sotrud.ru 1



Конспект открытого занятия «Народная кукла»


Выполнила педагог дополнительного образования

Иванова Ульяна Николаевна


Электрогорск

2012

Состав группы: 6 человек. Возраст: 7-11 лет.

Цель: привить детям уважение к русской народной культуре, к народным традициям.

Задачи воспитательные:

-Воспитывать художественный вкус, приобщая детей к культуре русского народа.

-Воспитывать у детей чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе.

Задачи образовательные:

-Научить детей приёмам изготовления куклы «Десятиручка».

-Научить способам декорирования народными куклами современных изделий.

Задачи развивающие:

-Развивать чувство формы, цвета, пропорции.

-Развивать творческую смекалку.

-Развивать навыки работы с тканью.

Материалы и оборудование:

лоскуты х/б ткани, атласные ленты, нитки, швейные иглы, ножницы, сумка, шапка, шарф.

Дидактические материалы: образцы народных кукол, инструкционные карты последовательности изготовления кукол, книга с иллюстрациями, журналы.

На занятии использованы различные формы работы: индивидуальная и групповая.

Методы, применяемые на занятии: объяснительнo-иллюстративный, исследовательско-поисковый.

Литература:

Грибовская А.А. «Народное искусство и детское творчество», М.: Просвещение, 2006, 160с

Котова И.Н., Котова А.С. «Русские обряды и традиции. Народная кукла».

СПб., Паритет 2003, 240с.

Специализированный журнал «Цветной мир», Карапуз – Дидактика, 1/2009.

Журнал «Обруч», Ювента, 5/2008.

Журнал «Читайка», Русская школьная библиотечная ассоциация, 8/2008.

Продолжительность мероприятия- 45 мин.

1-ый этап- 3 мин.

2-ой этап- 17 мин.

3-ий этап- 5 мин.

4-ый этап- 10 мин.

5-ый этап- 5 мин.

6-ой этап- 5 мин.


1-ый этап.

ВВЕДЕНИЕ

В феврале2008г. в Москве в храме Христа Спасителя был принят документ «Поколение наследников. Соборное слово XII Всемирного Русского Народного Собора», в котором, в частности, сказано: «Стать Поколением Наследников—значит стать поколением, у которого есть "образ будущего. Сейчас пока рано говорить о том, что у нашей молодежи есть такой образ — его предстоит создавать. Зато у нас есть необычайный «образ прошлого», великая традиция, богатейшая культура. И нельзя дать оборваться тем нитям, которые тянутся из прошлого к будущему. Напротив, Поколение Наследников призвано осуществить в себе и в своих потомках волю, завет и мечту тех, кто оставил нам великое наследство — Россию». Несомненно, нам всем хочется воспитать детей, которые осознавали себя частью великой страны, любили её, дорожили её прошлым, хотели трудиться во благо своей Родины.

Не назидательно, не навязчиво, строя работу на культурологической основе, через интересную для каждого возраста деятельность, надо помочь детям обрести глубокую связь с Родиной. Это большая, конечная цель. И как великая река начинается с малого ручейка, так и нам, педагогам ,предстоит начать с самого простого и доступного даже для маленьких детей. Что может быть ближе и понятнее ребенку, чем игрушка? Не простая игрушка, а народная, не просто народная игрушка, а народная кукла? В жизни современных детей народная культура прежде всего образует эстетический и эмоциональный фон. Весёлые, жизнерадостные, ритмичные народные потешки, пестушки, игры, приговорки; яркие красочные предметы народного декоративно-прикладного искусства создают атмосферу тепла и радости. Особенность декоративно - прикладного искусства в том, что оно близко по своей природе к детскому творчеству. Их роднят доступность материалов, эмоциональность, лаконизм, живость и богатство воображения. Изготовление народной игрушки имеет большие воспитательные возможности: у детей развиваются чувство цвета, ритма и пропорций, глазомер, эстетический вкус. Большое значение имеет то, что многие игрушки можно сделать без иголки и ножниц, что позволяет начать работать с младшими школьниками и даже дошкольниками. Среди этого разнообразия совершенно особое место занимают традиционные народные куклы, на которых выросли многие поколения наших предков. В традиционной культуре кукла находилась в центре многих календарных и семейных обрядов, выполняя роль посредника в отношениях человека с миром природы, миром богов и миром предков. . Кукла — это всегда знак в культуре (в самом широком смысле), это всегда отражение человека в культуре. Это выражение знаний человека о мире и миропорядке, о месте его в этом мире. В кукле закодирована жизненно важная информация, а ключом к этому «коду» служат общечеловеческие ценности: продолжение рода, здоровье, любовь, общение, труд, жизнь.


