sotrud.ru 1

Гиперактивность

(синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ))


Высокая двигательная активность, неустойчивость внимания и импульсивность являются характеристикой нормального развития ребенка-дошкольника. А потребность в движении в нем заложена самой природой. Но существует группа детей, у которых эта потребность достигает патологического уровня. Таких детей называют гиперактивными, то есть сверхподвижными.

В настоящее время данная проблема приобретает не только психологическую, но и социальную значимость, так как психомоторное беспокойство, расторможенность, повышенная раздражительность мешают таким детям адаптироваться к жизни в обществе, усваивать школьную программу. При неблагоприятных обстоятельствах в подростковом возрасте поведение гиперактивных детей может стать девиантным.

Гиперактивность как одно из патологических проявлений является частью целого комплекса нарушений, которые составляют «синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)», включающий нарушения системы эмоциональной регуляции. Основным проявлением СДВГ считаются гиперактивность, дефицит внимания и импульсивность. Не менее серьезными вторичными нарушениями являются слабая успеваемость и трудности в общении. Более или менее отчетливыми проявления СДВГ становятся к 3-4 годам, но уже в раннем детстве такие малыши выделяются среди сверстников высокой чувствительностью к внешним раздражителям, повышенным мышечным тонусом, плохим сном и расторможенностью во время бодрствования. Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности. Это могут быть:

 генетические факторы;

 некоторые перенесенные матерью во время беременности заболевания;

 кислородное голодание плода во время беременности и родов;

 родовые травмы различной тяжести;

 инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша;

 особенности строения и функционирования головного мозга,


 врожденные нарушения деятельности ЦНС и минимальные органические поражения головного мозга.

Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит именно минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-невропатолог после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение.

Минимальные мозговые дисфункции не всегда проявляются с первых дней жизни, но отчетливо заметны уже на первом году, а их последствия сказываются вплоть до 10-12 летнего возраста, но наиболее ярко – в дошкольном детстве. По данным медиков такие отклонения наблюдаются у каждого 5-6 ребенка чаще всего у мальчиков.


Портрет гиперактивного ребенка


Настроение гиперактивных детей неустойчивое, наблюдается вспыльчивость, агрессивность, что часто приводит к конфликтам с окружающими. Большие трудности ребенок испытывает в коллективе сверстников, которые отказываются общаться с ним, мотивируя это его драчливостью и неумением играть. Гиперактивный ребенок не способен долго переживать обиды, складывается впечатление, что с него все «как с гуся вода». Поэтому о таких детях говорят как о бесчувственных, а иногда и жестоких. Данный факт можно объяснить тем, что на нейрофизиологическом уровне у детей с СДВГ снижен болевой порог, то есть они мене чувствительны к боли, чем их сверстники. Кроме дефицита внимания для детей с СДВГ характерны повышенная утомляемость, нарушение памяти и низкая умственная работоспособность. Необычность поведения детей с СДВГ не является результатом дурного характера, упрямства или невоспитанности как считают многие взрослые. Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним – вполне посильная задача.

Дефицит внимания – характерная черта гиперактивных детей. Эта проблема часто сопровождает и другие нарушения в развитии ребёнка, (например, задержку психического развития), при этом ребёнок может быть гипоактивным. Но при наличии гиперактивности, дефицит внимания гарантирован. В последнее время проблему гиперактивности и обозначают как «Синдром дефицита внимания и гиперактивности», или СДВГ.


Наиболее часто встречаются следующие виды нарушений внимания.

1. Нарушение устойчивости и концентрации:

а) нет сосредоточения (ребенок не может выделить значимый раздражитель и, как следствие, не включается в учебный процесс);

б) слабая концентрация внимания (ребенок выделяет значимый раздражитель, но не может сосредоточиться на нем);

в) кратковременная сосредоточенность (ребенок быстро отвлекается, его внимание нестабильно);

г) немотивированные колебания внимания (у ребенка «включается» охранительное торможение).

2. Нарушение распределения и переключения внимания:

а) ригидность внимания (ребенок с большим трудом переходит от одного вида деятельности к другому);

б) застревание («прилипание») внимания (ребенок не может перейти от одного вида деятельности к другому).

3. Нарушение объема внимания (ребенок способен воспринимать очень ограниченное число объектов).

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью имеет множественную этиологию и представляет собой симптомокомплекс, сочетающий различные проявления. Поэтому и диагностическая, и коррекционная работа должна проводиться взаимосвязано различными специалистами – врачом, психологом, педагогом, при активном участии родителей.


