sotrud.ru 1 2 3

"Программы для составления школьного расписания: возможности и опыт применения"


В. А. Караковский, д.п.н., школа № 825 (г. Москва)

О. Л. Матусевич, к.т.н., Институт общего образования МО РФ.


Расписание занятий в образовательном учреждении - это один из важнейших видов планирования учебно-воспитательной работы и основной организационный документ, определяющий работу коллектива учителей и учащихся, администрации и учреждения в целом. Качество расписания в значительной степени определяет качество учебного процесса.

Составление расписания регламентируется целым рядом нормативных документов и методик. Методические рекомендации по составлению школьного расписания включают в себя не только педагогические, организационные, но и гигиенические требования.

В совокупности же со сложностью некоторых вариантов учебных планов (региональный компонент) соблюдение всех предъявляемых требований при составлении школьного расписания представляет собой для завуча сложную и трудоемкую задачу, которая иногда осложняется спецификой школы (школьный компонент; индивидуальные требования учителей к дням и часам работы, особенно со стороны учителей-администраторов и учителей-совместителей; определенные дни и часы проведения занятий; ограниченное число кабинетов; использование технических средств обучения; двухсменная работа школы; наличие трех и более класс-комплектов; перегрузка отдельных учителей и многое другое).

В то же время, сохраняется главное требование к расписанию - создание наилучших условий для эффективных занятий учащихся и труда учителей. При этом необходим учет степени профессионального мастерства каждого учителя, стиля и методов его работы, ориентации каждого классного кабинета на те или иные предметы. От завуча требуется знание всех особенностей учебного процесса своей школы, чтобы правильно сформулировать их в виде требований к будущему расписанию.

Перечислим основные требования к расписанию и возможности их реализации в данной программе.


По сложившейся практике администрация школы, прежде всего, распределяет классы по сменам с учетом возрастных групп и особенностей. При этом основная цель - сохранение уровня работоспособности учащихся на протяжении всего учебного процесса.

Распределяя классы по дням недели, администрация максимально использует возможности I-й смены; выпускные ( IX -е и XI -е) классы занимаются только в I-ю смену в связи с повышенной трудностью работы в этих классах; уроки I-й и II-й смен максимально сближаются. Все эти требования закладываются в виде часов занятий для каждого класса на каждый день недели в таблицу предварительных данных для составления расписания. Часы занятий классов здесь задаются лишь ориентировочно, исходя из недельной нагрузки класса, хотя можно предусмотреть и точное ограничение уроков (начало в определенное время или окончание занятий к определенному часу), например, для факультатива, внеклассных и внешкольных мероприятий.

Гигиенические требования к расписанию занятий предусматривают обязательный учет изменения физиологических функций и работоспособности учащихся в течение дня и по дням недели, а также трудности предметов, при этом также учитывается преобладание статического или динамического компонентов во время занятий. Считается, что снижению утомляемости способствует правильное чередование так называемых "трудных" и "легких" уроков, поэтому опытные завучи ставят наиболее сложные уроки в часы наибольшей работоспособности учащихся в соответствии с гигиеническими рекомендациями. По степени трудности учебные предметы принято ранжировать в баллах. Для учета этих требований при составлении расписания все сочетания предметов, рекомендуемых (или, наоборот, нежелательных) для размещения друг за другом, или запрещённых для размещения в течение дня, заносятся в виде специальных требований.

При машинном составлении расписания завуч имеет возможность на основе своего опыта учесть все это в создаваемой базе данных именно для своей школы. Требования нормативных документов, регулирующих учебную нагрузку учащихся, учитываются завучем при назначении дневной нагрузки каждого класса. Все эти и др. требования должны быть известны завучу и заложены им в создаваемую базу данных.


Очень важным и в то же время сложным во многих школах является выполнение требования к проведению занятий по определенному предмету в заданных помещениях (кабинетах), что требует рационального, а иногда и просто искусного использования помещений. Помощь в этом вопросе со стороны ЭВМ заключается в наглядном представлении завучу результатов использования школьных помещений при том или ином заданном распределении их между классами, учителями и предметами. Простейший анализ использования кабинетов позволяет путем изменения исходных данных обеспечить наиболее рациональное распределение кабинетов между классами и учителями и максимальное использование специализированных помещений (лингафонный кабинет, спортзал, кабинеты информатики, химии, физики, мастерские и др.). Важно, что при машинном составлении расписания возможно успешное размещение уроков в условиях дефицита классных помещений, что достигается программой определения относительного времени занятий. Для этого по результатам анализа и по рекомендации программы завуч предоставляет классам и учителям достаточно свободную сетку часов, остальное делает компьютер. Кроме того программа позволяет обеспечивать и ряд других важных требований, например равномерное или заданное распределение нагрузки классов и учителей по дням недели, ограничение (снизу или сверху) дневной нагрузки учителей, минимизация количества "окон", максимальное сближение уроков I -й и II -й смен, создание расписания в условиях дефицита кабинетов и др.

