sotrud.ru 1


История. 9 класс   
 2 
 
 
Демонстрационный вариант  
контрольных измерительных материалов для проведения в 2012 году 
государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по ИСТОРИИ 
обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы 
основного общего образования 
 
 

Пояснения к демонстрационному варианту экзаменационной работы 
 
При ознакомлении с демонстрационным вариантом 2012 г. следует иметь 
в виду, что задания, включённые в демонстрационный вариант, не отражают 
 
всех  элементов  содержания,  которые  будут  проверяться  с помощью 
 
вариантов КИМ в 2012 г. Полный перечень элементов содержания, которые 
Государственная (итоговая) аттестация 2012 года (в новой форме) 
могут  контролироваться  на  экзамене 2012 г.,  приведён  в  кодификаторе, 
по ИСТОРИИ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные 
размещённом  на  сайте: www.fipi.ru. В кодификаторе  выделены (*) те 
программы  
элементы  содержания,  которые  проверяются  с  привлечением  знаний  по 
 
всеобщей истории. 
 

Демонстрационный  вариант  предназначен  для  того,  чтобы  дать 
 
возможность  любому  участнику  экзамена  и  широкой  общественности 
 
составить  представление  о  структуре  будущей  экзаменационной  работы, 
Демонстрационный вариант  
числе  и  форме  заданий,  а  также  об  их  уровне  сложности.  Приведённые 
контрольных измерительных материалов для проведения 
критерии  оценивания  выполнения  заданий  с  развёрнутым  ответом, 
в 2012 году государственной (итоговой) аттестации 
включённые в этот вариант, позволят составить представление о требованиях 
к полноте и правильности записи развёрнутого ответа. 

(в новой форме) по ИСТОРИИ обучающихся, освоивших 

Эти  сведения  дают  выпускникам  возможность  выработать  стратегию 
основные общеобразовательные программы основного 
подготовки к сдаче экзамена по истории. 
общего образования 
 
 
 
 

подготовлен Федеральным государственным научным учреждением 
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ» 
© 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 


История. 9 класс   
 3 
История. 9 класс   
 4 
 
 
Демонстрационный вариант 2012 года
Часть 1
 
 
 

При выполнении заданий с выбором ответа (А1–А22) обведите кружком 
Инструкция по выполнению работы 
номер правильного ответа в экзаменационной работе. 
 

 

 
На  выполнение  экзаменационной  работы  по  истории  даётся 3 часа 
 
 
 
(180 минут). Работа состоит из 3 частей, содержащих 35 заданий. 
A1 
К какому веку относится образование Древнерусского государства с центром 
Часть 1 (А) содержит 22 задания с выбором ответа. К каждому заданию 
 
в Киеве? 
дается  четыре  ответа,  только  один  из  которых  верный.  При  выполнении 
 
 
 
1) VIII в.         
заданий  части 1 (А)  выберите  правильный  вариант  ответа  и  обведите 
 
 
кружком  номер  выбранного  ответа  в  экзаменационной  работе.  Если  Вы 
2) IX в.           
 
обвели  не  тот  номер,  то  зачеркните  обведённый  номер  крестиком  и  затем 
3) X в.          
 
обведите номер правильного ответа. 
4) XI в. 
 
Часть 2 (В)  состоит  из 8 заданий  с  кратким  ответом  в  виде  слова 
 
 
 
(словосочетания)  или  набора  цифр.  Для  заданий  части 2 (В)  ответ 
 
A2 

«Русская правда» в Древней Руси – это

записывается  в  экзаменационной  работе  в  отведённом  для  этого  месте. 
 
 
 

 
 
В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. 
1)  сборник законов Древнерусского государства 
 
Часть 3 (С) содержит 5 заданий с развёрнутым ответом. Задания С1, С2 
2)  первая древнерусская летопись 
 
предусматривают  анализ  исторического  источника.  Задания  С3–С5 
3)  название международного договора Руси и Византии 
 
предполагают развёрнутый ответ на заданную тему. Задания выполняются на 
4)  литературное произведение, написанное киевским князем 
отдельном листе. 
 
 
При  выполнении  заданий  Вы  можете  пользоваться  черновиком. 
 
 
 
Обращаем  Ваше  внимание  на  то,  что  записи  в  черновике  не  будут 
A3 
Что стало одним из последствий Смуты начала XVII в.? 
 
