, произвольное внимание, непроизвольное внимание, вынужденное внимание, эмоциональное внимание, привычное внимание. концентрация внимания, объем внимания, переключение внимания, распределение внимания, устойчивость.


  1. Понятие внимания, его виды и свойства


Познание человеком окружающей действительности весьма сложный и неоднородный процесс. Он включает в себя такие процессы как ощущение, восприятие, память, мышление, речь, воображение, внимание. Разделение познания на познавательные процессы носит искусственный характер и подчинено целям его научного изучения. В реальности же познавательные процессы теснейшим образом переплетены в одном общем процессе, взаимно обуславливая друг друга, ни один из них никогда не протекает изолированно от остальных.

Мы начинаем изложение психологии познания с описания феномена внимания.

«Сущность внимания состоит в избирательном характере психической деятельности. Мы никогда не воспринимаем всего, что на нас воздействует, а только что-то, никогда не думаем обо всем сразу, а только о чем-то. Причины внимания и невнимания лежат в жизни личности. Психическая деятельность личности направляется на то, что имеет для нее в данный момент наибольшую значимость. Внимание и представляет собой направленность и сосредоточенность психической деятельности». (Н.Ф. Добрынин). Под направленностью понимается избирательный характер этой деятельности и сохранение этой выбранной деятельности, под сосредоточением - углубление в данную деятельность и отвлечение от всего остального. Человек может сосредотачиваться не только на внешних предметах, но и на внутренних состояниях и переживаниях


Если направленность и сосредоточенность непроизвольны, то говорят о непроизвольном внимании. Если они связаны с сознательно поставленной целью, то говорят о произвольном внимании.

2. Непроизвольное внимание


Феномены непроизвольного внимания обусловлены ненаправленной поисковой активностью человека. Н.Ф. Добрынин выделяет три группы причин, способствующих непроизвольному вниманию и описывает соответственно три вида непроизвольного внимания.

Вынужденное» внимание.

Причиной вынужденного внимания является характер раздражителя с точки зрения силы, экстенсивности, длительности, прерывистости и т.д. Рассмотрим эти причины по порядку.

1. Чрезвычайно сильные, интенсивные раздражители - громкий выстрел, яркий блеск молнии, сильный толчок - все это неизбежно оторвет нас от нашей обычной деятельности и заставит обратить внимание на себя. Учитель, чтобы привлечь внимание учащихся, иногда стучит указкой по столу.

2. Экстенсивные раздражители, занимающие много места в пространстве, привлекают наше внимание. Большое пятно на стене, хотя бы не очень яркое, привлекает наше внимание не менее сильно, чем небольшое, но яркое пятно.

3. Длительность раздражителя также может привлечь наше внимание. Слабый короткий звук мы можем не заметить, но если он длится достаточно долго, то мы невольно обращаем на него внимание.

4. Это же можно утверждать по отношению к прерывистому раздражителю, то возникающему, то исчезающему, то усиливающемуся, то ослабевающему. Особенно обращают на себя внимание начало и конец раздражения. Мы можем не замечать непрерывного шума мотора, так как привыкли к нему, но стоит ему прекратиться, как мы это замечаем. Помня это, выгоднее иногда приостановить рассказ, сделать длительную паузу, чтобы привлечь внимание студентов, чем делать им замечания. Замечание всегда переключает внимание других на отдельного студента, нарушившего дисциплину, и отвлекает их от учебной работы. Иногда полезно начать говорить, не ожидая абсолютной тишины в классе. Рассказ привлечет внимание студентов, которые еще не успели сосредоточиться на лекции.


Прерывистость раздражения способствует не только слуховому вниманию, но и зрительному. Если среди крестиков, данных в виде нескольких рядов, имеются пропуски, то они мгновенно обнаруживаются (Рис.1).

++++++++++

+ ++++++++

++++++++++

++++++ +++

++++++++++

Рис.1

5. Движущийся объект привлекает наше внимание сильнее, чем неподвижный. Мы можем не замечать мухи, сидящей на нашем столе, но стоит ей поползти по столу, как мы невольно обращаем на нее внимание.

6. Новизна или необычность раздражителя - одна из важных его характеристик, вызывающих пробуждение внимания. Выделяют абсолютную новизну и относительную. Абсолютно новым является раздражитель, не встречавшийся в прежнем опыте. Относительную новизну представляет необычное сочетание каких-либо уже известных раздражителей. Машина новой марки, появившаяся на улице, свежий номер стенгазеты всегда будут замечены.

7. Обращает на себя внимание раздражитель, отличный от других по качеству. Так, в системе рядов из одинаковых кружков сразу виден крестик (Рис.2).


