sotrud.ru 1


ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА


Название проекта: Стратегия обновления системы повышения квалификации учителей в муниципальном районе «Горный улус» РС (Я).

Автор: Сметанина В.И., директор МОУ ДПОП НИМЦ


Обоснование актуальности проекта


Как известно, ключевой фигурой в осуществлении любых преобразований в школе является учитель. Для того, чтобы изменения были действительно продуктивными, необходимо провести работу по формированию научно-методического мышления – одной из разновидностей профессиональной компетентности учителя.

Проблема повышения квалификации учителя как субъекта педагогического процесса в последнее время вызывает большой интерес у ученых и практиков.

В условиях реализации новой модели образования до 2020 года возникает объективная потребность в такой системе повышения квалификации учителей, которая могла бы адекватно изменять и развивать школьную образовательную среду. В связи с этим требуются модернизация всей системы повышения квалификации учителей на муниципальном уровне, внедрение новых технологий обучения, современных методов и форм в работе с учителями (обучающие площадки, базовые школы, дистанционные образования, проблемные лаборатории, сеть творческих учителей-победителей по ПНПО и др.), что способствует вовлечению всех педагогов в активную педагогическую деятельность.

Мы вправе предположить, что в современных условиях центр тяжести в области повышения квалификации должен и может быть перемещены в образовательные учреждения улуса, так как именно они позволяют учесть повседневные интересы и практические потребности педагогов. Именно школа может и должна сегодня выступать основным учебно-методическим центром непрерывного инновационного профессионального образования учителей через муниципальную систему повышения квалификации. Объективной основой организации процесса обучения учителей и развитие их творческого потенциала может стать система управления знаниями, т.е. превращение школы с одной стороны в самообучающуюся систему, а с другой – в центр инноватики, где в процесс повышения квалификации без отрыва от производства может втягиваться практически весь коллектив.


Переход к обновлению системы повышения квалификации на муниципальном уровне позволит осуществить его целенаправленно, предметно и содержательно, превратит методическую работу улуса в целостную систему непрерывного дополнительного профессионального роста педагогических кадров. Муниципальная система повышения квалификации, бесспорно, имеет один их самых значительных аргументов в свою пользу – она дает возможность видеть конкретный результат обучения, то, как меняется уровень профессиональной образованности учителей, педагогической и социально-экономической значимости всей системы.

Это обстоятельство побудило МОУ ДПОП НИМЦ Горного улуса к разработке стратегии обновления системы повышения квалификации. Специально организованная система повышения квалификации призвана помочь учителю школы в овладении новым педагогическим мышлением и формировании научно-методического потенциала готовности к решению сложных задач в сфере образования.

Цель проекта: Создание условий для обеспечения непрерывного образования, совершенствование системы повышения квалификации на муниципальном уровне.

Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:


  1. изучить образовательные запросы конкретных граждан – потребителей услуг непрерывного образования;

  2. внедрить конкурентные подходы и перспективные формы обучения к повышению квалификации педагогов;

  3. создать современную систему поддержки потребителей услуг непрерывного профессионального образования;

  4. расширить спектр образовательных услуг и обеспечить их качество в соответствии с образовательными потребностями Горного улуса;

  5. включить повышение квалификации высвобождаемых работников организаций, временно безработных по специальностям, востребованным рыночной экономике;
  6. главной стратегической линией достижения поставленных в проекте цели является то положение, что приоритетом и важнейшим показателем является повышение количества слушателей, охваченных всеми формами дополнительного профессионального образования.



Сроки реализации проекта


I этап – Организационный – до января 2009 г.

  • Создание эффективного инструментария выявления образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогических кадров.

  • Анализ, оценка системы повышения квалификации.

II этап – внедренческий – январь – 2010 до май 2011 г.

  • Проектирование системы повышения квалификации.

  • Разработка модели системы повышения квалификации на муниципальном уровне, целевых программ по дополнительному профессиональному образованию педагогов.

