sotrud.ru 1

Методическая рекомендация

«Игры и коррекционные упражнения, повышающие успешность учебно-воспитательного процесса»


Цель данной рекомендации – помочь педагогу наладить контакт с воспитанниками, раскрыть их внутренний потенциал, развивать умственные и творческие способности. Данные игры и упражнения также способствуют повышению работоспособности воспитанников, активизации внимания во время проведения занятия.

Знакомство.

В начале занятия можно предложить каждому из присутству­ющих встать и представиться. При этом можно попросить сопровождать свое имя жестом. Или играющие выходят за дверь, по очереди стучат, входят, представ­ляются. Можно не оговаривать, как нужно представляться, лишь после окончания уп­ражнения «Знакомство» прокомментиро­вать действия разных участников, подвес­ти некоторые итоги, высказать пожелания.

Продолжение знакомства. Предлагаем группе встать, распределив свои имена в алфавитном порядке.


Мое имя.

Произнесите свое имя тихо, громко, растянуто, утвердительно, удив­ленно, восторженно, вызывающе, нежно, злобно, разочарованно, задумчиво. Зада­ние можно выполнять, сидя в кругу, ког­да каждый говорит свое имя, учитывая данное ему задание с последующим сме­щением установки.

Это задание можно попросить выпол­нить дома перед зеркалом, в кругу родных, знакомых. Задача — соотнести интонации голоса с выражением лица, позой, с кон­текстом.

Домашнее задание. Предлагается к сле­дующему занятию написать на листке свое имя, придумать и написать свой де­виз, эмблему.


Ассоциации.

Запишем, например, слово «ученик». Задание: «За ограниченное ко­личество времени к каждой букве этого слова записать но одному слову». Напри­мер: у — урок, ч — чайка и т.д. Затем мож­но передать листки по кругу, зачитать и сравнить ассоциации, а также определить, кто быстрее других справился с заданием.



Опиши предмет.

Говорится, что преды­дущее упражнение было разминкой. Да­ется новое задание. На стол кладется ка­кой-нибудь предмет, например, шапка.

Задание: «В течение пяти минут напи­шите об этом предмете все, что сможете придумать: из чего сделан, для чего служит, цвет, размер; сравните его с другими пред­метами». Устный вариант игры: каждый говорит о предмете, по одному предложе­нию, но так, чтобы получился связный рассказ. Упражнение развивает воображе­ние, внимание, учит работать самостоя­тельно в условиях ограниченного времени. По окончании выполнения задания отмечается время, потраченное на зада­ние, оригинальность рассказа.


Разминка.

Предлагается двигательное упражнение, требующее воображения, пластичности, артистичности. Задание: «Походите, как младенец, который толь­ко начал ходить; как старый человек; как певец; как артист балета; как человек, которому некуда спешить» и т.д. Ребята могут сами предложить другие роли.

Домашнее задание. Предстаньте, что вы во фруктовом саду. Набрали полную корзину яблок. Потренируйтесь перед зеркалом, изобразите, что несете тяжелую корзину.


Сочини рассказ.

На столе лежат пред­меты, например, ручка, расческа, грецкий орех, газета, шапка...

За ограниченное количество времени предлагаем ребятам сочинить рассказ, геро­ями которого должны быть эти предметы. Работа может быть индивидуальной или групповой. Затем зачитываются рассказы и анализируются с точки зрения оригиналь­ности идеи, логичности, образности, цель­ности, а также с учетом манеры изложения.


Блицтурнир.

Просим каждого написать на листке по одному вопросу, сворачиваем бумажки, складываем их в шапки. Затем каждый по очереди вытаскивает листок, читает вопрос и пытается на него ответить. Другие участники также могут предложить свои варианты ответов. При этом каждый из участников имеет право не отвечать.


Игра развивает оперативность, умение логически мыслить и излагать свое мне­ние, развивает чувство юмора.

По окончании игры определяем ори­гинальные вопросы и интересные ответы.


Две команды.

Просим по очереди на­зывать всевозможные способы передви­жения. Побеждает команда, высказыва­ние которой оказалось последним.


Соедините фигуры.

Изобразите живот­ное, птицу, рыбу. Сначала каждое соста­вить из треугольников, затем из прямо­угольников, из квадратов, окружностей.


Пофантазируйте.

Если бы, ныряя в воду, вы вдруг почувствовали, что можете дышать, как рыба, и любые океанские глубины вам нипочем, как бы вы исполь­зовали этот дар?

Эту работу можно предложить выпол­нить по парам или группам. Игра разви­вает воображение, умение логически строить свою речь, публично выступать.


Сочинить рассказ с конца.

Первый уча­стник говорит предложение, которое счи­тается последним в рассказе. Например: «Жили они долго и счастливо». Второй участник составляет предложение, кото­рое логически предшествует последнему предложению и т.д. Таким образом состав­ляется рассказ. По окончании работы ана­лизируется ход выполнения задания: чья идея была развита, кто пытался изменить ход событий и насколько это удалось, кто сумел поддержать общую линию, кто внес особенно интересные предложения.