0000000000

00000+0000

0000000000

0000000000

Рис.2

Причинами вынужденного внимания могут быть не только внешние раздражителя, но и внутренние, например, внезапная острая боль отвлечет человека от всего остального.

Обобщая приведенные причины вынужденного внимания, можно сказать, что основным принципом их действия является контраст. Говоря о силе раздражителя, мы всегда при этом говорим об относительной его силе, так как слабое раздражение на фоне еще более слабых может быть даже заметнее, чем сильное на фоне одинаково сильных. Контраст - это нарушение всякой монотонности, однообразия в количественной или качественной характеристике раздражителя.

Перечисленные особенности раздражителя ненадолго превращают его в объект внимания. Длительное сосредоточение на объекте связано с его значимостью для личности.


Эмоциональное» внимание.

Данный вид внимания обусловлен соответствием или противоречием раздражителя внутренним условиям или внутреннему состоянию личности. Этими условиями может быть следующее.

1. Наши желания, влечения, интересы, непосредственные потребности. Когда нас мучит жажда, то все, связанное с питьем, невольно будет привлекать наше внимание, так как приобрело для нас определенную значимость. Удовлетворение жажды приведет и к угасанию этого внимания. Преподаватель психологии, читая любую литературу, замечает в ней примеры, иллюстрирующие психологические феномены.

2. Значительную роль играют ожидания определенных впечатлений. Ожидание нередко позволяет заметить то, что мы при других обстоятельствах вовсе не заметили бы.

Этот вид непроизвольного внимания уже заметно отличается от вынужденного, так как зависит не только от особенностей раздражителя, но и от особенностей личности. Раздражитель должен быть значим для человека.

Привычное» внимание.

Данный вид внимания обусловлен прошлым опытом человека и связан в большой мере с его привычками. Так врач даже у прохожих на улице замечает признаки распространенных болезней. В силу особенностей профессиональной деятельности это стало его привычкой. Лингвист, читая плохой перевод романа, замечает стилевые и культурные несоответствия. Мать всегда обратит внимание на признаки простуды у ребенка.

Воспринимая раздражители, не отличающиеся контрастностью, мы непроизвольно обращаем внимание на то, что нам уже известно. В толпе незнакомых людей мы легко замечаем знакомое лицо.

Непроизвольное внимание к конкретному раздражителю или объекту непродолжительно. Оно либо исчезает вместе с исчезновением интереса к раздражителю, либо переходит в произвольное, если объект оказывается значимым или интересным для человека.

3. Произвольное внимание

Произвольное внимание свойственно лишь человеку и может быть определено как сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Этот вид внимания тесно связан с волей. Условием формирования произвольного внимания является постановка цели деятельности. Авиадиспетчер в течение смены внимательно следит за светящимися точками на экране дисплея. Водитель автомобиля, даже в ночное время на свободной трассе, вынужден следить за дорогой.

Есть ряд условий, облегчающих, либо затрудняющих сосредоточиться и удерживать внимание на каком-либо объекте. Эти условия могут быть поделены на две группы: внутренние и внешние.

Далее поговорим о внутренних условиях.

Помогают сохранять внимание: Мешают сохранять внимание:

- интерес к объекту - отсутствие интереса;

- личная значимость объекта - отсутствие значимости;

- состояние здоровья - состояние болезни;

- бодрость, сытость - голод, усталость, прием алкоголя,

кофеина, табака, снотворного;

- душевное равновесие - эмоциональное возбуждение, стресс;

- наличие привычки работать - отсутствие привычки;

внимательно

- хорошие индивидуальные - низкие показатели;

показатели свойств внимания;

- применение приемов сосредо- - не использование этих приемов;

точения и сохранения внимания

на объекте таких как

а) включение в умственную

деятельность практического

действия (комментарий ниже);

б) словесное самопрограмми-

рование (напоминание себе

о значимых вещах).

- внимание слабеет с возрастом.

Комментарий к пункту а). Легче удерживать внимание на содержании научной книги, если чтение сопровождается конспектированием, подчеркиванием отдельных положений. Во время лекции сохранению внимания содействует ведение записей.

Внимание зависит также от циркадных ритмов: ночью, независимо от степени усталости человека, внимание более рассеянно, чем днем. Установлено, что в ночную смену люди работают менее эффективно, даже если они спят положенное число часов днем. Большинство несчастных случаев и ошибок на рабочем месте происходит ночью. У человека, которого оперируют ночью, меньше шансов выжить. Исследования, проводимые на авиалиниях, показали, что в ночное время пилоты действуют менее точно в связи с замедлением реакции, которое появляется в результате нарушения циркадных ритмов.


Теперь обсудим внешние моменты.

