sotrud.ru 1

МОУ «Солоухинская основная общеобразовательная школа»


История фестивалей народного искусства в Пировском районе


Выполнила:

Кут Павлина Васильевна,

9 класс

Руководитель:

Тимербулатова Г.Ф.


Солоуха, 2007

Фестиваль – массовое торжество возникшее,

как музыкальное празднество в конце

18 века.

В наше время фестивали не утратили своей актуальности. Они проводятся часто, в различных местах по всему миру.

(Малая Советская энциклопедия. М.: Советская Энциклопедия, 1960, том 9, с.937)

Двадцать пятого августа две тысячи седьмого года в Пировском районе состоялся первый фестиваль татарской песни. Из разных уголков нашего края в селе Солоуха собрались любители народного творчества. Это было очень яркое зрелище. И вот именно тогда мне захотелось узнать, а проводились ли раньше в Пировском районе подобного рода мероприятия, и кто стоял за этим.

Итак, тема моей работы: История фестивального движения в Пировском районе.

Цель работы: выявление истоков фестивального движения в Пировском районе.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:


  1. узнать, что такое фестиваль, и какие фестивали проводились на пировской земле;

  2. определить, кто стоял у истоков этих фестивалей, роль этих людей в культурной жизни сельчан.

И вот, что ещё заинтересовало меня: может, быть есть причина того, что у нас так любят петь. А петь у нас любят все. Об этом говорят результаты опроса, который я провела. Из пятидесяти опрошенных

Любят песни – все 50 человек

Любят петь

татарские песни – 16 человек

русские – 4

и русские, и татарские – 30 человек

Так откуда такая любовь к песне? Может быть, этому есть какое-то объяснение? Я попыталась ответить и на этот вопрос.



Сельские хороводы

Так исторически сложилось, что музыкально – поэтическое искусство красноярской земли бесконечно разнообразно! Первые поселенцы пришли сюда четыреста лет назад. И каждый новый век приводил в эти края по доброй или не доброй воле новых переселенцев. Иногда переезжали целыми деревнями, со своим укладом, своими песнями.

Так было и в Пировском районе. Каждая деревня была по-своему самобытна, своеобразна. Но всех их объединяло одно: любовь к народной песне. Чуть появятся первые проталинки на пригорках, и уже идут нарядно одетые женщины с детьми, девушки, парни к реке: водят хороводы, играют в игры. Допоздна раздаются звонкие голоса певуний над деревней, и украдкой вытирают набежавшую слезу, сидящие на завалинках старики. Бывшая заведующая Долговским клубом, Минсерур Мутагировна Файззулина вспоминает: «Любое мероприятие в клубе, будь то концерт или собрание, всегда заканчивалось хороводами и весёлыми переплясами».

Но вот появилась музыкальная аппаратура, и уже молодёжь всё чаще стоит в сторонке, с иронией наблюдая за старшим поколением.


Константин Михайлович Скопцов

Именно тогда, в конце семидесятых годов появился в Пировском районе известный в крае собиратель фольклора Константин Михайлович Скопцов. «Первым парнем на деревне» считался он у себя, в родной Малиновке Иланского района за песенную душу, за виртуозную игру на гармони. Долгие годы Константин Михайлович был «один в поле воин». Но он очень легко находил общий язык с носителями фольклора в деревнях. А это были люди, в основном, уже немолодые, и надо было их вытащить из дома, разговорить, распеть.

Участница фольклорной группы «Долговчаночка» (1978) Набиуллина Гульжихан Киямовна говорит: «Уж очень Константин Михайлович был общительный. Весёлый, говорун, к каждому подходил с шутками, прибаутками. Сам ходил по домам, уговаривал наших мужей, чтобы отпустили нас на запевки. Тут же частушку споёт, на баяне подыграет, и в пляс пустится. А то и анекдот расскажет смешной. Где уж тут ему откажешь ».


Во многих деревнях Пировского района побывал тогда Скопцов Константин Михайлович. Так появились фольклорные группы в Бельском, Солоухе, Долгово, Комаровке, и на пировской земле летом 1978 года состоялся фестиваль народного искусства. Фольклорная группа «Долговчаночка», руководила которой директор Долговского СДК Минсерур Мутагировна Файззулина, стала лауреатом этого фестиваля и была приглашена в Красноярск для участия в телевизионной передаче «Родники народные».

