sotrud.ru 1


Приложение № 1

к письму КГБСУ «ЦОКО»

от -------------2011 №---

Вариант 1

Инструкция для организаторов в аудитории при проведении экзамена

с использованием программного комплекса

«Технологическое обеспечение экзамена»



  1. Подготовка к тестированию

    1. Организаторы тестирования в аудитории обязаны прибыть в ОУ-ППЭ не менее чем за 30 минут до начала тестирования.

    2. Организатор тестирования в аудитории получает у руководителя ОУ-ППЭ пакет материалов на аудиторию, включающий:

  • Бланки №1 – по числу участников в аудитории.

  • Бланки №2 – по числу участников в аудитории и небольшой запас (рекомендуется 10%).

    1. Варианты экзаменационных работ (КИМ) – по числу участников в аудитории.

  1. Проведение тестирования

    1. Организатор проводит рассадку учащихся в соответствии со списком рассадки, выданным руководителем ОУ-ППЭ.

    2. Участникам тестирования выдаются: бланки №1 и бланки №2, варианты КИМ. Поскольку бланки не именные, они могут выдаваться участникам в любом порядке внутри одного ОУ. Но при этом необходимо соблюдать комплектность бланков по УО-ППЭ и подчиненными ему ОУ. (Бланки внутри каждого ОУ-ППЭ должны быть розданы обучающимся, соответствующих ОУ, прикрепленных к данному ППЭ).

    3. При необходимости участникам могут быть выданы черновики.

    4. Перед началом работы необходимо провести инструктаж, в котором должны быть объявлены:

  • условия проведения тестирования: время, порядок выполнения работы, возможность использования вспомогательных материалов и т.п. (условия проведения описаны в спецификации работы);

  • правила заполнения бланка № 1:

в бланке ответов № 1 выпускник черной гелиевой или капиллярной ручкой заполняет обязательные поля: «Номер варианта», «Класс», «Фамилия, имя, отчество». Номер варианта и номер класса заполняется с первой позиции. Если поле «Номер варианта» участником не заполнено или заполнено неверно, то ответы данного участника после компьютерной обработки результатов буду признаны неверными.


Если выпускник допустил ошибку при заполнении фамилии, имени или отчества, то необходимо зачеркнуть неправильную букву и записать правильно рядом (не сверху!).

При работе с полем «Замена ошибочных ответов» номер задания также заполняем с первой позиции;


  • правила заполнения бланка № 2:

поля «Номер варианта» и «Код участника» переносятся с бланка №1 на все бланки № 2. Если хотя бы одно из полей «Номер варианта» и «Код участника» на бланке №2 будет заполнено неверно или не заполнено, то развернутые ответы данного участника после компьютерной обработки результатов будут признаны неверными

    1. Во время заполнения регистрационных данных варианты КИМ должны лежать на столах титульным листом вверх.

    2. Если от руководителя ОУ-ППЭ поступило сообщение о том, что в аудитории есть участники, которым необходимо указать коды отличия (от полных тезок), то организатор в аудитории должен сам вписать коды отличия в соответствующие поля на бланках указанных участников.

    3. На пустых бланках организаторами тестирования в аудитории ставятся метки в поле «Пустой бланк». В случае нештатного прекращения работы участника или порчи бланка ставится метка в поле «Бланк аннулирован».

    4. В процессе работы участникам могут выдаваться дополнительные бланки № 2. На каждом выдаваемом дополнительном бланке организатор в аудитории вписывает код участника, которому выдан бланк. Если были распечатаны протоколы выдачи дополнительных бланков ответов № 2, то в протокол записываются ФИО участника, код участника (с бланка № 1) и номер выданного (выданных) ему дополнительных бланков (последние четыре цифры штрих-кода.)



2.9. Если в аудитории нет запасных бланков № 2, то необходимо обратиться к руководителю ОУ-ППЭ.
  1. Сбор и комплектация материалов


    1. При сборе материалов организаторы в аудитории обязаны проследить, чтобы были заполнены все регистрационные поля на бланках № 1, код участника и вариант на бланке (бланках) № 2.

    2. Необходимо также проконтролировать заполнение поля «Код отличия» полными тезками.

    3. После сбора бланков ответов № 1 и № 2 организатор раскладывает их по кодам ОУ и передает их руководителю ОУ-ППЭ.



Вариант 2

Инструкция для организаторов в аудитории


1. Организационные мероприятия
1.1. Назначение сотрудников
Руководитель ОУ-ППЭ назначает одного ответственного организатора в каждую аудиторию проведения экзамена и одного организатора, если вместимость аудитории до 15 человек включительно, и еще по одному организатору на каждую последующую группу участников экзамена численностью до 15 человек.