Помогают сохранять внимание: Мешают сохранять внимание:

- привычная ситуация; - новая, непривычная ситуация;

- отсутствие посторонних раздра- - наличие посторонних раздра-

жителей; жителей;

- разнообразие в объекте, объект - монотонность ситуации, отсутствие

как непрекращающийся источ- новой информации.

ник новой информации.


4. Свойства внимания


1. Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которое может быть охвачено вниманием в весьма ограниченный отрезок времени. Испытуемому предъявляют группу объектов (цифр, букв), не связанных между собою в течение 1\10 секунды. Объем внимания взрослого человека равен от 4 до 6 объектов, независимо от того, каковы объекты, буквы или слова. В словах не замечаются перестановки букв, что говорит о том, что слова воспринимаются в целом, как целостный объект, а не как ряд букв.

2. Концентрация внимания (интенсивность) характеризуется степенью сосредоточения на объекте. Показателем высокой степени концентрации является помехоустойчивость, невозможность отвлечь внимание человека от предмета деятельности посторонними раздражителями.

3. Устойчивость внимания - характеристика длительности внимания во времени. Наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность в том предмете, на котором оно сосредоточено, раскрывать новые свойства и связи. Противоположное качество внимания - колебания внимания, которые легко пронаблюдать при рассматривании двойственных изображений (Рис.3).



Рис.3

Пристальное рассматривание рисунка вызывает своеобразное его «движение»: в восприятии изображение пустой комнаты или тоннеля сменяется изображением усеченной пирамиды. Это движение можно остановить лишь в том случае, если включить рисунок в более широкий контекст како-либо мыслительной задачи, напимер, попытаться расставить мебель в новой комнате.


4. Распределение внимания - способность удерживать в поле внимания одновременно несколько объектов или контролировать несколько видов деятельности (читать стихи и решать арифметические задачи). Это свойство связано с концентрацией внимания. Эти свойства - антогонисты, т.е. действуют в противоположных направлениях.

5. Переключение внимания - намеченный перенос внимания с одного объекта или вида деятельности на другой. Разница между отвлечением и переключением в осознанности последнего. Переключение зависит от характера деятельности, привычки переключаться с одного на другое, легче переключаться со слабого раздражителя на сильный. Наоборот, труднее с сильного на слабый. Школьники писали контрольную работу по математике. В начале следующего урока им трудно переключиться на другой вид работы.

5. Развитие внимания


Развитие внимания совершается в деятельности. Приучить себя работать внимательно в самых разнообразных условиях – вот верный путь формирования внимания. Следует научиться произвольно и целеустремленно направлять внимание на определенный объект, не давая себя отвлечь посторонними раздражителями. Развитие устойчивости внимания человека связано с развитием его волевых качеств, потому надо дисциплинировать себя, приучать даже в мелочах быть хозяином своих действий. Лучший же способ стать внимательным  

В деятельности формируются свойства внимания, их устойчивые характеристики образуют качество личности - внимательность или невнимательность.

Необходимо различать внимательность как черту личности и как состояние. Рассеянность как состояние встречается и у внимательных людей в условиях усталости, озабоченности, радости и т.д. Внимательность как черта личности определяется соотношением в деятельности видов внимания. Человека с преобладающим произвольным вниманием считают внимательным, того, кто находится во власти внешних обстоятельств - невнимательным. Отличительный признак его - «легкость в мысли необыкновенная».



Вопросы для самопроверки


1. Что такое внимание как психический феномен?

2. Какие виды внимания существуют? Дайте характеристику каждого.

3. Назовите причины непроизвольного внимания.

4. Как соотносятся непроизвольное и «вынужденное» внимание? Какие факторы способствуют «вынужденному» вниманию?

5. Каковы условия сосредоточения внимания?

6. Охарактеризуйте свойства внимания.

7. В чем разница между переключением и отвлечением внимания?

8. Каковы условия развития внимания?


Приложение 1. Учет закономерностей человеческого внимания в различных областях жизни


Учет закономерностей внимания в рекламе

Человек сталкивается с рекламой либо случайно, либо целенаправленно, когда, готовясь к покупке, ищет нужную информацию о товаре.

Рассмотрим первый случай. Человек не ищет встречи с рекламой. Он занят своими делами. Чтобы он заметил рекламу необходимо правильно ее разместить. Правильно – значит так, чтобы она попадала в поле зрения или слуха потенциального потребителя. Многие менеджеры помещают рекламу в интересные телевизионные передачи и фильмы, в радиопередачи, в интересные статьи в журналах, размещают наружную рекламу в местах больших потоков или больших скоплений людей.

