sotrud.ru 1

КОМПОНЕНТЫ И СТРУКТУРА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Курсовые и выпускные квалификационные (дипломные) работы – это формы учебно-исследовательской деятельности студентов, целью которых являются углубление теоретических знаний обучающихся, формирование и развитие навыков исследовательской работы и интереса к ней.

Выполнение курсовой (выпускной квалификационной) работы направлено на приобретение умений по изучению педагогического опыта, обучение умениям анализировать теории по выбранной проблеме, проводить опытно-экспериментальную работу, обобщать полученные данные, давая их оценку, высказывать собственные суждения, делать выводы.

Традиционно сложилась определенная композиционная структура курсовой (выпускной квалификационной) работы, основными элементами которой в порядке их расположения являются:

1. Титульный лист.

2. Содержание.

3. Введение.

4. Основная часть, состоящая из глав и параграфов.

5. Заключение.

6. Список литературы.

7. Приложения.

Работа должна быть написана хорошим научным языком. Это означает как соблюдение общих норм литературного языка и правил грамматики, так и учет особенностей научной речи: ее точности, однозначности терминологии, некоторых правил применения форм речи (например, принято вести речь не от первого, а от третьего лица, употреблять местоимение «мы», а не «я»).


  1. Титульный лист (см. приложение).

  2. В оглавлении последовательно излагаются названия пунктов и подпунктов курсовой (выпускной квалификационной) работы. При этом их формулировки должны точно соответствовать содержанию работы, быть краткими, четкими и точно отражать ее внутреннюю логику. Обязательно указываются страницы, с которых начинается каждая глава или параграф работы.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………..…….........…3


Глава 1. Теоретические основы профориентации подростков в аспекте деятельности социального педагога.........……………………………………………………..…………….....7

1.1. Сущность и содержание профориентации………………………....................................7

1.2. Психолого-педагогические особенности учащихся находящихся в ситуации выбора профессии………………………………………………………………………….……………..10

1.3. Направления работы социального педагога по профориентации учащихся .............13

Глава 2. Содержание деятельности социального педагога ГОУ СОШ № 1971 по профессиональной ориентации учащихся ……………….…………………………..……..19

2.1. Анализ деятельности социального педагога по профориентации в ГОУ СОШ № 1971…………………………………………………………………………………………….…19

2.2. Выявление соответствия выбора профессии личностным особенностям учащихся общеобразовательного учреждения………………………………………………..……….…..22

2.3. Рекомендации социальному педагогу ГОУ СОШ № 1971 по повышению эффективности профессиональной ориентации…………………………………….….…..…29

Заключение…………………………………………………….………………….…………..…31

Список литературы ………………………………………………………………………..…..34

Приложения


  1. Во введении отражается краткая информация о замысле исследования. Здесь не следует увлекаться ссылками на литературу и особенно цитатами. Оно должно занимать не более 2-3 страниц компьютерного текста.


Компоненты научного аппарата исследования

Минимальный перечень методологических категорий, выступающих в качестве основных компонентов исследования:

  1. тема,

  2. актуальность темы,

  3. объект исследования,

  4. предмет исследования,

  5. цель,

  6. задачи,

  7. гипотеза исследования,

  8. методы исследования.

Названные компоненты составляют своего рода «грамматику» научной работы и обеспечивают методологический минимум предъявляемых к ней требований.



Актуальность темы исследования. Обоснование актуальности исследования, т.е. потребности ответить на вопрос: почему данную проблему нужно изучать в настоящее время?

Исследование можно считать актуальным, если тема актуальна в двух отношениях:


  1. ее научное решение отвечает насущной потребности практики,

  2. заполняет пробел в науке, которая в настоящее время не располагает научными средствами для решения этой актуальной научной задачи.


Объект исследования:

— это определенная совокупность свойств и отношений, которая существует независимо от познающего, но отражается им, служит источником необходимой для исследования информации, своеобразным полем научного поиска.

— это, как правило, процесс, некоторое явление, которое существует независимо от субъекта познания и на которое обращено внимание исследователя.

Объект исследования - это ответ на вопрос - что рассматривается в данном исследовании?

Например, если область исследования - психология подросткового возраста, то объектом исследования может быть одна из ее составляющих: самосознание подростков; самоидентификация подростков; поведенческие проявления подростков и т.п.


Предмет исследования

-
свойства, стороны, отношения реальных объектов, рассматриваемые в определенных исторических условиях.

- это конкретная часть объекта, внутри которого ведется исследование, это те свойства и стороны объекта, которые подлежат изучению.

Предмет исследования еще конкретнее по своему содержанию.

При формулировке предмета исследования можно поставить вопрос: как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты, функции раскрывает данное исследование?

Например, если объект исследования - самосознание подростков, то предмет исследования - групповые формы работы в формировании самосознания подростков.



