sotrud.ru 1

План-конспект урока

по технологии «Деятельностный подход в обучении».


Учитель: Воротникова А.А.


7 А класс.


Тема: «Давление. Единицы измерения давления. Способы уменьшения и увеличения давления».


Цель: дать понятие давления, ввести единицы измерения давления, выяснить способы уменьшения и увеличения давления твердых тел, научиться решать задачи с использованием формулы давления твердых тел.


Ход урока.



  • Оргмомент.




  1. Актуализация знаний.


Давайте вспомним, какие силы мы изучили, и опишем каждую силу с точки зрения известного вам алгоритма. Для начала напомните алгоритм изучения любой силы.


Алгоритм изучения силы.


  1. Алгоритм висит на доске.
    Название силы.

  2. Определение.

  3. Обозначение.

  4. Направление.

  5. Точка приложения.

  6. Формула..


Таблички с названиями сил крепятся на доске.
А теперь вспомним силы, ранее нами изученные.


Сила тяжести.

  • Сила, с которой тела притягиваются к Земле.



  • Сила направлена вертикально вниз.

  • В центре тяжести тела.

  • Fтяж=mg


Сила упругости.

  • Сила, возникающая в результате деформации тела, стремящаяся вернуть тело в исходное положение.



  • Направлена в сторону, противоположную деформации.



  • Fупр=kx



Вес тела.

  • Сила, с которой тело давит на опору или подвес вследствие притяжения к Земле.

  • P

  • Направлен перпендикулярно поверхности.

  • Точка приложения на поверхности соприкосновения тел.

  • При равномерном движении или в состоянии покоя вес тела равен силе тяжести.


Сила трения.

  • Сила, препятствующая движению тел.



  • Направлена в сторону, противоположную движению тела.


Демонстрация (ножницы и лист бумаги).


Задумывались ли вы когда–нибудь над вопросом: Отчего игла легко пронизывает предмет насквозь? Отчего сукно или картон легче проткнуть тонкой иглой и трудно проткнуть тупым гвоздем? В обоих случаях действует одинаковая сила. В чем же причина?

Дети: Не знаем.


В связи с этим хочу прочитать вам стихотворение, чтобы вы сами сформулировали тему сегодняшнего урока.


Тебе по болоту ходить довелось?

Легко тебе было?

Вот то-то

Тогда почему же огромнейший лось

Так просто бежит по болоту.


В чем причина? Сформулируйте тему сегодняшнего урока.


2. Формулировка темы и цели урока.


Дети формулирую тему урока. Тема урока: Давление.


Зная основные характеристики физических величин, сформулируйте цели урока, касающиеся изучения Давления.


Дети формулирую цели урока.

  1. Познакомится с понятием давления.

  2. Узнать формулу для расчета давления.

  3. Выяснить основные единицы измерения давления.

  4. Узнать, как можно увеличить или уменьшить давление, оказываемое телами.

Итак, результат действия силы зависит не только от ее числового значения, но и от площади, на которую она действует.


Давайте вместе выясним как же осуществляется эта зависимость,


  1. Открытие новых знаний.


Работа в группах по рядам.

1 ряд: Изучение понятия давления и получение формулы для его расчета.

2 ряд: Выяснение единиц измерения давления.

3 ряд: Изучить способы уменьшения и увеличения давления.

Объяснение материала детьми всему классу.


  • Физкультминутка.


1 ряд:


Давлениефизическая величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности.


Обозначение: p.

Формула появляется на доске.
Формула: p=F/S


Вычисление силы и площадь поверхности, на которую действует сила.


Проговорить со всеми вслух.


Большая по значению сила, действующая на ту же площадь, будет производить большее давление, а меньшая – меньшую.


2 ряд:

Единицы измерения давления.


[p] = Н/ м2 = Па («паскаль») в честь ученого Блеза Паскаля.


1 Па – давление, которое производит сила 1 Н, действующая перпендикулярно поверхности площадью 1 м2.


Производные единицы измерения.


1 кПа = 1000 Па

1 гПа = 100 Па

1 Мпа = 1000000 Па

1 мПа = 0,001 Па


Давление оказываемое мальчиком массой 45 кг на пол равно 15 кПа. Тяжелый трактор оказывает давление на почву 40-50 кПа, т.е. в 2-3 раза больше чем мальчик? Почему?


3 ряд:

Вес трактора распределяется на большую площадь. А чем больше площадь, тем меньше оказываемое давление. Чтобы изменить давление, надо увеличить или уменьшить площадь опоры.

Примеры:


  1. Для того, чтобы грунт выдержал давление возводимого здания, увеличивают площадь нижней части фундамента.

  2. Шины грузовых автомобилей делаю гораздо шире, чем легковых. Особенно широкие шины делают шины у автомобилей, предназначенных для передвижения в пустынях.

  3. Лезвия колющих и режущих предметов ( ножей, ножниц, резцов, пил, игл) остро затачивают




  1. Первичное закрепление.


Решим все вместе задачу. Комментировано.


Гусеничный трактор ДТ – 75М массой 6 т имеет опорную площадь обеих гусениц 2 м2. Определите давление этого трактора на почву.



Решение:

p=F/S

F=P=mg

p= 60000/2 = 30000 Па


Проверим размерность:

[p]=H/м2=Па


Ответ: p=30000 Па.
Дано: Си

m=6 т 6000 кг

S = 2 м2


P - ?


Переведем давление из внесистемных единиц в систему СИ.

5 кПа = 5000 Па

4 мПа = 0,004 Па

2,3 гПа = 230 Па

0,025 Мпа = 25000 Па


5. Самостоятельная работа.


Работа по карточкам по парам.


Какую наибольшую силу может развить поршень гидропресса площадью 0,003 м2 , если допустимое давление равно 15 * 105 Па.


  • Решение задачи.

  • Проверка с решением на обратной стороне карточки.





Вернемся к начальным целям урока.


Почему же сукно или картон легко проткнуть тонкой иглой и трудно пробить тупым гвоздем?


Дети отвечают.

  1. Повторение изученного.



А теперь закрепим нами изученное в виде самостоятельно работы на листочках по группам.


Решение задач по карточкам.


Каков вес трактора, если его давление на почву 40 кПа, а опорная площадь обеих гусениц 1,3 м3 ?




Сдаются листочки с решениями. Проверка с правильным решением на доске. У кого совпало решение? У кого нет? ( У кого решение не совпало, тот останется после урока для уточнения решения данной задачи).


  1. Итоги урока.


Домашнее задание: параграф 33, 34, задание 6 на стр. 82.