Но этого не всегда достаточно. Реклама, находящаяся в поле зрения или слуха человека, не всегда может замечаться. Нельзя не заметить рекламы во время телепередачи или фильма или рекламу в журнале размером в целую страницу или разворот. Но вот небольшое рекламное объявление на газетной полосе может остаться незамеченным. Незамеченной может остаться и та или иная наружная реклама. Почему? Дело в том, что реклама всегда воспринимается в определенном контексте. Для газетной рекламы – это прочая нерекламная информация. Реклама в специализированных рекламных изданиях конкурирует за внимание потребителя с другой рекламой. Для наружной рекламы таким контекстом является городской или загородный пейзаж. Человек читает газеты, ходит по улицам совсем не для того, чтобы читать рекламу. Он живет своей жизнью, в которой не всегда есть место рекламе. А потому специалисты создают такую рекламу, которая сама привлекает внимание человека независимо от его внутреннего состояния. И на помощь тут приходят законы вынужденного внимания.


Чтобы реклама вынуждала человека обратить на себя внимание, она должна войти в контраст окружающим контекстом, стать объектом на фоне. По существу, она должна стать тем, что в американском рекламоведении называют «ай-стопером» (eye-stopper – останавливающий взгляд). Для этого рекламе необходимо придать признаки раздражителя, вынуждающего человека обратить на себя внимание. И это делается. Ниже приведены примеры, учитывающие разные особенности таких раздражителей.

Интенсивность раздражителя. По телевизору вся или отдельная реклама иногда звучит гораздо громче, чем фильм или передача.

Экстенсивность раздражителя. Реклама на всю полосу или на весь разворот в газете или журнале, огромные щиты, панно, растяжки в наружной рекламе.

Прерывистость раздражителя. Электронная реклама (в т.ч. вывески) имеет часто пульсирующий характер: отдельные элементы рекламы загораются и гаснут в отпределенной последовательности.

Движущийся раздражитель. «Бегущая строка» на телевидении, наружные рекламные щиты, на которых изображение меняется через определенный интервал времени.

Новый, необычный раздражитель. Рекламный текст в рамке на фоне других текстов без обрамления. Черно-белая реклама на фоне цветной.

Вы листаете престижный журнал, где каждый квадратный сантиметр стоит безумных денег, и вдруг видите совершенно пустую страницу. Что это? Типографский брак? Отнюдь. Это – «ай-стопер». Внизу этой пустой страницы очень мелким шрифтом что-то написано. Читаем: «Фольксваген мал, но он всегда привлекает к себе внимание».

Отличный по качеству раздражитель. Яркие цветные рекламные панно на фоне серых стен городских зданий, разноцветные рекламные щиты на фоне не столь яркого городского пейзажа.

Если окружающие раздражители не контрастируют между собой, на что непроизвольно обращает внимание человек? По законам непроизвольного внимания на два класса объектов:


- на то, что отвечает его внутреннему состоянию, т.е. его потребностям и ожиданиям:

- на что привык обращать внимание, на то, что уже известно по прежнему опыту.

Здесь существует огромный диапазон индивидуальных различий и особенностей, который невозможно учесть в рекламе. Вместе с тем имеются и некоторые общие закономерности. Так уж мы устроены, что если рядом находятся неодушевленный объект и человек, то обращает на себя внимание именно человек. Мужчина по природе своей всегда заметит женщину, особенно красивую, женщина – мужчину. Конечно, на женщину, особенно красивую, обращают внимание не только мужчины, но и женщины тоже, но по-иному: оценить, сравнить ее с собой или себя с ней, что-то перенять, что-то осудить. Аналогично обращают внимание друг на друга мужчины. Думается, что такое внимание обусловлено свойственной всем людям половой потребностью и потребностью в самоидентификации и самооценке. Вот почему в большинстве рекламных сообщений и роликов рядом с предлагаемым товаром присутствуют люди. Очень часто мужские товары рекламируются на фоне красивых женщин. Какой же мужчина не обратит внимание на элегантную красотку с дерзким декольте, сидящую на капоте новой модели автомобиля. Если рекламируются духи, то вместе с флаконом в рекламе красивая женщина, если мотоцикл, рядом – мужественный спортивный парень.

Большим привлекающим внимание эффектом обладают дети и животные. Малыши и дитеныши животных просто завораживают некоторых взрослых и это также не остается без внимания специалистов по рекламе. Реклама с участием детей и животных встречается также часто.

Почему в рекламу привлекают известных людей - актеров, певцов, спортсменов и даже политических деятелей. Одна из причин заключается в том, что лицо известного нам человека – своеобразный «ай-стопер».

Мы рассмотрели далеко не все возможности использования законов нашего внимания при создании и размещении рекламы. Если вас заинтересовала эта тема, советую обратиться к специальной литературе.