sotrud.ru 1

Капустина Валентина Серафимовна

Учитель изобразительного искусства

Расховецкая СОШ


Формирование духовно-нравственной культуры учащихся на уроках изобразительного искусства через использование информационных технологий


«Страна, в которой учили бы рисовать так же, как учат писать, превзошла бы скоро все остальные страны во всех искусствах».

Дидро.

В условиях коренной перестройки системы народного образования, предметы художественно - эстетического цикла приобретают одну из ведущих ролей. Это объясняется тем, что предметы этого цикла и прежде всего изобразительного искусства, раскрывая учащимся мир прекрасного, воздействуя на их чувства, эмоции, формирует духовный мир.

Главным направлением в моей работе на протяжении уже 4 лет стало духовно – нравственное воспитание. Ее целью стало целостное развитие личности в процессе духовно-нравственного, правового и творческого воспитания. В будущем выпускнике должны быть соединены интеллект с чувством, знания с верой, умение логически мыслить со способностью понимать прекрасное.

А для достижения поставленной цели уроки должны быть обучающими, требовать от ребенка умственных усилий, стать проблемными. Должна быть отработана система занятий по каждому виду деятельности и каждое занятие должно носить творческий характер, а ребенок с нетерпением ждать урока и готовиться к нему. Наибольшего эффекта можно достигнуть, используя не разнонаправленные, а дополняющие друг друга методы, ориентированные на единую цель.

Поэтому сформировалась потребность в использовании новых средств и приемов обучения таких как:


  • уроки с компьютерным сопровождением - обычный урок в обычном кабинете, оборудованном одним компьютером с демонстрационными возможностями, который помогает в объяснении нового материала;
  • уроки в компьютерном кабинете, где могут использоваться обучающие программы, материалы и ресурсы сети Интернета, различная мультимедийная техника;


  • методическая подготовка учителя к урокам - подбор и подготовка дидактического материала, поиск и систематизация дополнительной информации.

Я считаю, что дело учителя – не только передавать информацию, но и осуществлять, организовывать процесс обучения и воспитания учащихся, тогда сочетание современных информационных технологий с возможностями педагога может носить весьма продуктивный характер. Ведь компьютер, высвобождая время учителя, выполняя многие рутинные работы, позволяет ему больше внимания уделять индивидуальной работе с учащимися, творчески подходить к учебно-воспитательному процессу. Ну, а ученику всегда будет ценнее улыбка и живое поощрение учителя, чем изображение улыбающегося человека на экране компьютера или формальная надпись: «ты молодец!».

Уроки, проводимые мной с использованием современных средств информационных технологий, показали, что учащиеся глубже вникают в суть вопросов, у них увеличивается интерес к предмету, активизируется познавательная деятельность. Но учителю, использующему ресурсы Интернет и мультимедийные диски необходимо с осторожностью подбирать материал, так как некоторые информационные сайты или программы далеки от совершенства, а их разработчики не учитывают многообразие индивидуальных черт каждого ученика и оригинальность человеческого мышления. Наша школа сельская, она находится в отдалении от областного центра, где дети могли бы посещать выставки, музеи. Родители не всегда могут отправить детей в различные туристические поездки. Поэтому незаменимым помощником в моей работе является работа с дисками по изобразительному искусству. На уроках изобразительного искусства мы с учащимися отправляемся в увлекательные путешествия по музеям нашей страны. Работая с дисками, мы совершили экскурсии по залам Третьяковской галерее, побывали в Эрмитаже. Чувство гордости за деяния далеких предков, наших соотечественников воспитывается лишь тогда, когда ребёнок под чутким руководством учителя приоткрывает для себя завесу таинственности, необычности какого-либо факта. Перед началом экскурсии в Третьяковку я обращаю внимание детей на то, что на белокаменном фасаде здания галереи, выполненного в стиле сказочного терема по эскизам художника Виктора Васнецова изображен Георгий Победоносец, поражающий копьем змея, - старинный герб Москвы. Надпись, вырезанная на камне, гласит: «Московская городская художественная галерея им. Павла Михайловича и Сергея Михайловича Третьяковых. Основана П.М. Третьяковым в 1856 году и передана им в дар городу Москве в 1892 году совместно с завещанным собранием Сергея Михайловича Третьякова». В этих словах не только история создания галереи, но и дань памяти замечательным людям, патриотом русской культуры, патриотам родного города, меценатам братьям Третьяковым.