 
 
 
учитываться при оценивании работы. 
1)  завершение процесса объединения русских земель вокруг Москвы  
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для 
 
2)  вхождение украинских земель в состав России 
экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, 
 
3)  пресечение династии московских князей – потомков Ивана Калиты  
и  переходите  к  следующему.  Если  после  выполнения  всей  работы  у  Вас 
 
4)  воцарение династии Романовых на российском престоле
останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. 
 
 
 
Баллы,  полученные  Вами  за  выполненные  задания,  суммируются. 
 
 
 
Постарайтесь  выполнить  как  можно  больше  заданий  и  набрать  наибольшее 
A4 
Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите имя царя, упомянутого в 
 
количество баллов. 
отрывке.  
 
«Опричнина 
получила 

назначение 

высшей 
полиции 
по 
делам 
Желаем успеха!
государственной измены. Отряд в тысячу человек, зачисленный в опричнину 
 
 
и  потом  увеличенный  до 6 тысяч,  становился  корпусом  дозорщиков 
внутренней крамолы. Малюта Скуратов, т. е. Григорий Яковлевич Плещеев-
Бельский, родич митрополита Алексия, был  как бы шефом этого корпуса, а 
царь  выпросил  себе  у  духовенства,  бояр  и  всей  земли  полицейскую 
диктатуру для борьбы с этой крамолой». 
 
 
 
1)  Иван III  
 
2)  Иван IV 
 
3)  Фёдор Иванович 
 
4)  Борис Годунов 
 
 
© 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 
3
© 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 


История. 9 класс   
 5 
История. 9 класс   
 6 
 
 
 
 
 
A5 
Какое событие революции 1905–1907 гг. произошло позже остальных?
A10  Результатом  морской  экспедиции 1819–1821 гг.  под  руководством 
 
 
 
 
 
 
Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева стало
1)  принятие Манифеста 17 октября  
 
 
 
 
 
 
2)  Кровавое воскресенье  
1)  открытие пролива между Азией и Северной Америкой 
 
 
 
3)  роспуск II Государственной думы  
2)  подробное описание земель  у устья Амура и острова Сахалин 
 
 
 
4)  восстание на броненосце «Князь Потемкин-Таврический»
3)  открытие Антарктиды  
 
 
 
 
4)  всестороннее  изучение  животного  и  растительного  мира  Северного 
 
 
 
Ледовитого океана
A6 
III отделение  императорской канцелярии было создано в целях
 
 
 
 
 
 
 
 

 

1)  создания единого свода законов 
 
 
 
A11  Реализация  второго  пятилетнего  плана  развития  экономики  СССР 
 
2)  разработки проектов отмены крепостного права
 
 
происходила в
 
 
3)  усиления полицейского контроля над обществом
 
 
 
 
 
4)  улучшения положения государственных крестьян
1) 1920-х гг. 
 
 
 
 
2) 1930-х гг. 
 
 
 
 
3) 1940-х гг. 
A7 
Необходимость  обретения  выхода  к  Чёрному  морю  стала  в  годы  правления 
 
4) 1950-х гг.
 
Екатерины II  причиной
 
 
 
 
 
 
 
 
1)  русско-турецких войн
 
 
 
A12  Что относится к событиям Гражданской войны в России?
 
2)  заключения Вечного мира с Польшей
 
 
 
 
 
 
 
3)  участия России в разделах Польши
1)  Брусиловский прорыв 
 
 
 
4)  антифранцузской политики Российской империи
2)  оборона Порт-Артура 
 
 
 
 
3)  разгром войск генерала Врангеля 
 
 
 
 
4)  защита Брестской крепости
A8 
Прочтите отрывок из рапорта русского полководца императору  и определите 
 
 
 
 
автора.  
 
 
 
«Осмелюсь  всеподданнейше  донести  вам,  всемилостивейший  государь,  что 
A13  Что явилось одним из итогов нэпа? 
 
 
вступление  неприятеля  в  Москву  не  есть  ещё  покорение  России.  Напротив 
 
 
1)  городское население количественно превзошло сельское
того,  с  войсками,  которых  успел  я  спасти,  делаю  я  движение  на  Тульской 
 
 
2)  было ликвидировано кулачество
дороге. Сие приведёт меня в состояние защищать город Тулу <…> и Брянск 
 

 

3)  была проведена форсированная индустриализация страны
<…>  и  прикрывает  мне  все  ресурсы,  в  обильнейших  наших  губерниях 
 
 
заготовленные». 
4)  по объёму промышленного производства страна вышла на уровень 1913 г. 
 