1.2. Подготовительные мероприятия в день проведения экзамена

1.2.1. В день проведения экзамена, не позднее, чем за 1 час до его начала руководитель ОУ-ППЭ распределяет организаторов по аудиториям.
Руководитель ОУ-ППЭ должен ознакомить всех организаторов с инструкциями, определяющими порядок их работы, и с правилами выполнения работы и заполнения бланков ответов.
1.2.2. Не позднее, чем за 45 минут до начала экзамена ответственные организаторы по каждой аудитории получают от руководителя ППЭ следующие документы:

  • чистые листы со штампом ОУ-ППЭ для ответов на задания в развернутом виде,

  • черновики со штампом ОУ-ППЭ на каждого участника экзамена;

  • протокол проведения экзамена в аудитории (форма 3);

  • краткую инструкцию для обучающихся, участников экзамена;

  • инструкцию для организаторов по процедуре проведения экзамена (далее – инструкция для организаторов);
  • инструкцию для организаторов в аудитории об условиях выполнения экзаменационных работ, составленную для каждого предмета ФИПИ (далее – инструкция ФИПИ);


  • справочные материалы.
1.2.3. Не позднее, чем за 30 минут до начала экзамена организаторы должны пройти в свои аудитории и приступить к выполнению своих обязанностей.

2. Процедура проведения экзамена в аудитории ОУ-ППЭ

2.1. Подготовительные мероприятия

2.1.1. Ответственный организатор должен вывесить на дверь аудитории (или на стену в непосредственной близости от входа в аудиторию) один экземпляр формы 3. Ведомость должна быть беспрепятственно видна обучающимся, входящим в аудиторию, в независимости от положения открываемой двери.

2.1.2. Организаторы должны еще раз ознакомиться с инструкцией по проведению экзамена и краткой инструкцией по выполнению экзаменационной работы обучающимися, инструкциями ФИПИ.


2.1.3. Заранее подготовить на доске необходимую информацию.

2.1.4. Ответственный организатор за 20 минут до начала экзамена должен пройти к входу в ОУ-ППЭ с табличкой номера аудитории и встречать участников экзамена.

2.2. Пропуск участников экзамена в аудиторию

2.2.1. Участник экзамена при входе в аудиторию называет свою фамилию. Ответственный организатор должен в соответствии с данными формы 3 сообщить участнику экзамена его место в аудитории и указать место, где можно оставить личные вещи.

2.2.2. Организатор должен помочь участнику экзамена быстро занять свое место и отметить явку участника на экзамен.

2.2.3. Организатор должен проверить, что участник экзамена имеет ручку, разрешенные для использования справочные материалы, при необходимости заменить или выдать ручку.

2.3. Раздача экзаменационных документов


2.3.1. Помощники руководителя ОУ-ППЭ не позднее, чем за 5 минут до начала экзамена передают ответственным организаторам экзаменационные задания.

2.3.2. Не позднее чем в 10 часов ассистенты – учителя-словесники (на экзамене по русскому языку) и общественные наблюдатели должны прийти в аудитории.

2.3.3. Организаторы раздают экзаменационные задания, черновики, по одному двойному тетрадному листу для ответов на задания в развернутом виде (чистовики) участникам экзамена. При раздаче материалы кладутся на край стола.

Распределение заданий производится таким образом, чтобы сидящие рядом обучающиеся выполняли разные варианты экзаменационной работы.

2.3.4. Ответственный организатор дает указание участникам экзамена проверить КИМы на наличие полиграфических дефектов.

Если не хватает экзаменационного задания или некоторый вариант оказался с полиграфическим дефектом, ответственный организатор должен обратиться к руководителю ОУ-ППЭ, руководитель ОУ-ППЭ должен выдать экзаменационные задания, отксерокопированные с другого КИМа.

2.3.5. Ответственный организатор должен зачитать краткую инструкцию для обучающихся, участников экзамена.

2.3.6. Участники экзамена заполняют титульные листы, организаторы должны продиктовать и написать на доске название района (города). Обратить внимание участников экзамена на то, чтобы они аккуратно и разборчиво заполнили остальные поля.


2.3.7. Организаторы, проходя по аудитории, проверяют соответствие реквизитов участника экзамена на титульном листе с данными формы 3.

В случае обнаружения несоответствия в данных участник экзамена, или организатор делают исправления непосредственно на титульном листе или в форме 3.