Учащиеся готовят творческие работы в виде презентации. Так ими были выполнены презентации: «Художники-пейзажисты», «Художники-анималисты», «Времена года в произведениях художников» и многие другие. Работая над презентациями, учащиеся глубже знакомятся с творчеством художников, их нелегком творческом пути. На их примере они учатся любить свою Родину, родных.

При работе с интернетом дети знакомятся с интересными работами своих сверстников. Дети любят рисовать, используя графический редактор Paint, выполняют различные композиции, задания на составление натюрморта, орнамента и многое другое. В конечном счёте компьютер помогает интенсифицировать его, повысить мотивацию к изучению предмета, снять эмоциональную напряженность.

При методической подготовке, на этапе проектирования учебного процесса я использую разработанную мной технологическую карту, в которой целостно и емко представлены главные параметры. Ход урока разделяется на четыре этапа и на каждом этапе формируется цель, длительность проведения, основные виды деятельности со средствами информационных технологий, функции преподавателя на данном этапе и его виды деятельности, формы организации деятельности учащихся и завершающий контроль.

На завершающем этапе урока необходимо формировать у учащихся способность к объективной самооценке – рефлексии, говоря языком психологии. На этом этапе я использую графический редактор Paint. Детям очень нравится работать с цветами и различными инструментами.

Чтобы эта цель была достигнута, создается «Творческая шкатулка» по изобразительному искусству - инструмент самооценки собственного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности. Это – комплект документов и самостоятельных работ ребенка, который предусматривает:


  • задания ученику по отбору материала с самоанализом;

  • отзывы родителей, которые предполагают ознакомление с работами ученика;
  • презентации «Шкатулки».


Принципы такой технологии можно сформулировать следующим образом: самооценка результатов, систематичность и регулярность самомониторинга, структуризация материалов, аккуратность и эстетичность оформления, целостность материалов, наглядность и обоснованность презентации «Шкатулка».

Такая «Шкатулка» призвана полностью отражать работу ученика по изобразительному искусству. Она включает в себя различного рода задания и проекты, успехи ученика в области изобразительного искусства, его способности к дальнейшему продвижению. Ясность и культура речи должны быть неотъемлемой частью «Шкатулки». При подготовке «Шкатулки» следует обратить внимание на такие позиции как: самостоятельность мышления ученика; определение временного периода создания «Шкатулки»; взаимосвязь и взаимообусловленность знаний по изобразительному искусству; отражение собственной позиции ученика; процесс решения проблем.

«Шкатулка» включает в себя классные и домашние задания учащихся. Дети представляют свои «Шкатулки» на родительских собраниях, чтобы продемонстрировать умение самостоятельно мыслить, творческое применение полученных знаний. На такой защите ученик должен показать свое продвижение и доказать, что он приложил максимум усилий и поэтому его самооценка совпадает (не совпадает) с оценкой учителя, родителей, группы экспертов. Он должен сделать выводы в отношении своей дальнейшей творческой деятельности.

Подходы к созданию «Шкатулки» могут быть разными, важно, что ребята учатся анализировать собственную работу, собственные успехи, объективно оценивать свои возможности и видеть способы преодоления трудностей, достижения более высоких результатов. Их учебная деятельность становится более осознанной, появляется ответственность за плоды своего труда, возникает потребность выразить себя, свои чувства, мысли с применением полученных знаний. Очень важно, что в этом процессе принимают участие родители.

Результатом деятельности на уроках изобразительного искусства в рамках комплексной программы «Духовность. Нравственность. Гуманитарное право» с применением современных образовательных технологий являются следующие достижения учащихся:

  • положительная динамика образовательного процесса по изобразительному искусству;

  • создание детской галереи;

  • участие детей в различных конкурсах и выставках