 
 
 
 
 
1)  А.В. Суворов   
 
 
 
 
 
2)  М.И. Кутузов  
A14  Какое  условное  наименование  получил  план  нападения  фашистской 
 
 
 
Германии на СССР?
3)  П.И. Багратион  
 
 
 
 
 
 
4)  М.Д. Скобелев
1) «Тайфун» 
 
 
 
 
2) «Цитадель» 
 
 
 
 
3) «Барбаросса»
A9 
Укажите  имя  московского  князя,  в  правление  которого  Русь  окончательно 
 
 
 
освободилась от ордынского ига.
4) «Ост» 
 
 
 
 
 
 
1)  Иван Калита 
 
2)  Дмитрий Донской 
 
3)  Иван III 
 
4)  Василий III  
 
 
© 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 
5
© 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 



История. 9 класс   
 7 
История. 9 класс   
 8 
 
 
 
 
 
 
A15  Прочтите  текст  об  одной  из  военных  операций  Великой  Отечественной 
A19  Первым Президентом РФ был 
 
войны.  Какая  советская  республика  была  освобождена  в  результате  этой 
 
 
 
 
1)  В.В. Путин
военной операции? 
 
 
«План  операции  предусматривал  одновременный  прорыв  обороны 
2)  Б.Н. Ельцин 
 
противника  на  шести   участках.  Успешное  выполнение  замысла  операции 
3)  М.С. Горбачёв 
 

"Багратион" позволяло полностью очистить от войск противника московское 

4)  Е.Т. Гайдар 
 
направление,  завершить  освобождение  всей  территории…   выйти  на 
 
 
 
побережье Балтийского моря и к границам Восточной Пруссии».
 
 
A20  Памятником монументального искусства 1920–1930-х гг. является
 
 
 
 
 
 
 
1)  Украина
 
 
1) «Рабочий и колхозница» В.И. Мухиной
 
 
2)  Белоруссия
 
 
2)  памятник Минину и Пожарскому И. Мартоса
 
 
3)  Молдавия
 
 
3)  памятник «Тысячелетие России» М. Микешина
 
 
4)  Эстония
 
 
4) «Родина-мать зовёт!» Е.В. Вучетича
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
A16  Какое событие произошло в 1950-х гг.?
 
 
A21  Рассмотрите схему и выполните задание. 
 
 
 
 
 
1)  отставка Н.С. Хрущёва 
 
2)  принятие Конституции СССР 
 
3) I Съезд народных депутатов СССР 
 
4) XX съезд КПСС  
 
 
 
 
 
A17  Чем завершилась «пражская весна»? 
 
 
 
 
1)  поражением  реформистского  течения  в  Коммунистической  партии 
Чехословакии  
 
2)  приходом  к  власти  в  Чехословакии  оппозиционных  коммунистам 
политических сил 
 
3)  роспуском Организации Варшавского договора 
 
4)  распадом Чехословакии на Чехию и Словакию 
 
 
 
 
 
 
 
A18  Прочтите  отрывок  из  воспоминаний  Е.Т.  Гайдара  и  укажите  год,  когда 
Укажите событие, отображённое на схеме. 
 
 
произошли описанные события. 
 
 
1)  стояние на реке Угре
«Со 2 января  цены  на  подавляющее  большинство  товаров  (за  исключением 
 
 
2)  Ледовое побоище

хлеба,  молока,  спиртного,  а  также  коммунальных  услуг,  транспорта  и 

 
 
энергоносителей) были освобождены, а регулируемые – повышены… 
3)  Невская битва 
 
В  своих  выступлениях  накануне  либерализации  я  говорил  о  предстоящем 
4)  Куликовская битва 
 
первоначальном повышении цен на 200–300 процентов. В действительности 
 
же  в  январе  их  рост  по  сравнению  с  предыдущим  месяцем  составил  
352 процента». 
 
 
 
1) 1962 г.
2) 1985 г.
3) 1992 г.
4) 1998 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
© 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 
7
© 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 



История. 9 класс   
 9 
История. 9 класс   
 10 
 
 
 
 
A22  Рассмотрите изображение и ответьте на вопрос. 
 
Часть 2 
 
Задания 
В1–В8 
требуют 
ответа 
в 
виде 
одного-двух 
слов, 
последовательности букв или цифр, которые следует записать в текст 
экзаменационной  работы.  Имена  российских  государей  следует  писать 
только буквами (например: Николай Второй). 

 
 
 
 
 
B1 
Расположите  в  хронологическом  порядке  следующие  события.  Укажите 
 
ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов. 
 
