sotrud.ru 1




Программа одобрена

педагогическим советом школы

протокол №1 от

______________

Утверждаю:

Директор МБОУООШ

имН.М.Новикова с.Плёсс

_______( Шубина О.Г.)





Образовательная программа

По курсу «Основы выбора профиля обучения» в 9 классе


.


.

Пояснительная записка.


Основная цель изучения данного курса- сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах.

В ходе занятий по этому разделу решаются следующие задачи:

  • Обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности,профессиях, карьере

  • Сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий,сфер трудовой деятельности к человеку

  • Развивать представления о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации

  • Воспитывать уважение к рабочему человеку.



Перечень знаний и умений,формируемых у учащихся.

Учащиеся должны знать:

  • Уровень развития своих профессионально важных качеств

  • Сферы трудовой деятельности, правила выбора профессии.карьеры

  • Значение правильного самоопределения для личности и общества

  • Возможности человека в развитии различных профессионально важных качеств.

Учащиеся должны уметь:

  • Осуществлять самоанализ развития своей личности
  • Проводить профессиографический анализ профессий и соотносить требования профессий к человеку с его личными достижениями




Тематический план курса





тема

Количество

учебных


часов

1

Внутренний мир человека и система представлений о себе

3

2

Профессиональные интересы и склонности

3

3

Способности, условия их проявления и развития

3

4

Природные свойства нервной системы

3

5

Психические процессы и их роль в профессиональной деятельности

3

6

Мотивы ,ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении

3

7

Профессиональные и жизненные планы .профессиональная пригодность.

3

8

Здоровье и выбор профессии

4

9

Отрасли общественного производства профессии,специальности,должности


5

10

Профессиональная проба

5



Содержание курса.


1.Внутренний мир человека и система представлений о себе.- 3ч.

Сущность концепции «Я».Самооценка и ее роль в проыфессиональном самоопределении личности. Методика определения уровня самооценки.

2.Профессиональные интересы и склонности- 3ч.

Сущность понятий «профессиональный интерес», «склонности». Выявление и оценка профессиональных интересов с помощью методик «Карта интересов», «Дифференциально- диагностический опросник\ ДДО\ коммуникативных, организаторских склонностей \ КОС-1\.

Способности ,условия их появления и развитие -3ч.

Понятие о задатках и способностях личности. Деятельность как важнейшее условие проявления и развития способностей.Выявление и оценка математических способностей,уровня интеллектуального развития. Методики «Числовые ряды», «Быстрый счёт», тесты Айзенка.

Природные свойства нервной системы-3ч.

Темперамент , черты характера и их проявление в профессиональной деятельности.Выявление типа темперамента. Тест Русалова.

Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении- 3ч.

Восприятие ,внимание, память, мышление. Выявление и оценка уровня кратковременной наглядно-образной памяти \ методика КНОП\, пространственных представлений \ методика «Кубика Кооса\, внимания \ тест Бурдона, «Красно-черная таблица»\ мышления \методики ШТУР,тесты Амтхауэра,Равена\.

Мотивы,ценностные ориентации и их роль в проофессиональном самоопределении-3ч.

Выявление ведущих мотивов деятельности \методика ДВМ\ Сущность понятий «мотивы», «ценностные ориентации». Условия их формирования. Классификация мотивов деятельности и ценностных ориентаций в профессиональном самоопределении и служебной карьере.


Профессиональные и жизненные планы, профессиональная пригодность- 3ч.

Профессиональные и жизненные планы, их взаимосвязь и взаимообусловленность.Профессиональная деятельность и карьера.Профессиональная пригодность. Тест Холланда.

Здоровье и выбор профессии- 4ч.

Здоровье как условие высокоэффективной профессиональной деятельности. Взаимосвязь и взаимообусловленность здоровья и выбора профессии, карьеры. Важнейшие характеристики здоровья человека. Реакция на различные раздражители\ звуковой, тепловой, световой\. Выявление и оценка реакций с помощью универсального рефлексометра.