III этап – обобщающий – май 2011 по январь 2012 г. – обобщение полученных результатов.


Функции методистов МОУ ДПОП НИМЦ

  • проектная (формирование муниципальной образовательной политики и обеспечение системы повышения квалификации);

  • экспертно-консультационная и внедренческая, включающая подготовку специалистов ОУ по экспертно-диагностической деятельности, обеспечение лекторского состава из числа лучших учителей улуса;

  • образовательная, информационная, включающая не только повышение квалификации педагогов, но и сопровождение их профессионально-личностного роста.


Содержание проекта


В условиях модернизации образования актуальным является поиск новых продуктивных форм повышения квалификации педагогов для расширения профессионального кругозора, повышения уровня теоретической подготовки и освоению инновационных технологий. Необходимым элементом организации системы повышения квалификации стало посильное участие педагогических коллективов.

С учетом потребностей образовательных услуг непрерывного профессионального образования были обозначены следующие задачи повышения квалификации:

  • определить внутренние ресурсы развития улусной системы образования;

  • проанализировать возможные механизмы реформирования методической системы улуса;


  • освоить интерактивные технологии и компетентностный подход к обучению и воспитанию.

При создании новой системы повышения квалификации изначально была ориентирована на образовательные учреждения улуса как учебно-методические центры повышения квалификации педагогов. Для реализации идеи обновления системы повышения квалификации определены группы педагогов-единомышленников, которые готовы были работать в команде.

В процессе подготовки новой системы повышения квалификации осмысливали вводимые в методической работе новые концепции и методики. Система имеет ярко выраженную методическую окраску и будет способствовать выработке согласованного мнения по наиболее сложным вопросам организации и осуществления изменений, а также поможет разработать систему мер по изучению и внедрению современного компетентного подхода и оценке его эффективности.

В ходе данного проекта разработать модель системы повышения квалификации педагогов на муниципальном уровне.


Модель системы повышения квалификации педагогов





Модель системы повышения квалификации педагогов состоит из 7 основных блоков:

    1. Дополнительное профессиональное образование педагогов осуществляется через спецкурсы, разработанных методистами НИМЦ, утвержденными экспертами ИПКРО РС(Я).

Темы спецкурсов:

  • Личностно-ориентированное обучение и воспитание младших школьников в условиях апробации Госстандарта II поколения

  • Мониторинг личностного развития учителя.

  • Оздоровление детей через среду развития

  • Воспитательные и общественные эффекты социальных проектов

  • Самооценка как средство управления образовательным учреждением

    1. Обучающая площадка включает сеть лучших учителей-победителей учителей и школ. Диссеминация опыта педагогов-новаторов призвана способствовать достижению положительных системных эффектов в образовании улуса.


Созданы обучающие площадки лучших учителей-победителей ПНПО:

        1. «Личностно-ориентированный подход в организации учебной деятельности. Как осуществить индивидуальный подход?» - Потапова Альбертина Константиновна, учитель начальных классов МОУ «Бердигестяхская начальная общеобразовательная школа».

        2. «Интеллектуальное развитие личности через самообразование и самовоспитание» - Осипова Анна Дмитриевна, учитель географии МОУ «Бердигестяхская СОШ № 1 имени Семена Данилова».

        3. «Ресурсы всемирной сети как составная часть непрерывного самообразования» - Кириллин Виктор Иннокентьевич, учитель английского языка МОУ «Бердигестяхская улусная гимназия».

        4. «Разработка модульных уроков по биологии и химии» - Петрова Александра Николаевна, учитель биологии и химии МОУ «Бердигестяхская улусная гимназия».

        5. «Интегральная образовательная технология в обучении физике» - Васильева Татьяна Алексеевна, учитель физики МОУ «Ертская СОШ».

        6. «Военно-патриотическое воспитание школьников» - Иванов Руслан Антонович, учитель физкультуры МОУ «Кировская СОШ».