Рисуем слово.

Предлагается слово «квардок». Задание: каким тебе представ­ляется это слово. Можно задавать вопро­сы ведущему о размерах, форме... Затем листки можно передавать по кругу, срав­нить свою фантазию с другими.


Мои фантазии.

Придумай слово, кото­рого нет в языке. Опиши, что оно может обозначать, его функции. Задание может быть дано группе из трех-четырех чело­век. Можно предложить поработать по­добным образом и дома.

«По щучьему велению...».


Водящий го­ворит: «По щучьему велению, по моему хотению...» Обращается к кому-то кон­кретно и говорит, о чем он его просит. На­пример, просит пройтись по комнате или загадать загадку. Исполнивший просьбу становится водящим.

Игра развивает воображение, мышле­ние, а также умение обратиться к друго­му с просьбой, умение понимать другого.


Угадай слово.

Участвуют две команды. Ведущий шепотом говорит капитану сло­во. Капитан следующему игроку говорит значение слова, не называя само слово, второй говорит третьему игроку, как он понял сказанное, т.е. передает значение слова, но своими словами и т.д. Послед­ний игрок пытается определить, какое слово сказал капитанам ведущий.

Можно, анализируя ход игры, указать, кто изменил информацию, передал неточ­но, отметить интересные варианты пере­дачи значений.


Отгадай.

Один человек выходит из комнаты. Группа загадывает кого-то из присутствующих. Вошедший должен от­гадать, кого загадали, задав группе толь­ко пять вопросов, на которые группа мо­жет отвечать только «да» или «нет». На­пример: «Похож ли он на кошку?».


Формируем двигательный навык.

Напи­шите между линейками следующие сло­ва: ручка, книга, небо, вода, гора, туча, поле. А теперь диктуем эти же слова, но ребята должны писать между линейками с закрытыми глазами.


Пирамида.

Ведущий говорит фразу: «Собака лает». Следующий участник игры дополняет фразу одним словом. Напри­мер, «черная собака лает». Следующий участник повторяет предыдущую фразу, добавляя одно слово. Например, «черная собака лает на луну» и т.д.


Закончи фразу.

Один человек держит в руке мяч и говорит начало предложения, затем бросает мяч кому-то другому, кто должен закончить предложение. Тот бро­сает мяч третьему участнику, который начнет новое предложение и т.д. Можно определить тему диалога.

Ассоциации.

Ведущий говорит, напри­мер, слово «мебель». Первый участник говорит слово «мебель» и перечисляет свои ассоциации с этим словом. Второй участник говорит слово «мебель», повто­ряет ассоциации первого участника и приводит свои собственные. Третий уча­стник говорит слово «мебель», повторяет ассоциации первого и второго участников и добавляет свои. И так далее.


Что общего?

Найти как можно больше признаков сходства между двумя различ­ными предметами, например, между ме­лом и мороженым. Время работы можно ограничить.


Назови пять предметов.

Первому участ­нику ведущий предлагает в течение 30 се­кунд назвать пять предметов красного цвета, затем второй участник называет пять предметов зеленого цвета, затем тре­тий — предметы синего цвета. При этом никто не должен повторять сказанное другими. Тот, кто не сумел справиться с заданием, выбывает.


Кто самый внимательный?

Всем игро­кам раздаются одинаковые тексты. За ог­раниченное количество времени они должны вычеркнуть все буквы «А».


Угадай.

Один из играющих стоит спиной к группе. Кто-то подходит к нему, прикаса­ется, издает какой-нибудь звук, возвраща­ется на место. Стоящий спиной поворачи­вается и пытается отгадать, кто подходил.


Зоркий глаз.

Водящий выходит за дверь. Один из игроков что-то изменяет в своем внешнем виде, например, расстегивает пуговицу, снимает часы. Водящий, войдя в класс, пытается определить, в чьей внешности произошли изменения.


Развиваем внимание, образную память.

Вырази мысль другими словами. Запишем фразу: «Школьники ждут летние канику­лы». Найдите варианты передачи этой мысли, заменяя каждое слово. Например: «Те, кто учатся в школе, хотят наступле­ния июня, июля, августа». Эта работа может быть проведена в па­рах, в группах. Упражнение увеличивает лексический запас, развивает воображение.



«Оратор».

На листочках написать темы выступлений. Каждый участник берет листок с какой-либо темой. Затем через две-три минуты (с подготовкой или без нее) должен выступить с речью.


Разминка.

Положите руки на колени, хлопните в ладоши перед грудью, правой рукой возьмитесь за нос, левой — за правое ухо, опять хлопните в ладоши, возьмитесь левой рукой за нос, а правой за левое ухо.


Запомни предмет.

Все участники по оче­реди кладут на стол по одному предмету. Задача ведущего — запомнить, кто что положил, и вернуть каждому его предмет.