На наш взгляд, именно такой культурологический подход делает возможной и необходимой актуализацию традиционной народной куклы в сегодняшнем обществе. Сегодня традиционная кукла становится универсальным «инструментом» познания мира народной культуры, средством приобщения к народным традициям и духовным ценностям.

Востребованность традиционной куклы может быть весьма разнообразной. Этнографов привлекает возможность дополнить уже имеющиеся факты новыми данными. Фольклористы включают знания о кукле в сценарии праздников. Искусствоведы исследуют стилистику, семантику и художественное своеобразие народной куклы. Педагоги желают приобщить накопленные этнопедагогикой методы к своему педагогическому опыту. Психологи разработали целое направление, названное «куклотерапией», в

основе которого лежит проективный метод: человек — кукла — человек. В медицине стала весьма распространена «этнотерапия», в которой традиционная народная кукла занимает почетное место.

С 80-х годов XX века активно идет процесс освоения, изучения и творческого развития традиционной народной куклы современными российскими художниками.

2-ой этап.

Ход занятия.

-Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас необычное занятие, об этом меня попросили… куколки, которых мы с вами делали. Куколки рассказали мне, что им очень грустно и скучно лежать в коробочке, очень им хочется посмотреть на белый свет, увидеть как вы, ребята, живёте. Вот наши куколки! Вы помните, как они называются?

Дети отвечают:«Кувадка», «Мартинички».

-Только чем же нам помочь куклам, я не знаю. Может, вы придумаете, ребята?

Дети предлагают варианты:

-я пришью куколок на браслетик.

-Мы будем делать из мягких бусин и кукол «кувадок» бусы.

-А я пришью куколок « мартинички» на свой шарфик!

-Какие вы молодцы, как интересно всё придумали! Перед тем как приступить к работе, давайте разомнём наши пальчики.


Дети делают пальчиковую гимнастику(см. приложение).

-Теперь мы можем начать работать. Для этого нам понадобится: нитки, иголки, ножницы. Эти инструменты представляют некоторую опасность. У нас есть правила ТБ. Дети рассказывают хором:

-Нитки мы не рвём руками-

Ножницами режем.

Чтоб друзьям их передать-

За лезвия мы держим.

В рот иголки не берем-

Ставим их в подушку.

И стараемся, ребята,

Не мешать друг дружке!

-Молодцы! Выбирайте куколок. Обратите внимание: куклы разного цвета и разного размера. Прежде чем пришивать, необходимо разложить кукол, посмотреть, как будут выглядеть изделия. Итак, приступаем к работе: кукол необходимо пришить несколькими стежками на обозначенные места. Работать надо аккуратно и не торопясь.

Дети приступают к работе.

-Чтобы не скучно нам было работать, давайте друг другу загадки загадывать.

Дети загадывают загадки:

-В узкий глазок вдета тонкая нитка

И поплыла за корабликом прытко.

Шьёт, зашивает и колется колко

А называют кораблик... (Иголка)

-Никак не согласится она лежать без толку.

Кто знает мастерицу усердную…(Иголку)

-На пальце одном ведёрко вверх дном.(Наперсток)

-Маленького роста я, тонкая и острая

Носом путь себе ищу, за собою хвост тащу.(Игла)

-Молодцы, как много загадок вы знаете! А кто-нибудь знает скороговорки?

Дети рассказывают скороговорки:

-У Ивашки - рубашка, у рубашки - кармашки.

-Ткёт ткач ткани на платье Тане.

-И это вы знаете! Может вы и стихотворения знаете?

Дети рассказывают стихотворения:

-Иголка и нитка – большие дружки,

Смотри, получились какие стежки.

-Надя искала булавку, а булавка упала под лавку.

Под лавку залезть было лень, искала булавку весь день.


-Весёлые стихотворения вы знаете! Правда, так веселее работать? А знаете ли вы поговорки о труде?