Таким образом, при машинном способе составления расписания от завуча требуется знание всех особенностей своей школы, чтобы правильно сформулировать их в виде требований к будущему расписанию. Программа же в процессе составления расписания неукоснительно соблюдает заданные требования, т.е. конечный результат (полученное расписание) достигается не путем отмены части заданных требований, а именно за счет выявления и устранения конфликтных ситуаций.

Данный пакет решает несколько задач:


проверка корректности введенных в ЭВМ исходных данных и выдача указаний по их корректировке;

анализ исходных данных для оценки возможности составления расписания с заданными требованиями;

выработка и выдача завучу рекомендаций по изменению исходных данных с целью устранения препятствий к составлению расписания;

собственно составление расписания;

создание и распечатка требуемых конечных форм расписания (для классов, для учителей, для завуча, для кабинетов).

Такой комплексный подход к задаче позволяет достичь решения в большинстве случаев, поскольку предусматривает направленное изменение исходных данных и устранение ситуаций, исключающих решение или затрудняющих его поиск.

Программный пакет работает практически на любых компьютерах, совместимых с IBM/PC, под управлением операционной системы MS-DOS версии 3.30 и старше и ориентирован на применение в ОУ различного профиля, систем обучения и вариантов учебного плана.

В заложенном в него алгоритме предусмотрена минимизация "окон" - обязательное требование к расписанию для классов, если такое решение существует или изменение исходных данных для достижения этой цели.

В качестве основного источника исходных данных принят учебный план школы (класса, группы классов) ; недельная нагрузка учителей и классов определяется программой автоматически.

Программный пакет "АРМ XXI" позволяет учитывать:

- для классов:

заданные дни занятий;

допустимое число часов занятий в день и их расположение в сетке часов;

желаемую последовательность предметов;

недопустимые последовательности предметов;

недопустимые сочетания предметов в течение дня;

требование к проведению занятий определенных классов или занятий по определенному предмету в заданном помещении;

осуществлять объединение и разделение классов;

- для учителей:

заданные дни и часы работы;


а также составлять расписание для преподавания отдельных предметов одиночными и сдвоенными часами (в зависимости от принятой методики преподавания).

Предусмотрено директивное размещение некоторых занятий в определенные дни и часы (специализация или практика на предприятиях, занятия с учителями-совместителями и т.д.).


Имеющийся опыт работы с пакетом показывает, что, используя указанные возможности пакета (в том числе, и любые их комбинации), удается реализовать подавляющее большинство требований школ к расписанию.

Следует отметить также и то, что определенные трудозатpаты на ввод и корректировку исходных данных (а необходимость устранения ошибок в них возникает почти всегда) окупаются удобством при работе с корректными данными; рекомендации же по изменению некоторых требований (обычно это касается дней и часов работы учителей и занятий классов) являются обоснованными и наглядными и оказывают большую помощь в составлении качественного расписания.

Пакет "АРМ XXI"особенно эффективен при сложных исходных данных в ряде вариантов учебного плана или специфических требованиях отдельных школ, когда ручное составление расписания с соблюдением всех заданных требований практически невозможно (например, большие школы, двухсменная работа, жесткий график работы отдельных учителей и др.).


Эффект от автоматизации процесса составления расписания достигается благодаря:

анализу исходных данных с целью выявления трудностей при составлении расписания и выдаче рекомендаций по изменению требований;

удобству работы с базой данных и ее изменения;

автоматическому решению задачи размещения уроков ;

автоматическому созданию и выводу на печать конечных форм;

созданию и предоставлению завучу обширной дополнительной информации, необходимой для анализа исходных данных в отдельных сложных случаях;

исключению ошибок в базе данных и в расписании.

ИРПО совместно с институтами и факультетами повышения квалификации осуществляет учебно-методическую поддержку образовательных учреждений при использовании ими данной технологии организации учебного процесса.


Надежда ВАСИЛЬЕВА,
кандидат педагогических наук,
г. Санкт-Петербург


Наука составлять расписание

Расписание уроков регламентирует ритм школьной жизни, труд и отдых учащихся и учителей.
От его качества во многом зависит эффективность всего образовательного процесса


Приемлемость уроков и школьное расписание

Учебный режим школы должен соответствовать функциональным возможностям учащихся. Объем, содержание и организация учебного процесса должны обеспечивать такое состояние организма, при котором утомление полностью исчезало бы за период отдыха.

