sotrud.ru 1

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом детского творчества»



Утверждено ________________

Директор: Новосёлова Н.А.


24.09. 2009 г.




Рецензировано

Методсоветом

рецензия

от 24.09.2009 г. № 11




ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ТРУДОМ КРАСИВ ЧЕЛОВЕК»

кружок «Очумелые ручки»

Срок реализации: 3 года

Рассчитана на детей 7-16 лет


Педагог дополнительного

образования:

Коньков Александр Иванович


Гремячинск


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы


В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способность к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.


Наибольшие возможности для развития творческих способностей учащихся предоставляет образовательная область «Технология».

Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями плотника, столяра, токаря, слесаря, художника-оформителя, художника, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Обучающиеся фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

Образовательная программа «Трудом красив человек» кружка «Умелые руки» способствует развитию творческих способностей – процесса, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для развития творческих способностей ребенку предоставляется возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

Занятия в кружке дополняют и углубляют знания детей, полученные в школе на уроках труда. В кружке обучающиеся имеют возможность самовыразиться, развить свои способности как индивидуально, так и группой. Также как и в школе, в учреждении дополнительного образования обучающимся прививаются нравственные качества, патриотизм, трудолюбие, чуткость, доброжелательность. Это помогает им лучше работать над выразительностью, над качеством выполненных работ. Занятия в доме детского творчества вызывают у обучающихся интерес тогда, когда по содержанию и организационным формам они связаны с жизнью и запросами самих детей и помогают обучающимся лучше организовать свой досуг, заполнить свободное время разнообразным творческим трудом. Деятельность кружка не только позволяет дополнить учебно-воспитательную работу, проводимую на уроках труда в школе, но и делает эту работу содержательнее, повышает интерес детей к труду. На занятиях кружка имеется больше возможностей для того, чтобы разнообразить виды работ, их содержание и объем, методы и организационные формы проведения каждого отдельного вида работы. Это помогает выявить интересы детей к технике, труду, позволяет больше внимания уделять индивидуальному подходу, организации трудовой деятельности каждого из учащихся. В результате занятий по программе дети станут более самостоятельными, дисциплинированными, трудолюбивыми. Занятия помогут им проявить творческие способности. Обучающиеся научатся планировать свою работу и работу товарищей, осуществлять самооценку и самоконтроль, обучатся конкретным трудовым умениям, приобретут навыки обработки материалов с использованием инструментов.



ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ



Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению является:

Я слышу – и забываю,

Я вижу - и запоминаю,

Я делаю – и понимаю.

Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».


1.Развитие творческих способностей обучающихся, развитие детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

2. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.

3.Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека.

4. Воспитание любви к родному городу, краю.

В основу данной программы положен принцип интеграции теоретического обучения с процессом практической самостоятельной деятельности обучающихся и технико-технологического конструирования, который и определяет задачи:

1. Обучающие:

  • познакомить обучающихся со спецификой работы с различными видами материалов;

  • научить изготавливать поделки, сувениры и модели с использованием различных материалов: дерева, бумаги, фанеры, картона, бросового и природного материала;

  • сформировать навыки современного организационно-экономического мышления, обеспечивающие социальную адаптацию в условиях рыночных отношений.

2. Воспитывающие:

  • воспитать культуру труда обучающихся;

  • воспитать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд, т.е. сформировать качества творческой личности с активной жизненной позицией.

  • воспитать интерес к истории родного края, его культуре.


3. Развивающие:

  • развить у детей воображение, фантазию, внимание, память, терпение;
  • развить элементы изобретательности, технического мышления и творческой инициативы;


  • развить глазомер, творческую смекалку, быстроту реакции;



НАШ ДЕВИЗ: « МЕЧТАЙ, ВЫДУМЫВАЙ, ТВОРИ!!!»


ВОЗРАСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ПРОГРАММЫ


Возраст детей: 7-16 лет


Количество детей:

1-й год обучения – 15 человек;

2-й год обучения – 13 человек;

3-й год обучения – 11 человек.

Вид кружка:

постоянный, с элементами индивидуальных занятий.


Количество часов в неделю:

1-й год обучения – 6 часов;

2-й год обучения – 6часов;

3-й год обучения – 6 часов.


Количество часов за учебный год:

1-й год обучения – 216 часа;

2-й год обучения – 216часов;

3-й год обучения – 216 часов.


Место занятий: город Гремячинск, ДДТ, мастерская кружка «Очумелые ручки».


ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ


Цели:

1.Создать мотивацию учебной деятельности обучающихся.

2.Помочь обучающимся умело использовать полученные знания на практике.


ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

- познакомить обучающихся с видами и особенностями обработки материалов (дерево, картон, фанера, береста, пластмасса);

- обучить детей владению инструментом, правилам техники безопасности и пожарной безопасности;

- сформировать практические навыки и умения по проведению простых видов работ по курсу занятий.


ВОСПИТЫВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

-воспитать культуру труда, трудолюбие, терпение, чувство коллективизма, любовь к родному городу, краю.


РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

-развить у детей воображение, фантазию, внимание.


Учебно-тематический план 1-го года обучения



Наименование тем


Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие. Беседа «Путешествие по стране «Умелия». Инструктаж по охране труда. Познавательная игра – беседа «Знаем, умеем, соблюдаем».

1ч.

1 ч.

2 ч.

2.

Материалы и их свойства, инструменты и их назначение.


4ч.


8 ч.


12ч.

3.

Работа по дереву.

10 ч.

45 ч.

55 ч.

4.

Работа выжигателем.


10 ч.


35 ч.


45 ч.

5.

Выпиливание лобзиком элементов фигур, узоров, их обработка.


10 ч.


35 ч.


45 ч.

6.

Техника покраски различных материалов.

Понятие о масштабе.


6 ч.


20 ч.


26 ч.

7.


Индивидуальная работа.

2 ч.

25 ч.

27 ч.

8.

Итоговое занятие. Игра «Опять 25».

Выставка работ.

2 ч.

2 ч.

4 ч.




Всего часов

45ч.

171ч.

216 ч.



ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:


В результате первого года обучения воспитанник объединения «Умелые руки»

1.будет

знать:

- технику безопасности при работе с инструментом и пожарную безопасность при работе с горючими материалами;

- весь инструмент, используемый в кружке;

- виды материалов, используемые в кружке;

уметь:

- работать выжигателем, лобзиком;

- обрабатывать материал наждачной бумагой;

- красить и лакировать;

2.будет внимательным, с развитой фантазией и воображением;

3.будет трудолюбивым, терпеливым, с развитым чувством коллективизма, любящим родной город, край.


ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ


Цель: Совершенствовать способы и приемы работы с материалами (дерево, картон, береста и т.д.), познакомить обучающихся с основами моделирования, конструирования и проектирования.


ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

- расширить знания обучающихся о видах и особенностях обработки различных материалов;

- научить паять различные сплавы цветных металлов;

- помочь обучающимся овладеть навыками самостоятельного мышления и проектирования;


- научить изготавливать простые модели парусников, различных сувениров из дерева, картона.

.

РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

-развить элементы изобретательности, технического мышления.


ВОСПИТЫВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

-продолжать воспитывать культуру труда, эстетический вкус, гордость за свой труд, интерес и любовь к родному городу, краю.


Учебно-тематический план 2-го года обучения




Наименование тем:


Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие. Игра «Снова – вместе». Инструктаж по охране труда. Игра – беседа «Мы и безопасность».

2 ч.

1 ч.

3 ч.

2.

Работа по дереву (строгание, пиление, шлифование)

10 ч.

35ч.

45ч.

3.

Выпиливание лобзиком элементов фигур, узоров, их обработка.


5 ч.