Цель исследования — это желаемый конечный результат (главный); обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах научного поиска.

Формулировка цели исследования - это ответ на вопрос: какой результат исследователь намерен получить, каким он его видит?

По существу, в цели формулируется общий замысел исследования. Поэтому она должна быть сформулирована лаконично и предельно точно в смысловом отношении.


Задачи исследования - этапы достижения цели, позволяющие достичь предполагаемый результат: что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?

Определение задач - это выбор путей и средств для достижения цели исследования.

Задач в КР рекомендуется выделять не более пяти-шести.


Гипотеза исследования - от греческого hypothesis — «основание, предположение». Оно означает достоверно не доказанное объяснение причин каких-либо явлений, утверждаемое предположение, имеющее научное обоснование, прием познавательной деятельности.

Гипотеза исследования — научно-состоятельное предположение, предвидение хода исследования и его результата; предполагаемый результат, который исследователь ожидает получить в результате экспериментальных воздействий.

Например, учебно-воспитательный процесс будет таким-то, если сделать вот так и так, потому что существуют следующие педагогические закономерности: во-первых...; во-вторых...; в-третьих...

Однако гипотеза может выглядеть и по-другому, когда обоснование в явном виде не формулируется. При этом структура гипотезы становится двусоставной: это будет эффективным, если, во-первых...; во-вторых...; в-третьих... Подобная гипотеза представляет собой утверждение, предположение представленное в форме гипотетического утверждения: это должно быть так-то и так-то, потому что существуют следующие причины.

Краткая характеристика методов исследования, используемых в работе (наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, тестирование, изучение литературы, исторических источников, их анализ, сравнение и т.п.).



4. Основная часть курсовой работы


Теоретическая часть работы (Глава 1.). В ней освещается уровень разработанности проблемы в теории и практике посредством сравнительного анализа литературы, психолого-педагогическое обоснование проблемы, представляются фамилии ученых-исследователей данной проблемы.

Теоретическая часть работы выполняется с разбивкой на несколько пунктов и подпунктов. Количество глав, пунктов, их содержание определяются студентом совместно с научным руководителем. В конце каждого пункта должны быть обобщающие выводы. Глава также заканчивается выводом.

Работа начинается с подбора и изучения литературы по теме исследования.


Практическая часть работы (Глава 2.) включает описание опытно-экспериментальной работы (в том числе диагностических процедур). В ней представлены план проведения исследования, краткая характеристика методов исследовательской работы, основные этапы, анализ результатов социально-педагогического исследования или опытно-экспериментальной работы.

Подробно в данной части описывается характеристика испытуемых, возраст, их количество, база исследования, описывается материал, используемый в опытной работе.

Результаты опытно-экспериментальной работы могут быть представлены в таблицах, графиках, диаграммах и т.д. Их представление должно носить констатирующий характер. К таблицам, рисункам необходимо сделать подписи - краткие, понятные. Под рисунками нужно поместить пояснения, расшифровку сокращений. Все иллюстрации выполнять аккуратно.

В практической части также отражается способ решения выявленной проблемы, например в форме комплекса разработанных автором занятий, системы работы специалиста, модели деятельности, программы формирования качества личности и т.д. Предлагаются рекомендации специалистам по разрешению исследуемой проблемы.

Содержание данной главы должно подтверждать или опровергать выдвинутую гипотезу. Глава заканчивается выводом.



5. Заключение. Содержит основные выводы, к которым исследователь пришел в ходе работы; указываются их практическая значимость, возможность внедрения результатов работы и дальнейшие перспективы исследования темы. Важнейшее требование к заключению - его краткость и обстоятельность. В нем не следует повторять содержания введения и основной части. Логика изложения заключения должна соответствовать поставленным во введении задачам.


6. Понятийный аппарат (глоссарий) – 15-20 понятий.


7. Список литературы составляется в алфавитном порядке фамилий авторов или названий произведений (при отсутствии фамилии авторов).

В список включаются все использованные автором работы, литературные источники независимо от того, где они опубликованы (в отдельном издании, в сборнике, журнале, газете и т.д.).

Для написания обзора по теме исследования курсовой работы необходимо использовать не менее 20 источников. Для написания обзора по теме исследования выпускной квалификационной работы необходимо использовать не менее 30 источников.


8. Приложение (приложения) оформляются на отдельных листах, каждое должно иметь свой заголовок и в правом верхнем углу надпись: «Приложение» с указание его порядкового номера; если приложений несколько, то: «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д.

Приложение включает в себя дополнительные материалы для более полного и наглядного раскрытия темы работы. Это могут быть схемы, таблицы, графики, фотографии, описания, конспекты уроков, сценарии внеклассных мероприятий, анкеты, тексты, рисунки и творческие работы учащихся, контрольные работы и т.д.