 
 
1)  отмена крепостного права в России 
 
2)  ограничение крестьянского перехода неделей до и неделей после Юрьева 
дня 
 
3)  принятие Соборного уложения царя Алексея Михайловича 
 
4)  созыв первого Земского собора 
 
 
Ответ: 
    
 
 
 
 

B2 

Установите  соответствие  между  положениями  судебной  реформы 1864 г.  и 
 
принципами, которые эти положения отражают: к каждому элементу первого 
столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. 
 
 
 
ПОЛОЖЕНИЯ СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ   
ПРИНЦИПЫ 
 
А)  О  делах,  производившихся  в  публичных  1) независимость суда
К какому периоду относится данный плакат?
 
 
 
заседаниях  судебных  мест,  дозволяется  2)  всесословность суда
 
 
 
 
 
1) 1941–1945 гг.
печатать для всеобщего сведения.
3)  гласность суда
 
 
 
 
 
 
2) 1945–1953 гг.
Б)  Судебная  власть…  распространяется  на  4)  состязательность процесса
 
 
 
 
 
3) 1953–1964 гг.
всех и на все дела, как гражданские, так и 
 
 
4) 1991–2000 гг.
уголовные. 
 
 
 
 
В)  В  судебном  разбирательстве  участвуют 
представители защиты и обвинения. 
 
 
 
Запишите  в  строку  ответов  выбранные  цифры  под  соответствующими 
буквами. 
 
А 
Б 
В 
Ответ: 
 
 
 
 
© 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 
9
© 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации  10 


История. 9 класс   
 11 
История. 9 класс   
 12 
 
 
 
 
 
B3 
Какие лозунги были выдвинуты большевиками в апреле 1917 года? Найдите 
B6 
Сравните  особенности  экономического  развития  Российского  государства  в 
 
 
в  приведённом ниже списке два лозунга и запишите цифры, под которыми 
XVI в. и во второй половине XVIII в. Выберите и запишите в первую колонку 
они указаны.

порядковые  номера  черт  сходства,  а  во  вторую – порядковые  номера  черт 

 
 
 
 
различия.
1) «Вся власть Советам!»
 
 
 
 
 
 
2) «Долой самодержавие!»
1)  существование внутренних таможенных барьеров 
 
 
 
3) «Война до победного конца!»
2)  существование мануфактурного производства 
 
 
 
4) «Никакой поддержки Временному правительству!»
3)  отсутствие перевозки грузов по железным дорогам 
 
 
 
5) «Все на борьбу с Деникиным!»
4)  преобладающее значение сельского хозяйства 
 
 
 
 
 
Ответ:  
 
Черты сходства 
Черты различия 
 
 
 
 
 
 
 
 
B4 
Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже 
 
 
 
 
 
суждения, соотнеся их начала и варианты завершения. 
B7 
Запишите слово, пропущенное в схеме. 
Инвестиции  различных стран в экономику  России 
 
 
 
Год 
Франция 
Англия 
Германия 
Программные документы 
1880 31,4 
 30,1  
29,8  
декабристов 
млн руб. 
млн руб. 
млн руб. 
1890 66,6 
 35,3  
79,0  
млн руб. 
млн руб. 
млн руб. 

Н.М. Муравьёв 
 
 
 
 
НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ 
  ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ 
«Русская правда» 
«Конституция» 
СУЖДЕНИЯ 
 
 
А)  К 1890 г.  преобладающими  в  экономике  1) увеличились
 
 
 
России стали
 
2)  германские инвестиции
 
Ответ: ___________________________. 
 
 
Б)  К  концу XIX в.  иностранные  инвестиции 
 
3)  английские инвестиции
 
 
в российскую экономику
 
4)  французские инвестиции
 
 
 
 
 
 
В)  Наиболее  слабой  динамикой  в  конце 
 

B8 

Ниже  приведён  перечень  терминов.  Все  они,  за  исключением  одного, 
5)  сократились
 
 
 
XIX в.  характеризовались
обозначают сословия. 
 
 
 
 
 
 
Запишите  в  строку  ответов  выбранные  цифры  под  соответствующими 
Дворянство, мещанство, крестьянство, чиновничество, духовенство. 
буквами. 
 
 
Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда.
А 
Б 
В 
 
 
Ответ: 
 
 
 
 
 
Ответ: ___________________________. 
 
 
 
 
 
B5 
Запишите термин, о котором идёт речь. 
 