Дети рассказывают поговорки:

-Терпенье и труд - всё перетрут.

-Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

-Тяжко тому жить, кто от работы бежит.

-Труд кормит, а лень портит.

-Труд кормит и одевает.

-Вот наша работа закончена, посмотрим, что у нас получилось.

Дети рассматривают готовые изделия и обсуждают работы друг друга.

3-ий этап.

-Посмотрите, наши куколки встали в хоровод. Давайте и мы поводим хоровод, заодно и отдохнём!

Звучит ритмичная народная музыка. В это время вносят большую куклу «Масленица».

-Смотрите, девочки, какая большая кукла к нам пришла. А знаете, как она называется?

Дети отвечают: «Масленица!»

-Правильно! И праздник так же называется. Кукла спрашивает меня, умеете ли вы танцевать?

Дети становятся в хоровод и танцуют.

4-ый этап.

-Ой, девочки, все-то вы умеете: и шить, и танцевать! А у меня есть для вас сюрприз! Сейчас мы сделаем еще одну куклу «Десятиручку». Она очень похожа на «Кувадку» и делается так же, только у неё много ручек. Сейчас вы начнете её делать, а я вам расскажу сказку, и вы поймете, почему она так называется.

Педагог рассказывает сказку(см. приложение), а дети мастерят куклу, используя инструкционные карты для изготовления куклы «Кувадка» (см. приложение).


5-ый этап.

-Всё у нас получилось! А к нам пришла ещё одна кукла, посмотрите какая интересная: вместо ручек у неё - вопросы для вас девочки.

Дети вытягивают вопросы на тему «Народная кукла» и отвечают на них:

-Как называется кукла, которую делали на Рождество?

-Рождественский ангел!- отвечают дети.

-А из чего изготавливали куклу «мартиничка»?

-Из ниток, надерганных из лоскутков ткани.


-Почему не использовали ножницы и иголки при изготовлении кукол?

-Так как куклы являлись оберегами.

-Молодцы девочки, все правильно! Понравилось вам наше занятие? Мы сегодня многое сделали с вами, многое узнали, вспомнили. Давайте подарим кукол нашим гостям, пусть «Десятиручка» поможет в ведении домашнего хозяйства.

6-ой этап.

А теперь посмотрим, умеют ли наши гости мастерить кукол.

Педагогам предлагается сделать куклу «Рождественский ангел», дети им помогают.

-Теперь и наши гости умеют мастерить кукол. На этом наше занятие заканчивается, большое всем спасибо, до новых встреч!

ДЕСЯТИРУЧКА

В одном доме жила-была семья: папа, мама, сыночек да дочка. Жили они в большом городе, а на лето уезжали к родственникам в деревню. В деревне было очень хорошо. Детям можно было целый день бегать и играть. В лес, конечно, разрешали ходить только со взрослыми. Нравилось детям и помогать по хозяйству: рассыпать курам корм, собирать яйца в куриных гнёздах. А по огороду помощь — тоже удовольствие: огурцов да морковки с грядок собрать, нарвать укропа да зеленого лука, а когда и сладкой малинки. Красота! Уезжать из деревни совсем не хотелось, но что делать - кому на работу, кому в школу, а кому в детский сад.

Перед отъездом позвала прабабушка своих внучат и говорит: «Спасибо, что порадовали меня своим приездом. Я вам в город с собою гостинцев разных собрала. А ещё хочу вам подарить вот такую куколку». Достала прабабушка из плетёной корзиночки очень необычную куколку. Сделана она была из мягкой ткани, и было у неё целых 10 рук! Удивились дети. Внучка спросила: «Бабанька, а почему у неё ручек так много? Она так совсем на человека не похожа. Да и глазок, носа и ротика нет?» Прабабушка отвечает: «В давние времена в каждой семье много кукол было. Это сейчас дети много игрушек имеют, да оттого и не берегут их. И все считают, что в кукол играют одни только девочки. А ведь ещё сто лет назад в такие куклы вся детвора играла. Много кукол разных было: и "Пеленашки", и "Кувадки", и "Бессонница". Делать-то их несложно, взял несколько лоскутков, ниточек цветных, закрутил, завертел, завязал - вот и кукла готова. А лицо никогда не рисовали - правило такое. Ни иголки, ни ножниц было не нужно. Для девочек брали ношеное мамино платье или рубаху и рвали на кусочки эту ткань. Для мальчика -делали кусочки ткани из папиной одежды. Вот для чего так делали? Как думаете?»