        7. «Методика проведения занятий по лыжной подготовке», «Национальные виды спорта» - Горохов Иван Иванович, учитель физкультуры МОУ «Магарасская СОШ им.Л.Н.Харитонова».

При эффективной диссеминации опыта школ-победителей может появиться большое количество сетевых школ, освоивших опыт, что дает эффекты каскада, в результате получатели опыта преобразуются в его распространителей.

Обучающие площадки школ-победителей по ПНПО по инновационным проектам:
  1. «Педагогическое обеспечение профильного обучения и допрофессиональной подготовки учащихся сельской школы» - МОУ «Бердигестяхская СОШ № 1 имени Семена Данилова».


  2. «Развитие личности ученика через интеграцию культурно-образовательных, социально-экономических, общественных ресурсов наслега» - МОУ «Ертская СОШ».

  3. «Развитие агропрофилированной школы» - МОУ «Магарасская СОШ имени Л.Н.Харитонова».


III. В улусе действует 12 опорных площадок по актуальным вопросам воспитания и обучения на базе образовательных учреждений. Основными формами предъявления повышения квалификации являются: семинар, практикум, консультация, мастер-класс, открытые уроки, тренинги, педагогические мастерские, образовательные события для детей.





IV. Кафедра инновационной практики включает сеть республиканских, улусных экспериментальных площадок и научно-исследовательских лабораторий. Инновационность образовательного процесса характеризуется переводом учителей-экспериментаторов в поисковый режим деятельности на основе разработки и использования новых педагогических технологий. Деятельность кафедры инновационной практики дает возможность для индивидуальной поисковой деятельности педагогов, поддержания и развития авторской инициативы, отслеживания, обобщения и внедрения лучших инновационных проектов.




ОУ

Федеральный

эксперимент

Республиканский

эксперимент

Муниципальный

эксперимент



БСОШ № 1

  1. Профильное и предпрофильное обучение.

  2. КПМО.


Инновационные техно-логии в преподавании предметов в профильных классов.




БСОШ № 2

  1. Профильное и предпрофильное обучение.

  2. КПМО.

Реализация дуального образования через НПО «Сатабыл» в сельской школе.

Лаборатория политехнического образования.



БУГ




Межпредметные проекты как основе формирования и развития креативного мышления.






Кептинская СОШ

    1. КПМО.




Создание образователь-ной среды для самореа-лизации ученика по ин-дивидуальному маршруту в условиях соц. партнера






Маганинская СОШ







Оскуола5а уонна детсадка иитэр-уерэтэр улэ5э норуот педагогикатынан салаллыы.



Кировская СОШ

КПМО.




Организация учебного процесса на основе ИОСО в условиях малокомплектной школы.



Ертская СОШ
  1. Профильное и предпрофильное обучение.


  2. КПМО.




Развитие личности учащихся через формирование математических способностей учащихся.



Магарасская СОШ

  1. Профильное и предпрофильное обучение.

  2. КПМО.

Агропрофилированная школа

Изучение и внедрение личностно-ориентированных технологий.



Кюереляхская СОШ




Создание электронного учебника «Ай-тут».






Атамайская СОШ




Агропрофилированная школа






Джикимдинская СОШ







Школа-мастерская жизни и науки.



БНОШ

  1. ФГОС II поколения.

  2. КПМО.




Этнокультурная самореализация младших школьников в виртуальном мире ИКТ.



ЦДОД



Развитие созидательной активности через творческую деятельность.


Развитие творческих способностей детей через проектную деятельность.


VI. Создание системы межшкольных информационно-образовательных центров является со­ставной частью процесса осуществления политики развития единой образовательной информацион­ной среды с учетом накопленного педагогического опы­та и технических решений в сфере образования. Необ­ходимость развития системы МИОЦ обус­ловлена потребностью решения проблемы доступа к образовательным ресурсам и потребностям повышения квалификации педагогов в сельской местности, требующих объединения усилий территориально удаленных специалистов, нали­чия высокоскоростного доступа к территориально рас­пределенным вычислительным ресурсам.

