sotrud.ru 1 2 ... 6 7

КГБОУ ДПО «Красноярский центр профессиональной ориентации

и психологической поддержки населения»



Рабочая тетрадь ученика

по курсу «Основы профессионального самоопределения»


МБОУ средней образовательной школы №__________, класс_________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

(ФИО ученика)



Красноярск 2013

Рабочая тетрадь ученика предназначена для проведения профориентационной работы с учащимися 8-11 классов общеобразовательных учреждений. Основная часть материала рабочей тетради также может быть использована школьниками для самостоятельного изучения.


Рабочая тетрадь ученика разработана в соответствии с рабочей тетрадью педагога в рамках предложенного профориентационного курса «Основы профессионального самоопределения».


Авторы-составители:

Подкова К.Ю. – педагог-психолог отдела содействия профессиональной карьере КГБОУ ДПО «Красноярский центр профориентации и психологической поддержки населения».

Морева А.М. – педагог-психолог отдела содействия профессиональной карьере КГБОУ ДПО «Красноярский центр профориентации и психологической поддержки населения».

Дорогой учащийся!


«Способность выбирать - есть драгоценнейшее из свойств разума».

Торнтон Уайлдер


Каждый человек в жизни делает множество выборов – от повседневных, волнующих его ежедневно, до серьезных, от которых зависит его будущее. Выбор профессии можно отнести, пожалуй, к одному из самых сложных из них. Правильно сделанный выбор – это начало пути к личному и профессиональному успеху, к самореализации, к социальному и материальному благополучию в будущем.

Данное методическое пособие поможет тебе в понимании вопросов профессионального самоопределения как в школе на учебных занятиях, так и дома при самостоятельном изучении.

Будем рады, если представленная в пособии информация окажется тебе полезной и интересной, поможет тебе сделать правильный и разумный выбор. Желаем тебе успехов в выборе своего профессионального пути!


ГЛАВА 1. Введение в профессиональную ориентациюc:\users\кристина\desktop\рабочая тетрадь ученика\картинки\i.jpg

Профессиональная ориентация – это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии (с учётом особенностей личности и потребностей на рынке труда), на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.


Профессиональное самоопределение - это процесс и результат сознательного и самостоятельного выбора профессии.

Профессиональное самоопределение – это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.

Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.

c:\users\кристина\desktop\рабочая тетрадь ученика\картинки\i (16).jpg


c:\users\кристина\desktop\рабочая тетрадь ученика\картинки\i (17).jpg


Схема 1. Путь профессионального самоопределения


Задание №1. В пункте №1запиши, как ты понимаешь следующие понятия: профессия, специальность, должность.c:\users\кристина\desktop\рабочая тетрадь ученика\картинки\i (4).jpg

В пункте №2 запиши определения, которые были сформулированы в результате обсуждения всей учебной группой.



Профессия

1._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Специальность

1._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Должность

1._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание №2. Впишите понятия: трудовая деятельность, профессия, специальность, должность, определив их взаимосвязь.c:\users\кристина\desktop\рабочая тетрадь ученика\картинки\i (4).jpg


Успешная трудовая деятельность


Схема 2. Взаимосвязь понятий: трудовая деятельность, профессия, специальность, должностьc:\users\кристина\desktop\рабочая тетрадь ученика\картинки\i (4).jpg


Задание №3. В пункте №1 запиши, как ты понимаешь понятия: профессионал и любитель.

В пункте №2 запиши определения, которые были сформулированы в результате обсуждения всей учебной группой.


Любитель

1._____________________________________________________________________________________________________2._____________________________________________________________________________________________________

Профессионал

1._____________________________________________________________________________________________________________2._____________________________________________________________________________________________________________




Задание №4. Заполните пустые поля недостающими словами, определяя возможные профессии, специальности и должности. Придумайте и запишите в пустые поля свои примеры.c:\users\кристина\desktop\рабочая тетрадь ученика\картинки\i (4).jpg



СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

ДОЛЖНОСТЬ



ПРОФЕССИЯ



_______________________

_________________

преподаватель психологии




_______________________

________________________

врач







______________________



_______________________

педагог дополнительного образования






_______________________

инженер - строитель



_______________________



слесарь



________________________

_______________________




_______________________

_________________________

налоговый инспектор




_______________________

_________________________



_______________________



_______________________

_________________________

_______________________




_______________________

_________________________

_______________________



Задание №5. Распредели слова по группам: профессия, специальность, должность.c:\users\кристина\desktop\рабочая тетрадь ученика\картинки\i (4).jpg