«Слово на каждый шаг».

Идя по классу, на каждый шаг называть, например, име­на или оттенки цветов. Побеждает тот, кто сделал больше шагов и назвал больше слов. Соревнование может быть командным.


Пиктограмма.

Рисунки, передающие без текста смысл чего-либо, называются пиктограммами. Например, нарисован батон, — значит, рядом булочная. Пофан­тазируйте и составьте собственные пик­тограммы к словам: лес, лицей, театр, магазин и др.


Упражнения для коррекционных занятий со старшеклассниками

«Фокусировка». Необходимо удобно рас­положиться в кресле или на стуле. Отдавая самому себе команды, следует сосредоточить внимание на определенном участке своего тела и почувствовать его теплоту. Например, по команде «тело!» надо сосредоточиться на своем теле, по команде «рука!» — на правой руке, «кисть!» — на кисти правой руки, «па­лец!» — на указательном пальце правой руки и, наконец, по команде «кончик пальца!» — на кончике указательного пальца правой руки. Команды подаются с интервалами 10— 12 секунд. Общая продолжительность упраж­нения — 5-7 минут.

«Пресс». Способствует нейтрализации и подавлению отрицательных эмоций: гнева, раздражения, агрессии

Упражнение выполняется следующим образом. Молодой человек представляет внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя и вытесняя возникшую отрица­тельную эмоцию и внутреннее напряже­ние, связанное с нею. При выполнении упражнения следует добиваться отчетли­вого ощущения физической тяжести вну­треннего пресса, подавляющего и как бы выталкивающего вниз нежелательную от­рицательную эмоцию и энергию, которую она с собой несет. «Заземление» отрица­тельной энергии выполняется 3—4 раза. Общая продолжительность упражнения — 5-7 минут.


«Нарисуй автопортрет». Перед школь­ником — чистый лист бумаги и набор цветных карандашей. Инструкция: «Ты можешь нарисовать самого себя в любой манере и позе, в полный рост или только лицо. При этом назови свой рисунок». Когда рисунок будет готов, психолог активирует обсуждение тех моментов, ко­торые помогают развитию навыков само­анализа.

Какую часть лица занимает рисунок?

Рисунок выполнен резкими, энергичными линиями или, наоборот, в пастель­ных тонах?

Какие цвета выбраны?

Какие впечатления оставляет рисунок?

Как бы ты смог отнестись к человеку, который изображен на рисунке, если бы это был не ты, а кто-то другой?

«Я хороший, я — плохой». Психолог советует школьнику составить список его качеств характера. Взяв лист бумаги, раз­делить его вдоль и пополам: в левой час­ти перечислить свои хорошие качества (начать с хороших), а в правой — плохие.

В ходе беседы психолог стремится, что­бы количество качеств, выделенных кли­ентом в обоих столбцах, было либо рав­ным, либо хорошие качества преоблада­ли бы над плохими. Не рекомендуется останавливать уп­ражнение в тот момент, когда школьник выделил в себе большое количество отри­цательных качеств и не смог определить­ся, что же в нем есть положительного.

«Письма к самому себе». На консульта­ции психолог советует школьнику завес­ти такое правило: ежедневно писать пись­ма самому себе. Писать длинные письма рекомендуется, когда появляется необхо­димость излить сильные чувства и пере­живания на бумаге.

В этих письмах необходимо описывать свои собственные состояния, важные со­бытия, впечатления от прожитого и про­чувствованного.

Кроме психотерапевтического эффек­та, данное упражнение может принести и иной результат. Сравнивая свои записи, сделанные в разные дни, молодой чело­век сможет увидеть, насколько по-разно­му он относился к одному и тому же че­ловеку, событию, факту.


Полезно обсудить, от каких причин зависят противоречивые оценки происхо­дящего.

«Опора на самого себя». На консульта­ции психолог и учащийся обсуждают, что принимать за «точку отсчета» при оценке событий, фактов, людей. Разбирая ту или иную ситуацию, психолог задает вопросы: «А как ты сам считаешь?», «А твое лич­ное мнение?», «Что тебе подсказывает твой внутренний голос, твоя интуиция?».

Задавая подобные вопросы, психолог стимулирует обращение клиента к свое­му «Я», принятие своего личного опыта, стремление развивать собственное отно­шение к жизни и людям.

«Покричи на самого себя». Психолог со­ветует клиенту перед ответственными ситу­ациями, когда необходимо почувствовать себя свободным и раскованным, провести «сеанс аутотерапии». Для этого необходи­мо закрыться в своей комнате и встать пе­ред зеркалом. После внимательного разгля­дывания себя в течение 2—3 минут клиент начинает кричать на самого себя, все гром­че и громче, свободнее и свободнее, что называется, «наглеет у себя на глазах».

Можно ругать себя за слабость, за не­решительность и трусость, за скованность и робость. Закончить такой своеобразный монолог следует словами: «А теперь иди и борись за самого себя! Все у тебя полу­чится!»