Основные направления деятельности МИОЦ

  1. Развитие информационных технологий сферы образования:

дальнейшее развитие единой системы информационного и научно-методичес­кого обеспечения образования;

разработка, накопление и внедрение электронных средств поддержки и разви­тия учебного процесса;

дальнейшее развитие системы открытого образования, включая интерактивные дистанционные технологии обучения учащихся образовательных учреждений различного уровня.

2. Повышение квалификации педагогических, административных и инженерно-технических кадров:

обучение педагогических кадров внедрению новых информационных техноло­гий в образовательный процесс;

повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогичес­ких, административных и инженерно-технических кадров на базе МИОЦ и ГОУ ИПКРО.

3. Развитие единой образовательной информационной среды:

создание системы управления и контроля использования информационных ре­сурсов единой образовательной информационной среды;


участие в развертывании образовательной сети на основе системы районных консультативно-сервисных пунктов;

участие в создании муниципального и регионального депозитария электронных учебных материалов, необходимых для обеспечения учебного процесса различ­ных уровней образования;

создание и поддержка образовательных порталов;

интеграция электронных и традиционных учебных материалов в единую обра­зовательную среду.

4. Организация службы сервисного, технического и методического сопровождения:

создание системы информационно-технического, консультативного и техничес­кого сопровождения применения новых и информационных технологий в обра­зовательном процессе и управлении сферой образования;

участие в поддержке и развитии службы сервисного, технического и методи­ческого сопровождения


  1. Организация дистанционного обучения детей-инвалидов.


VI. В центре сетевого взаимодействия, реализующие следующие программы:

  1. Ресурсный центр профильного образования в улусе – МОУ «Бердигестяхская улусная гимназия» на основании договорных отношений с образовательными учреждениями улуса проводит обучающие семинары для учителей-предметников и курсы для выпускников школ по подготовке к ЕГЭ.

  2. Кустовое объединение «Север» (Атамайская, Кюереляхская, Кировская СОШ): «Повышение качества преподавания на уроках», «Усвоение и внедрение новых педтехнологий».

  3. Кустовое объединение «Западный» (Кептинская, Маганинская СОШ). Темы: «Инновационные проекты образования», «Работа с молодыми специалистами».

  4. Кустовое объединение «Южный» (Ертская, Джикимдинская, Магарасская СОШ) Темы: «Взаимодействие молодых педагогов ОУ», «Использование ИКТ на уроках».
  5. Кустовое объединение «Центр» (БСОШ №1, БСОШ №2, БНОШ): «Подготовка к ЕГЭ», «Новые образовательные технологии».



VII. Учебный центр организует обучение для высвобождаемых работников организаций, временно безработных по специальностям, востребованным рыночной экономике. В улусе реализуются учебные программы по специальности «Слесарь-сантехник» на базе МОУ «Бердигестяхская СОШ № 2» совместно с ЯГИТИ, «Овощевод» на базе МОУ «Атамайская СОШ имени В.Д.Лонгинова» совместно с лицеем № 7 г.Якутска. Будут реализованы учебные программы обучающих курсов: «Основы предпринимательской деятельности», «Основы компьютерной грамотности» на базе МОУ ДПОП НИМЦ совместно с фондом предпринимательства Горного улуса. А также будет организовано репетиторство по подготовке ЕГЭ для безработной рабочей молодежи.


План реализации проекта


Этапы

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Подготови-тельный

  1. Формирование модели системы повышения квалификации.

до января 2009 г.

Методисты МОУ ДПОП НИМЦ, руководители ОУ

  1. Сбор информации по образовательным учреждениям о тематике предлагаемых услуг.

  1. Составление календарного графика мероприятий модели системы повышения квалификации по реализации услуг.