25 ч.


30 ч.

4.

Работа выжигателем.

7ч.

44ч.

51 ч.


5.

Основы пайки.

10 ч.

35 ч.

45 ч.

6.

Инструменты, материалы.

5 ч.

35 ч.

40 ч.

7.

Итоговое занятие. Праздник «Целый год мы были в дороге, пора подвести итоги». Выставка работ.

1 ч.

1 ч.

2ч.




Всего часов

40ч.

156ч.

216ч.



ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:


В результате второго года обучения обучающийся творческого объединения «Умелые руки»

1.будет

знать:

- основы проектирования и конструирования;

- технику безопасности при работе с инструментом и пожарную безопасность при работе с горючими материалами;

- технологию изготовления моделей и различных поделок;

уметь:

- паять цветные металлы и стали;

- выжигать по дереву различными способами (выжигание контурное, силуэтное, декоративное со светотенями);

- самостоятельно подготовить и обработать под любую покраску любую поделку по курсу занятий;

- изготовить модель «Парусник» из дерева и картона.

2. У детей будут развиты элементы изобретательности, технического мышления.

3.Дети осознают значимость своего труда.

4.Будут с интересом изучать родной город, край.


ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ


Цель:

1.Обеспечить обучающихся дополнительными знаниями по трудовому обучению.

2. Научить детей основам самостоятельного конструирования.


Обучающие задачи --совершенствовать навыки работы на станках и с инструментами;

-научить учащихся владеть более сложной технологией постройки моделей и различных поделок;

-научить плетению из бересты;

-научить навыкам самостоятельного мышления и проектирования.

Развивающие задачи

- развить память, техническое мышление, изобретательность.


Воспитывающие задачи

-рационально использовать свое рабочее время, соблюдать правила техники безопасности;

-воспитывать гордость за проделанный труд;

-сформировать навыки современного мышления, обеспечивающие социальную адаптацию в условиях рыночных отношений.

- воспитать патриота- гражданина родного города, края.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ



Наименование тем


Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие. Викторина «Юные умельцы». Инструктаж по охране труда. Викторина «Школа безопасности».

2 ч.

1 ч.

3 ч.

2.


Работа по дереву (строгание, пиление, шлифование).

7 ч.

25ч.

32 ч.

3.

Выпиливание лобзиком элементов фигур, сувениров, различных поделок.


5 ч.


30 ч.


35 ч.

4.

Работа выжигателем.

5 ч.

30 ч.

35 ч.

5.

Основы пайки. Инструмент, материал.

5 ч.

25 ч.

30 ч.

6.

Плетения.

5 ч.

25 ч.

30 ч.

7.

Индивидуальная работа.

5ч.

35ч.

40ч.

8.

Итоговое занятие. Праздник «Наши успехи». Выставка работ.

1 ч.

1ч.

2 ч.




Всего часов

36 ч.

180ч.

216 ч.


Ожидаемый результат


В результате третьего года обучения обучающийся кружка «Умелые руки»

будет знать:

-технологию постройки более сложных моделей и поделок;

-технологию плетения изделий из бересты;

уметь:

-работать с различными инструментами;

-осуществлять подбор материалов.

В развитии:

- у ребёнка будет развито техническое мышление, память, изобретательность.

В воспитании:

-выпускник с высокой культурой труда, обладающий развитым техническим мышлением, умеющий адаптироваться в условиях рыночной экономики, любящий свой родной город, Пермский край.


Содержание образовательной программы


Содержание программы построено с учетом углубления и усложнения программного материала по годам обучения.

Для занятий в кружке объединяются обучающиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для учащихся объекты труда.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, картоном, работа с природным материалом). Обучающиеся овладеют необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, в изготовлении игрушек, моделей, различных полезных предметов для школы и дома.

По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.


1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

1. Ознакомление детей с программой на учебный год.