«В  СССР  в  период  «оттепели»  особое  распространение  получил  термин, 
означающий  восстановление  утраченного  доброго  имени  и  прав  человека, 
необоснованно  обвинённого  и  невинно  осуждённого  за  совершение  какого-
либо преступления». 
 
 
 
Ответ: ___________________________. 
 
© 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации  11
© 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации  12 


История. 9 класс   
 13 
История. 9 класс   
 14 
 
 
Часть 3 
 
Задания C3–C5 предусматривают  разные  виды  деятельности:  анализ 
 
Для  ответов  на  задания  этой  части  (С1–С5)  используйте  отдельный 
исторической  ситуации  (С3),  сравнение  исторических  событий  и 
лист.  Запишите  сначала  номер  задания  (С1  и  т.д.),  а  затем  ответ  к 
явлений (С4), составление плана ответа на данную тему (С5). Выполняя 
нему. 
эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса. 
 

 

 
 
 
 
 
Прочитайте  фрагмент  исторического  источника  и  выполните  задания 
 
 
C3 
Накануне  весеннего  сева  крестьяне,  пользуясь  ослаблением  местной  и 
С1, С2. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из 
 
центральной власти, стали делить землю и имущество  местных помещиков. 
курса истории. 
А осенью был издан декрет Съезда Советов, по которому помещичью землю 
 
 
они могли делить законно. 
Отрывок из доклада Генерального секретаря ЦК КПСС
1) Укажите год, когда могли произойти указанные события. 
 
«Известно,  что  в  последние  годы  усилились  неблагоприятные  тенденции, 
2)  Почему  произошло  ослабление  местной  и  центральной  власти,  которым 
возникло  немало  трудностей.  Благодаря  активной  работе  партии  начиная  с 
воспользовались крестьяне? 
1983  года  удалось  подтянуть  работу  многих  звеньев  народного  хозяйства  и 
3)  Как  назывался  документ,  согласно  которому  был  узаконен  раздел  земли 
несколько  улучшить  обстановку.  Однако  <...>  трудности  далеко  не 
помещиков? 
преодолены,  и  нам  предстоит  приложить  немало  усилий,  чтобы  создать 
 
 
надёжную основу для быстрого продвижения вперед… 
 
 
 
 
Конечно,  сказалось  влияние  природных  и  ряда  внешних  факторов.  Но 
C4 
Существует  точка  зрения,  что  в  период  раздробленности,  несмотря  на 
главное,  думается,  в  том,  что  своевременно  не  были  должным  образом 
 
различия  в  устройстве  политически  независимых  княжеств,  в  развитии 
оценены  изменения  в  объективных  условиях  развития  производства, 
русских  земель  было  много  общего.  Приведите  не  менее  двух  фактов, 

необходимость  ускорения  его  интенсификации,  перемен  в  методах 

подтверждающих эту общность. 
хозяйствования  и,  что  особенно  важно,  не  проявлялось  настойчивости  в 
 
 
 
разработке и осуществлении крупных мер в экономической сфере. Нам надо, 
 
 
 
товарищи,  глубоко  и  до  конца  осознать  сложившуюся  ситуацию  и  сделать 
C5 
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Коренной перелом в 
 
самые серьёзные выводы. Исторические судьбы страны, позиции социализма 
ходе  Великой  Отечественной  войны».  Составьте  план,  в  соответствии  с 
в  современном  мире  во  многом  зависят  от  того,  как  мы  дальше  поведём  
которым Вы будете освещать эту тему. 
дело <…> 
План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение 
Главный  вопрос  сейчас  в  том,  как  и  за  счёт  чего  страна  сможет  добиться 
содержания любых двух пунктов. 
ускорения экономического развития…» 
План  с  пояснениями  должен  отразить  основные  события  (явления), 
 
 
 
 
связанные с коренным переломом в ходе Великой Отечественной войны.
C1 
Назовите  фамилию  автора  доклада  и  укажите  название  периода,  когда  этот 
 
 
 
 
политический деятель возглавлял страну. 
 
 
 
 
 
 
C2 
В  первом  абзаце  отрывка  найдите  и  запишите  предложение,  где    описана 
 
ситуация,  причины  которой  названы  во  втором  абзаце.  Выпишите  не  менее 
двух причин указанной ситуации. 
 
