sotrud.ru 1

Тема: Прикладное программное обеспечение

Цель: дать определение прикладному программному обеспечению, познакомить с программой воспроизведения видео, с программами настройки аппаратной части компьютера, с механизмов выхода в сеть Интернет; развивать логическое мышление; воспитывать культуру поведения.

Оборудование: дидактические материалы, медиапроектор

Ход урока


  1. Организационное начало

Приветствие. Работа с дежурными.

  1. повторительно-обучающая работа

Фронтальное тестирование по теме устройства компьютера.

Подведение итогов этапа.

Используем взаимопроверку и выставление отметок.

3. Работа по осмолению и усвоению нового материала

Сообщение темы и цели урока

Тема нашего урока «Прикладное программное обеспечение». Сегодня мы будем говорить о прикладном обеспечении компьютера, удовлетворяющем информационные потребности человека.

Изложение нового материала

Прикладные программы обычно называют приложе­ниями.

Приложение - это программа, позволяющая поль­зователю обрабатывать текстовую, графическую, числовую, аудио- и видеоинформацию, а также ра­ботать в компьютерных сетях, не владея программи­рованием. Приложение функционирует под управ­лением определенной операционной системы.

Приложения делят на: приложения общего назначения; игры; программы для обучения; приложения специального назначения.

Практически каждый пользователь компьютера нуждается в приложениях обще­го назначения, в которых он создает и редактирует доку­менты различного типа и назначения.

В 40-60-е годы XX века для проведения вычислений на ЭВМ разрабатывались программы, которыми могли пользо­ваться только программисты. В настоящее время существу­ют специальные приложения для обработки числовых дан­ных — калькуляторы и электронные таблицы.


В состав операционной системы Windows входит стандартное прило­жение Калькулятор (рис. 1.42), ко­торое позволяет выполнять арифме­тические действия над целыми числами и десятичными дробями, извлекать квадратные корни, вы­числять проценты, запоминать про­межуточные результаты вычисле­ний и так далее.

В 70-е годы компьютер «научи­ли» работать с текстом, для этого были разработаны специальные приложения — текстовые редакторы. Пользователь полу­чил возможность редактировать и форматировать текстовые документы. В настоящее время большая часть компьютеров и большую часть времени используется для работы именно с текстовыми данными. В состав операционной системы Win­dows входят простейшие текстовые редакторы Блокнот и WordPad.

В 80-е годы XX века были разработаны специальные приложения — графические редакторы, которые позволили создавать и редактировать рисунки. Сейчас существуют раз­личные типы приложений для работы с компьютерной гра­фикой, позволяющие рисовать, чертить, создавать анима­цию и редактировать видео. В состав операционной системы Windows входит графический редактор Paint.

В 90-е годы были созданы звуковые редакторы, позволя­ющие обрабатывать звуковую информацию. Любой пользо­ватель современного персонального компьютера может про­слушивать, записывать и редактировать звуковые данные. В состав операционной системы Windows входит простой зву­ковой редактор Звукозапись, который играет роль цифрового магнитофона и позволяет записывать, редактировать и вос­производить звуковые файлы.

Для воспроизведения звука, анимации и видео были со­зданы специальные приложения — мультимедиа проигры­ватели.

В состав операционной системы Windows входит Проиг­рыватель Windows Media (рис. 1.43), который позволяет ре­гулировать громкость воспроизведения звука, а также раз­мер кадров анимации и видео.

В последние годы широкое распространение получили программы разработки презентаций. Эти программы позво­ляют демонстрировать на экране для большой аудитории слайды, содержащие текст, изображения, анимацию и звук, и используются в процессе выступлений на конференциях, для рекламы товаров на выставках, при объяснении нового материала на уроке и так далее.


Для упорядоченного хранения и обработки больших объемов информации используются базы данных. Приме­ром базы данных может служить база данных «Записная книжка», содержащая упорядоченный перечень людей и ор­ганизаций с телефонами и адресами. Для поиска и сортиров­ки данных используются специальные приложения — сис­темы управления базами данных.

Существуют интегрированные приложения (Microsoft Office и StarOffice), которые включают в себя приложения общего назначения. Они облегчают работу пользователя, так как позволяют легко переходить от одного приложения к другому, а также копировать фрагменты документов из од­ного приложения в другое.

В связи со стремите­льным развитием глобальных и локальных компьютерных сетей все большее значение приобретают различные комму­никационные программы. Для путешествий по Всемирной паутине необходимы браузеры, для работы с электронной почтой — почтовые программы, для общения в Интерне­те — программы интерактивного общения и так далее.

В последнее время разработчики операционных систем включают коммуникационные программы непосредственно в состав операционной системы.

Для профессио­нального использования в различных сферах деятельности квалифицированными пользователями компьютера исполь­зуются приложения специального назначения. К ним отно­сятся системы компьютерного черчения, компьютерные словари и энциклопедии, системы автоматического перево­да, системы распознавания текста, бухгалтерские програм­мы и другие приложения.

Все больше пользователей применяют обучающие про­граммы для самообразования или в учебном процессе. Прежде всего, это электронные учебники и репетиторы, те­сты по различным предметам, конструкторы и так далее.


Достаточно большое число пользователей начинают зна­комство с компьютером с компьютерных игр, которые быва­ют самых различных типов: логические, стратегические, имитаторы-тренажеры и так далее.

Текст, изображение, рисунок, презентация или чертеж, созданный в приложении общего или специального назначе­ния, называются документом.

4. Практическая работа.

Сообщение задания

Практикум №4.

Вводный инструктаж

Проговариваем этапы выполнения работы.

Самостоятельная работа учащихся.

Рассаживаются за компьютеры и приступают к работе.

5. Итог урока

Фронтальный опрос:


  1. Каковы основные типы программного обеспечения компьютера?

  2. В чем состоит основное различие между операционной системой и прикладными программами?

  3. Какие приложения относятся к прикладным программам общего назначения?

  4. Какие приложения относятся к прикладным программам специ­ального назначения?

6.Задавание на дом. П. 1.5.2