Ссылки на литературные источники. По тексту курсовой и выпускной квалификационной работы автор должен ссылаться на соответствующие литературные источники. Это делается, когда текст литературного источника цитируется дословно, или когда автор использует идеи того или иного исследователя. Ссылки оформляются в квадратных скобках, (например [5; с.123]), где первая цифра (5) – номер источника в списке литературы, а вторая (с.123) – страница, на которой осуществлялось цитирование.



!!!!! Курсовую (выпускную квалификационную) работу студент выполняет самостоятельно, пользуясь консультациями руководителя и отчитываясь перед ним по мере выполнения ее отдельных частей и работы в целом.


Курсовая (выпускная квалификационная) работа подлежит публичной защите. К публичной защите допускаются студенты прошедшие проверку на объем авторского текста в системе «Антиплагиат» (не менее 70% авторского текста).

На защите студент делает краткое сообщение (7-10 минут) с использованием мультимедийной презентации. В выступлении излагается тема работы, объект и предмет исследования, цель и задачи исследования, гипотеза, основная база выполнения работы, более подробно освещается практическая часть исследования, полученные результаты.

Допуском к защите курсовой (выпускной квалификационной) работы является наличие у студента 2 зачетных единиц (по результатам выступлении и отчетов на Междисциплинарном круглом столе (октябрь-ноябрь) и Ежегодной научно-практической конференции студентов СПК (февраль).

К защите студенту необходимо подготовить:

- курсовую (выпускную квалификационную) работу;

- индивидуальную карту выполнения работы;

- отзыв научного руководителя;

- электронный носитель с мультимедийной презентацией.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Требования к оформлению КР и ВКР


п/п

Объект

Параметры

1

Формат листа бумаги

А4 (210-297мм)

2

Размер шрифта

14 пунктов


3

Название шрифта

Times New Roman

4

Междустрочный интервал

Полуторный

5

Абзац

1,25 см (5 знаков)

6

Поля

Левое – 3 см., верхнее и нижнее – 2 см, правое – 1,5 см.

7

Общий объем без приложений

25-30 (30-35)* страниц

8

Объем введения

2-3 стр.

9

Объем основной части

15-20 (20-25)* стр.

10

Объем заключения

1-2 стр.

(примерно равен объему введения)

11

Нумерация страниц

Сквозная, в нижней части листа, в центре. На титульном листе номер страницы не проставляется.

12

Последовательность приведения структурных частей работы

Титульный лист. Содержание. Введение. Основная часть (главы). Заключение. Список литературы. Приложения.

13


Оформление структурных частей работы

Каждая структурная часть начинается с новой страницы. Тематический заголовок располагается по центру страницы. Точка в конце наименования не ставится. Подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовках не допускается.

14

Структура основной части

2 главы, соразмерные по объему

15

Состав списка литературы

Не менее 20 (30)* библиографических описаний документальных и литературных источников. Среди них должна быть литература за последние 5-10 лет.

16

Наличие приложений

Желательно.

17

Оформление содержания (оглавления)

Содержание (оглавление) включает в себя заголовки всех разделов, глав, параграфов, приложений с указанием страниц начала каждой части.

(*) – данные для выпускной квалификационной работы.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2


ДЕПАРТАМЕНТ образования ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


Социально-педагогический колледж

ЦМК психологических дисциплин


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА


«Формирование здорового образа жизни у детей-сирот в аспекте деятельности социального педагога»

(название ВКР)

Специальность 050711Социальная педагогика

(код) (наименование специальности)


«Допустить к защите»

«___»__________________2013 г.

Председатель ЦМК ______ ______ Коновалова О.Ю.

(подпись) (дата) (Ф.И.О.)


«Процент оригинального текста составляет ______ %»


Методист учебно-производственной

лаборатории математических моделей

в психологии и педагогике ______ ______ Будрейка Н.Н.

(подпись) (дата) (Ф.И.О.)

Руководитель ______ ______ _____________

(подпись) (дата) (Ф.И.О.)

Студент ______ ______ _____________

(подпись) (дата) (Ф.И.О.)

Рецензент ______ ______ _____________

(подпись) (дата) (Ф.И.О.)


Москва, 2013

ПРИЛОЖЕНИЕ 3


ДЕПАРТАМЕНТ образования ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


Социально-педагогический колледж

ЦМК психологических дисциплин


КУРСОВАЯ РАБОТА


«Деятельность социального педагога по профессиональной ориентации учащихся общеобразовательного учреждения»

(название КР)

Специальность 050711Социальная педагогика

(код) (наименование специальности)


«Допустить к защите»

«___»__________________2013 г.

Председатель ЦМК ______ ______ Коновалова О.Ю.

(подпись) (дата) (Ф.И.О.)

«Процент оригинального текста составляет ______ %»


Руководитель ______ ______ _____________

(подпись) (дата) (Ф.И.О.)

Студент ______ ______ _____________

(подпись) (дата) (Ф.И.О.)


Москва, 2013