 
© 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации  13
© 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации  14 


История. 9 класс   
 15 
История. 9 класс   
 16 
 
 
Система оценивания экзаменационной работы по истории 

 

 
 
ЧАСТЬ 1 
ЧАСТЬ 2 
За  верное  выполнение  заданий  А1–А22  выставляется 1 балл.  Задание  с 
Задание  с  кратким  ответом  считается  выполненным  верно,  если  верно 
выбором ответа считается выполненным верно, если учащийся указал номер 
указаны требуемые одно-два слова или последовательность цифр. 
только правильного ответа. Во всех остальных случаях (выбран другой ответ; 
За  верный  ответ  на  каждое  из  заданий  В1,  В3, B5, В6, B7, В8 
выбрано два или больше ответов, среди которых может быть и правильный; 
выставляется 1 балл.  За  верный  ответ  на  каждое  из  заданий  В2  и  В4 
ответ на вопрос отсутствует) задание считается невыполненным. 
выставляется 2 балла,  если  верно  указаны 3 элемента  ответа; 1 балл,  если 
 
верно указаны 2 элемента. 
№ задания 
Ответ 
 
А1 2 
№ задания 
Ответ 
А2 1 
В1  2431 
А3 4 
В2  324 
А4 2 
В3  14 
А5 3 
В4  213 
А6 3 
В5 
реабилитация 
А7 1 
В6  3412 
 
А8 2 
В7 
Пестель 
А9 3 
В8 
чиновничество 
А10 3 
 
А11 2 
А12 3 
А13 4 
А14 3 
А15 2 
А16 4 
А17 1 
А18 3 
А19 2 
А20 1 
А21 4 
А22 3 
 
 
 

© 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации  15
© 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации  16 


История. 9 класс   
 17 
История. 9 класс   
 18 
 
 
 
 
ЧАСТЬ 3 
 
 
C2 
В  первом  абзаце  отрывка  найдите  и  запишите  предложение,  где    описана 
Задания части 3 оцениваются в зависимости от полноты и правильности 
 
ситуация,  причины  которой  названы  во  втором  абзаце.  Выпишите  не  менее 

ответа. За задания С1, С2 на анализ исторического источника и за задание С4  

двух причин указанной ситуации.
на сравнение исторических событий ставится от 0 до 2 баллов. За задания С3 
 
 
 
на  анализ  исторической  ситуации  и  С5  на  составление  плана  ответа  на 
 
 
данную тему может быть выставлено от 0 до 3 баллов. 
Содержание верного ответа и указания по оцениванию 
 
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) 
Баллы 
 
Отрывок из доклада Генерального секретаря ЦК КПСС
В ответе должно быть указано предложение:  
 
«Известно,  что  в  последние  годы  усилились  неблагоприятные  тенденции, 
«Известно,  что  в  последние  годы  усилились  неблагоприятные 
возникло  немало  трудностей.  Благодаря  активной  работе  партии  начиная  с 
тенденции, возникло немало трудностей». 
1983  года  удалось  подтянуть  работу  многих  звеньев  народного  хозяйства  и 
Могут быть указаны следующие причины: 
1) влияние природных факторов и ряда внешних факторов; 
несколько  улучшить  обстановку.  Однако  <...>  трудности  далеко  не 
 
2)  своевременно  не  были  должным  образом  оценены  изменения  в 
преодолены,  и  нам  предстоит  приложить  немало  усилий,  чтобы  создать 
объективных  условиях  развития  производства,  необходимость 
надёжную основу для быстрого продвижения вперед… 
ускорения его интенсификации, перемен в методах хозяйствования; 
Конечно,  сказалось  влияние  природных  и  ряда  внешних  факторов.  Но 
3)  не  проявлялось  настойчивости  в  разработке  и  осуществлении 
главное,  думается,  в  том,  что  своевременно  не  были  должным  образом 
крупных мер в экономической сфере 
оценены  изменения  в  объективных  условиях  развития  производства, 
необходимость  ускорения  его  интенсификации,  перемен  в  методах 

Правильно  указаны  предложение  (или  в  иных  формулировках 


хозяйствования  и,  что  особенно  важно,  не  проявлялось  настойчивости  в 
верно передан его смысл) и две причины 
разработке и осуществлении крупных мер в экономической сфере. Нам надо, 
Правильно  указаны  предложение  (или  в  иных  формулировках 

товарищи,  глубоко  и  до  конца  осознать  сложившуюся  ситуацию  и  сделать 
верно передан его смысл) и одна причина 
самые серьёзные выводы. Исторические судьбы страны, позиции социализма 
Правильно  указано  только  предложение  (или  в  иных 

в  современном  мире  во  многом  зависят  от  того,  как  мы  дальше  поведём  
формулировках верно передан его смысл). 
дело <…> 
ИЛИ 
Главный  вопрос  сейчас  в  том,  как  и  за  счёт  чего  страна  сможет  добиться 
Правильно указаны только причины (любое количество).  
ускорения экономического развития…»
ИЛИ  
 
 
 
Ответ неверный 
 
 
 
Максимальный балл 2 
C1 
Назовите  фамилию  автора  доклада  и  укажите  название  периода,  когда  этот 
 
 
 
 
 
 
политический деятель возглавлял страну.
 