Если нужно исправить один символ, то новый записывается поверх старого, но более жирно. Если символ пропущен, то он надписывается над местом пропуска. Использование корректора запрещено.

2.4. Экзамен

2.4.1. Ответственный организатор должен объявить начало экзамена, продолжительность и время окончания экзамена и зафиксировать на доске время начала и окончания экзамена.

2.4.2. Во время проведения экзамена организаторы в аудитории работают с учетом схемы или условий проведения экзамена, приведенных в инструкции ФИПИ.


2.4.3. В течение 15 минут, после того как обучающиеся приступили к выполнению работы, организаторы в аудитории заполняют поле «Номер варианта» в форме 3, который указан на титульном листе экзаменационного задания.

2.4.4. На экзамене по русскому языку ассистент зачитывает текст для выполнения 1 части экзаменационной работы.

После второго чтения текста ассистент покидает аудиторию и ОУ-ППЭ.

Ассистент передает текст для изложения ответственному организатору.

2.4.5. На экзамене по русскому языку в соответствии с инструкциями ФИПИ объявить о возможности пользоваться словарями.

2.4.6. На экзамене по алгебре на выполнение первой части работы отводится 90 минут. По истечении установленного времени обучающийся, участник экзамена, кладет первую часть работы вместе с титульным листом (Бланк № 1) на край стола.

2.4.7. Организаторы в течение всего экзамена находятся в назначенных аудиториях. Несанкционированное перемещение организаторов по пункту проведения экзамена запрещено.

2.4.8. Во время экзамена организаторы должны следить за порядком в аудитории.

2.4.9. Во время проведения экзамена участникам запрещается:


  • Брать варианты тестовых заданий с края стола до объявления начала экзамена;

  • Пользоваться мобильными телефонами, а также любыми другими техническими средствами и материалами, кроме дополнительных материалов, которые можно использовать по предметам.

  • Умышленно портить бланки;

  • Переговариваться;

  • Вставать с места без разрешения организатора;

  • Обмениваться вариантами заданий и листами ответов;

  • Вставать с места после окончания выполнения заданий (без разрешения организатора);

  • Оставлять себе (не сдавать организатору) бланки заданий, ответов, черновики.

При нарушении настоящих требований и отказе в их выполнении ответственный организатор вправе удалить участника экзамена с экзамена. При этом ответственный организатор должен забрать у участника экзамена вариант заданий, листы ответов, черновики. На всех листах экзаменационной работы удаленного с экзамена участника ответственный организатор должен поставить надпись «Удален с экзамена» и удостоверить ее своей подписью. Также ответственный организатор должен записать «Удален» в графу «Подпись участника экзамена» в форме 3. Участник экзамена, удалённый с экзамена имеет право подать апелляцию о нарушении процедуры проведения в соответствии с п. 2.7. настоящей инструкции.

2.4.10. В случае если обучающийся предъявил претензию по содержанию задания или полиграфическому качеству своего экзаменационного задания, ответственный организатор должен получить у руководителя ОУ-ППЭ «Протокол контроля качества экзаменационных заданий» (приложение к форме 3), заполнить его и передать после экзамена руководителю ОУ-ППЭ.

2.4.11. Во время проведения экзамена участник экзамена может по уважительной причине выйти из аудитории. Одновременно из аудитории может выйти только один участник экзамена.

2.4.12. В исключительном случае участник экзамена по уважительной причине (например, проблемы со здоровьем) может покинуть аудиторию, не закончив экзамен. Руководитель ОУ-ППЭ и уполномоченный представитель ТЭК (МЭК) должны составить служебную записку в свободной форме с объяснением произошедшего, по возможности приложить другие документы, подтверждающие наличие уважительной причины (справка от дежурного в ППЭ, медицинского работника или другие документы, предоставленные иными уполномоченными лицами), и уведомить ответственного организатора в аудитории. Ответственный организатор в аудитории должен собрать задание, все бланки ответов, черновики этого участника экзамена, поставить на всех листах ответов «Не закончил экзамен по уважительной причине» и удостоверить ее своей подписью. Также ответственный организатор должен записать «Не закончил экзамен» в графу «Подпись участника экзамена» в форме 3.

2.4.13. Во время экзамена участник экзамена может попросить дополнительный лист ответов (чистовики) на задание в развернутом виде (если он исписал все выданные ему перед этим бланки ответов). В случае если в аудитории закончились чистовики, ответственный организатор может взять их у руководителя ОУ-ППЭ.

2.4.14. Если у участника экзамена нет справочных материалов, он обращается к организатору, который предоставляет их во временное пользование. Если участнику экзамена не требуется справочник или словарь, то он кладет справочный материал на край стола.

