sotrud.ru 1

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНУ (ГИА),

ОСОБЕННОСТИ ТИПОВ ЗАДАНИЙ.


Основная цель данного раздела – помочь вам (учащимся) подготовиться к успешной сдаче экзамена по химии в новой форме, в рамках государственной итоговой аттестации (ГИА) за курс основной общей школы.

Современная жизнь диктует нам свои условия и, заканчивая обучение в 9 классе (основная школа), выпускник уже должен четко представлять себе свое будущее. А значит, если вы выбрали экзамен по химии, то, смеем предположить, что вами руководил вполне осознанный выбор, сделанный на основе одной из четырех, указанных ниже идей:


  • «Химия – наука будущего, и я хотел(а) бы связать с ней свою будущую профессию» (очень высокий уровень самоопределения, социализации выпускника);

  • «Не уверен(а), что будущая профессия будет связана с химией, но изучать науку было интересно и легко»(работает принцип: сдаю экзамен по тому предмету, который мне понятен);

  • «Изучать химию было трудно, поэтому хочу еще раз проработать материал и разобраться со сложными для меня проблемами» (потрясающая сила воли, экзамен – средство систематизации и обобщения учебного материала);

  • «Кривая вывезет» (работает принцип: не знаю ничего, может повезет?).

Конечно, наши советы рассчитаны на тех, кому не пришлось выбирать экзамен по химии по принципу «какая разница что сдавать, все равно ничего не знаю». При этом условии мы готовы оказать любую посильную помощь в рамках данного пособия. Приступим.

Теперь вы уже поняли, что ГИА-9 имеет две основные цели:

  • Итоговая проверка учебных достижений по предмету за курс основной общей школы

  • Дифференциация выпускников по их готовности для обучения в профильной школе.

О содержании экзаменационной работы ГИА-9.

Содержание проверочных заданий экзаменационной работы ГИА-9 регламентировано специальным документом – Кодификатором, который разработан в строгом соответствии со следующими нормативными документами:


  1. Обязательный минимум содержания основного общего образования по химии (Приказ МО РФ № 1236 от 19.05.98 г.).

  2. Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по химии (Приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004 г.).

В Кодификаторе выделены 4 содержательных блока: «Вещество», «Химическая реакция», «Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах», «Методы познания веществ и химических явлений». В каждом из этих блоков дан перечень элементов содержания, степень усвоения которых проверяется заданиями экзаменационной работы.


О структуре экзаменационной работы.

Экзаменационная работа ГИА-9 имеет форму теста. Каждый вариант тестовой итоговой работы состоит из трех частей и включает 25 заданий. Одинаковые по форме представления и уровню сложности задания сгруппированы в определенных частях работы.

Часть 1 содержит 19 заданий с выбором ответа (базового уровня сложности). Их обозначение в работе: А1; А2; А3;…; А19.

Часть 2 содержит 4 задания с кратким ответом (повышенного уровня сложности). Их обозначение в работе: В1; В2; В3, В4.

Часть 3 содержит 2 задания с развернутым ответом (высокого уровня сложности). Их обозначения в работе: С1 и С2.

Все задания в работе расположены в порядке нарастающей сложности.


О заданиях экзаменационной работы, времени их выполнения и оценивании.

Каждая группа заданий итоговой работы имеет свое предназначение.

Задания с выбором ответа (часть А) проверяют на базовом уровне усвоение значительного количества элементов содержания (23 из 28), предусмотренных стандартом образования из всех четырех содержательных блоков курса: знания языка науки, основных химических понятий, общих свойств классов неорганических и органических соединений, признаков классификации элементов, неорганических и органических веществ, химических реакций; знания о видах химических связей и др.


В работе представлены две разновидности заданий с выбором ответа. В первом случае, вам для выполнения задания необходимо выбрать один из 4-х вариантов ответа, удовлетворяющий условию задания. Для этого необходимо последовательно соотнести каждый из предложенных ответов с условием задания.

Другая разновидность задания предполагает наличие двух суждений, верность которых вам следует оценить.

На выполнение каждого задания части А отводится 2 – 3 минуты.

Верное выполнение каждого задания части А оценивается 1 баллом (максимальное количество баллов за выполнение заданий части А – 19).


Задания с кратким ответом (часть В) направлены как на проверку усвоения того же материала, что и задания с выбором ответа, так и наиболее трудно усваиваемых элементов содержания курса химии основной школы.

В экзаменационную работу 2008 г были включены задания на выбор нескольких правильных ответов из предложенного перечня (множественный выбор). Правильный ответ записывается в виде набора цифр.