C3 
Накануне  весеннего  сева  крестьяне,  пользуясь  ослаблением  местной  и 
 
 
 
 
 
центральной власти, стали делить землю и имущество  местных помещиков. 
 
Содержание верного ответа и указания по оцениванию 
А осенью был издан декрет Съезда Советов, по которому помещичью землю 
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) 
Баллы 
они могли делить законно. 
В ответе должны быть названы: 
1) Укажите год, когда могли произойти указанные события. 
1) автор доклада –  М.С. Горбачёв; 
 
2)  Почему  произошло  ослабление  местной  и  центральной  власти,  которым 
2) название периода – перестройка 

воспользовались крестьяне? 

Правильно назван автор доклада и период 2 
3)  Как  назывался  документ,  согласно  которому  был  узаконен  раздел  земли 
Правильно назван только автор доклада. 

помещиков? 
 
ИЛИ  
Правильно назван только период 
Ответ неверный 0 
Максимальный балл 2 
 
 
© 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации  17
© 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации  18 


История. 9 класс   
 19 
История. 9 класс   
 20 
 
 
 
 
 
 
 
 
Содержание верного ответа и указания по оцениванию 
C5 
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Коренной перелом в 
 
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) 
Баллы 
ходе  Великой  Отечественной  войны».  Составьте  план,  в  соответствии  с 
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 
которым Вы будете освещать эту тему. 
1) год, к которому относятся события, – 1917; 
План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение 
2)  причина,  например:  после  падения  монархии  возникло 
содержания любых двух пунктов. 
противостояние  между  Советами  и  Временным  правительством, 
 
План  с  пояснениями  должен  отразить  основные  события  (явления), 
что привело к ослаблению власти; 
связанные с коренным переломом в ходе Великой Отечественной войны. 
 
(Может быть названа другая причина.); 
 
 
3) документ – Декрет о земле 
 
Содержание верного ответа и указания по оцениванию 
Верно названы три элемента ответа 3 
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) 
Баллы 
Верно названы два любые  элемента ответа 2 

При анализе ответа учитываются: 

Верно назван один любой элемент ответа 1 
– количество пунктов плана и пояснений к ним; 
Ответ неверный 0 
–  корректность  формулировок  пунктов  плана  с  точки  зрения  их 
Максимальный балл 3 
 
соответствия заданной теме
 
–  корректность  пояснений  к  пунктам  плана  (полнота  представлен-
 
 
 
 
C4 
Существует  точка  зрения,  что  в  период  раздробленности,  несмотря  на 
ной информации и отсутствие фактических ошибок) 
 
различия  в  устройстве  политически  независимых  княжеств,  в  развитии 
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 
русских  земель  было  много  общего.  Приведите  не  менее  двух  фактов, 
1)  Понятие  коренного  перелома  в  ходе  Великой  Отечественной 
подтверждающих эту общность.
войны. 
 
 
 
2) Первый этап коренного перелома (ноябрь 1942 г. – весна 1943 г.) 
 
Содержание верного ответа и указания по оцениванию 
а) контрнаступление советских войск под Сталинградом 
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) 
Баллы 
б)  успешные  операции  на  Северном  Кавказе,  Среднем  и  Верхнем 
Могут быть приведены факты: 
Дону, на брянском и курском направлениях 
1) жители всех русских княжеств говорили на одном языке; 
в) завершение перестройки промышленности на военный лад 
2)  жители  всех  русских  княжеств  принадлежали  к  единой 
г) развитие партизанского движения 
древнерусской народности; 
3) Второй этап коренного перелома (лето 1943 – конец 1943 г.). 
3)  жители  всех  русских  княжеств  придерживались  христианской 
Ко  второму  этапу  относится:  Курская  битва,  битва  за  Днепр, 
 
 
(православной) веры; 
достижение  пикового  уровня  военного  производства  в  СССР, 