  1. Ознакомление ОУ с планом-графиком работы сервисных центров.
  1. Формирование списков слушателей из числа работников ОУ.


  1. Разработка нормативно-правовой базы учебного центра.

  1. Разработка договоров о сотрудничестве с ИПКРО РС(Я), ОУ по повышении квалификации педагогов для высвобождаемых работников.

  1. Разработка программ дополнительного профессионального образования, обу-чающей площадки, опорных площадок, МИОЦ, кафедры инновационной прак-тики, центра сетевого взаимодействия, учебного центра для высвобождаемых работников.

  1. Заключение договоров.

Внедрен-ческий

  1. Анкетирование педагогических работников с целью выявления профессиональных потребностей и формирования контингента слушателей.

2010 до май 2011 г.

Методисты МОУ ДПОП НИМЦ, руководители ОУ

  1. Организация обучающих курсов и семинаров (других форм работы) по предложенным направлениям.

  1. Мониторинг востребованности консалтинговых услуг.

  1. Корректировка тематики и форм проведения обучающих занятий.

  1. Выявление наиболее востребованных консалтинговых услуг модели системы повышения квалификации педагогов, привлечение научных руководителей с целью дальнейшего развития деятель-ности по повышению квалификации.

Обобщаю-щий
  1. Обобщение полученных материалов


май 2011 по январь 2012 г.

Методисты МОУ ДПОП НИМЦ, руководители ОУ

  1. Организация платных образовательных услуг, выход на республиканский уровень.

Механизм реализации проекта


Целевая группа слушателей

Дополн. проф. образ.

Обучающ. пло-щадки

Опорные пло-щадки

МИОЦ

Кафедра иннов.

Центр сетев.

Учебный центр

I. Педагоги с базовой квалификацией

+

+

+

+

+

+

+

II. Вторая квалифика-ция

+

+

+

+

+

+




III. Первая квалифи-кация

+

+

+

+

+

+




IV. Высшая квалифи- кация

+





+

+

+

+




Безработная молодежь










+







+

Высвобождаемые работники

+







+







+



Управление проектом


Структурную основу модели системы повышения квалификации педагогов Горного улуса составляет совет инновационной деятельности, который является органом управления. Совет входят руководитель улусной методической службы, осуществляющий оперативное руководство. В состав совета входят директора и заместители директоров по учебно-методической работе образовательных учреждений, методисты, консультанты, тьюторы, программисты, педагоги, по желанию привлекаются родители и слушатели. В модели системы повышения квалификации педагогов формируются проектные группы, управленческие команды, исследовательские группы. Эффективности в реализации модели системы повышения квалификации можно добиться при обеспечении нормативно-правовых, кадровых, материально-технических, финансовых условий.

Для нормативно-правового обеспечения деятельности по повышению квалификации будут разработаны правовые документы муниципального и учрежденческого уровней, регламентирующие деятельность структур и их элементов, отражающие изменения норм для реализации эффективного повышения квалификации.


Муниципальный уровень:


  • положение о модели системы повышения квалификации;

  • программа развития системы повышения квалификации: дополнительного профессионального образования, обучающей площадки, опорных площадок, МИОЦ, кафедры инновационной практики, центра сетевого взаимодействия, учебного центра для высвобождаемых работников;

  • договор с учреждениями образования, на базе которых создается повышение квалификации.

Учрежденческий уровень:

  • план работы ОУ по повышению квалификации;

  • типовые соглашения (договор об оказании услуг по повышению квалификации);

  • положение о внутришкольной системе повышения квалификации педагогов.

Кадровое обеспечение системы повышения квалификации педагогов осуществляется за счет кадров базового учреждения на условиях заключения трудового договора.