Прабабушка внимательно смотрела на внуков, но они не спешили с ответами. Думали. «Вот-вот, - сказала прабабушка, - покумекайте». Тут внучок бабушку спросил: «Это что такое - кумекать?». Прабабушка засмеялась: «Вот вы в своем городе выросли и многих русских слов не знаете. Ладно, я не ругать вас сейчас стану, а когда вы ко мне на следующее лето приедете, привезите-ка мне по 5 древних русских слов, кои ещё в городе живут и их встретить можно».

Дети совсем озадачились. Как это, слова" древние, а их в городе можно встретить?

Прабабушка заметила их озабоченность и, говорит: «Много древних слов есть, есть много новых, а есть слова из других языков. Это вы с родителями обсудите - им самим полезно будет подумать. Вот одно вам в пример слово "кумекать" - это значит думать».

«Смешное слово, - сказал внучек, -да ты. бабушка, не рассказала, почему одежду так выбирали, уж договаривай». Прабабушка улыбнулась и говорит: «Молодец, следишь за разговором -внимательный. Когда брали одежду родителей, то детям это была защита. Ведь эта ткань, пока её носили родители, наполнялась их силой. И девочке передавалась сила мамы, а мальчику - сила папы. А знаете, как называли родителей? Маменька да тятенька. Да, про куклу-то всё никак не доскажу. Кукол не только для игры делали, но и для взрослых. Да-да. Одних кукол делали большими для праздников. "Масленицу", поди, видели? Это одна из них. Других кукол делали, чтобы болезни всякие отпугивать. Да я вам всё уже сейчас и рассказать не успею, только про эту первую куколку. Называют её "Десятиручка" или "Многоручка", но каждый ей своё имя даёт. Имя услышать нужно, а если придумаешь, то лучше, чтобы красивое было. Ещё её помощницей называют. Живёт она чаще на кухне. Днём спит, а ночью просыпается да начинает по хозяйству помогать. Возьмите, а что будет - сами увидите. Ведь у мамы для домашних-то дел всего две руки, а дел-то сколько. Конечно, много меньше, чем у нас в деревне, ни огородом, ни живностью заниматься не нужно. Да зато сколько времени родители ваши на дорогу-то расходуют: метро да автобусы. Ах, время дорогое! Ну. что ж-до свиданьица. Не болейте, да за куколкой приглядывайте».


На этом они простились, поцеловались. Прабабушка осталась в деревне, а дети с родителями вернулись в город. Приехав в город, они долго искали, куда бы куколку поставить. Сначала в комнате, на кукольной кроватке её устроили. А потом дети присмотрели ей место на кухне, положили в плетёную корзиночку полотенце, да и на него куколку, и поставили на видное место. Имя ей дали и стали наблюдать.

А куколка за несколько дней пообвыклась, поняла, что в доме у добрых людей живёт. Да вот только занятые они все, вроде не деревня - огорода, хлева нет, а работы-то по дому - и десяти рук не хватит.

Наступил поздний вечер, все ушли спать, погасили свет, тут куколка проснулась, огляделась, зажгла волшебный огонёк - шарик такой, он взлетел посередине кухни и осветил её, неярко так, но

достаточно, чтобы всё видно было. Смотрит куколка - на столе стоит солонка сверху крышечкой не накрыта. Нехорошо это. Подошла, накрыла крышкой, а себе на одну руку повязала яркую ленточку.

Так, на столе порядок. А вот под столом? Ай-яй-яй - под столом крошки хлеба валяются, фантик от конфеты. Собрала, да в мусорное ведро положила. А себе ещё одну ленточку повязала.

Рядом на другом столике красивый глиняный кувшин стоит, в него воду наливают отфильтрованную. «Ох, - вздохнула куколка, - у нас-то в деревне вода колодезная, всегда вкусная, а в городе сколько дней она под землей по трубам течет, фильтровать приходится». Ах. жалко-то и водичку, ей без солнца самой плохо, и людей жалко. Но если воду в кувшине на ночь оставлять, то непременно нужно накрывать белой салфеточкой, да лучше льняной. Вынула она такую салфеточку из-под фартука своего и накрыла кувшин. А себе на другую руку ленточку повязала. Дальше проверила, как хлеб в хлебнице лежит. Ох, и тут непорядок. Он своей верхней стороной к низу лежит. Еле перевернула его куколка. А на другую ручку ещё ленточку повязала.