2.4.15.Организаторы должны проверить, чтобы ответы в развернутом виде переписывались на чистовики.

Внимание! Черновики сдаются, но не проверяются.

2.4.16. Организатор в аудитории делает предварительные объявления о том, что до конца выполнения частей экзамена или до окончания экзамена осталось определенное время.

Если участник экзамена не менее чем за 15 минут до окончания экзамена закончил работу, то ему необходимо сообщить об этом организатору, который примет экзаменационные материалы. Дежурный по этажу должен проводить этого участника экзамена к уполномоченному представителю ОУ или к выходу из ОУ-ППЭ. Если до конца экзамена осталось менее 15 минут, то досрочная сдача работ окончена, все участники экзамена находятся на своих местах, проверяют свои работы, ждут окончания экзамена.

2.4.17. По истечении времени, отведенного на проведение экзамена, ответственный организатор должен объявить, что экзамен окончен, и обучающийся должны сложить тестовые задания, бланки ответов, черновики на край стола. Организаторы собирают материалы экзамена.



2.5. Сбор материалов экзамена

2.5.1. Организаторы должны подойти по порядку к каждому участнику экзамена и собрать:


  • экзаменационные задания вместе с титульным листом,

  • чистовики ответов на задания в развернутом виде,

  • черновики.

    2.5.2. Экзаменационные задания вместе с чистовиками ответов вкладываются в титульный лист, черновики складываются в отдельную пачку.

    На каждой незаполненной или заполненной частично странице чистовика ставится прочерк в виде Z.

Обучающийся должен проверить комплектность сданных им бланков и поставить свою подпись в ведомости проведения экзамена по форме 3, остаться на месте.

2.5.3. Организаторы должны пересчитать и проверить, что количество фактически собранных работ (с учетом не закончивших по уважительной причине и удаленных участников экзамена) совпадает с количеством, явившихся на экзамен.

2.5.4. Организаторы собирают выданные справочные материалы.

2.5.5. Организаторы должны передать ответственному организатору в аудитории:

  • экзаменационные работы;


  • заполненный «Протокол проведения экзамена в аудитории» по форме 3;

  • пачку использованных и неиспользованных черновиков;

  • справочные материалы.

2.5.6. Ответственный организатор должен пересчитать сданные работы и записать количество на сопроводительном листе и в ведомости, удостоверить правильность заполнения сопроводительного листа своей подписью.

2.5.7.  Организатор должен проводить участников экзамена на выход из ОУ-ППЭ.

По окончании экзамена участник экзамена имеет право подать апелляцию о нарушении процедуры проведения экзамена согласно данной инструкции. Участник, удаленный с экзамена, может подать апелляцию о нарушении процедуры проведения экзамена, не дожидаясь его завершения.

2.6. Передача материалов экзамена руководителю ОУ-ППЭ

2.6.1. В течение 15 минут после окончания экзамена каждый ответственный организатор экзамена в аудитории должен предоставить руководителю ОУ-ППЭ:


  • экзаменационные работы;

  • неиспользованные чистовики для ответов на задания в развернутом виде;

  • протокол проведения экзамена в аудитории по форме 3;

  • использованные и неиспользованные черновики;

  • справочные материалы;

  • лишние, имеющие полиграфические дефекты или испорченные экзаменационные материалы;

  • полученные инструкции.

2.7. Апелляции о нарушении процедуры проведения экзамена

2.7.1. Участник экзамена, в том числе и удаленный с экзамена, до выхода из ОУ-ППЭ имеет право подать апелляцию о нарушении процедуры проведения экзамена.
Апелляция не принимается:

  • по вопросам содержания и структуры тестовых заданий по общеобразовательным предметам;

  • по вопросам, связанным с нарушением участником экзамена инструкции по выполнению работы.

2.7.2. Ответственный организатор в аудитории или руководитель ОУ-ППЭ, должны выдать участнику экзамена форму апелляции о нарушении процедуры проведения экзамена. Ответственный организатор должен получить данную форму у руководителя ОУ-ППЭ.
2.7.2. Уполномоченный представитель ТЭК (МЭК) обязан немедленно провести служебное расследование по фактам, изложенным в поданном заявлении. При этом к расследованию привлекается комиссия, созданная из числа организаторов (организатор аудитории, где проходил экзамен обучающийся, подавший апелляцию, организаторы из другой аудитории, помощники руководителя ОУ-ППЭ, общественные наблюдатели). По результатам служебного расследования оформляется заключение в протоколе расследования апелляции о нарушении процедуры проведения экзамена (форма 13).