Научно-методическое обеспечение осуществляется через создание единой научно-методической базы, которая позволяет легко ориентироваться в пространстве педагогических новшеств. МОУ ДПОП НИМЦ оказывает базовым учреждениям поддержку посредством исследовательской и экспертной деятельности, помощи в подготовке и разработке программ повышения квалификации, а также посредством создания эффективной информационной поддержки развития системы повышения квалификации в улусе и ОУ.


Результатами мониторинговых исследований в сфере повышения квалификации педагогов о росте качества образовательных услуг, профессионально-личностном развитии педагогов должны стать:

  • создание обновляющегося банка данных об уровне и динамике профессионального развития кадров системы образования, о реальном спросе на предполагаемые образовательные услуги;

  • создание учебно-методических комплектов, электронных образовательных порталов, цифровых образовательных ресурсов.

Ожидаемые результаты


  1. Повышение профессиональной компетентности педагогических и руководящих кадров.

  2. Сформированность творческих педагогических коллективов образовательных учреждений улуса, способных аккумулировать и внедрять инновационный опыт в практику повышения квалификации педагогов.

Критерии эффективности оценки системы повышения квалификации:

  • сохранение ежегодного количества слушателей;

  • рост количества программ по дополнительному профессиональному образованию, разработанных на основе опросов, маркетинга заказа с учетом проблем деятельности ОУ;

  • рост количества педагогов, реализующих систему повышения квалификации на муниципальном уровне;

  • включение в число заказчиков на повышение квалификации учащихся, безработной молодежи и родителей.

Риски и негативные последствия.

Реализация проекта может вызвать следующие негативные последствия:

  • стихийный, спонтанный характер организации системы повышения квалификации как процесса на начальном этапе;

  • приостановление деятельности некоторых образовательных учреждений в случае ненадлежащего исполнения принятых на себе функций либо невостребованности предполагаемых услуг;

  • нежелание некоторых педагогических коллективов заниматься креативной, инновационной деятельностью.

Пути преодоления негативных последствий.

  • четкое планирование системы повышения квалификации;

  • своевременная корректировка планов деятельности ОУ в соответствии с принятыми на себе обязательствами;

  • организация повышения квалификации педагогических и руководящих работников на индивидуальной и дифференцированной основе.


Финансовое обеспечение проекта

Основные направления


Финансовые затраты

Финансовая основа

2009

2010

Муницип

Республ.

  1. Утверждение программ спецкурсов на ученом совете ИПКРО

4,0

4,0

8,0




  1. Проведение авторских курсов учителей высшей категории

10,0

10,0

20,0




  1. Повышение квалификации педагогов на основе модели системы повышения квалификации

40,0

40,0

40,0

40,0

  1. Поддержка научных исследований учителей-соискателей, аспирантов

40,0

40,0

40,0

40,0

  1. Издание научно-педагогических разработок педагогов

25,0

25,0

25,0

25,0

  1. Наградной фонд конкурса педагогических достижений

5,0

5,0

5,0

5,0


  1. Оплата лекторских часов

50,0

50,0

50,0

50,0

  1. Оплата труда научных руководителей

10,0

10,0

10,0

10,0

  1. Оплата труда преподавателей ЯГУ

5,0

5,0

5,0

5,0

  1. Проведение НПК

0

15,0

15,0

0

  1. Мониторинг содержания модели повышения квалификации

12,0

12,0

12,0

12,0

  1. Экспертиза образовательных программ ОУ

15,0

15,0

15,0

15,0

  1. Проведение спецкурсов и авторских семинаров педагогов

20,0

20,0

20,0

20,0

  1. Подготовка пакета документов для руководителей ОУ

2,0

2,0


4,0

0

  1. Проведение проблемных курсов

10,0

10,0

10,0

10,0

  1. Создание банка данных ОУ

10,0

0

10,0

0

  1. Оплата командировочных расходов лекторов

44,0

44,0

44,0

44,0

  1. Стимулирование методистов за индивидуальный вклад в конечные результаты

20,0

20,0

20,0

20,0

ИТОГО:

322

327

353

296

Общая сумма:

649