2. Ознакомление с инструкциями по технике безопасности и пожарной безопасности:

а) Правила поведения детей и уход за рабочим местом.

б) Правила работы со слесарным, столярным и другим инструментом.


в) Правила обращения с горючими легковоспламеняющимися жидкостями (лак, растворители, ацетон, керосин и т.д.).

г) Ознакомление с местом нахождения противопожарных средств.

д) Правила поведения детей при возникновении пожара.

3. Знакомство с материалами (дерево, картон, пенопласт, пластмасса).

4. Рассматривание пород дерева.

5. Заготовка и сушка древесных пород.


2. РАБОТА ИНСТРУМЕНТОМ ПО ДЕРЕВУ

- Ознакомление с верстаком и выпиловочной доской.

- Работа инструментом с выпиловочным материалом.

- Обработка выпиленных заготовок инструментом, шкуркой.

- Техника безопасности.


3. РАБОТА С ЭЛЕКТРОВЫЖИГАТЕЛЕМ

- Наглядное ознакомление с электрическим выжигателем, из каких деталей он состоит

- Пользование электровыжигательным карандашом, подбор накала спирали, карандаша.

- Техника безопасности при работе с электровыжигателем.


4. ВЫПИЛИВАНИЕ ЛОБЗИКОМ

- Подготовка листового материала.

- Разметка, нанесение рисунка, узора.

- Закрепление пилки в лобзике по отношению накала зубов к ручке.

- Точность и аккуратность при выпиливании лобзиком.


5. ВЫЖИГАНИЕ РАЗЛИЧНЫМИ СПОСОБАМИ

- Ознакомление с основными способами выжигания (контурное, силуэтное, декоративное, выжигание с передачей оттенка в све­тотени).


6. ПАЙКА ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ И СТАЛИ

- Общие сведения (наглядное ознакомление с паяльником и прочими принадлежностями).

- Техника безопасности при работе (подготовка рабочего места).


7. ПЛЕТЕНИЕ СУВЕНИРОВ ИЗ БЕРЕСТЫ

- Общие сведения (заготовка материала).

- Порядок работы.


8. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

- Правильное обращение с тем или иным инструментом при обработке или выпиливании деталей, изделий.


- Привитие интереса учащимся к изготовлению изделий.

- Обучение живописной манере выжигания – с передачей оттенков светотени;

- Привитие обучающимся умения видеть в своих работах полезность, изящность, красоту.


9. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

- Подведение итогов работы кружка.

- Выставка работ.


ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

- индивидуальная;

- групповая;

- коллективная.


ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ

- беседа, практическое занятие, тестирование, выход в другие объединения, игра, выставка.


12. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

- объяснительно-иллюстративный;

- репродуктивный;

- частично-поисковый.


13.ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

-здоровьесберегающие;

-технология игровых ситуаций;

-педагогика сотрудничества;

-технология творческого развития.


ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ


Верстак, тиски, выпиловочная дощечка, набор ножовок, рубанок, пилки, набор полотен по железу, лобзики, набор пилок для лобзиков, набор напильников, стамески, наждачная шкурка, электрические выжигатели, краски, лаки, кисти.


ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА

1. Беляков Н.Д., Цвитман Н.Е. Внеклассные занятия по труду.

2. Волков И.Л. Приобщение школьников к творчеству.

3. Майорова И.Г., Романина В.Н. Трудовое обучение в начальных классах.

4.Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе.

5. Федотов Г. Дарите людям красоту. – М.: Просвещение, 1985.

6. Невдахина З.И. Дополнительное образование детей. Сборник авторских программ. Выпуск 3. – М.: Народное образование; Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2007.


Литература для детей

1. Шпаковский В.О. Для тех, кто любит мастерить. - М.: Просвещение, 1990.

2. Рихвк Э.В.Мастерим из древесины. – М.: Просвещение, 1988.

3. Журналы. Сделай сам, Моделист - конструктор.

4. Журнал. Твоя профессия, № 2, 1984.