sotrud.ru 1

Заметки об одонтокультуре. Зубастые, но… симпатичные

Сивовол С.И.

Закладывание основ культуры, начиная с конца 19 — начала 20 веков, представляет собой взаимное притягивание многих отраслей социальной жизни, обусловленное прогрессом. Крупные достижения в науке и технике, строительстве и образовании, философии и медицине, сопровождаясь духовным (дух, как совокупность принципов интеллектуальной жизни) стимулированием, формируют ту или иную культуру.

Культура 20 века характеризуется появлением и утверждением массовой культуры, которая резко отличается от прежних низовых (допотопных) форм тем, что она опирается на достижения самых передовых технологий даже в большей степени, нежели элитарные формы культуры. Более того, в сфере массовой культуры: поп-музыка, кино, компьютерные игры, СМИ, социология тела (культуризм, изменение пола, внешности, в том числе, «омоложение» старости) и пр.,— используются мощные потенциалы социологии, психологии, менеджмента, философии и других общественных дисциплин. Массовая культура уникальна как искусство манипуляции элементарными человеческими реакциями и импульсами («драйвами») масс людей, использующее самые рафинированные достижения науки. Она способна создавать настроение, воздействуя на подсознание.

Одонтокультура безусловно является ответвлением массовой культуры, такого ее направления, как индустрия формирования имиджа и «улучшения» физических данных индивида. Носителями одонтокультуры являются: так называемый гламур (глянцевые журналы), развлекательная киноиндустрия, индустрия моды, социология тела и т.д.

Конечно, важно понимать, анализируем мы реальности массовой культуры или лишь образы, исходящие из сознания. Реальность одонтокультуры мы подтвердим лишь в том случае, если соединим воедино разрозненные элементы (зубы, культуру, психологию, социологию, историю, мифологию и пр.) и простыми правилами (объяснениями) прокоментируем эту связь.

В начале определим в самых общих аспектах то семантическое поле, к которому относится явление одонтокультуры. Понятие «одонтокультура» охватывает отношения, идеально установившееся между двумя тематическими рядами, одним — природным (биологическим), другим — социально-культурным. Первый ряд включает в себя «зубы», второй — организованные группы людей и личности.


Социальную роль зубов доказывают как историко-фольклорные источники, так и данные современных психологических исследований. Зубы в различных народных культурах символизировали здоровье, жизненную энергию и были «характеристикой» человека. Равномерно редкие зубы указывали на нечестность, скученные — на скупость и душевное непостоянство. Зато диастема сулила счастье и долголетие. В современном социуме зубы выступают в качестве своеобразного оценочного стандарта, формы личностной самоидентификации, отношения к жизни.

Кроме своего биологического, зубы имеют и мощное символическое значение. Они являются атрибутом силы, защиты. «Укоренение» этой мысли в сознании поколений можно объяснить тем, что древним людям приходилось бороться за существование с крупными хищниками (тиграми, львами, медведями и т.п.), у которых зубы — это первейшее оружие, символизирующее силу и защиту.

Вероятно, поэтому тлиникиты — северо-западные индейцы, расселившиеся на юго-востоке Аляски и в Британской Колумбии — украшали фасады своих жилищ «зубастыми» масками. А у африканского народа дух Иджо — хранитель домашнего очага — имел оскаленную пасть и две пары огромных клыков.

Безусловно, в основе одонтокультуры лежит своеобразный процесс ФЕТИШизации зубов. Современные люди воспринимают — с позиции символизма — зубы также как и древние. Поэтому они несут ту же смысловую нагрузку: сила, защита, нападение. «Зубастый» — говорим мы про дерзкого человека, способного за себя постоять; выражения «показать зубы», «иметь зуб» — означают угрозу, агрессию.

Как утверждают психологи, люди с нормальными зубами (вероятно, фронтальными) воспринимаются более позитивно. Данные психологических исследований свидетельствуют, что бы произвести более благоприятное впечатление на партнера (собеседника) и лучше ему запомниться, необходимо улыбаться — т.е., специфически обнажать (демонстрировать) свои зубы — не менее...35 (!) раз в час.

Внешняя привлекательность (красивые зубы) имеет значение даже при трудоустройстве. Например, в одном эксперименте по изучению влияния нарушения эстетики лица (наличие пигментных пятен на фронтальных зубах) на решение о принятии на работу оценивали смоделированное резюме. Несмотря на то, что резюме всех 108 участников были идентичны, преимущества получили те, где была приложена фотография улыбающегося лица без пигментных пятен на зубах.


Исследования В.Шава и соавт.(1991) засвидетельствовали, что «некрасивые» зубы у подростков являются причиной обидных насмешек товарищей, оказывающих отрицательное психологическое воздействие. Эти же авторы отметили, что эстетика лица и зубов влияет на социальные характеристики, такие как дружелюбие по отношению к индивиду со стороны других людей, популярность, социальный статус. И в то же время, разрушенные фронтальные зубы или их отсутствие снижали привлекательность человека.

Вероятно, это обусловлено тем, что беззубость воспринимается как слабость, упадок, запустение. Такую смысловую нагрузку зубы получают потому, что они находятся в зоне визуального контакта. Мы воспринимаем человека, прежде всего, по глазам и... зубам. Нет глаз — это страшно, нет зубов — неприятно.

Зубы были первыми нательными украшениями. Древние люди изготавливали талисманы из зубов убитых животных и, вероятно, поверженных врагов. Свое «амулетное» предназначение зубы сохранили вплоть до 19 века. В 1816 году зуб Исаака Ньютона был продан в Лондоне за 730 фунтов стерлингов. Покупатель вставил его в кольцо, которое носил не снимая.

Как говорил британский палеонтолог Аркель, история не производит бесполезных событий. Вопросы, связанные с зубами, оказали влияние на культуру поведения и даже... цивилизацию. Почему у столовых ножей закругленное острие? Как-то на рауте кардинал Ришелье заметил, что одна знатная дама ковыряется в зубах ножом. Он подозвал слугу и велел закруглить острия у всех столовых ножей. НОУ-ХАУ быстро распространилось по Парижу, а из него — по всему миру.

Разумеется, одонтокультура — это не поиск упоминаний о зубах в литературных и культурологических источниках. Одонтокультура — это, прежде всего, формирование на уровне сознания и бессознательного “социального” отношения к зубам. Она представляет собой сочетание трех элементов, соединенных между собой исторической и мифологической общностью: социального, психологического и ритуального.

“Социальность” одонтокультуры состоит в том, что она проявляется в обществе, в организованных группах в том числе, в интерактивном режиме. Психологическая составляющая подразумевает веру, выражающуюся убеждениями, и другие проявления умственной деятельности, включая когнитивность и интоспекцию (самонаблюдение). И, наконец, ритуальный элемент представлен социальными действиями, которые передаются через обычаи и традиции из поколения в поколение.