Потом зашла в ванную комнату. Так-так, дети свои зубные ласты колпачками не закрыли. Так паста аромат потеряет да быстро высохнет, ею зубы чистить не очень приятно будет. Смотрит, а щетки зубные от пасты плохо отмыты. Колпачки-то она. как смогла, закрутила, а вот щетки помыть не получится. Не умеет она с такими кранами обращаться, из одного холодная, из другого - горячая. То ли дело в деревне, стоит ведро, зачерпнул ковшиком, да и делай «что хошь». Ещё одну ленточку повязала.


Из ванной комнаты прошла Десятиручка в прихожую. Долго-долго качала головой. Детская обувь была с налипшими кусками грязи. Мама после работы в магазин зашла, а потом всех ужином накормила, да ещё постирала. Не успела обувь помыть, а вот то, что дети сами за своей обувью не ухаживают - это плохо. Если бы сами каждый вечер мыли, да кремом для обуви мазали - маме помощь и самим уважение. Как важно в чистой обуви ходить. Люди всегда смотрят на чистоту и аккуратность одежды и на обувь. Стала она щёткой обувь чистить. Велика для неё щетка - трудно всё делать. Мучилась, мучилась, взяла в ванной тюбик с зубной пастой и на детскую обувь выдавила. Вот пусть уж не обижаются, надо же, чтобы дети увидели, что нужно обувь помыть. Может, утром заметят, да ещё успеют вымыть. «Ох, обидятся, может, на меня. Да что делать-то, пока мы с ними разговаривать ещё не научились. А меня прабабушка направила за порядком следить». Взяла Десятиручка ещё одну ленточку и на другую руку повязала.

Посмотрела на полочке - все расчёски лежат, полные волос. Вынула она волосы и отнесла в мусорное ведро. «Неправильно так, -сетовала Десятиручка, — нужно бы на плодовое дерево в саду повесить, чтобы волосы росли здоровые, да где ж я тут сад-то найду». Ещё одну ленточку повязала. Затем пошла куколка в комнату, где дети спали, волшебный огонёк зажигать не стала. В комнату детей из окна попадал свет фонаря и луны. Видно было, что на полу остались неубранные игрушки. Какие смогла, расставила на полочки. Если потом нужную игрушку сразу не найдут, пусть только на себя сетуют. Надо самим убирать, каждую на своё место, тогда и искать не придётся. Посмотрела, погоревала -так много пластмассовых игрушек! Чтобы дети хорошо чувствовали и понимали мир, большинство игрушек должно быть из натуральных материалов: дерева, ткани, металла, глины, бересты, картона. Себе ещё одну ленточку повязала. Проверила, как дети свою домашнюю одежду сложили. Тоже не очень хорошо. Тапочки по всей комнате разбросаны. Утром встанут, вместо того, чтобы тёплыми ножками в тапочки - будут шлёпать босыми, пока тапочки не соберут. Одежду поправила, а вот тапочки таскать - дело для неё тяжёлое. Повязала себе ещё одну ленточку. Времени много прошло. Устала куколка. Смотрит-одна ленточка осталась. Посмотрела вокруг, что ещё сделать? Решила на кухню пойти, посмотреть повнимательнее. Зажгла волшебный огонёк поярче. Осмотрелась. Видит - листики на цветочках подсыхают, вниз клонятся, а рядом маленькая леечка стоит. Как смогла, полила куколка погрустневшие растения. Напились они, расправились, обрадовались. Поблагодарили куколку. С растениями она хорошо умела разговаривать. Уф, устала куколка, еле-еле последнюю ленточку повязала и в свою корзиночку уставшая легла и сразу уснула.

Утром, когда вся семья собиралась кто куда, мама заметила новую белую льняную салфеточку, дети - следы зубной пасты на обуви, которую пришлось быстро помыть. А папа ничего не заметил - он раньше всех встал и уехал, оставив после завтрака солонку на столе снова незакрытой.