Основные признаки (синдром гиперактивности)

 двигательная расторможенность;

 чрезвычайная подвижность;

 неспособность к точным движениям;

 отвлекаемость;

 невнимательность;

 неумение сосредоточиться на чем-либо.

Подход к лечению и коррекции поведения и деятельности гиперактивного ребенка, его адаптации в коллективе должен быть комплексным. Как отмечает специалист по работе с гиперактивными детьми доктор медицинских наук, профессор Ю. С. Шевченко, «Ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться…». Важно, работая в тесном контакте с родителями и педагогами, научить ребенка эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми.



«Скорая помощь» при работе с гиперактивным ребенком:


1. отвлечь ребенка от его капризов

2. предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность)

3. задать неожиданный вопрос

4. отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действие ребенка)

5. не запрещать действие ребенка в категоричной форме

6. не приказывать, а просить (но не заискивать)

7. выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас)

8. автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном)

9. сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает

10. оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья)

11. не настаивайте на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения

12. не читайте нотаций (ребенок все равно их не слышит)


Рекомендации родителям:


 общаться с ребенком мягко и спокойно

 при совместном выполнении заданий избегать как криков и приказов, так и восторженных интонаций, эмоционально приподнятого тона (ребенок быстро присоединится к этому настроению и эмоции его захлестнут)

 детей с неординарными способностями не перегружать кружками и т.д., чтобы избежать переутомления и отказа от учебы вовсе

 исключить вседозволенность

 хвалить искренно и за дело, требующее от ребенка какого-либо усилия, без лишних возбуждающих эмоций.

 инструкция для ребенка должна содержать не более 10 слов

 указания даются по одному, по мере выполнения предыдущего

 выполнение указаний контролируется

 запретов минимум и оговорить их заранее с ребенком, четко и непреклонно включая санкции, следующие за их нарушением

 взрослому быть последовательным в своих решениях и требованиях относительно воспитания ребенка


 «нет» и «нельзя» заменить на отвлекающие действия

 заранее предупреждать о смене деятельности, давая ребенку время окончить предыдущую, о чем лучше напомнить звонком будильника или таймера

 усталость у детей выражается в повышенном двигательном беспокойстве — избегать мест большого количества народа очень часто

 соблюдение дома четкого режима дня

 оградить от длительного просмотра телепередач и занятий на компьютере, способствующих эмоциональному перевозбуждению

 полезны совместные с родителями спокойные пешие прогулки перед сном


Памятка для родителей гиперактивного ребенка:


1. Запишите ребенка в спортивную секцию: плавание, спортивная ходьба, легкая атлетика (целесообразен бег на длинные дистанции).

2. Не ждите быстрых результатов. Настройтесь на долгую (10 – 12 месяцев) работу. Ваш кропотливый ежедневный труд непременно принесет свои плоды.

З. Обсудите вместе с ребенком круг его обязанностей.

4. Прежде чем поручить ребенку что-либо сделать, тщательно взвесьте, может ли он с этим справиться.

5. Помните, что возраст от З до 7 лет наиболее благоприятен для развития трудовых навыков. Используйте бытовые дела как тренажер по развитию у ребенка внимания и ответственности.

6. Прежде чем поручить ребенку какую-то обязанность, необходимо несколько раз показать ему, как это делается.

7. Расширяйте список обязанностей ребенка постепенно, только после того, как он научился справляться с уже порученными ему делами, не отвлекаясь.

8. Необходимо регулярно демонстрировать ребенку, как надо выполнять то или иное поручение, не отвлекаясь.

9. Если ребенок не сделал что-нибудь потому, что отвлекся, необходимо объяснить ему, что из этого может получиться и почему.

10. Не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка: не подбирайте за ним вещи и игрушки.


11. Объясните ребенку, что обязанности, не выполненные в срок, придется выполнять в другое время, отведенное для развлечений.

12. Без уважительной причины не разрешайте ребенку откладывать выполнение дел на «потом», мотивируя тем, что «потом» можно и забыть. Повторяйте этот аргумент спокойно и многократно, пока не настоите на своем (принцип «заезженной пластинки»).

13. Напоминайте ребенку о его обязанностях не только в устной, но и в наглядной форме: нарисуйте вместе картинный план.

14. Продумайте систему поощрений за правильно выполненное поручение. Это могут быть похвала, игрушка, конфета, разрешение пригласить в дом друзей и т.д.

15. Помогайте ребенку приступать к выполнению задания. Помните, что для него самое трудное – начать.