4)  жители  всех  русских  княжеств  руководствовались  едиными 

укрепление 
антигитлеровской 
коалиции 
(Тегеранская 
правовыми  нормами,  восходящими  к  своду  законов  «Русская 
конференция). 
правда». 
4)  Итоги  коренного  перелома  в  ходе  Великой  Отечественной 
Могут быть приведены другие факты 
войны. 
Верно приведены два факта 2 
Возможны  другое  количество  и  (или)  иные  корректные 
Верно приведён один факт 1 
формулировки  пунктов  плана.  Они  могут  быть  представлены  в 
Приведены  рассуждения  общего  характера,  не  соответствующие 

назывной, вопросной или смешанной формах. 
требованию задания. 
Пояснения  могут  быть  приведены  в  форме  подпунктов  (п. 2), 
ИЛИ 
ненумерованного  перечня  позиций  (п. 3),  комментариев  в 
Ответ неверный 
свободной форме 
Максимальный балл 2 
План  содержит  не  менее  трёх  пунктов,  к  двум  из  которых  даны 

 
пояснения. 
 
Формулировки  пунктов  плана  и  пояснений  отражают  содержание 
темы, в пояснениях без фактических ошибок приведены основные 
исторические события, раскрывающие содержание пунктов плана.  
© 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации  19
© 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации  20 


История. 9 класс   
 21 
История. 9 класс   
 22 
План  содержит  не  менее  трех  пунктов,  к  одному  из  которых  дано 

План  содержит  два  пункта  без  пояснений,  или  в  качестве 

пояснение. 
пояснений  приведены  рассуждения  общего  характера,  не 
Формулировки  пунктов  плана  и  пояснения  отражают  содержание 
содержащие конкретной информации по теме. 
темы,  в  пояснении  без  фактических  ошибок  приведены  основные 
ИЛИ 
исторические события, раскрывающие содержание пункта плана.  

План  содержит  менее  двух  пунктов  независимо  от  качества 

ИЛИ 
пояснений. 
План содержит два пункта, к обоим даны пояснения. 
ИЛИ 
Формулировки  пунктов  плана  и  пояснений  отражают  содержание 
Пункты плана не отражают содержания темы. 
темы, в пояснениях без фактических ошибок приведены основные 
ИЛИ 
исторические события, раскрывающие содержание пунктов плана. 
В  пунктах  плана  и  пояснениях  допущено  две  или  более 
ИЛИ 
фактические ошибки,  искажающие содержание темы 
План  содержит  не  менее  трех  пунктов,  к  двум  из  которых  даны 
Максимальный балл 

пояснения. 
 
 
 
Формулировки пунктов плана отражают содержание темы. 
В  пояснениях  к  одному-двум  пунктам  плана  наряду  с  верными 
позициями  содержатся  фактические  ошибки,  существенно  не 
искажающие  ответ,  ИЛИ  в  пояснениях  к  одному-двум  пунктам 
плана  представлены  верные,  но  не  основные,  а  только  частные 
факты, не в полной мере раскрывающие содержание пунктов плана.
План  содержит  не  менее  трёх  пунктов  без  пояснений,  или  в 

качестве  пояснений  приведены  рассуждения  общего  характера,  не 
содержащие конкретной информации по теме. 
Формулировки  пунктов  плана  отражают  содержание  темы  и  не 
содержат фактических ошибок. 
ИЛИ 
План содержит два пункта, к одному из которых дано пояснение. 
Формулировки  пунктов  плана  и  пояснения  отражают  содержание 
темы, без фактических ошибок приведены основные исторические 
события, раскрывающие содержание пунктов плана. 
ИЛИ 
План  содержит  не  менее  трёх  пунктов,  к  одному  из  которых  дано 
пояснение. 
Формулировки пунктов плана отражают содержание темы. 
В  пояснении  к  пункту  плана  наряду  с  верными  позициями 
содержатся  фактические  ошибки,  существенно  не  искажающие 
ответа, ИЛИ в пояснениях к пункту плана представлены верные, но 

не  основные,  а  только  частные  факты,  не  в  полной  мере 

раскрывающие содержание пунктов плана. 
ИЛИ 
План  содержит  не  менее  двух  пунктов,  к  обоим  дано  пояснение. 
Формулировки  пунктов  плана  и  пояснений  в  целом  отражают 
содержание  темы,  но  допущена  одна  фактическая  ошибка, 
значительно искажающая её содержание 
© 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации  21
© 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации  22