Восьмидесятые годы


В восьмидесятые годы в обществе произошел всплеск национального самосознания и как следствие – желание возвернуться к корням, к истокам, к культуре своих предков. Это желание упало уже на подготовленную Константином Михайловичем землю. В крае и в нашем районе стали появляться первые детские фольклорные группы.

Тогда, 1985 году, в нашей школе был организован фольклорный кружок, которым по сей день руководит ныне директор Долговского СДК Сафина Хамида Мингатовна. Благодаря ей, стали лауреатами 1-го краевого фестиваля тюркских народов в городе Красноярске детские фольклорные группы «Ялкын» (старшая группа) и «Чэчэклэр» (младшая группа).

I фестиваль татарской песни

И вот фестиваль снова на пировской земле. Огромный вклад для его проведения внёс инициатор этого праздника, глава Пировского района Александр Николаевич Походин.

Много пришлось потрудиться и моим землякам, чтобы достойно встретить гостей. Почти месяц деревня гудела как пчелиный рой: все убирались, красили, что-то придумывали. Зеленые, голубые, белые краски радовали глаз. Наши юноши Вадим Гинатуллов, Ильнар Тимербулатов, Линнур Галлямов огромными буквами выложили на пригорке название первого фестиваля татарской песни «Дуслык 2007»

Готовить угощения начали ещё за неделю до фестиваля. В начальной школе собрались и стар и млад: одни резали лапшу, другие стряпали чак-чак, третьи расставляли столы.

Во время фестиваля была организована «Чайхана», где гости могли отдохнуть за чашечкой чая и испробовать чак-чак.


После чаепития все шли на ярмарку. Чего здесь только не было! И всевозможные угощения, и поделки, и изделия народных умельцев!

Особенно мне понравились картины, сделанные из пера, и унтайки, которые привезли с Севера. Я ходила и просто диву давалась, насколько талантливы могут быть люди!

Наконец, началось то, ради чего все сюда собрались. Сначала выступили муфтий Красноярского края, редактор газеты «Нур», представители краевого отдела культуры и другие почётные гости праздника. Звучали слова благодарности всем любителям народной песни, вручались грамоты, подарки.

Фестиваль татарской песни «Дуслык - 2007» открыла старейшая фольклорная группа «Яшьлек». А конкурсная программа началась с выступления вокальной группы «Деревенские зори». Долго звучали песни и на татарском, и на русском языке. Песни сменялись танцами, плясками, а зал, переполненный так, что мухе негде было упасть, овациями провожал всех выступающих.

Но, как говорится, своя рубашка ближе к телу и, может быть, поэтому мне особенно понравилось выступление наших учителей. Всё-таки, как здорово они поют и пляшут, и своего «Оскара», я думаю, они заработали честно.


Что такое фестиваль

Так что такое фестиваль? В Малой Советской Энциклопедии говорится, что фестиваль – массовое торжество, возникшее, как музыкальное празднество в конце 18 века в Германии. Но, мне кажется, что это не только празднество. Я думаю, это тот дух, который сближает взрослого и ребёнка, русского, немца, белоруса, татарина, мэра и простого человека, когда все равны и все вместе могут творить чудеса. Именно в такие минуты, когда душа твоя сливается с песней, ты чувствуешь себя частицей огромного мира и начинаешь понимать, как прекрасна земля, на которой мы живём…

И я с уверенностью могу сказать, что любят у нас петь, потому что с детства поют и учат нас этому такие люди, каким был Константин Михайлович Скопцов, какой является руководитель нашей фольклорной группы «Дуслык» Сафина Хамида Мингатовна. Благодаря таким людям мы умеем и любим петь.


Сейчас на улице мороз, но тепло фестиваля согревает и ещё долго будет греть сердца всех его участников. А мы, ученики Солоухинской школы, решили продолжить то, что начали взрослые, и в начале лета хотим провести детский фестиваль народной песни!


Литература





  • Малая Советская энциклопедия. М.: Советская Энциклопедия, 1960, том 9, с.937

  • В.В.Чагин. Сто знаменитых красноярцев. Статья Сталины Войтюк. Хоры и хороводы Константина Скопцова. Красноярское книжное издательство, 2003. (с.398-492)

  • К.М. Скопцов. Родники народные. Красноярское книжное издательство,1983.

  • Вырезки из газеты «Красноярский рабочий», «Заря»

  • Материалы Интернета.

  • Материалы бесед с Файзулиной М.М., Сафиной Х.М., Зариповой Ф.Г. и другими участниками фольклорной группы «Долговчаночка», «Яшьлек», «Ялкын», «Чечеклэр», «Деревенские зори».