Профессия
Пластический хирург


  • Директор школы

  • Продавец цветов

  • Водитель

  • Кондитер

  • Мастер производственного обучения

  • Фотограф

  • Преподаватель психологии

  • Уборщик производственного помещения

  • Журналист

  • Дизайнер ландшафта




Специальность
Инженер лесного отдела

  • Учитель

  • Художник – конструктор

  • Спасатель МЧС

  • Продюсер документального фильма

  • Фармацевт

  • Программист

  • Повар

  • Инспектор службы занятости населения

  • Кассир кинозала

  • Электромонтер по ремонту электрооборудования




Должность
Электрогазосварщик

  • Бухгалтер

  • Слесарь - ремонтник

  • Системный администратор

  • Редактор журнала

  • Начальник производственного отдела

  • Специалист по туристическим услугам

  • Сторож

  • Агроном

  • Специалист по информационной безопасности


  • Страховой агент

ГЛАВА 2. Основы профессиональной ориентацииc:\users\кристина\desktop\рабочая тетрадь ученика\картинки\i.jpg


Задание №1. Проанализируй ситуацию и письменно ответь на вопросы.c:\users\кристина\desktop\рабочая тетрадь ученика\картинки\i (4).jpg

Александр с 7 класса увлекся фотографией и был очень рад, когда родители подарили ему фотоаппарат, о котором он мечтал. Закончив 9-й класс, Саша твердо решил учиться на фотографа и уже выбрал учебное заведение. Но родители его выбор не одобряли, считая, что профессия фотографа несерьезна и настаивали, чтобы он поступал учиться на повара. Саша послушал родителей и, закончив обучение в училище, сразу устроился в столовую рядом с домом. Работа не приносила ему удовольствия, ему даже казалось, что он готовит хуже остальных поваров, он с тоской вспоминал о своем увлечении.

Какие трудности возникли у Александра в работе?_________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Сможет ли он добиться успеха в своей профессии? Почему?__________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Что Александр не учел, выбирая профессию?______________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________



Могу

Способности

Таланты

Состояние здоровья



Хочу


Интересы

Желания

Стремления




!






Надо

Потребности рынка труда



Схема №1.
Взаимозависимость трех элементов, составляющих основу профессионального выбора



Задание №2.


Напиши 2-3 профессии, которые тебе интересны

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Составь список своих интересов, увлечений, любимых занятий («Хочу»)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________



Составь список своих способностей, талантов, полезных навыков («Могу»)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Как ты считаешь, выбранные тобой профессии, нужны нашему городу, Красноярскому краю («Надо»)? Почему?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Личные планы

А чего же хочу я???




Интересы

Что мне нравится?

Мнение семьи о моей будущей профессии

Мнение друзей Ожидания, взгляды друзей

Предпочтения

Чего бы я хотел?

Способности

Что я умею делать?

7.

8.

4.

5.

6.

2.


Моя профессия

3.


1.




Мнение учителей

Ожидания учителей, их взгляды на мою будущую профессию




Знания о профессиях

Какие профессии бывают?

Чем занимаются специалисты?



Схема №2. Факторы выбора профессии

Задание №3. Вместе с учителем проанализируй этапы построения личного профессионального плана (ЛПП) и заполни схему:


______________________________________________________________________________________




___________________________________________________________________







_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_________________________________

___________________________



________________________________________________ ________________________







___________________________________________________________________________________________





Схема №3. Этапы построения личного профессионального плана



Задание №4. Распредели мотивы выбора профессии по группам: внутренние и внешние мотивы.



Мотивы выбора профессии:


Внутренний мотив

Внешний

мотив

Возможность получить известность, прославиться.







Возможность продолжать семейные традиции.







Возможность продолжать учебу со своими товарищами.







Возможность служить людям.







Высокий заработок.







Общественное и государственное значение профессии.







Легкость поступления на работу.







Перспективность работы.






Возможность проявить свои способности.








Возможность общаться с людьми.







Обогащение знаниями.







Разнообразная по содержанию работа.







Романтичность, благородство профессии.







Творческий характер труда, возможность делать открытия.







Трудная, сложная профессия.







Чистая, легкая, спокойная работа.










Можно выбирать востребованную профессию, а можно стать востребованным СПЕЦИАЛИСТОМ в рамках интересующей вас профессии.





c:\users\кристина\desktop\рабочая тетрадь ученика\картинки\i (13).jpg



следующая страница >>