Основные критерии оценки уроков с точки зрения функциональных возможностей учащихся – трудность и утомительность. Утомительность характеризуется изменением работоспособности, а трудность предмета – уровнем успеваемости, то есть степенью усвоения учебного материала. Следовательно, при составлении расписания необходимо учитывать оба фактора в равной степени.

В правовом аспекте проблема составления школьного расписания нашла отражение в новых гигиенических требованиях к составлению расписания, которые основываются на данных современных научных исследований биоритмологии умственной работоспособности и таблицы трудности предметов И.Г. Сивкова. Однако для заместителя директора школы, который составляет расписание, важно не только знать, насколько труден предмет, но и представлять силу утомляющего воздействия уроков по тому или иному предмету на состояние здоровья учащихся. К сожалению, таблица трудности И.Г. Сивкова совсем не учитывает такого компонента обучения, как утомительность предметов, которая в первую очередь влияет на здоровье ученика.

Современные исследования дают представление о зависимости утомительности предмета от его трудности, хотя по некоторым предметам эти показатели значительно различаются. Эти представления дают возможность объединить два показателя в один – приемлемость предмета. Поэтому таблице И.Г. Сивкова можно предложить альтернативу – шкалу приемлемости предметов, которая учитывала бы компоненты трудности и утомительности обучения, а также особенности каждого образовательного учреждения и учебного плана каждого класса.


Шкала приемлемости состоит из столбца «Предметы по рангу», куда вносятся предметы, ранги которых были получены по результатам диагностики степени их трудности и утомительности методом экспертных оценок – их алгоритм представлен в приложении 1. По своей структуре предлагаемая шкала постоянна, а по содержанию вариативна (см. таблицу 1).

Таблица 1

Примерная шкала приемлемости предметов



Как видно из таблицы 1, шкала состоит из пяти групп трудности. Каждая группа имеет оценку в баллах – это постоянный компонент шкалы, не подлежащий каким-либо изменениям. Содержание (т.е. набор предметов) каждой группы может меняться в зависимости от результатов диагностики. Она представляет собой вариативную часть шкалы.

В средней общеобразовательной школе № 618 г. Санкт-Петербурга мы получили следующую шкалу приемлемости предметов (см. таблицу 2).

Таблица 2

Шкала приемлемости предметов




Алгоритм составления расписания





Поскольку в каждом образовательном учреждении приемлемость предметов будет своя, то читателям не стоит копировать приведенную шкалу «один в один». Целесообразно провести диагностику степени трудности и утомительности предметов в своей школе методом экспертных оценок.

Кроме того, при составлении расписания имеет смысл руководствоваться таблицей ранжирования уровня работоспособности учащихся разных классов на различных уроках в течение учебной недели (см. приложение 2).

Мы создали алгоритм составления физиологически обоснованного расписания, который учитывает реально выполнимые гигиенические требования. Этот алгоритм можно использовать для составления учебного расписания как в школе, имеющей большое количество классов второй и третьей ступеней, так и в сравнительно небольшом образовательном учреждении. Алгоритм предназначен для специалистов, которые составляют расписание без использования компьютерной программы.


При использовании автоматизированных программ целесообразно выполнять расстановку предметов с помощью автоматизированной программы поэтапно на основании предложенного алгоритма. Как показывает практика, данные программы могут быть использованы только как вспомогательный инструмент для:


  • первоначальной расстановки предметов с последующей ее ручной доводкой;

  • сохранения информации и вывода ее на печать.

После автоматизированного распределения предметов (программа, как правило, расставляет от 40 до 70%) учитывать гигиенические требования к расписанию уроков практически невозможно, так как приходится не только доставлять оставшиеся нерасставленные предметы, но и существенно изменять (до 60%) автоматизированную расстановку предметов по принципу «лишь бы расставить».

Поэтому при использовании компьютерной программы для составления рационального расписания с учетом реально выполнимых гигиенических и педагогических требований, специфики образовательного учреждения необходимо расстановку предметов выполнять поэтапно с использованием предложенного выше алгоритма. При этом каждый этап расстановки группы предметов должен заканчиваться ручной доводкой с ориентацией на вышеперечисленные требования. Это позволит более рационально составить расписание и по возможности учесть все необходимые условия.

Порядок изменения расписания





Алгоритм корректировки школьного расписания

При необходимости изменить расписание в течение учебного года, которая возникает довольно часто, необходимо поработать с макетом таблицы. Для изменения расписания на нем необходимо выполнить следующие расчеты и перестановки.

