sotrud.ru 1

Как развивать самостоятельность у ребенка.


Правило 1.


Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Своим невмешательством Вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты конечно справишься!».


Правило 2.


Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом:


1. Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.


2. По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.


Правило 3.


Помните, что личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию.


Правило 4.


Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.


Домашние задания.


Задание первое.


Представьте себе круг дел (можно даже составить их список), с которыми Ваш ребенок в принципе может справиться самостоятельно, хотя и не всегда совершенно.


Задание второе.


Для начала выберите из этого круга несколько дел и постарайтесь ни разу не вмешаться в их выполнение. В конце одобрите старания ребенка, несмотря на их результат.


Задание третье.


Запомните две-три ошибки ребенка, которые Вам показались особенно досадными. Найдите спокойное время и подходящий тон, чтобы поговорить о них.


Задание четвертое.

Выберите для начала какое-нибудь дело, которое не очень получается у Вашего ребенка. Предложите ему: «Давай вместе!» Посмотрите на его реакцию; если он проявит готовность, займитесь вместе с ним. Внимательно следите за моментами,

Когда можно ослабить Ваше участие («отпустить руль»), но не делайте этого слишком рано или резко. Обязательно отметьте первые, даже небольшие самостоятельные успехи ребенка; поздравьте его (а заодно и себя).



Задание пятое.


Выберите пару новых дел, которые Вы хотели бы, чтобы ребенок научился делать сам. Повторите ту же процедуру. Снова поздравьте с успехами его и себя.

Задание шестое.


Обязательно в течение дня поиграйте, поболтайте, поговорите по душам с ребенком, чтобы время, проводимое вместе с вами, было для него положительно окрашено.


Задание седьмое.


Посмотрите, есть ли у Вас столкновения с ребенком на почве каких-то дел, которые, по Вашему мнению, он может и должен выполнять сам. Выберите одно из них и поделайте некоторое время вместе с ним. Посмотрите, лучше ли у него пошло дело с вами? Если да, перейдите к следующему заданию.


Задание восьмое.


Придумайте какое-нибудь внешнее средство, которое могло бы заменить Ваше участие в том или ином деле ребенка. Это может быть будильник, написанное правило или соглашение, таблица или что-то другое. Обсудите и обыграйте с ребенком это вспомогательное средство. Убедитесь, что ему удобно им пользоваться.


Задание девятое.


Возьмите лист бумаги, разделите его вертикальной линией пополам. Над левой частью напишите: «Сам», над правой – «Вместе». Перечислите в них те дела, которые Ваш ребенок решает, и делает сам, и те, в которых Вы обычно участвуете. (Хорошо, если Вы заполните таблицу вместе и по взаимному согласию.) Затем посмотрите, что из колонки «Вместе» можно сейчас или в ближайшем будущем передвинуть в колонку «Сам». Помните, каждое такое перемещение – важный шаг к взрослению Вашего ребенка. Обязательно отметьте этот его успех.


ПРИТЧА


Один час твоего времени

Как-то раз один человек вернулся поздно домой с работы, как всегда усталый и задёрганный, и увидел, что в дверях его ждёт пятилетний сын. 

    
— Папа, можно у тебя кое-что спросить? 
— Конечно, что случилось? 
— Пап, а сколько ты получаешь? 
— Это не твоё дело! — возмутился отец.

— И потом, зачем это тебе?

— Просто хочу знать.

 

Пожалуйста, ну скажи, сколько ты получаешь в час? 
   

— Ну, вообще-то, 500. А что?


— Пап… — сын посмотрел на него снизу вверх очень серьёзными глазами. — Пап, ты можешь занять мне 300?

— Ты спрашивал только для того, чтобы я тебе дал денег на какую-нибудь дурацкую игрушку? — закричал тот. — Немедленно марш к себе в комнату и ложись спать!..

Начало формы




Конец формы

 

Нельзя же быть таким эгоистом! Я работаю целый день, страшно устаю, а ты себя так глупо ведешь.

Малыш тихо ушёл к себе в комнату и закрыл за собой дверь. А его отец продолжал стоять в дверях и злиться на просьбы сына. «Да как он смеет спрашивать меня о зарплате, чтобы потом попросить денег?» 
    
Но спустя какое-то время он успокоился и начал рассуждать здраво: «Может, ему действительно что-то очень важное нужно купить. Да чёрт с ними, с тремя сотнями, он ведь ещё вообще ни разу у меня не просил денег». Когда он вошёл в детскую, его сын уже был в постели. 
    
— Ты не спишь, сынок? — спросил он. 
— Нет, папа. Просто лежу, — ответил мальчик. 
— Я, кажется, слишком грубо тебе ответил, — сказал отец.

— У меня был тяжелый день, и я просто сорвался. Прости меня. Вот, держи деньги, которые ты просил. 
    
Мальчик сел в кровати и улыбнулся. 
    
— Ой, папка, спасибо! — радостно воскликнул он. 
    

Затем он залез под подушку и достал еще несколько смятых банкнот. Его отец, увидев, что у ребенка уже есть деньги, опять разозлился. А малыш сложил все деньги вместе, и тщательно пересчитал купюры, и затем снова посмотрел на отца. 

    
— Зачем ты просил денег, если они у тебя уже есть? — проворчал тот. 
— Потому что у меня было недостаточно. Но теперь мне как раз хватит, — ответил ребенок.

— Папа, здесь ровно пятьсот.

 

Можно я куплю один час твоего времени? Пожалуйста, приди завтра с работы пораньше, я хочу, чтобы ты поужинал вместе с нами
    
   

Мораль 
    
Морали нет. Просто хотелось напомнить, что наша жизнь слишком коротка, чтобы проводить её целиком на работе. Мы не должны позволять ей утекать сквозь пальцы, и не уделять хотя бы крохотную её толику тем, кто действительно нас любит, самым близким нашим людям.


Если нас завтра не станет, наша компания очень быстро заменит нас кем-то другим. И только для семьи и друзей это будет действительно большая потеря, о которой они будут помнить всю свою жизнь.


Подумай об этом, ведь мы уделяем работе гораздо больше времени, чем семье.


Как помочь детям подготовиться к экзаменам


Говорите ребенку о том, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей, о своей готовности принять любой результат.


Проявите сдержанность – ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться».


Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.


Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.


Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением.


Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.


Помогите организовать дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.


Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная, разнообразная пища и комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга.


Предложите помощь в распределении тем подготовки по дням


Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.


Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.


Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрировать внимание на протяжении всего тестирования, что придает ему спокойствие и снимает излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.


Накануне экзамена обеспечьте ребенку полный отдых, он должен как следует отдохнуть и как следует выспаться.


Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:


- Пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в не содержаться, это поможет настроиться на работу;

- Внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);


- Если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;


- Если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.


И помните: главное – это снизить напряжение и тревожность ребенка

и обеспечить подходящие условия для занятий.