При выполнении заданий данного вида, для поиска правильного ответа вам требуется осуществить большее число учебных действий (операций). Например, необходимо определить, с какими из, указанных в условии реагентами будет взаимодействовать то или иное вещество; определить окислитель и восстановитель в химических реакциях и др.

Выполнение заданий повышенного уровня сложности позволит осуществить последующую дифференциацию по уровню химической подготовки и на этой основе выставить вам более высокие отметки («4» и «5»).

На выполнение каждого задания части В отводится 5 – 7 минут.

Верное выполнение каждого задания части В оценивается 2 баллами (максимальное количество баллов за выполнение заданий части В – 8).

Задания с развернутым ответом (часть С) наиболее сложные в экзаменационной работе. Эти задания проверяют усвоение вами следующих элементов содержания: способы получения и химические свойства различных классов неорганических соединений, взаимосвязь веществ различных классов, количество вещества, молярный объем и молярная масса вещества, массовая доля растворенного вещества.


Выполнение заданий этого вида предполагает наличие у вас комплексных умений:

- объяснять обусловленность свойств и способов получения веществ их составом и строением; взаимосвязь неорганических веществ;

- проводить комбинированные расчеты по химическим уравнениям.

В первом задании (С1), вам необходимо составить уравнения реакций, отражающих взаимосвязь между веществами, принадлежащими к различным классам (группам) неорганических веществ.

Второе задание (С2) – комбинированная задача, в основе которой два типа расчетов: вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе и вычисление количества вещества, массы или объема по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.

На выполнение каждого задания части С отводится 10 – 12 минут.

При оценивании каждого из двух заданий части С, эксперт выявляет в ответе учащегося три элемента, каждый из которых оценивается в 1 балл, поэтому, максимальная оценка верно выполненного задания составляет 3 балла (максимальное количество баллов за выполнение заданий части С – 6).


Таким образом:


  • Общая продолжительность работы – 120 минут (2 часа)

  • Максимальное количество баллов - 33


О поведении на экзамене.

Постарайтесь не волноваться. Это поможет вам сосредоточиться на главном – выполнении заданий экзаменационной работы ГИА-9.

Прежде, чем вы начнете выполнять работу, внимательно прочтите инструкцию, которая содержит полезную для вас информацию.

При выполнении заданий вам следует опираться на приобретенные знания по химии, аналитическое мышление, активно использовать память и логику, а также умение пользоваться «официальными шпаргалками» - Периодической системой химических элементов, таблицей растворимости, электрохимическим рядом напряжений металлов.

Сначала выберите вопросы, ответы на которые очевидны для вас и вы абсолютно уверены в их правильности.


Если вопросы вызывают сомнения, то лучше внимательно проанализировать предложенные ответы. Рассуждая логически, вы наверняка обнаружите, что минимум один из них не удовлетворяет условию задания (работает метод исключения), а затем уже проанализируйте оставшиеся дистракторы (ответы). Возможно, ваши шансы дать правильный ответ существенно вырастут.

Если вы не можете сразу дать ответ на задания части С (это задания со свободной конструкцией решения), не паникуйте. Попробуйте разложить задание на части и решить каждую отдельную часть: уравнения реакций, расчеты и пр. Не следует оставлять такие задания совсем без ответа, ведь они оцениваются несколькими баллами.

Помните, что у вас есть черновик, на котором можно делать записи расчетов, рассуждений, уравнений реакций.

Чистовик заполняйте в последнюю очередь.

Ну и, конечно, ваше поведение на экзамене определяет ваша уверенность в собственных знаниях, которые, в свою очередь, зависят от хорошей подготовки.


О подготовке к экзаменационной работе ГИА-9.

Безусловно, готовиться последние несколько часов, если не было системы при изучении химии в основной школе, абсолютно бессмысленно. Необходимо с самого первого урока стремиться к пониманию химии, ведь понимание повлечет за собой внимание, внимание → интерес, интерес → увлечение, увлечение → высокие результаты. Когда человек увлечен интересным для него видом деятельности, его внимание к нему будет настолько устойчивым, что его и за «уши не оттащишь». Систематическое изучение курса химии основной школы, высокие отметки по тематическим, рубежным и итоговым контрольным мероприятиям – залог вашего успеха на ГИА-9. Но не переоцените свои возможности, и, готовясь к экзамену, проведите серьезное повторение и систематизацию ваших знаний (подготовьте теоретическую базу), затем обратитесь к тренировочным заданиям, используя наши советы.