Предложенный способ составления расписания занимает времени не более, чем обычно, но позволяет составить расписание грамотно, т.е.:


  • сделать собственную шкалу приемлемости предметов (трудности и утомительности) для составления более рационального школьного расписания;

  • держать в поле зрения заместителя директора школы достаточно большое количество необходимой информации;

  • равномерно распределять уроки на каждый день (избегать излишнего количества седьмых уроков);

  • ставить все классы с первого урока, что позволяет обеспечить обучение в одном ритме, поскольку каждый день учащиеся будут начинать учебный день в одно и то же время;

  • регулировать степень сложности учебного дня в зависимости от динамики недельной работоспособности школьников;

  • расставлять уроки практически без «окон» либо с минимальным их количеством, что позволяет сохранить ритм работы учителя и создать благоприятный рабочий режим;

  • рационально чередовать предметы разной направленности;

  • рационально расставить необходимые сдвоенные уроки;

  • быстро изменять и корректировать расписание в силу производственной необходимости.

Кроме того, при таком способе не требуется значительного количества бумажных заготовок (дополнительных таблиц, особенно если в школе много классов второй и третьей ступеней (от 30 и более).

Для того чтобы подготовить качественное расписание, которое бы соответствовало возможностям конкретного образовательного учреждения, необходимо провести свою собственную диагностику степени трудности и утомительности предметов в каждой параллели. Экспертами в данном случае должны стать учащиеся, так как лучше них никто не может сказать, какой предмет является трудным и утомительным.

Критерии гигиенической оценки школьного расписания

1. Количество классов начальной школы – ______.

2. Количество классов основной и средней школы – ___________.

3. Всего учебных кабинетов, используемых для проведения уроков – ___________.


4. Наличие шкалы приемлемости для своего образовательного учреждения:



5. Учет шкалы приемлемости предметов в школьном расписании:



6. Распределение уроков на день для учащихся:



7. Все классы начинают учебу с первого урока:



8. Рациональное чередование предметов разной направленности и сложности:



9. Соблюдение в расписании учета работоспособности учащихся (в недельной динамике):



10. Рациональная расстановка уроков для учителей:



11. Максимальное количество уроков у учителей в день:

а) до 4 уроков – у____ учителей – ______ (%);

б) 5 и 6 уроков – у____ учителей – _____ (%);

в) 7 уроков и более – у____ учителей – ___ (%).

12. Методический день имеется (указать количество учителей):

а) с нагрузкой до 24 часов в неделю – у____ учителей;

б) с нагрузкой от 25 до 30 часов в неделю – у___ учителей;

в) с нагрузкой более 30 часов в неделю – у___ учителей.


  1. Подготовить наборы с названиями предметов с 5-го по 11-й класс.

  2. Учащимся раздать наборы карточек с названиями предметов и листки для ответов.

  3. Предложить выбрать карточки с названиями тех предметов, которые изучаются в данном классе (по дневнику).


  4. Уточнить понятие «трудность» предметов.

  5. Предложить самостоятельно определить трудность каждого предмета путем ранжирования, т.е. раскладывания карточек в порядке убывания трудности предмета (карточки укладывать сверху вниз, т.е. на первом месте сверху – карточка с самым трудным предметом, ниже – менее трудным и т.д.).

  6. Полученный расклад предметов записать на листе ответов.

  7. После этого разобрать и уточнить понятие «утомительность» предметов.

  8. Выполнить аналогичную процедуру ранжирования и записать полученный расклад на листе ответов.

  9. Листы с ответами собрать и обработать (см. форму сводной таблицы ниже).

Средний балл предмета в параллели рассчитать по формуле:



– где: mk – средний балл по предмету одного класса;

n – количество классов в исследуемой параллели;

или по формуле:



– где: Mk – сумма баллов по предмету одного класса;

n – количество учащихся одной параллели, участвующих в исследовании.

Например, в параллели 7-х классов имеется пять классов, приняли участие в диагностике 130 человек. Сумма баллов по русскому языку в параллели составила 469. Подставляем в формулу числа:

Ср. б. пр. = (469/130) = 3,61 – средний балл по русскому языку в параллели 7-х классов составил 3,61, дети воспринимают этот предмет как достаточно трудный.

Таким же образом рассчитывается отдельно средний балл каждого предмета по утомительности.

Затем находится средний балл приемлемости по каждому предмету. Для этого складываются два показателя: средний балл трудности и средний балл утомительности, а затем результат делится на 2. Таким образом получается средний балл приемлемости предмета.


На основании полученных данных составляется индивидуальная таблица приемлемости предметов конкретного образовательного учреждения по каждой параллели.

Форма сводной таблицы для обработки ответов



Приложение 2

Ранжирование учебных часов в течение недели
в зависимости от уровня работоспособности учащихся разных классов


1 – наиболее благоприятные часы; 10 – наиболее неблагоприятные.

6–7 – пониженный уровень работоспособности (малоблагоприятные часы для проведения уроков).

8–10 – низкий уровень работоспособности (неблагоприятные часы для проведения уроков).




следующая страница >>