Координация движений, динамический и статический тремор рук и профессиональная деятельность.Выявление и оценка координации движений и тремора рук с помощью тремокоординаметрии.

Глазомер и его роль в профессиональной деятельности. методики и оценки пространственного и линейного глазомера.

Отрасли общественного производства. Профессии,специальности, должности-5ч.

Производство средств производства.Роль тяжелой промышленности и сельского хозяйства. Структура тяжелой промышленности. Добыча сырья и топлива и добывающие отрасли промышленности.Металлургия,производство конструкционных материалов. Машиностроение. Приборостроение.Химическое и биологическое производство .Строительство .Сельское хозяйство. Легкая промышленность,полиграфия,транспорт. Сфера услуг.Торговля.ЖКХ и бытовое обслуживание. Системы передачи информации:телефонная связь,радиосвязь, радиовещание, телевидение, просвещение,наука,культура,медицинское обслуживание.

Классификация профессий по отраслям, предметам,целям, орудиям и условиям труда.Профессии типов «человек-человек», «человек-техника», «человек- природа», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ». Формула профессии. Деловая игра «Профессиональное лото». Пофессиограмма и психограмма.Проектирование профессионального плана и его коррекция с учетом рынка труда.Занятость и самозанятость. Профессиограммы наиболее распространенных профессий.


Профессиональная проба -4ч.

Роль профессиональных проб в профессиональном самоопределении. Уточнение профессиональных интересов с помощью опросника профессиональной готовности \ ОПГ\.


Утвержаю:

Директор школы______\ О.Г.Шубина\

Календарно-тематическое планирование по предмету

«Основы выбора профиля обучения». В 9 классе на 17часов.



Темы занятий

Кол-во

часов

Дата

проведения

Фактически дано




Внутренний мир человека и система представлений о себе . 2 часа










1

Сущность концепции «Я». Самооценка и её роль в профессиональном самоопределении.

1







2

Методика определения уровня самоподготовки.

1










Профессиональные интересы и склонности .2 часа








1


Профессиональные интересы и склонности

1







2

Дифференциально-диагностический опросник.Карта интересов.

1










Способности,условия их проявления и развития.

3 часа










1

Понятие о задатках и способностях личности

1







2

Методика «Числовые ряды», «Быстрый счёт»

1







3

Тесты Айзенка

1










Природные свойства нервной системы.3 часа










1

Темперамент,черты характера и их проявление в профессиональной деятельности


1







2

Выявление типа темперамента

1







3

Тест Русалова

1










Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении . 3 часа










1

Восприятие,память,внимание,мышление

1







2

Выяление и оценка уровня кратковременной наглядно-образной памяти ( методика КНОП)

1







3

Методика «Кубики Кооса»

1










Мотивы,ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении. 3 часа








1

Классификация мотивов деятельности

1







2

Сущность понятия «ценностные ориентации»

1







3

Анкета мотивов выбора профиля

1










Профессиональные и жизненные планы. Профессиональная пригодность. 3 часа.










1

Профессиональные и жизненные планы,их взаимосвязь и взаимообусловленность

1







2

Профессиональная деятельность и карьера.

1







3

Профессиональная пригодность.Тест Холланда

1








Здоровье и выбор профессии. 4 часа










1

Здоровье как условие высокоэффективной профессиональной деятельности.Виды профессий и специальностей.

1







2

Важнейшие характеристики здоровья человека.Реакции на различные раздражители \ звуковой,тепловой,световой\

1







3

Задания на выявление индекса здоровья

1







4

Глазомер и его роль в профессиональной деятельности .Методики и оценки глазомера

1










Отрасли общественного производства . Профессии,специальности,должности. 5 часов










1

Сферы и отрасли профессиональной деятельности

1





2

Профессии,специальности,должности

1







3

Классификация профессий по целям,отделам, отраслям

1







4

Профессиограмма и психограмма

2










Профессиональная проба. 4 часа










1

Роль профессиональных проб в профессиональном самоопределении

1







2

Уточнение профессиональных интересов с помощью опросника профессиональной готовности \ ОПГ\

3